Введение
В последние годы Министерством образования России принят ряд документов, определяющих новые цели, задачи и направления совершенствования образовательного процесса в школе. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированный в общий процесс обучения и развития.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформированы важнейшие задачи воспитания: “Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.
Итак, возрождение духовно-нравственного воспитания является одной из актуальных проблем современности.
Обществу нужны люди умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира, заботиться о ее преумножении, преданные родному дому, семье, стране. Политическая и экономическая ситуация в России может стабилизироваться в единственном случае - играть грамотное, граждански активное ответственное поколение.
Я согласна с мнением президента, что в школе надо обучать воспитывая.
В 2004 году мною была разработана воспитательная программа “Лестница успеха”, в основе которой лежит поэтапное становление личности.
2004-2005 |
5кл. |
семь - Я |
2005-2006 |
6 кл. |
Я - в мире; мир - во мне |
2006-2007 |
7 кл. |
Я - гражданин |
2007-2008 |
8 кл. |
Я и культура |
2008-2009 |
9 кл. |
Я и моя профессия |
2009-2010 |
10 кл. |
Я и мое окружение |
2010-2011 |
11 кл. |
Я и мое будущее |
И в основу этой программы мною были положены тематические уроки внеклассного чтения.
Моё педагогическое кредо раскрывают слова В. А. Сухомлинского: “От педагога
зависит, чем станет сердце ребёнка- нежным цветком или засушенной корой.”
Именно литература обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, формирует высокие человеческие качества, предоставляет образцы нравственного поведения.
Уроки внеклассного чтения используются для реализации воспитательной цели, а конкретно, для воспитания духовно-нравственного гражданина своей страны.
Цели и задачи
Руководствуясь требованиями государственной образовательной политики, взяв за основу Государственную программу “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, опираясь на воспитательную программу “Лестница успеха” я определила для себя следующие цели:
- воспитать высокие нравственные и эстетические идеалы;
- сформировать гражданское отношение к Отечеству; помочь учащимся осмыслить себя как часть своей Родины, ее гражданина и патриота;
- сформировать у учащихся чувство любви, преданности своей семье;
-отобрать и систематизировать к урокам внеклассного чтения художественные произведения, имеющие воспитательное значение.
Для того чтобы достичь этих целей, мне необходимо решить ряд задач:
- формирование чувства ответственности за все окружающее: семью, друзей, школу, страну;
- воспитание способности к эстетическому восприятию культуры, произведений искусства и литературы, бережного отношения к истории;
- формирование творческих способностей учащихся;
- накопление художественных текстов, имеющих воспитательное значение;
- отслеживание результатов воспитательной работы;
Так как в мою педагогическую систему легло и обучение и воспитание, то мне нужно было руководство принципами:
- принцип целостности. Обучение и воспитание должны стать единой системой. То, что мы читаем на уроках внеклассного чтения, должно найти отражение в жизни;
- принцип гуманизации. Он помогает учащимся правильно ориентироваться в системе ценностей.
- принцип развития творческих способностей. Это принцип предполагает выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей в различных направлениях творческой деятельности.
- принцип субъективности. Учащийся осознает свое “Я” в связях с другими людьми и миром, осмысливает свои поступки, предвидит их последствия.
Тематическое планирование уроков внеклассного чтения
Уроки внеклассного чтения, имеющие важное место в воспитательной работе, рассчитаны на 12 учебных часов.
Система работы по воспитанию и обучению через внеклассное чтение и внеклассные мероприятия – это кропотливый и поэтапный процесс.
Способы и средства достижения целей.
Для достижения поставленных целей, для решения задач я использую различные технологии, формы и методы работы:
Тематическое планирование уроков внеклассного чтения рассчитано на 12 учебных часов
Ведущая идея: воспитание чувства гордости за семью, родной дом.
Тема урока |
Содержание |
Форма урока |
Форма контроля |
“Мой дом – моя крепость” |
Пословицы и поговорки о семье, родном доме, родителях |
Викторина на знание пословиц |
Продолжи пословицу |
“Дом, семья, счастье” |
Сказка народов Северного Кавказа “Общее счастье” |
Диспут “Что такое счастье” |
Сочинения “что такое счастье” |
“Красота человека” |
О. Уайльд “Мальчик – звезда” |
Беседа на тему “Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри” |
Оформление читательского дневника |
“История рода – история страны” |
Пряхин Г.В. “Побили Ваську” (повесть) |
Урок размышления |
Оформление читательского дневника, сочинение “Я и моя страна” |
“Нет ничего превыше слова – Мать!” |
Стихотворения о маме |
Внеклассное мероприятие |
Выучить стихотворение, оформит стенгазету “Моя мама самая. Самая” |
“Детство” |
М.Трубина “Детство”, Л.Н. Толстой “Детство” |
Читательская конференция |
Оформление читательского дневника |
Григорий Луч “Приемная дочь” |
Григорий Луч “Приемная дочь” |
Обмен мнениями |
Викторина по пройденным произведениям, оформление читательского дневника |
Судьба человека |
М. Шолохов “Судьба человека ” |
Работа с текстом в парах. Отношение к мальчику: автор Андрей Соколов |
Составление кластера |
Мой старший брат |
Владислав Насущенко “Мой старший брат” |
Обмен мнениями |
Оформление читательского дневника |
Наши родители |
К. Паустовский “Телеграмма” |
диспут |
Оформление читательского дневника |
Моя семья – моя радость |
Стихотворения о семье, родном доме |
Литературно-музыкальная композиция |
Выучить стихотворения, песни |
Вывод: сформировано бережное отношение к родному дому; чувство любви к семье, своим родителям; понимания того, что каждый несет ответственность за свой дом, свою семью, класс, школу.
6 класс
Ведущая идея: Я – в мире; мир – во мне.
Воспитание духовно-нравственных ценностей, любви к окружающим людям, чувства заботы о близких людях, чувства сострадания, милосердия.
Кол-во часов |
Тема урока |
Содержание |
Форма урока |
Форма контроля |
1 ч. |
Друг познается в беде |
Пословицы и поговорки о друге, дружбе, взаимопомощи |
Викторина на знание пословиц |
Сочинение по выбранной пословице |
1 ч. |
“Твой выбор – человек!” |
“Тридцать зерен” Е. Носов |
диспут |
Оформление читательского дневника |
1 ч. |
Для чего нужны правила? |
Н.А. Кун “Пять веков” Р. Киплинг “Кошка, гулявшая сама по себе” |
Диспут на тему |
Сочинение “Зачем нужны правила?” |
1 ч. |
След звезды |
В. Кузнецов “След звезды” |
Обмен мнениями |
Сочинение “мое место в этом мире” |
1 ч. |
“Спешите делать добро” |
А. Куприн “Чудесный доктор” |
Урок размышление |
Устный рассказ “Моя помощь ближнему” |
1 ч. |
Терпение и труд рядом идут |
Ева Лисина “Кусок хлеба” |
Беседа |
Оформление читательского дневника |
1 ч. |
Жестокие игры |
“Чучело” А. Железников |
Читательская конференция |
Оформление читательского дневника |
1 ч. |
Каждый выбирает… |
Ф. Искандер “Возмездие” (рассказ) Ю. Левитанский “Каждый выбирает для себя” |
Читательская конференция |
Оформление читательского дневника, комплексный анализ текста |
1 ч. |
По принципу гуманности |
М. Пришвин “Голубая стрекоза” |
Обмен мнениями |
Ответить на вопросы |
1 ч. |
Какой ценой? |
Алексин “Безумная Евдокия” |
Урок размышления |
Оформление читательского дневника |
2 ч. |
Я - подросток |
Л. Нечаев “Прекрасная второгодница” Л. Симонова “Круг” |
Обмен мнениями |
Оформление читательского дневника Сочинение “Вокруг меня - мир” |
Вывод: у детей сформирована правильная ориентация на важнейшие общечеловеческие ценности; любовь, дружбу, взаимопонимание, трудолюбие, милосердие, гуманность.
Результативность
Для того чтобы определить результаты моей работы, использую приемлемые методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, творческие работы, рисунки и т. д.
Ребята моего класса активны на уроках и участвуют во всех внеклассных мероприятиях школы. (1 место в конкурсе чтецов, 1 место в школьном турслете, 3 место в конкурсе “Светлячок”, 2 место в конкурсе “Дети и книги”, 1 место в конкурсе патриотической песни “Я люблю тебя, Россия”, Машкова Елена – 3 место в районном конкурсе творческих работ “Сердце матери” в номинации “Все краски жизни для тебя…”, Миронова Ирина – 3 место в районном конкурсе письменных работ по книге Д. С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”, Федорова Ольга – 1 место в районном конкурсе письменных работ по книге Д. С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”, 2 место в районной олимпиаде по русскому языку.
Уроки внеклассного чтения в системе с воспитательными мероприятиями существенно обогащают духовно-нравственные мотивы становления личности. В целом ребята стали серьезнее, ответственнее. Они свободно высказывают свое личное мнение по обсуждаемым вопросам, с желанием выполняют письменные творческие работы, индивидуальные задания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.