Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО
Оценка 5

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Оценка 5
Педсоветы
docx
химия +1
Взрослым
12.08.2018
Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО
Проблема познавательного интереса – одна из самых актуальных на сегодняшний день в современной школе. Школа не в состоянии вооружить выпускника всеми достижениями современной науки. Поэтому главная задача современного обучения расположить личность учащегося к самостоятельному приобретению знаний, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Организация внеурочной деятельности по предметам обусловлена необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. Таким образом, внеурочная деятельность призвана содействовать развитию гармоничной личности, формированию у школьников личностных качеств и компетенций, отвечающих потребностям современного общества:
доклад 2 на РМО химия Подшивалова И.А. март 2017.docx
Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО                                                                     Автор: Подшивалова И.А.                                                                     Учитель химии и физики МОУ ТСОШ № 14    Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность,  ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Под внеурочной  деятельностью в рамках реализации ФГОС понимают образовательную деятельность,  осуществляемую в формах, отличных от классно­урочной, и направленную на достижение  планируемых результатов освоения образовательной программы. (Родченкова Н.А.). Проблема познавательного интереса – одна из самых актуальных на сегодняшний день в  современной школе. Школа не в состоянии вооружить выпускника всеми достижениями  современной науки. Поэтому главная задача современного обучения расположить личность учащегося к  самостоятельному приобретению знаний, формировать стойкие познавательные мотивы  учения, основным из которых является познавательный интерес. Организация внеурочной  деятельности по предметам обусловлена необходимостью перехода от образования,  ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование  ключевых компетенций. Таким образом, внеурочная деятельность призвана содействовать развитию гармоничной  личности, формированию у школьников личностных качеств и компетенций, отвечающих  потребностям современного общества: принятие самостоятельных решений; умение ставить задачи и задавать вопросы; умение работать в команде; поиск нестандартных, оригинальных решений; способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих; раскрытие индивидуального потенциала. Все вышеперечисленные компетенции необходимы для развития функционально грамотной личности. Ведь, именно в школьном возрасте закладывается и развивается ряд ценностных  установок, личностных качеств и отношений. Условия возникновения и становления опыта. Автор имеет большой опыт в организации исследовательской деятельности при обучении  химии на уроках и во внеурочное время. На основе этого и возникла идея  проанализировать, как внеурочная деятельность влияет на развитие познавательного  интереса учащихся. Актуальность опыта. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать  образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно­урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной  образовательной программы общего образования. Ведущая педагогическая идея настоящего опыта заключается в том, что правильно  организованная внеурочная деятельность по химии и физике будет способствовать  развитию познавательного интереса к естественно­научным предметам и повышать учебную успеваемость учащихся. Цель: сформировать у учащихся высокий познавательный интерес к предметам, через  правильно организованную внеурочную деятельность. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: — организация образовательного процесса, позволяющего стимулирование интереса к  исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям; — введение кружков по предметам; — использование элементов технологии проблемного обучения, технологии проектного  обучения, технологии обучения в сотрудничестве, ТРИЗ и др.; — организация участия школьников в районных научно­практических  конференциях ,  и научно­практических конференциях РГУ имени А.Н. Косыгина; — организация и проведение олимпиад, конкурсов, месячников естественных наук. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития личности ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Основные задачи внеурочной деятельности по химии и физике: 1. Привитие интереса к химии и физике 2. Развитие и усовершенствование навыков по химическому и физическому эксперименту  3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся 4. Подготовка учащихся к практической деятельности Для организации внеурочной деятельности мною заимствованы элементы личностно­ ориентированных педагогических технологий, которые ориентированы на обучение в  сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они  способствуют организованному усвоению опыта творческой деятельности и применению  знаний. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации могу  предложить свою комплексную модель. Внеурочная деятельность по предмету химия  может осуществляться через: Кружки (элективные курсы); проектную деятельность; олимпиады, конкурсы, конференции; исследовательские работы; домашние опыты и эксперименты; подготовку к экзаменам; участие в Фестивалях науки в РГУ; сотрудничество с  РГУ; проведение предметных месячников. Данную комплексную модель характеризует: создание условий для полноценного пребывания школьников в образовательном  учреждении в течение дня, содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках  воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного  учреждения; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с  активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического  самоуправления; построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика  пребывания ребенка в образовательном учреждении; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. Кружки (элективные курсы)  по предметам «Химия» и «Физика» Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших  направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное  обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы призвана стать система кружков и элективных  курсов для учащихся 8­11 классов. Элективные курсы для предпрофильного уровня обучения помогают учащимся основной  школы выбрать будущую специализацию и профиль обучения. В старшей профильной школе элективные курсы направлены на углубление и расширение  предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению  соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности. Разработаны и внедрены предпрофильные и профильные курсы по химии для 9, 10 и 11 классов: «Технология производства и применения органических веществ»; «Технология решения   задач   по   химии   с   помощью   уравнений   и   неравенств»;   «Технология   решений заданий   по   химии   части   В   и   С   ЕГЭ»,   «Окружающий   мир   глазами   химика   и   физика», «Химия и физика в твоей будущей профессии». Результатом внедрения предпрофильных и профильных курсов качество знаний по химии в 9­11 классах возрастает от 10 до 30%.   Проектно­исследовательская деятельность Активно использую метод проектов, позволяющий обучать проектированию, т.е.  целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путѐм решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении еѐ в определѐнной ситуации.  Деятельность в учебном проекте подчинена определѐнной логике, которая реализуется в  последовательности еѐ этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы  и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач,  организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование  работы и еѐ осуществление. Правильно организованная исследовательская деятельность позволяет значительно  повысить познавательный интерес учащихся, который выражается в способности к  творчеству, саморазвитию, самореализации. Созданы условия для проведения практических и исследовательских работ. В 2010 году   проектные работы участвовали в IV районной научно – практической конференции  «Ломоносов среди нас»,  в районном конкурсе  за здоровый образ жизни «Спасем детей –  спасем Россию» и во внутривузовской научной студенческой  конференции «Текстиль ХХ I век»  МГТУ имени А.Н.Косыгина. Две проектные работы: «Исследование состава  жевательной резинки» (Говоруха Евгения, Ибрагимов Роман) и «Исследование содержания  сахаров в соках детского питания» (Морозова Алина) были удостоены дипломов  внутривузовской научной студенческой  конференции «Текстиль ХХ I век»  МГТУ имени  А.Н.Косыгина. Ученица 11 класса Морозова Алина стала  победителем IV районной научно – практической конференции «Ломоносов среди нас». В 2012 году проектная работа  «Магнитная жидкость» (Говоруха Евгения, Ибрагимов Роман) была удостоена диплома  научной студенческой  конференции «Текстиль ХХ I век»  РГУ имени А.Н.Косыгина. За  2015 и 2016 года были подготовлены проекты «Исследование свойств моющих средств для  мытья посуды», «Исторические технологии производства зеркал» ( Резчикова В. и  Чередник Д.), «Качественное определение витамина С в различных растительных  объектах» (Павлычева А.), «Исследование пламени неорганических                 веществ  визуально и с помощью спектроскопа» (Ватутин А. 2­ое место). Все работы участвовали в  Научно­практической конференции школьников Люберецкого муниципального района «Общество, наука, инновации» и во внутривузовской  научной студенческой  конференции «Текстиль ХХ I век»  РГУ имени А.Н.Косыгина. Участие в олимпиадах Ежегодно учащиеся школы принимают участие в  школьных и районных  олимпиадах и чемпионатах по химии. Учащиеся 10­ 11 классов принимают участие во Всероссийских олимпиадах по химии «Шаг в будущее» в 2009 году «Профессор Жуковский» (6 человек) и в 2010 году «Экологически чистые химические технологии и «зеленая химия»» (9человек), в 2011 году в  Межрегиональной олимпиаде школьников РХТУ им. Д.И. Менделеева   (25 человек). Всегда среди участников олимпиады есть победители в 2009 году – 3 человека, в 2010 – 7. На основании результатов олимпиады все эти ребята ­ студенты  РГУ.   Двое восьмиклассников (Кунов Илья , Гукова Наталья) стали призерами Чемпионата по химии по   Московской   области.   В   течении   последних   лет   учащиеся   нашей   школы   регулярно принимают участие в олимпиадах проводимых кафедрой общей и неорганической химии РГУ  ,   получают   призы   и   дипломы.   В   этом   году   ученик   10   класса   Шумилин   А.   стал победителем   районного   этапа   олимпиады   по   химии,   принимал   участие   в   областной олимпиаде. Сотрудничество с РГУ Наша школа  создала условия для формирования интереса к техническим наукам и в частности   к   химии,   заключив   в   2008   году   договор   о   сотрудничестве   с   РГУ   им. А.Н.Косыгина. РГУ   им.   А.Н.Косыгина   –   высшее   учебное   заведение,   имеющее   почти   100–летнею историю,   с   научными   школами,   которые   внесли   весомый   вклад   в   развитие   науки   о текстильных материалах и технологиях.  На основании договора учащиеся нашей школы и их родители ­ постоянные гости университета.   Особенный   интерес     вызывают   Фестивали   науки, организованные   РГУ.   За   один   день   ребята   знакомятся   со   всеми   факультетами университета,   с   организацией   студенческой   жизни,   а   также   со   всеми   кафедрами факультета   химической   технологии   и   экологии.   Непосредственный   диалог   с профессорами,   доцентами   и   деканом   факультета   Химической   технологии   и   экологии вызывает у ребят восторг и желание достичь лучших результатов в учебе.    у   учащихся   Домашние опыты и эксперименты. Развитие самостоятельности и познавательного интереса учащихся к химии может  осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания  целесообразно включать элементы исследования, проведение  мысленного эксперимента  или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. ― При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не  тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и  оцененным. Внеурочная деятельность – это особая форма взаимовоздействия учителя и ученика.  Это такое взаимодействие, когда учащийся может сказать, что сам под руководством  преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы,  когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества  учителя и ученика Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие  перед ними задачи и проявляют высокий познавательный интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению  самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если  учитель создает условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу. В развитии познавательного интереса к предмету нельзя полностью полагаться на  содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности.  Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться  познавательным интересом. Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще  они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным „детонатором», который  помогает им проникнуть внутрь, а там „взорваться», превратившись затем в убеждения,  является познавательный интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в  работу. Аспекты методики познавательного интереса включают три момента: привлечение учащихся к целям и задачам; возбуждение интереса к содержанию повторяемого или вновь изучаемого материала; включение учащихся в интересную для них форму работы, например, в эксперимент или  проектно­исследовательскую деятельность. В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация.  Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться: интерес к предмету (я изучаю предмет не потому, что преследую какую­то цель, а потому,  что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса — это  увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а  невозможность заниматься воспринимается как лишение. сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их  необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто  принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры  принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов. В отличие от других стимулов, познавательный интерес в очень высокой степени повышает  эффективность изучения предмета, активизирует познавательную деятельность учащихся.  Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному  желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу  того имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников  обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес  учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже  познавательный интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие  интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной  потере приобретенных знаний, умений и навыков. Заключение Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. В изучении химии есть свои особенности, которые учителю важно иметь в виду. Прежде всего, это касается использования учебного химического  эксперимента, широко применяемого в школе в различных формах. Эксперимент требует от учителя много времени для подготовки и проведения. Только в таком случае может  быть достигнут ожидаемый педагогический эффект. При этом необходимо учитывать и  свой опыт работы, и опыт других педагогов, известный по литературе и личному общению.  Если учитель свободно владеет химическим экспериментом и применяет его для  приобретения учащимися знаний и умений, то учащиеся с интересом изучают химию. При  отсутствии химического эксперимента на уроках химии знания учащихся могут  приобрести формальный оттенок – резко падает интерес к предмету. Познавательный интерес учащихся возникает в процессе увлекательного рассказа учителя,  например, о ситуации, в которой он когда­то оказался. Рассказ вызывает у ребят  положительные эмоции, без которых, как утверждают психологи, невозможно  плодотворное обучение. Следует учитывать, что всегда необходимо говорить правду  (пусть даже неприятную для самого учителя), так как учащиеся не терпят фальши.  Жизненная интерпретация химического эксперимента оказывается наиболее убедительной. Особенно в тех случаях, когда эксперимент бывает небезопасным. Желание каждого учителя — привить любовь и интерес к своему предмету. Однако  школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не  всегда развивает познавательный интерес учащихся. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной  деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии  способствует правильно организованная внеурочная деятельность. Помните, что и у нас педагогов и у наших детей шанс узнать что­то новое и  уникальное остается всегда!

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО

Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС ОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018