Внеклассное чтение "Три злодейства" (урок по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"; 9-й класс)
“Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства”, - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у***ского посланника с Лизаветой Ивановной. “Молодая мечтательница”, проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает “мазурочную болтовню” кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: “У этого человека по крайней мере три злодейства на душе”.
Начать урок, на мой взгляд, лучше всего инсценировкой этого эпизода, которая позволит учащимся погрузиться в глубины сюжетной стихии повести.
После чего последует опорный вопрос:
Какие три злодейства совершил Германн?
Его постановка придает уроку, в центре внимания которого три главных образа – Германн, Лизавета Ивановна и графиня, - целостность и завершенность. Красной нитью пройдет этот вопрос через весь урок, и, словно бусинки, нанижутся на него результаты совместной моей работы и учащихся. Я позволю надолго сохранить в памяти все то, что станет литературоведческим открытием.
Ученики легко “открывают” первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна вызывает их горячее сочувствие. Внимательно читаем строки, посвященные судьбе героини (II гл.: “В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…”; “Лизавета Ивановна была домашней мученицей”).
Внеклассное чтение "Три злодейства" (урок по повести
А.С. Пушкина "Пиковая дама"; 9-й класс)
“Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства”, небрежно роняет Томский о Германне, танцуя
на балу у***ского посланника с Лизаветой Ивановной. “Молодая мечтательница”, проявляющая в силу своего
зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает “мазурочную болтовню”
кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: “У этого человека по крайней мере три
злодейства на душе”.
Начать урок, на мой взгляд, лучше всего инсценировкой этого эпизода, которая позволит учащимся погрузиться
в глубины сюжетной стихии повести.
После чего последует опорный вопрос:
Какие три злодейства совершил Германн?
Его постановка придает уроку, в центре внимания которого три главных образа – Германн, Лизавета Ивановна и
графиня, целостность и завершенность. Красной нитью пройдет этот вопрос через весь урок, и, словно
бусинки, нанижутся на него результаты совместной моей работы и учащихся. Я позволю надолго сохранить в
памяти все то, что станет литературоведческим открытием.
Ученики легко “открывают” первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна вызывает их горячее
сочувствие. Внимательно читаем строки, посвященные судьбе героини (II гл.: “В самом деле, Лизавета Ивановна
была пренесчастное создание…”; “Лизавета Ивановна была домашней мученицей”).
“Пренечастное создание”, “домашняя мученица” анализируя эти пушкинские характеристики героини,
попробуем разобраться, что же толкнуло её откликнуться на домогания “влюбленного” военного инженера.
“Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест”, около которых увивались “расчетливые
молодые люди”. Так пишет Пушкин. А может быть, эти мысли принадлежат самой девушке?
Лизавета Ивановна – безответная жертва. Германн насмеялся над ней, растоптыл её чувство, скажут
ученики.
Предостерегая от прямолинейности в характеристике героини, учитель напоминает: “Она была самолюбива,
живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, с нетерпением ожидая избавителя”. Посоветуюсь с
учениками: может быть, трагедия Лизаветы Ивановны в том, что она также не свободна от расчета?
“Вы чудовище!” восклицает она в финале IV главы, которую можно прочитать по ролям (Лизавета Ивановна,
Германн и “за автора”) или сделать инсценировку, которая по моему мнению – один из самых действенных
методических приемов в преподавании литературы.
Именно инсценировка (в любой форме) помогает ученикам наглядно увидеть героев произведения, что
называется, “живьем”, позволяет преодолеть барьер между кажущимся сухим книжным вымыслом и
увлекательной для подростка реальной жизнью.
“Где же вы были?” “испуганным шепотом” спросит ученица, исполняющая роль Лизаветы Ивановны.
“…Германн пожал её холодную безответную руку, поцеловал её наклоненную голову и вышел”.
Важно, чтобы занимательность в ходе инсценировки не восторжествовала над содержательностью.
Возвращаем учеников из области наблюдений в область размышлений:
Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний
было проникновение в дом?
Несомненно. И поцелуй доказывает это. Что же помешало ему полностью отдаться возникшему чувству? Ответ
звучит из уст Лизаветы Ивановны: “Деньги, вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и
осчастливить его!”.
С каким чувством “бедная девушка” простилась с Германном?Её “холодная безответная рука” (удивительно точная художественная деталь!) говорит о многом. О чем думала в
этот момент Лизавета Ивановна, если учесть, что впоследствии она вышла замуж “за очень любезного молодого
человека”, который имел “порядочное состояние”?
Без труда определяют учащиеся и “вторую жертву” Германна: старухаграфиня! Ученики пересказывают II
главу, которая повествует о её жизни, знакомит с особенностями характера персонажа, останавливаются на
отношении к нему автора. Затем ребята слушают монолог Германна (V гл.: “Для кого вам беречь вашу тайну…”).
Следует обратить их внимание на слова героя: “Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу
тайну”.
Итак, кто же третья жертва Германна? Вопрос “коварный”, открывающий обширное поле для предположений и
размышлений подростков. В случае, если предыдущая работа отняла слишком много времени, он может стать
домашним заданием (письменным или устным), к выполнению которого учащихся надо хорошо подготовить,
искусно подведя к мысли, которая пока очевидна только для учителя: “третья жертва” сам Германн.
Еще раз вспомнив слова, сказанные героем старухе, и его потаенные мысли, которые неожиданно открылись
Лизавете Ивановне, перейдем к чтению отрывка “Германн был сын обрусевшего немца…” (II гл.)
“Он расчетлив, вот и все!” характеризует его Томский.
Все ли? – обращаюсь к классу.
Может случится так, что вопрос окажется не под силу ребятам. Но и в этом случае не следует отказываться от
“усложнений” беседы. Дополнительные вопросы способны помочь учащимся отыскать правильный ответ на
главный вопрос.
Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу?
Читается отрывок “Черные глаза его сверкали изпод шляпы…”
Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?
В чем заключалась притягательность его писем для Лизаветы Ивановны?
Один из учеников декламирует отрывок: “Германн их писал, вдохновенный страстию, и говорил языком, ему
свойственным: в них выражалась и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения”.
Так исподволь подводим ребят к ответу:
Германн был не только расчетлив. Пушкин заострял на этом внимание: “Он имел сильные страсти и огненное
воображение…”
Именно огненное воображение и заставило героя перечеркнуть жизненный ориентир, который он сам для себя
создал: “Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты”.
Ученики отметят решительность Германна, суровость его души. Особый разговор состоится о том, как алчность,
жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные чувства: ни сомнений, ни угрызений
совести, ни тем более раскаяния. У Германна “профиль Наполеона” бесчувственный профиль, словно
отчеканенный на расхожей монете.
Соединение корыстолюбия с огненным воображением приводят Германна к трагическому концу: человеку с
душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести “покой и независимость”, он
вынужден до конца своих дней беспокойно повторять названия трех роковых карт…