Внеклассное занятие "Народы Поволжья"
Оценка 4.8

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир +1
Взрослым
01.06.2018
Внеклассное занятие "Народы Поволжья"
Внеклассное занятие "Народы Поволжья" направлено на формирование представления о народах Поволжья; на знакомство учащихся с национальным составом, одеждой, творчеством народов. На протяжении всего занятия ребята работают в группах. Мероприятие начинается с приема критического мышления "Верно ли ли?"• Учащиеся должны научится осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы (в том числе и сети Интернет).
внеклассное занятие.docx
Внеклассное занятие по теме «Народы Поволжья». Цель занятия:  формировать  представление о народах Поволжья;  познакомить  с национальным составом, одеждой, творчеством народов. Планируемые результаты:  Предметные:  изучение национальной одежды, знакомство с элементами творчества  народов.  Личностные:   формирование положительного отношения к исследовательской  деятельности.  Метапредметные: Познавательные УУД:  осуществление поиска нужной информации для выполнения учебного  исследования с использованием учебной и дополнительной литературы  (в том числе и сети  Интернет);  построение логических  рассуждений, анализа,  включающее  установление причинно ­ следственных связей. Регулятивные УУД:  планирование своих действий с учетом поставленных учебных задач;  формирование контрольно ­ оценочной деятельности: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения  каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.  Коммуникативные УУД:  умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение,  оказывать необходимую взаимопомощь. Оборудование: ПК с выходом в сеть Интернет, учебная презентация,  оценочные листы работы в группах, лист продвижения учащихся, ватман с  заготовками для творческой группы. 1. Мотивация к учебной деятельности. Ход занятия. Что мы родиной зовем? Дом, в котором мы растем, И березки, вдоль которых, Взявшись за руки, идем. Что мы родиной зовем? Край, где мы с тобой живем, И рубиновые звезды, Звезды мира над кремлем! У меня вопрос серьезный, Поскорей ответ мне дай, Одним словом как назвать мне Наш любимый всеми край? ­ Ребята, кто понял, о чём идёт речь в этом стихотворении?  ­ Каким образом мы можем найти информацию о нашем крае? В ходе коллективного обсуждения называются основные исследовательские методы:     подумать самостоятельно спросить у другого человека прочитать в журналах и статьях  получить информацию в сети Интернет ­ А что мы можем узнать о нашем крае? (о народах, обычаях, традициях)  ­ Мы сегодня на занятии проведем информационное исследование: как можно больше узнаем о нашем крае.   ­ Какую учебную задачу поставим перед собой? (приём ключевых – опорных слов) УЗНАТЬ…        (о народах, которые проживают на территории Поволжья) ПРОВЕСТИ…  (исследование на данную тему) СДЕЛАТЬ…     (выводы, обобщение) ОЦЕНИТЬ…     (свою деятельность)  2. Актуализация знаний. Вспомним, почему эту территорию называют Поволжье? оо Пов лжье Волги.    — в широком смысле — вся территория, прилегающая к течению ­ Много веков назад на этой территории проживало очень мало людей, край представлял   из   себя   неисследованный   регион,   с   середины   16в   территория Поволжья   вошла   в   состав  России   и   русские   переселенцы   начали   освоение новых территорий. ­Какие национальности проживают на территории Поволжья? ­А что такое национальность? (посмотрим в словаре, в интернете). ­Каков национальный состав Ульяновской области? ­Прочитаем в «Азбуке юного ульяновского школьника». ­У   нас   в   классе   учатся   дети   разных   национальностей.   А   чем,   по   вашим наблюдениям, они отличаются? ­Правильно! Во – первых, люди разных национальностей друг от друга родным языком. Во­ вторых, своей внешностью, характером. В – третьих, обычаями, традициями,     национальной   одеждой,   национальной   кухней   и   т.д.,   т.е. культурой. ­ Возьмите индивидуальные листы (лист продвижения с другой стороны) и ответьте на следующие вопросы значками:   (+)  ­   согласен (­)   ­  не согласен (?)   ­ не уверен, но хочу узнать  1. Верно   ли,   что   сарафан,   кокошник,   калфак       ­   элементы   русского национального костюма? (­) 2. Верно   ли,   что   туникообразная   белая   холщовая   рубашка,   шупар   ­ элементы чувашского  национального костюма? (+) 3. Верно ли, что кульмек ­ элемент татарского национального костюма? (+). Мы с вами вернемся к ответам попозже. 3. Поиск решения проблемы, открытие новых знаний. (Работа в группах).  Группа 1.  Работа со статьёй или поиск информации в сети «Интернет». Учащиеся   делают   пометки   в   тексте   карандашом   (выбирать   нужно только необходимую информацию)   ­ Найдите в данных статьях ответы на эти вопросы:  Русский костюм.   Женская   одежда   в  основном  состояла из  белой  льняной  рубахи  и  яркого сарафана, вышитого орнаментом. Сарафан обязательно подвязывали пояском. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" ­ защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или   слова:   "Дарю   в   день   ангела",   "Спаси   Бог».   Потерять   пояс,   означало опозориться.   Отсюда   выражение:   "Без   креста,   без   пояса"   (быть бессовестным).   Поверх   сарафана   в   праздники   надевали  душегрейку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине. Завершением женского   костюма   был  кокошник –  самая   его   нарядная   часть.  Первый   раз кокошник   одевали в   день   свадьбы,   затем   носили   его   по   большим праздникам до   рождения   первого   ребенка.   После   этого   женщины   носили платки.  Мужской русский национальный костюм состоял в основном из рубаки, как правило,   косоворотки,   украшенной   по   вороту,   подолу   и   концам   рукавов вышивкой   или   ткачеством,   которая   надевалась   поверх   штанов   и подпоясывалась тканым или плетёным поясом. Штаны заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. 1. Какую одежду носили женщины? 2. Какую одежду носили мужчины? 3. Традиционный вид обуви. Группа 2.  Работа со статьёй или поиск информации в сети «Интернет». Учащиеся   делают   пометки   в   тексте   карандашом   (выбирать   нужно только необходимую информацию)   ­ Найдите в данных статьях ответы на эти вопросы:  Татарский костюм.  Женский   костюм   состоял   из   свободной   расширяющейся   книзу  просторной рубахи   (кульмек),   сшитой   из   однотонных   тканей   –   атласа,   тафты,   парчи, шелка, сатина со стоячим воротом и разрезом на груди и камзола. Камзол надевался поверх кульмека и представлял собой удлиненный жилет, плотно облегающий тело до талии и широкими фалдами к низу. Её шили из тяжёлых тканей:   бархата,   сукна,   парчи   и   т.д.   Борта,   подол,   рукава   могли   быть украшены   позументом,   галуном,   птичьими   перьями   и   мехом.   Женщины носили однотонные штаны. Головной убор – калфак, разных размеров и цвета, украшались орнаментами золотошвейной вышивкой, но с шитьем жемчугом, аппликацией   и   т.д.   Также   всё   это   сочетается   с бисером, высокохудожественными ювелирными украшениями.  Основой   мужского   татарского   костюма   являются   рубаха   и   штаны.   Рубаха была широкая и длиной до колен. Никогда не имела пояса. Рукава широкие и длинные. В татарских костюмах разрез делали на правой стороне груди. Этим и отличается их крой от русских рубах. Штаны представляли собой поясную одежду, характерную для тюркоязычных народов. Для пошива использовалась полосатая ткань. На голове носили тюбитейку, сшитую из плотной ткани и богато   украшенной   вышивкой.   Узорные   сапоги   были   составной   частью костюма женщин и мужчин. 1. Какую одежду носили женщины? 2. Какую одежду носили мужчины? 3. Традиционный вид обуви. Группа 3.  Работа со статьёй или поиск информации в сети «Интернет». Учащиеся   делают   пометки   в   тексте   карандашом   (выбирать   нужно только необходимую информацию)   ­ Найдите в данных статьях ответы на эти вопросы:  Чувашский костюм. Обожествляя   явления   природы,   древние   предки   чувашей   отразили   свои языческие   представления   в   орнаменте   одежды   и   украшениях.   Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой   холщевой   рубашки   и   целой   системы   вышитых,   бисерных   и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные   уборы   и   украшения   из   бисера   раковин   и   монет.   В   отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.  Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. Одной   из   самых   интересных   принадлежностей   мужской   одежды   являлся шупар   ­   халат   из   домотканого   белого   холста.   Холщевая   белая   рубаха, туникообразной   формы   с   косой   застежкой   воротника,   подпоясанная   1­2 поясами 1. Какую одежду носили женщины? 2. Какую одежду носили мужчины? 3. Традиционный вид обуви. 4.Первичное закрепление. Каждая   группа   знакомит   класс   с   результатами   своей   работы.   Оценивают работу группы по критериям  (+, +/­ , ­ ): ­  Подведем   итог  нашей   работы.  Вот какую информацию  мы  получили  из разных источников.   (Показ слайдов во время выступления групп). 5. Физкультминутка.  ­ А теперь немного отдохнём и поиграем в чувашскую игру «Пустая изба»  Игроки становятся в круг на расстоянии 3­4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу. Правила   игры.   Игроки   меняются   избами   только   после   сигнала   «В   путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы. 6. Работа в парах. Собери пословицу и объясни её смысл. Сила волка – в зубах, сила человека – ….(в труде). Татарские  У обмана… (ноги коротки). Без туда и… ( зайца не поймаешь). Пусть будет сто друзей, …(нежели сто рублей). Чувашские  Что посеешь, то… (и взойдёт). Разрушить легко, а… (построить труднее). Без труда не… (выловишь и рыбку из пруда). Русские  Будешь долго мучится – что – нибудь… (получится). В чужом глазу… (соринку видим, а в своём бревна не  замечаем). 7. Закрепление изученного материала. У   каждого   народа   есть   свои   любимые   сказки,   которые   вводят   в   мир волшебства,   фантазии   и   многообразия   родного   края.   Давайте   посмотрим отрывок из татарской сказки ««Три сестры» Просмотр мультфильма. ­ Чему учит эта сказка? (учит отзывчивости, доброте, милосердию к самому близкому на свете человеку – маме) ­ А если бы я не сказала, что это татарская сказка, можно было бы её назвать русской, чувашской? ­А   чему   учат   эти   сказки?   (быть   добрыми,   справедливыми,   помогать   друг другу, выручать из беды, уважать старших) ­В   сказках   добро   всегда   побеждает   зло,   независимо   от   того,   какой   народ сочинил   их.   И   чтобы   добро   действительно   побеждало   зло,   я   предлагаю собрать каждой группе сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы   будете   работать   в   группе   дружно   и   относится   к   друг   другу доброжелательно. Дети в группах складывают «пазлы» и получается сердце.  ­Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Давайте с вами вернёмся к началу нашего занятия и проверим себя правильно ли вы ответили на вопросы. 1. Верно   ли,   что   сарафан,   кокошник,   калфак       ­   элементы   русского национального костюма? (­) 2. Верно   ли,   что   туникообразная   белая   холщовая   рубашка,   шупар   ­ элементы чувашского  национального костюма? (+) 3. Верно ли, что кульмек ­ элемент татарского национального костюма? (+). 7. Подведение итогов. Рефлексия. ­ Какие знания открывали на занятии? Как ты думаешь? ­ Как мы достигли этой цели? Твое мнение? ­ Какую отметку мы поставим себе в последней графе «Листа продвижения»? (+, +/­, ­) И закончить наше занятие хочу такими строками: Дружба всех народов не просто слова, Дружбою народов сила наша велика.

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"

Внеклассное занятие "Народы Поволжья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018