Внеклассное мероприятие « Войной расстрелянные строки» (Памяти поэтов, погибших на смоленской земле)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
20.03.2017
Внеклассное мероприятие
« Войной расстрелянные строки»
(Памяти поэтов, погибших на смоленской земле)(9класс)
Цели:
познакомить с биографией и поэзией поэтов, погибших на смоленской земле во время Великой Отечественной войны
Осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны
Развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Совершенствовать умение публичного выступления, выразительного чтения,
Развивать память, поисковую компетенцию;
Пробудить чувства сопереживания, гордости за жизнь и подвиг молодых поэтов, благодарности защитникам Родины.
Урок Литература Смоленщины Microsoft Office Word.docx
МБОУ Павловская СШ
Внеклассное мероприятие
« Войной расстрелянные строки»
(Памяти поэтов, погибших на смоленской земле)
Подготовила учитель русского языка и литературы
Берлинская П.В.
2016 Войной расстрелянные строки
(Памяти поэтов, погибщих на смоленской земле)
Подготовка к уроку
За две недели до данного мероприятия ученикам надо было подготовить
сообщения о поэтах, погибших на Смоленщине, используя учебное пособие
«Литература Смоленщины», ресурсы Интернета (5 мин.); найти фотографии
поэтов (в учебники их нет); выписать понравившиеся строки стихов, оформить их
для выставки; подобрать музыкальное сопровождение – песни о войне; сделать
макет памятника. Каждый приготовил выразительное чтение стихотвоения
наизусть.
Цели:
познакомить с биографией и поэзией поэтов, погибших на смоленской
земле во время Великой Отечественной войны
Осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой
Отечественной войны
Развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Совершенствовать умение публичного выступления, выразительного
чтения,
Развивать память, поисковую компетенцию;
Пробудить чувства сопереживания, гордости за жизнь и подвиг молодых
поэтов, благодарности защитникам Родины.
Оформление и оборудование:
Компьютер
записи песен о войне
творческие проекты учащихся
портреты поэтовфронтовиков
цитаты – строки стихов
свечи, подсвечники, спички
макет памятника
Вступление
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы прикоснемся к тому далекому от нас времени, когда от
каждого человека зависело будущее не только нашего государства, но и всего
мира. Мы
познакомимся с короткими, трагическими биографиями молодых поэтов и их
стихами, «оборванными пулей…». Совсем не случайно русская литература бережно хранит их, так как в этих
строках запечатлено само время и мужество тех, кто так и не стал выдающимся
поэтом, но был мужественным солдатом Великой Отечественной.
Произведения о войне по прошествии лет обладают силой исторического
документа. Читая их сейчас, мы приобщаемся к подвигу нашего народа. Мир, за
который было отдано столько миллионов человеческих жизней, должен помнить
и чтить своих защитников.
Поэзия в годы войны занимала огромное место в духовной жизни миллионов
людей, укрепляла веру в победу, учила не терять в себе человека в этих
страшных, нечеловеческих условиях
Поэтыфронтовики... У всех были свои планы, мечты… Но разве можно мечтать
о чёмлибо, когда опасность пришла к самому порогу Родины! Многие не
вернулись домой. Они погибли, освещая своим подвигом путь к сегодняшней
поэзии.
Звучит песня из к/ф «Офицеры»
1 ведущий. Священна память о павших.
Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за
свободу и независимость нашей Родины.
Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?..
2 ведущий. Имена... Имена... Имена... Все молодые, талантливые, жадные до
жизни, преданные Родине и поэзии. Ведь что ни фамилия, что ни строчка то
молодая, оборванная войной жизнь.
1 ведущий. Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, писавшего даже в гитлеровском
застенке. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Это звание присвоено и Борису Котову, погибшему в боях при форсировании
Днепра, и Хусену Андрухаеву, погибшему в первый год войны.
2 ведущий. Другие не удостоились этого звания, но они и без звания были
Героями: под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убит в боях под
Смоленском Борис Богатков, не вернулся из полёта в первый день войны Борис
Шашков, в боях под Смоленском убит Николай Майоров, под Сталинградом погиб
Михаил Кульчицкий.
1 ведущий. Витаутас Монтвила, Али Шогенцуков и Дмитрий Вакаров замучены в
концлагерях...
2 ведущий. При всех различиях, при всем несходстве творческого почерка их
роднит одно, они были едины в главном: одинаково не мыслили своей жизни вне
того, чем жил весь народ, своей судьбы вне судьбы народной. И когда грянула
война, на зов Родины они ответили одинаково.
И жизнь их продолжается. В собственных биографиях, ставших легендами, в
стихах о любви и верности Отечеству.
1 ведущий. Пусть не всем им поставлены памятники. Разве в этом дело?
Главный памятник, главный обелиск им всем – это их поэзия. Вчитаемся в стихи
повнимательнее: за ними живые, трепетные души тех, кто ушел "не долюбив, не
докурив последней папиросы".
Давайте вспомним о них, чьё, творческое движение было прервано войной. Они
заслуживают этого. (Из предисловия Сергея Михапкова к сборнику "До последнего дыхания" )
2 ведущий. …Строка, оборванная пулей… Сколько строк оборвали пули,
сразившие молодых поэтов, не реализовавших свой дар! Но всётаки они успели
создать стихи и песни, поднимавшие дух солдата, помогавшие не только
военному поколению, но и послевоенному…
Но не только эта скорбная дата объединяет их. Много общего в их судьбах.
Короткая, но героическая жизнь каждого из них не могла пройти бесследно.
1 ведущий. Память о фронтовых поэтах жива в сердцах людей, жизнь их
продолжается в стихах. Недаром же в стихотворении, написанном в 1941 году,
Вячеслав Николаевич Афанасьев (1903 – 1943) сказал:
Беспокойное и жгучее –
Что там, в сердце, в глубине:
Или молодость кипучая
Возвращается ко мне?
Что ж, пути ей не заказаны…
Друг далёкий, подходи!
Сколько слов ещё не сказано,
Сколько песен впереди!
Слово о Вячеславе Афанасьеве.
Выступающий подходит к доске, прикрепляет на макет памятника табличку с именем поэта.
Закончив выступление, зажигает свечу и уходит на место.
Звучит песня «Журавли»
2 ведущий.
До Великой Отечественной войны в Советском Союзе
насчитывалось 2186 писателей, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с
войны – 417.
Они погибли слишком рано.
Но не только эта трагическая судьба 20летних волнует нас.
Волнуют и их стихи, даже тогда, когда мы осознаем их несовершенство.
Волнует потому, что в них запечатлены характер, мысли и чувства целого
поколения, запечатлены цельно и неповторимо…
Это было поколение тех, кто ценой своей жизни спас страну от фашистского
рабства.
Выступающий подходит к доске, прикрепляет на макет памятника табличку с именем поэта.
Закончив выступление, зажигает свечу и уходит на место.
Слово о Николае Майорове
1 ведущий. Они не вернулись с поле боя… Молодые, сильные,
жизнелюбивые… непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о
светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими
из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них
написано:
Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя … до вечного огня…
Звучит песня «В осеннем парке»
Слово о Борисе Богаткове
Выступающий подходит к доске, прикрепляет на макет памятника табличку с именем поэта.
Закончив выступление, зажигает свечу и уходит на место.
Звучит песня «У эшелона обнимемся»
1 ведущий. Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю.
Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей… За них стихи
продолжают сегодня жить, любить и бороться. Погибшие поэты, как и десятки
тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо
много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.
Выступающий подходит к доске, прикрепляет на макет памятника табличку с именем поэта.
Закончив выступление, зажигает свечу и уходит на место.
Слово о Борисе Шашкове
Учитель. Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили
жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена
героев минувшей войны. Великая Отечественная…. Закончился наш рассказ о
тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и
не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи.
Трагична их судьба. Они отдали жизнь ради того, чтобы мы могли радоваться
чистому небу, яркому солнцу, мирному времени. Хотелось бы, чтобы поэзия не
оставила вас равнодушными, чтобы вы росли добрыми, отзывчивыми, с любовью
относились к своей Родине, а в трудную минуту смогли бы встать её на защиту.
Звучит песня из к/ф «Офицеры»
Творческое домашнее задание.
Создать синквейн, своё стихотворение или иллюстрацию на тему урока.
Внеклассное мероприятие « Войной расстрелянные строки» (Памяти поэтов, погибших на смоленской земле)
Внеклассное мероприятие « Войной расстрелянные строки» (Памяти поэтов, погибших на смоленской земле)
Внеклассное мероприятие « Войной расстрелянные строки» (Памяти поэтов, погибших на смоленской земле)
Внеклассное мероприятие « Войной расстрелянные строки» (Памяти поэтов, погибших на смоленской земле)
Внеклассное мероприятие « Войной расстрелянные строки» (Памяти поэтов, погибших на смоленской земле)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.