Внеурочная деятельность курса "Каллиграфия" в 1 классе
Оценка 5

Внеурочная деятельность курса "Каллиграфия" в 1 классе

Оценка 5
Образовательные программы
docx
05.04.2021
Внеурочная деятельность курса "Каллиграфия" в 1 классе
Одной из главных задач современной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфически правильного письма. Эта задача наполняется еще более глубоким содержанием, так как, кроме достижения чисто учебных целей, сам процесс такого письма служит важным средством формирования грамотности, развития эстетических вкусов, речи, волевых интеллектуальных качеств младших школьников.
каллиграфия.docx

Филиал МОУ «СОШ п. Кушумский»  в с.Верхний Кушум Ершовского района Саратовской области .

 

 

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Каллиграфия»

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Рындин Г.В.

учитель начальных классов

 

 

 

 

2017

Пояснительная записка

Актуальность программы

 

     Одной из главных задач современной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфически правильного письма. Эта задача наполняется еще более глубоким содержанием, так как, кроме достижения чисто учебных целей, сам процесс такого письма служит важным средством формирования грамотности, развития эстетических вкусов, речи, волевых интеллектуальных качеств младших школьников.

     Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс. Подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.

       В период школьного обучения каллиграфия, прямо или косвенно, взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствует выстраиванию устойчивых межпредметных связей.

 

Программа разработана для учащихся 1 классов

 

Цель программы:

Формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма.

Задачи программы:

Обучающие:

Учить писать быстро, правильно, красиво.

Формировать гигиену письма; умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма.

Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться.

 

Программа курса «Каллиграфия» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности по 1 часу в неделю всего 33 часа в 1 классе.

 

 

 

Общая характеристика курса.

 

Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.

Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Достижение цели по формированию графически правильного, чёткого, достаточного скорого письма зависит от решения многих задач, встающих перед учителем.

Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения

Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.

Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты.

Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется , приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учётом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребёнка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.

Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв.

Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс  письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки.

Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии.

 

Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:

1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.

2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.

3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.

5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы.

6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе.

 

Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Метапредметные:

 

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

 

Предметные:

анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам. Составлять алгоритм предстоящих действий. Объяснять последовательность своих действий;

моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные буквы и цифры, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;

группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых элементов, по сходству, обозначаемых ими звуков;

осознавать смысл написанного;

контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом. Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв).

 

 

 

 

Контроль и оценка планируемых результатов.

 

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

 

Итоговый контроль в формах:

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- конкурсы;

- выставки.

 

Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

 

Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

 

1. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа.

2. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.

3. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).

4. Карнаухова Г. И. Красиво писать — красоту творить //Начальная школа. — 1997. №5. С. 37-39

5. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.

 

Тематическое планирование 1 класс

 

 

 

Тема

Количество часов

 

Дата проведения

План

Факт

1

Ориентирование на листе бумаги

1

 

 

2

Большие и малые прямые наклонные линии

1

 

 

3

Прямая линия с закруглением внизу

1

 

 

4

Прямая наклонная  линия  с закруглением внизу

1

 

 

5

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу

1

 

 

6

Большой и маленький овалы

1

 

 

7

Большие и малые полуовалы

1

 

 

8

Линия с петлёй вверху и внизу

1

 

 

9

Петля на линии строки

1

 

 

10

Малая и большая пламевидные прямые

1

 

 

11-12

Группа букв: и, ш; И, Ш; п, р, т, г

2

 

 

13

Группа букв: л, м, Л, М, я, Я

1

 

 

14

Группа букв: у, ц ,щ, Ц, Щ, Ч, ч

1

 

 

15

Группа букв : с, С, е, о, О, а, д, б

1

 

 

16

Группа букв : ь, ъ, ы, в

1

 

 

17

Группа букв: Н, Ю, н, ю, К, к

1

 

 

18

Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х,Ф

1

 

 

19

Группа букв: Ф, Г,У, Т,П, Б, Р, Д

1

 

 

20

Написание соединений: ол, ом, оя, об, од,оф

1

 

 

21

Написание соединений: ок, он, оп, ос, ож, оз, ог

1

 

 

22

Написание соединений: ое, ой,оц,ош, ощ

1

 

 

23

Написание соединений: аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас

1

 

 

24

Написание соединений: ие, ий, иц, ищ

1

 

 

25

Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег, еж, оз

1

 

 

26

Рациональные способы соединений в словах

1

 

 

27

Письмо  соединений: яб, яр, яв,ят

1

 

 

28

Письмо трудных соединений: юз, юг, юж,ют, юн

 

 

 

29

Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье

1

 

 

30

Написание заглавных и строчных букв

1

 

 

31

Написание соединений Оо, Сс,Ээ

 

 

 

32

Работа по устранению графических недочётов

 

 

 

33

Творческая мастерская «Волшебная ручка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование кружка «Веселые штрихи»

 

1 класс

 

п/п

 

Тема занятия

 

Количество часов

 

Дата

 

Занятие – знакомство с новым видом деятельности. Правила работы с трафаретом. Выполнение композиции из геометрических фигур. Штриховка.

 

1

 

 

 

Построение из геометрических фигур по трафарету, штриховка. Кораблик.

 

1

 

 

 

Построение из геометрических фигур по трафарету, штриховка. Гусеница.

 

1

 

 

 

Построение из геометрических фигур по трафарету, штриховка. Зонтик.

 

1

 

 

 

Построение из геометрических фигур по трафарету, штриховка. Ракета.

 

1


 

Филиал МОУ «СОШ п. Кушумский» в с

Филиал МОУ «СОШ п. Кушумский» в с

Пояснительная записка Актуальность программы

Пояснительная записка Актуальность программы

Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей

Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей

Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения

Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения

Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии

Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения…

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения…

Составлять алгоритм предстоящих действий

Составлять алгоритм предстоящих действий

Итоговый контроль в формах: - практические работы; - творческие работы учащихся; - конкурсы; - выставки

Итоговый контроль в формах: - практические работы; - творческие работы учащихся; - конкурсы; - выставки

Большие и малые прямые наклонные линии 1 3

Большие и малые прямые наклонные линии 1 3

Календарно – тематическое планирование кружка «Веселые штрихи» 1 класс п/п

Календарно – тематическое планирование кружка «Веселые штрихи» 1 класс п/п

Количество часов Дата Занятие – знакомство с новым видом деятельности

Количество часов Дата Занятие – знакомство с новым видом деятельности

Построение из геометрических фигур по трафарету, штриховка

Построение из геометрических фигур по трафарету, штриховка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2021