«Внеурочная деятельность в рамках литературного образования»
Оценка 4.6

«Внеурочная деятельность в рамках литературного образования»

Оценка 4.6
docx
06.02.2022
«Внеурочная деятельность в рамках литературного образования»
ДОКЛАД1.docx

ДОКЛАД

 на методическом объединении

учителей русского языка и литературы по теме:

«Современные проблемы воспитания языкового эстетического идеала в контексте модернизации образования   при обучении русскому языку"

 

Учитель русского языка и литературы:

Малышко Таисия Юрьевна

 

                                          

 

 

 

 

 

 

... Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, выразительности, о вместительности своего родного языка.

Н. К. Рерих

Вынесенные в эпиграф слова Н. К. Рериха воспринимаются в наши дни удивительно современно и своевременно, поскольку они созвучны позиции, утверждающейся в школьном преподавании русского языка, суть, которой заключается в том, что нельзя сформировать языковую личность с ценностным взглядом на язык без познания его эстетической стороны.

По существу речь идет о необходимости воспитания у школьников языкового эстетического идеала, о приобретении ими убеждения, что родной язык не только универсальное средство общения людей, познания окружающего мира, национально-культурное наследие, но и эстетический феномен, способный вызвать языковое эстетическое чувство. Сформированность языкового эстетического идеала проявляется в умении оценивать родной язык и родную речь по законам прекрасного.

Уникальность русского языка как учебного предмета в пробуждении и воспитании у школьников эстетических чувств, эстетических переживаний и эстетического идеала очевидна: на уроках русского языка в качестве средств обучения используются разные эстетические объекты: художественный текст, произведения изобразительного искусства, музыка, произведения декоративно-прикладного творчества, компьютер и т. д., а также словесный материал, отражающий представления об эстетическом идеале в окружающем мире, природе, искусстве, человеке. Привлечение столь широкого диапазона видов искусств в рамках одного учебного предмета, безусловно, способствует развитию сенсорной культуры учащихся (чувства ритма, чувства формы, чувства цвета и др.), их ассоциативного мышления, творческого воображения и в целом повышению уровня эстетической и речевой культуры. Однако подчас за разнообразием используемых средств на уроке теряется главное — сам язык, который не осознается учащимися как эстетическое явление и первооснова литературы.

Необходимость решения многих вопросов эстетического познания школьниками русского языка диктуется сегодня целым рядом факторов.

Во-первых, это характер современной социокультурной ситуации, в которой развивается ученик. Характерными чертами ее являются либерализация и расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры, изменение эстетического вкуса носителей языка и в известном смысле утрата эстетического языкового идеала. Думается, что целесообразно связывать решение проблем повышения уровня речевой культуры учащихся с решением вопросов формирования у них языкового эстетического идеала.

Во-вторых, современная методическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность и основу для формирования у школьников ценностных ориентации, повышающих гуманистическое, а следовательно, и эстетическое отношение к действительности, искусству, миру, человеку и языку (М. Т. Баранов, М. Р. Львов, А. Д. Дейкина, Е. А. Быстрова и др.).

В-третьих, утверждение в школьном преподавании русского языка приоритетных позиций текста как средства и предмета обучения, его лингвистического и лингвостилистического анализа (Н. М. Шанский, А. Д. Дейкина, А. Ю. Купалова, Н. А. Ипполитова, Т. М. Пахнова и др.).

Существенным фактором следует признать и создание новых интегративных курсов «Русская словесность», «Стилистика и культура речи», «Стилистика русской речи», отчасти «Школьная риторика», получивших в ряде средних учебных заведений статус учебного предмета или факультатива.

Задача развития у школьников языкового эстетического идеала (представлений о прекрасном в языке и речи) получила также отражение в программах по русскому языку.

Одной из стержневых линий учебной работы на уроках русского языка должно стать формирование у школьников представлений об эстетической функции русского языка, воспитание эстетического отношения к языку и речи, одним из ожидаемых результатов которого явится развитый языковой эстетический идеал.

В работах философов и лингвистов справедливо утверждается, что национальный язык (а не только его часть — литературный язык) обладает эстетическими качествами, поэтому к нему применимы эстетические категории. Вопрос о наличии эстетической функции русского языка положительно решался в трудах философов и языковедов А. А. Потебни, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Б. А. Ларина, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Р. А. Будагова и др.

 В их работах исследовалась эстетическая функция языка художественной литературы, интерес к которой не угасает в научных кругах и по сей день.

Для формирования у школьников способности оценивать образцовую и несовершенную речь по эстетическим критериям необходимо обращаться к языковым средствам, выражающим в языке категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низкого, комического и серьезного. Иными словами, учебная работа по формированию языкового эстетического идеала у школьников должна быть направлена на то, чтобы стала понятна мысль: эстетическая природа родного языка — это следствие духовно-нравственной жизни русского народа, его ментальности, извечного стремления к совершенству и духовности во всем. Само понятие красоты для русского человека давно слилось с нравственными понятиями добра, истины, блага. Убежденность личности в том, что эстетические и нравственные понятия тесно связаны, помогает оценить по достоинству значение русского языка как национально-культурного феномена. Формирование и развитие у школьников языкового эстетического идеала следует сочетать с решением задач мировоззренческого и культуроведческого плана в обучении русскому языку, с духовно-нравственным воспитанием. В этой работе большую помощь окажет обращение к высказываниям писателей, ученых, к анализу художественных текстов.

Познавательный материал текстов, проникновенное слово учителя должны способствовать формированию грамотного отношения к народному слову как сокровищнице национального языка и источнику обогащения литературного языка.

Как приблизить учащихся к осмыслению того, что язык — эстетический феномен?

Необходима систематическая работа по формированию у школьников умения находить нужные примеры в образцовом и несовершенном текстах, оценивать использование речевых средств выразительности, создавать свои творческие работы, отвечающие эстетическим нормам. Поэтому, при изучении разделов науки о языке следует показать учащимся выразительные возможности языковых единиц в речи. Этот аспект получает все большее отражение в ряде учебников по русскому языку, в частности, в серии учебников по развитию речи Е. И. Никитиной «Русская речь».

Особенно тщательно необходимо подбирать дидактический материал. Орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять эстетического восприятия текста и анализа его эстетической организации. Многое в выборе текста зависит от кругозора самого учителя, его интереса к слову. Следует уделить внимание и выразительному чтению как первооснове проникновения в смысл художественного текста.

Как отмечалось выше, ознакомлению учащихся с эстетическими свойствами русского языка может быть посвящен цикл специальных уроков. Такие занятия можно построить по модели уроков, разработанных А. Д. Дейкиной «Обучение и воспитание на уроках русского языка». — М., 1990.

 Учитель может внести и некоторые коррективы и дополнения. Например, полезна такая работа: 1) анализ текстов, подготавливающих учащихся к восприятию слова-понятия; 2) выяснение лексического значения слова-понятия; 3) подбор синонимов, ряда однокоренных слов; 4) анализ языкового дидактического материала с точки зрения рассматриваемого слова-понятия; 5) анализ текста с точки зрения отражения в нем рассматриваемого понятия; 6) самостоятельная работа учащихся, возможно домашняя (написание сочинений-миниатюр, анализ текста, подбор примеров, высказываний мастеров слова, пословиц и т. д.).

В V классе на уроке повторения раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Культура речи» знакомство с эстетическими свойствами русского языка начинается с понятия «благозвучие»

Эпиграфом к уроку выберем слова Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье драгоценней самой вещи».

На этапе введения и объяснения нового понятия большое значение придаем созданию эмоционального настроя. Можно обратиться к поэтическим строкам Н. Брауна:

Мне русская речь — как музыка:

В ней слово звучит, поет,

В ней дышит душою русскою

Создатель ее — народ,

И я в эту речь ныряю,

Как в речку,

И там, со дна,

Сокровища добываю,

В которых поет весна.

Беседа подводит учащихся к мысли, что «В ней дышит душою русскою создатель ее — народ», не просто слова, а какие-то особые свойства русской речи позволяют поэту употребить такое сравнение.

 Обращение к эпиграфу урока помогает сделать вывод о том, что звучание русской речи может сравниваться с драгоценным камнем. Подводя итог беседе, спросим учеников, какими свойствами русской речи восхищается поэт, и дадим возможность их назвать (мелодичность, певучесть, задушевность и т. д.).

 Затем необходимо познакомить учащихся с тем, при помощи каких языковых средств складывается эстетическое впечатление от звучащей речи.

С этой целью можно предложить прочитать фрагмент стихотворения

С. Я. Маршака. Содержание стихотворения позволит учителю подвести учеников к пониманию эстетического свойства языка — благозвучия.

Дыхание свободно в каждой гласной,

 В согласных — прерывается на миг.

 И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

 Звучат в согласных серебро и медь.

 А гласные даны тебе для пенья.

 И счастлив, будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

Проведенная работа подготавливает учащихся к восприятию слова-понятия благозвучие. Чередования согласных и гласных звуков, которые приятны по звучанию и удобны для произношения, в русском языке называются благозвучием. Сочетание звуков, которое является труднопроизносимым и не вызывает приятного ощущения, называется неблагозвучием.

Благозвучие является эстетическим свойством русской речи.

Важным, на мой взгляд, является, и формирование у школьников умения составлять устное или письменное высказывание об эстетической стороне звучания слова. На разных этапах изучения курса русского языка следует предлагать учащимся VIX классов различные творческие задания: написать сочинение-этюд о слове, звучание которого создает ощущение благозвучия или неблагозвучия; сочинение-рассуждение по теме высказываний писателей, лингвистов об эстетических качествах звуков; сочинение-миниатюру о слове по личным впечатлениям, характеризуя его со стороны звучания и значения. Эти задания могут быть даны ученикам после чтения публицистических текстов, их анализа.

В классе с углубленной лингвистической подготовкой могут прозвучать подготовленные сообщения учеников (в их основе могут быть рефераты, написанные учащимися в течение года) по темам:

1. «Эстетические свойства русского языка (благозвучие, богатство, выразительность, уместность употребления)».

2. «Коммуникативные качества хорошей речи».

3. «Языковой эстетический вкус нашей эпохи» (на материале современной публицистики, наблюдений над языком прессы, телевидения и т. д.).

4. «Эстетическая функция языка художественной литературы».

                        5. «В нем все богатство, сила и гибкость нашего языка»               

Интересны, думается, будут и прочитанные на уроке авторские работы учащихся — стихи, эссе, рассказы. Этот урок должен продемонстрировать понимание учениками эстетических критериев, которыми они оценивают свою и чужую, образцовую и несовершенную речь.

В данной статье рассмотрены лишь некоторые подходы к решению задачи формирования и развития у школьников языкового эстетического идеала. Сегодня учителю предстоит использовать разные методические приемы и средства, чтобы учащиеся почувствовали пленительную красоту родного языка, получили эстетическое наслаждение от звучания родной речи, чтобы в языковом сознании учащихся эстетическая природа русского языка осознавалась как одно из его достоинств и первоэлемент словесного искусства и чтобы им до конца открылись слова Н. В. Гоголя: «Перед вами громада — русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

 

 

Список использованной литературы:

1. Абрамов А.М., Грабиленков М.В. Российское образование в XXI веке: новые рубежи, М.,2001

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы).- М.: Просвещение, 1982.-112с.

3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М,.1990

4. Давыденко Т.М., Тонков Е.В.Проектирование учебного занятия - основа успешности обучения. Белгород, 2003,124 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус.яз., 1990.

6. Сидорова Т.А. Культурно-исторические компоненты структуры художественного времени.//№1-71 с.

7. Шанский Н.М. Из истории преподавания стилистики в школе.//№4.-69 с.

8. Шанский Н.М. В двух словах: Честное слово и право.//№1.-39 с.

9. Лекант П.А.Эмоциональные аспекты русского предложения.//№4-75с.

 

 

 

 

 


 

ДОКЛАД на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Современные проблемы воспитания языкового эстетического идеала в контексте модернизации образования при обучении русскому языку"

ДОКЛАД на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Современные проблемы воспитания языкового эстетического идеала в контексте модернизации образования при обучении русскому языку"

Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка?

Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка?

Необходимость решения многих вопросов эстетического познания школьниками русского языка диктуется сегодня целым рядом факторов

Необходимость решения многих вопросов эстетического познания школьниками русского языка диктуется сегодня целым рядом факторов

В работах философов и лингвистов справедливо утверждается, что национальный язык (а не только его часть — литературный язык) обладает эстетическими качествами, поэтому к нему применимы…

В работах философов и лингвистов справедливо утверждается, что национальный язык (а не только его часть — литературный язык) обладает эстетическими качествами, поэтому к нему применимы…

Познавательный материал текстов, проникновенное слово учителя должны способствовать формированию грамотного отношения к народному слову как сокровищнице национального языка и источнику обогащения литературного языка

Познавательный материал текстов, проникновенное слово учителя должны способствовать формированию грамотного отношения к народному слову как сокровищнице национального языка и источнику обогащения литературного языка

В V классе на уроке повторения раздела «Фонетика

В V классе на уроке повторения раздела «Фонетика

Затем необходимо познакомить учащихся с тем, при помощи каких языковых средств складывается эстетическое впечатление от звучащей речи

Затем необходимо познакомить учащихся с тем, при помощи каких языковых средств складывается эстетическое впечатление от звучащей речи

Эти задания могут быть даны ученикам после чтения публицистических текстов, их анализа

Эти задания могут быть даны ученикам после чтения публицистических текстов, их анализа

Абрамов А.М., Грабиленков М.В

Абрамов А.М., Грабиленков М.В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022