ДОКЛАД
на методическом объединении
учителей русского языка и литературы по теме:
«Современные проблемы воспитания языкового эстетического идеала в контексте модернизации образования при обучении русскому языку"
Учитель русского языка и литературы:
Малышко Таисия Юрьевна
... Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, выразительности, о вместительности своего родного языка.
Н. К. Рерих
Вынесенные в эпиграф слова Н. К. Рериха воспринимаются в наши дни удивительно современно и своевременно, поскольку они созвучны позиции, утверждающейся в школьном преподавании русского языка, суть, которой заключается в том, что нельзя сформировать языковую личность с ценностным взглядом на язык без познания его эстетической стороны.
По существу речь идет о необходимости воспитания у школьников языкового эстетического идеала, о приобретении ими убеждения, что родной язык не только универсальное средство общения людей, познания окружающего мира, национально-культурное наследие, но и эстетический феномен, способный вызвать языковое эстетическое чувство. Сформированность языкового эстетического идеала проявляется в умении оценивать родной язык и родную речь по законам прекрасного.
Уникальность русского языка как учебного предмета в пробуждении и воспитании у школьников эстетических чувств, эстетических переживаний и эстетического идеала очевидна: на уроках русского языка в качестве средств обучения используются разные эстетические объекты: художественный текст, произведения изобразительного искусства, музыка, произведения декоративно-прикладного творчества, компьютер и т. д., а также словесный материал, отражающий представления об эстетическом идеале в окружающем мире, природе, искусстве, человеке. Привлечение столь широкого диапазона видов искусств в рамках одного учебного предмета, безусловно, способствует развитию сенсорной культуры учащихся (чувства ритма, чувства формы, чувства цвета и др.), их ассоциативного мышления, творческого воображения и в целом повышению уровня эстетической и речевой культуры. Однако подчас за разнообразием используемых средств на уроке теряется главное — сам язык, который не осознается учащимися как эстетическое явление и первооснова литературы.
Необходимость решения многих вопросов эстетического познания школьниками русского языка диктуется сегодня целым рядом факторов.
Во-первых, это характер современной социокультурной ситуации, в которой развивается ученик. Характерными чертами ее являются либерализация и расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры, изменение эстетического вкуса носителей языка и в известном смысле утрата эстетического языкового идеала. Думается, что целесообразно связывать решение проблем повышения уровня речевой культуры учащихся с решением вопросов формирования у них языкового эстетического идеала.
Во-вторых, современная методическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность и основу для формирования у школьников ценностных ориентации, повышающих гуманистическое, а следовательно, и эстетическое отношение к действительности, искусству, миру, человеку и языку (М. Т. Баранов, М. Р. Львов, А. Д. Дейкина, Е. А. Быстрова и др.).
В-третьих, утверждение в школьном преподавании русского языка приоритетных позиций текста как средства и предмета обучения, его лингвистического и лингвостилистического анализа (Н. М. Шанский, А. Д. Дейкина, А. Ю. Купалова, Н. А. Ипполитова, Т. М. Пахнова и др.).
Существенным фактором следует признать и создание новых интегративных курсов «Русская словесность», «Стилистика и культура речи», «Стилистика русской речи», отчасти «Школьная риторика», получивших в ряде средних учебных заведений статус учебного предмета или факультатива.
Задача развития у школьников языкового эстетического идеала (представлений о прекрасном в языке и речи) получила также отражение в программах по русскому языку.
Одной из стержневых линий учебной работы на уроках русского языка должно стать формирование у школьников представлений об эстетической функции русского языка, воспитание эстетического отношения к языку и речи, одним из ожидаемых результатов которого явится развитый языковой эстетический идеал.
В работах философов и лингвистов справедливо утверждается, что национальный язык (а не только его часть — литературный язык) обладает эстетическими качествами, поэтому к нему применимы эстетические категории. Вопрос о наличии эстетической функции русского языка положительно решался в трудах философов и языковедов А. А. Потебни, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Б. А. Ларина, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Р. А. Будагова и др.
В их работах исследовалась эстетическая функция языка художественной литературы, интерес к которой не угасает в научных кругах и по сей день.
Для формирования у школьников способности оценивать образцовую и несовершенную речь по эстетическим критериям необходимо обращаться к языковым средствам, выражающим в языке категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низкого, комического и серьезного. Иными словами, учебная работа по формированию языкового эстетического идеала у школьников должна быть направлена на то, чтобы стала понятна мысль: эстетическая природа родного языка — это следствие духовно-нравственной жизни русского народа, его ментальности, извечного стремления к совершенству и духовности во всем. Само понятие красоты для русского человека давно слилось с нравственными понятиями добра, истины, блага. Убежденность личности в том, что эстетические и нравственные понятия тесно связаны, помогает оценить по достоинству значение русского языка как национально-культурного феномена. Формирование и развитие у школьников языкового эстетического идеала следует сочетать с решением задач мировоззренческого и культуроведческого плана в обучении русскому языку, с духовно-нравственным воспитанием. В этой работе большую помощь окажет обращение к высказываниям писателей, ученых, к анализу художественных текстов.
Познавательный материал текстов, проникновенное слово учителя должны способствовать формированию грамотного отношения к народному слову как сокровищнице национального языка и источнику обогащения литературного языка.
Как приблизить учащихся к осмыслению того, что язык — эстетический феномен?
Необходима систематическая работа по формированию у школьников умения находить нужные примеры в образцовом и несовершенном текстах, оценивать использование речевых средств выразительности, создавать свои творческие работы, отвечающие эстетическим нормам. Поэтому, при изучении разделов науки о языке следует показать учащимся выразительные возможности языковых единиц в речи. Этот аспект получает все большее отражение в ряде учебников по русскому языку, в частности, в серии учебников по развитию речи Е. И. Никитиной «Русская речь».
Особенно тщательно необходимо подбирать дидактический материал. Орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять эстетического восприятия текста и анализа его эстетической организации. Многое в выборе текста зависит от кругозора самого учителя, его интереса к слову. Следует уделить внимание и выразительному чтению как первооснове проникновения в смысл художественного текста.
Как отмечалось выше, ознакомлению учащихся с эстетическими свойствами русского языка может быть посвящен цикл специальных уроков. Такие занятия можно построить по модели уроков, разработанных А. Д. Дейкиной «Обучение и воспитание на уроках русского языка». — М., 1990.
Учитель может внести и некоторые коррективы и дополнения. Например, полезна такая работа: 1) анализ текстов, подготавливающих учащихся к восприятию слова-понятия; 2) выяснение лексического значения слова-понятия; 3) подбор синонимов, ряда однокоренных слов; 4) анализ языкового дидактического материала с точки зрения рассматриваемого слова-понятия; 5) анализ текста с точки зрения отражения в нем рассматриваемого понятия; 6) самостоятельная работа учащихся, возможно домашняя (написание сочинений-миниатюр, анализ текста, подбор примеров, высказываний мастеров слова, пословиц и т. д.).
В V классе на уроке повторения раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Культура речи» знакомство с эстетическими свойствами русского языка начинается с понятия «благозвучие»
Эпиграфом к уроку выберем слова Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье драгоценней самой вещи».
На этапе введения и объяснения нового понятия большое значение придаем созданию эмоционального настроя. Можно обратиться к поэтическим строкам Н. Брауна:
Мне русская речь — как музыка:
В ней слово звучит, поет,
В ней дышит душою русскою
Создатель ее — народ,
И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И там, со дна,
Сокровища добываю,
В которых поет весна.
Беседа подводит учащихся к мысли, что «В ней дышит душою русскою создатель ее — народ», не просто слова, а какие-то особые свойства русской речи позволяют поэту употребить такое сравнение.
Обращение к эпиграфу урока помогает сделать вывод о том, что звучание русской речи может сравниваться с драгоценным камнем. Подводя итог беседе, спросим учеников, какими свойствами русской речи восхищается поэт, и дадим возможность их назвать (мелодичность, певучесть, задушевность и т. д.).
Затем необходимо познакомить учащихся с тем, при помощи каких языковых средств складывается эстетическое впечатление от звучащей речи.
С этой целью можно предложить прочитать фрагмент стихотворения
С. Я. Маршака. Содержание стихотворения позволит учителю подвести учеников к пониманию эстетического свойства языка — благозвучия.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных — прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив, будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
Проведенная работа подготавливает учащихся к восприятию слова-понятия благозвучие. Чередования согласных и гласных звуков, которые приятны по звучанию и удобны для произношения, в русском языке называются благозвучием. Сочетание звуков, которое является труднопроизносимым и не вызывает приятного ощущения, называется неблагозвучием.
Благозвучие является эстетическим свойством русской речи.
Важным, на мой взгляд, является, и формирование у школьников умения составлять устное или письменное высказывание об эстетической стороне звучания слова. На разных этапах изучения курса русского языка следует предлагать учащимся V — IX классов различные творческие задания: написать сочинение-этюд о слове, звучание которого создает ощущение благозвучия или неблагозвучия; сочинение-рассуждение по теме высказываний писателей, лингвистов об эстетических качествах звуков; сочинение-миниатюру о слове по личным впечатлениям, характеризуя его со стороны звучания и значения. Эти задания могут быть даны ученикам после чтения публицистических текстов, их анализа.
В классе с углубленной лингвистической подготовкой могут прозвучать подготовленные сообщения учеников (в их основе могут быть рефераты, написанные учащимися в течение года) по темам:
1. «Эстетические свойства русского языка (благозвучие, богатство, выразительность, уместность употребления)».
2. «Коммуникативные качества хорошей речи».
3. «Языковой эстетический вкус нашей эпохи» (на материале современной публицистики, наблюдений над языком прессы, телевидения и т. д.).
4. «Эстетическая функция языка художественной литературы».
5. «В нем все богатство, сила и гибкость нашего языка»
Интересны, думается, будут и прочитанные на уроке авторские работы учащихся — стихи, эссе, рассказы. Этот урок должен продемонстрировать понимание учениками эстетических критериев, которыми они оценивают свою и чужую, образцовую и несовершенную речь.
В данной статье рассмотрены лишь некоторые подходы к решению задачи формирования и развития у школьников языкового эстетического идеала. Сегодня учителю предстоит использовать разные методические приемы и средства, чтобы учащиеся почувствовали пленительную красоту родного языка, получили эстетическое наслаждение от звучания родной речи, чтобы в языковом сознании учащихся эстетическая природа русского языка осознавалась как одно из его достоинств и первоэлемент словесного искусства и чтобы им до конца открылись слова Н. В. Гоголя: «Перед вами громада — русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
Список использованной литературы:
1. Абрамов А.М., Грабиленков М.В. Российское образование в XXI веке: новые рубежи, М.,2001
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы).- М.: Просвещение, 1982.-112с.
3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М,.1990
4. Давыденко Т.М., Тонков Е.В.Проектирование учебного занятия - основа успешности обучения. Белгород, 2003,124 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус.яз., 1990.
6. Сидорова Т.А. Культурно-исторические компоненты структуры художественного времени.//№1-71 с.
7. Шанский Н.М. Из истории преподавания стилистики в школе.//№4.-69 с.
8. Шанский Н.М. В двух словах: Честное слово и право.//№1.-39 с.
9. Лекант П.А.Эмоциональные аспекты русского предложения.//№4-75с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.