Внеклассное мероприятие по литературному чтению на тему:«В мире басен И.А. Крылова».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель внеклассного мероприятия по предмету: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова. Планируемые образовательные результаты Предметные: - расширить представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова. – проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы. – проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, отрабатывать навыки выразительного чтения басен. Метапредметные: – развитие речи и творческого мышления обучающихся; – формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание. Личностные: – развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль; – привитие интереса к чтению классической литературы. Форма внеклассного мероприятия: игра. Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Возрастная категория: 3 класс. Средства наглядности и оборудование: – Раздаточный материал: карточки с названиями животных. – Зрительная наглядность “Презентация к уроку”, аудиозапись басни. – Компьютер, проектор. – Портрет И.А.Крылова - Иллюстрации к басням - Выставка книг И.А.Крылова. Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку. Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.А.Крылов
Иконка файла материала конспект.docx
Цель внеклассного мероприятия по предмету: обобщить и систематизировать знания  учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова. Планируемые образовательные результаты Предметные:  ­ расширить представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова. – проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы. – проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, отрабатывать навыки  выразительного чтения басен. Метапредметные: – развитие речи и творческого мышления обучающихся; – формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких  навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное  высказывание. Личностные: – развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль; – привитие интереса к чтению классической литературы. Форма внеклассного мероприятия: игра. Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично­поисковый. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Возрастная категория: 3 класс. Средства наглядности и оборудование: – Раздаточный материал: карточки с названиями животных. – Зрительная наглядность “Презентация к уроку”, аудиозапись басни. – Компьютер, проектор. – Портрет И.А.Крылова ­ Иллюстрации к басням ­ Выставка книг И.А.Крылова. Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку. Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.А.Крылов Ход мероприятия I. Организационный момент. Активизация познавательной деятельности учащихся. 1­ Здравствуйте, ребята! Мне хочется начать наше мероприятие с таких строк: Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. (Отрывок из басни «Лисица и виноград» читает ученица 3 класса) ­ Ребята, кто автор этих строк? (Иван Андреевич Крылов) ­ Правильно. Иван Андреевич Крылов ­ великий русский баснописец. Посмотрите на доску  (ВОЛЫРК НАВИ) именно так сначала подписывал свои работы никому неизвестный Иван  Андреевич. И сегодня мы с вами окунемся в мир его прекрасных басен. Как вы считаете,  почему же Крылова называют великим баснописцем? Дети: Басни Ивана Андреевича Крылова знают не только русские люди. Они переведены на  разные европейские языки. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык,  русскую природу, русское искусство. Он обогатил русский язык. Русскую речь крылатыми,  остроумными выражениями, сравнениями. Дети: Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с  недостатками т пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его  оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить. ­ Ребята, вы знакомились на уроках литературного чтения с творчеством И.А.Крылова. И  сегодня мы проведем внеклассное мероприятие в форме игры – викторины по его басням.   II.Повторение литературоведческих терминов. ­ Что такое басня? (Басня ­ это короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым  моральным выводом, придающим рассказу аллегорический (иносказательный) смысл.  Главными героями басни являются животные, растения, люди. ­ Каковы же особенности басен? Дети: интересный короткий занимательный сюжет;мало описаний;много диалогов;героев  обычно несколько;главный герой выражает основную идею;героями являются животные,  растения, вещи, птицы, рыбы;басни обычно пишутся в стихотворной форме;используется  прием иносказание;в начале или в конце сформулирован вывод­мораль (мораль ­ нормы  поведения людей, нравственное наставление автора); высмеиваются человеческие пороки. ­ Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях? (Лесть, ложь, глупость, лень,  безнравственность, невежество, хвастовство) III. Викторина по басням И.А. Крылова 21 задание: «Крылатые выражения». Басни Крылова, по выражению Гоголя, ­ это «Книга мудрости самого народа».  Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Так писал о Крылове М.Исаковский, а вы согласны со словами поэта? Почему мы говорим ,  что слова из басен Крылова стали “крылатыми выражениями”? ­ Многие слова и выражения из произведений И.А.Крылова стали «крылатыми», т. е. со  страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал  великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль. Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами” и вы объясняете их смысл:  А Васька слушает да ест.  Кукушка хвалит Петуха за то,что хвалит он Кукушку.  А воз и ныне там.  Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться? 2 задание: «Половинки». Соедините половинки и вы сможете прочитать названия животных. 3 задание “Загадочные животные”. 1) Каждой команде предстоит разгадать, названия каких животных “спрятались” здесь.  (Муравей, Мартышка, Ворона, Соловей, Стрекоза, Кукушка, Лисица) 2) Какими чертами характера наделил И.А.Крылов своих героев?  4 задание: «Герои басен». Отгадайте, о каком герое басни идет речь? …Лето красное пропела, оглянуться не успела… (Стрекоза) …То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…(Мартышка) Ты виноват уж тем ,что хочется мне кушать… (Волк) И вместе трое все в него впряглись… (Лебедь, щука и рак) 5 задание: «Подбери пару». 3Помогите герою басни найти свою пару. (Чиж ­ Голубь, Моська – Слон, Повар – Кот, Ворона – Лисица, Ягненок – Волк, Кукушка –  Петух. Муравей – Стрекоза, Мартышка – Медведь) 6 задание: «Герои говорят» Отгадайте, кто так говорил? Из какой басни этот герой? ­Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье моё С песком и илом?(Волк, «Волк и Ягненок») ­Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица… (Лисица, «Ворона и Лисица») ­Все про очки лишь мне налгали; А проку нá волос нет в них…(Мартышка, «Мартышка и очки») ­Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? (Муравей, «Стрекоза и Муравей») Физкультминутка.     ­Итак, мы вспомнили героев басен и.А. Крылова. Если этот персонаж отрицательный, дети  вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный –  руки скрещиваются на груди (обнимаем героя). Муравей, Волк, Стрекоза, Лисица, Мартышка, Ягненок, Соловей, Осёл, Свинья. 7 задание: «Иллюстрации к басням» Угадайте, к каким басням сделаны следующие иллюстрации («Квартет», «Волк на псарне», «Слон и Моська», «Осёл и Соловей) 8 задание: «Соберите пазл» Вам предлагаются разрезные картинки. Соберите пазл и получите сцену из басни  И.А.Крылова. Отгадайте название басни. (Слон и Моська, «Ворона и Лисица») 9 задание: «Из какой басни этот предмет?» Сыр – «Ворона и лисица» Воз – «Лебедь, щука и рак» Скрипка – «Квартет» 4Очки – «Мартышка и очки» Зеркало – «Зеркало и обезьяна» Виноград – Лисица и виноград» 10 задание: «Узнай басню» 1. Вещуньина* с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, ­ И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(«Ворона и лисица») 2. «Эх, эх! – ей Моська отвечает. – Вот то­то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!»(«Слон и Моська») 3. Но что же, возвратясь, он видит? На полу Объедки пирога; а Васька­Кот в углу, Припав за уксусным бочонком, Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. «Ах ты, обжора! Ах, злодей! – Тут Ваську Повар укоряет.(«Кот и повар») «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, ­ Им отвечает Соловей, ­ А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».(Квартет») 11 задание: «Фразы из басен» Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение. А ларчик … что лает на слона 5Чтоб музыкантом быть … Знать, она сильна… Оглянуться не успела … Хоть видит око … …просто открывался …так надобно уменье …да зуб неймёт Чем кумушек считать трудиться … …что хочется мне кушать А Васька слушает … …всё в музыканты не годитесь А вы, друзья, как ни садитесь … …не лучше ль на себя кума, оборотиться Когда в товарищах согласья нет… …да ест Ты виноват уж тем… Сыр выпал… …с ним была плутовка такова …на лад их дело не пойдет …как зима катит в глаза 12 задание: «Знатоки басен И.А.Крылова» Проверка знания текста басни “Мартышка и очки”. Каждая команда получает тексты басни “Мартышка и очки”, часть слов пропущена и задача  учеников – восстановить текст басни. Басня Мартышка и Очки Мартышка к ____________ слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести __________. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к _______ их прижмет, то их на хвост нанижет, То их ___________, то их полижет; Очки _______________ никак. "Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне _______________; А проку на­волос нет в них". Мартышка тут с ______________ и с печали О камень так хватила их, Что только_______________ засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — __________не зная ей, ___________про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. IV. Инсценирование басен И.А.Крылова (13 задание) ­ Сейчас нам предстоит посмотреть отчет творческих групп. Вы готовили инсценирование  басен по своему выбору. 6V. Память благодарных читателей. Памятник И.А.Крылову в Санкт­Петербурге.  В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в  бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого  постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.  Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная  любовь! Памятник И.А.Крылову в Москве.  В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову  работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна. Баснописец сидит в окружении героев своих произведений: “Слон и моська”, “Ворона и  Лисица”, “Квартет”, “Мартышка и очки”и многие другие. VI. Подведение итогов урока. – Чему учат нас басни И.А.Крылова? Дети: Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки  и подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его  басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова ­  значит, стать умнее, узнать что­то новое и важное о себе и людях. ­ С того дня, когда Крылов писал басни, прошло более 200 лет, а они живут, их знает, любит  и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящие, поэтически сильные  и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. Дедушка Крылов  по­прежнему царствует над басенным миром. А наша литературная игра доказала, что вы  настоящие знатоки басен И. А. Крылова. Слово жюри, подведение итогов. Объявление результатов соревнования между командами. Оценивание актеров. 7

Посмотрите также