Внеурочная деятельность как важный аспект инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность как важный аспект инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
изобразительное искусство
Взрослым
10.01.2021
Внеурочная деятельность как важный аспект инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Внеурочная деятельность как важный аспект инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы художественной студии «Павлин»).
Внеурочная деятельность как важный аспект инклюзивного обучения детей с ОВЗ.docx

 

Юлия Петровна Зайкова,

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ «Перспектива»

Центрального округа, г. Новосибирска

http://i391.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=413221619282&photoType=0 

Внеурочная деятельность как важный аспект инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы художественной студии «Павлин»).

 

С 2011 года в Новосибирской области реализуется региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»  Школа «Перспектива»  стала одной из площадок для реализации этого проекта.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех.

Понятие «социализация» рассматривается как усвоение индивидом социальных норм и ценностей, так и активное воспроизведение общественных отношений. Г. М. Андреева дает следующее определение: «Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

В школе «Перспектива» каждый ученик с ограниченными возможностями здоровья имеет свой индивидуальный образовательный маршрут, состоящий из трёх модулей: первый модуль, психолого - педагогическое сопровождение, второй модуль индивидуальный учебный маршрут, третий модуль индивидуальный маршрутный лист социализации (социальная карта школьника). Остановимся на третьем модуле.

 

 

Проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ»

Индивидуальный образовательный маршрут

(очная, дистанционная, семейная)

Модуль 1.

Психолого  педагогическое сопровождение

Модуль 2. Индивидуальный учебный маршрут

 

Модуль3.

Индивидуальный маршрутный лист социализации (социальная карта школьника)

 

·        диагностика;

·        коррекция;

 

 

·        индивидуальная форма;

·        классно –урочная;

·        комбнированная

 

·        внеклассная деятельность;

·        работа с родителями;

·        внешкольная деятельность

 

В индивидуальный маршрутный лист социализации входит внеклассная деятельность, внешкольная деятельность, работа с родителями. В рамках данной статьи хотелось бы подробней рассмотреть первый блок социальной карты школьника, внеклассную деятельность.

 

Социальная карта школьника

Внеклассная деятельность

 

Внешкольная деятельность

 

Работа с родителями

 

1. «Павлин»

2. «Мир творчества»;

3. «Волшебная мастерская»;

4. «Мой первый проект»;

 

1.Проведение праздников

2.Конкурсы.

3. внеклассные часы

 

1.Экскурсии

2.Акции

3.Музеи

4.Библиотеки

5. Театры

6. Выставки

7.Научные конференции

8. Олимпиады

1.Родительская школа

2. Социальный паспорт семьи

3. План – график индивидуальной работы с семьёй.

4. Акт обследования семейно – бытовых условий ребёнка.

5. Программа родительского сопровождения индивидуального развития ребёнка.

6. Лист учёта индивидуальной и групповой работы с родителями учащегося.

 

Внеклассная деятельность является одним из эффективных методов по социализации детей, ориентированная на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели.

Художественная деятельность, спортивные соревнования, общественные мероприятия играют важную роль социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместное выполнение всех выше перечисленных видов деятельности позволяет ориентироваться в качествах личности другого человека, быстрее и успешнее освоить социальный опыт, развить коммуникативные способности, способствует формированию отношения к окружающей действительности. Учитель выступает в такой деятельности как направляющий, который создает ситуацию успеха ученику с ограниченными возможностями здоровья и в то же время обеспечивает его активность, основываясь на удовлетворении его актуальных потребностей.

«Хорошее социальное развитие обеспечивает только активная, эмоционально окрашенная деятельность, в которой ученик реализует свои возможности и проявляет себя как личность. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, в условиях инклюзивного обучения, а активность личности в совместной деятельности».

В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Как осуществляется, вся внеклассная деятельность, в данной статье, мы рассмотреть, не сможем, в связи с тем, что блок очень объёмный, в реализации его принимают участие все преподаватели начальных классов. В рамках данной статьи рассмотрим деятельность художественной студии «Павлин». Работа студии входит в блок внеклассной деятельности. Рассмотрим подробнее, как происходит социализация на занятиях по рисованию? Что мы делаем на уроках изо творчества чтобы для детей с ОВЗ социализация проходила успешно?

1. Программой предусмотрены коллективные формы работы. Групповая работа проводиться с детьми разного возраста, учащимися в разных классах. Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности договариваться, доказывать свою точку зрения.

2. Участие в праздниках, проводимых в школе, является важной составляющей деятельности художественной студии. Рисунки к праздникам: День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т. д. используются при оформлении интерьера школы к празднику, часто работы детей становятся подарком их родителям. 9 мая учащиеся дарят свои рисунки ветеранам, что создает у детей особое ответственное отношение к созданию рисунка. На занятиях ведется обсуждение истории самого праздника, (ученики готовят сообщение, которое зачитывают перед всей группой). Полученные сведения, а также впечатления создают условия для того, чтобы ученик осознанно подошёл к выполнению работы. Данный вид деятельности  придает большую эмоциональную наполненность полученным на школьных уроках знаниям о значимых для общества событиях и датах.

3. Участие в районных «Пожарная безопасность глазами детей», «Самый лучший мир» городских, всероссийских («Мир русского слова», «Волшебный мир сказок братьев Грим»), а так же международных конкурсах «Международный художественный конкурс Космос и Я», который организует музей города Новосибирска, позволяет ученику чувствовать себя успешным значимым в коллективе. По итогам каждого конкурса ученик получает диплом, либо благодарственное письмо, которое вручаются в торжественной обстановке в присутствии других учеников. Грамоты и дипломы хранятся в портфолио детей. Участие в конкурсах позволяет увидеть уровень мастерства других детей даёт возможность сопоставить своё творчество с творчеством своих сверстников из других коллективов.

4. Ученики посещают художественный музей. Им рассказывают о жизни и творчестве художников, учат по-другому смотреть на художественные произведения, что способствует обобщению школьных знаний, значительно расширяет их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка.

5. Подготовка декораций к театральным выступлениям одна из сторон деятельности художественной студии «Павлин». При создании ведется групповое обсуждение распределение обязанностей. В соответствие с запросам театральной постановки дети ищут необходимые материалы в интернете, библиотеке, дома (например; как выглядит ледяной замок для Снежной королевы? Как показать лес листе бумаге? Как выглядит ступа для бабы-Яги?).   По найденным материалам создаются индивидуальные творческие эскизы. После того как эскизы готовы выполняется совместная работа по рисованию декораций.

На занятиях изобразительного искусства у учеников формируются умения воспринимать окружающий мир, произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно нравственные ценности, дети духовно обогащаются.

Рассмотрев более подробно, как происходит социализация на уроках рисования можно сделать вывод: Ученики с ограниченными возможностями здоровья при помощи дополнительного образования могут почувствовать свою значимость, успешность в коллективе, что является необходимым условием для социализации школьника.

Список литературы

1. Дорожин, Ю.В. Простые узоры и орнаменты. – М.: «Мозаика-синтез», 2005.

 2. Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства М: Владос, 2004.

3. Конышева М.Н. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы  - 2000.

4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика ее преподавания в начальной школе. – М.: «Академия», 2008.

 5. Стрелкина, В.Л. «Нетрадиционная техника изо деятельности в школе» - 2007.

6. Стрелкина, В.Л. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007.

7. Успенская, Е.Е., Ивахнов А.В. “Искусство батика”, -М.: “Внешсигма”, 2000.

8. Ячменёва, В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М.: 2003.


 

Юлия Петровна Зайкова, Учитель начальных классов

Юлия Петровна Зайкова, Учитель начальных классов

Проект «Обучение и социализация детей с

Проект «Обучение и социализация детей с

Художественная деятельность, спортивные соревнования, общественные мероприятия играют важную роль социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Художественная деятельность, спортивные соревнования, общественные мероприятия играют важную роль социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Космос и Я», который организует музей города

Космос и Я», который организует музей города

Стрелкина, В.Л. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007

Стрелкина, В.Л. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021