Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
29.01.2017
Цель: Формирование экологического сознания учащихся в рамках внеурочной деятельности по русскому языку.
• Формировать элементарные экологические знания и представления.
• Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
• Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи.
• Развивать воображение, фантазию и логическое мышление.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Закрепление уже имеющихся знаний.
Экологический марафон.docx
Внеурочная деятельность по русскому языку
в 5 классе.
Тема: Экологический марафон.
Цель: Формирование экологического сознания учащихся в рамках внеурочной
деятельности по русскому языку.
Формировать элементарные экологические знания и представления.
Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи.
Развивать воображение, фантазию и логическое мышление.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых
элементов. Закрепление уже имеющихся знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с лексическим значением слов по теме «Экология»
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию
мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в
развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных
способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
нравственноэтическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
развитие моральной готовности к защите окружающей среды, прививать у детей чувство
любви к природе.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и
осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой
выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.
1.Оргмомент.
Ход урока 2. Вступительное слово учителя. Представление членов жюри.
3. Погружение в тему. Кроссворд.
1 Раздел лингвистики, изучающий произношение
2 Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и правила их постановки
3 Раздел лингвистики, изучающий звуки речи
4 Раздел лингвистики, изучающий слова и их лексические значения.
5 Раздел лингвистики, изучающий строение слова
6 Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов
7 Раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения
8 Раздел лингвистики, изучающий части речи.
У Молодцы, все изученные разделы лингвистики повторили. Какое ключевое слово у нас
получилось?
УТема нашего занятия «Экологический марафон»
Ребята, а кто из вас знает, что такое экология?
Д (1) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к
окружающей их среде. 2) Состояние организмов, населяющих общую территорию, их
отношения друг к другу и к окружающей среде.
У. Сколько значений имеет это слово? Какое это слово – однозначное или
многозначное? Заглянем в этимологический словарь и узнаем о происхождении этого
слова.
(Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение.
Значит экология – учение о доме. Природа – это общий дом для растений,
животных и людей. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и
учит, как ее беречь.)
У – А что означает слово марафон?
Д – 1) В спорте бег на самые длинные дистанции. 2) Длительные соревнования,
состоящие из нескольких ступеней, этапов. 3) Непрерывная многочасовая программа
теле или радиопрограмма, обычно с благотворительными целями.
У Сегодня у нас соревнование, которое можно по праву назвать марафоном. Наш марафон
пройдёт в несколько этапов.
4. Начало марафона.
Напоминаю вам правила
•Не выскакивать с ответом, советоваться с командой.
•Стараться дать правильный ответ.
•Стремиться выручить своих товарищей. Команды готовы?
1 Этап. Представление команд.(эмблема, девиз)
1 команда «СМК»(самая модифицированная команда)
2 команда «Знатоки»
3 команда «Легионеры»
2 Этап.Разминка. Каждой команде дана скороговорка. Условие: выбрать одного
участника команды, который проговорит скороговорку.
«Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками»
У Что вы знаете о лягушках?
Ответы учащихся.
У - Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек
Основная пища лягушек и жаб – насекомые (мошки, комары, мухи, жуки) а также слизни,
улитки, пауки. За лето лягушки и жабы поедают больше насекомых, чем птицы. А
некоторые люди специально собирают жаб и приносят их на свои огороды. Как вы думаете,
зачем?
детей)
Жабы поедают вредителей, которые уничтожают наш урожай – медведок, слизней,
проволочников, долгоносиков, гусениц. Они – настоящие помощники людям и защитники
наших садов и огородов!
(ответы
3 ЭтапРабота со стихотворениями Марка Львовского.
Команды получают стихотворения и задания к ним
А) «СМК» Обними берёзку
Обними берёзку,
Руки протяни,
И тогда наступят,
Золотые дни!
Есть в берёзке сила,
Таинство природы,
Задания:
И она развеет,
Все твои невзгоды.
Обними берёзку,
Рядом с ней постой,
Обретёшь здоровье,
Радость и покой!
1) Определите тему и основную мысль стихотворения. 2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического
равновесия.
3) Найдите по одному существительному 1,2,3 склонения
4) Докажите, что слово постой относится к словам омонимам.
Б) «Знатоки»Такая странная любовь
Что же происходит,
В море и в лесах,
Мы природу любим,
Только на словах!
В озере отходы,
В речке плыл мазут,
Задания:
За кусты посмотришь,
Свалки там и тут!
И природа гибнет,
И горят леса,
И одна надежда,
Лишь на чудеса!
1) Определите тему и основную мысль стихотворения.
2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического
равновесия.
3) Найдите слово с чередованием гласной в корне слова. Объясните.
4) Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните.
В) «Легионеры»Дымит высокая труба
Дымит высокая труба,
Кто у руля, тот всех умней!
То с чистым воздухом борьба,
Из пушки бы по той трубе,
Идёт отрава, жёлтый дым,
Ложится облаком густым.
Болеют дети, старики,
Молчат трусливо мужики,
Начальству ведь всегда видней,
Задания:
Легко дышать тебе и мне,
Но дым удушливый идёт,
И всё живое он убьёт
1) Определите тему и основную мысль стихотворения. 2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического
равновесия.
3) Найдите слово с чередованием гласной в корне слова. Объясните.
4) Найдите имя существительное, которое имеет форму только единственного числа.
Объясните.
У. Прослушав данные стихотворения, к какому общему выводу мы можем прийти.
(Природанаш общий дом, и мы должны бережно к ней относиться.)
4 Этап. «Заглянем в тайну»
О каком дереве или кустарнике идёт речь? Запишите название дерева или кустарника.
Расскажите о слове сточки зрения орфографии и фонетики.
Задания для команд
1) Это дерево символ России, еще в стародавние времена его называли
деревомчетырех дел: мир освящать, крик утешать, чистоту соблюдать,
больных исцелять.Для врачевания использовали настой из почек (при долго не
заживающих ранах), чай, заваренный на грибе этого дерева чаге (от
заболевания желудка). Человек всегда дружил с этим деревом. Под весенним
солнцем, под белыми облаками из белого тела этого дерева приятнопить
живительные соки земли. Содержится в соке и какой – то особенный сахар, и
разные витамины.
2) Кто не видел белых пахучих цветов этого дерева. Оно всегда была символом
русского пейзажа, обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий
аромат цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет этого дерева в
доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из ягод ее пекутся
пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. В лечебных целях
используют ягоды в качестве вяжущего средства. По народным приметам, коли
зацвело дерево, пора сажать картофель. Из коры делают краску зеленого и бурого
цвета. Древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветки — для
плетения мебели. Деревопрекрасный медонос.
3) На протяжении ряда веков дерево считалась "сорной" породой, его вырубали
за ненадобностью. Сейчас отношение к дереву изменилось. Установлено, что
оно приносит пользу и лесу и человеку.
Это дерево —символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались
его посадить. Даже посидеть в тени этого дерева считалось полезным. Оно
воспето в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в
народном представлении дерево это — тонкая и нежная девушка.
В народной медицине плоды дерева употребляли для укрепления желудка,
как мочегонное и кровоостанавливающее средство; благодаря высокому
содержанию витаминов варят из плодов варенья, пастилу, делают конфеты, настойки и наливки. Древесина ценится в столярном производстве и при
изготовлении музыкальных инструментов.
Слайд Плохая экология
5 Этап. «Жалобная книга природы»
Условия: Каждая команда пишет жалобу от имени животного или растения. (В
конверте – иллюстрация с изображением животного или растения)
6 Этап «Что? Где? Когда? Конкурс капитанов.
1) Назовите первый закон природы? (Все растения и животные могут жить только в тех
местах, где они приспособлены.)
2) Второй закон природы. (В природе ни животные, ни растения не могут жить сами по
себе.Они живут в сообществе с другими растениями и животными.)
3) Зачем растениям плоды? (Чтобы выросли новые плоды.)
4)Кто помогает растениям сажать свои семена? (Ветер, птицы, звери, человек.)
5) Какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою? (Лиственница.)
6)Почему листья с верхушки опадают последними? (Потому что они самые молодые.)
7 Этап. «Собери выражение».
Условие: Собрать выражение из заданных слогов. Объяснить.
Берегите муравейники.
Не разжигайте костер.
Не подходите близко к гнездам птиц.
Польза муравьёв: уничтожают насекомыхвредителей;
переносят различные семена, поддерживая растительный баланс;
ускоряют разложение растительности, улучшая структуру почвы;
У Руку,занесённое над веткой,
Над гнездом,где затаилась птица,
Над былинкой, над живою клеткой,
Удержи,не дай ей опуститься. И пускай твой голос стерегущий
Слышит каждый,кто проходит мимо:
Помните – природа всемогуща
И до безграничности ранима! (Н.Рудой)
8 Этап. «Идём в лес»
Условие: Распределить иллюстрации на две части. Обосновать свой выбор.
(Топор, соль, спички, стеклянные бутылки, жестяные банки, крошки хлеба, сало, пила,
пакеты для мусора, канистра с бензином, жидкость для розжига, орешки, семечки,
1) Берём с собой 2) Не берём
9 Этап. Финиш. Кто быстрее?
«Чёрный ящик» Угадай, кто дал объявление.
•Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка,
ч…р…паха)
•Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. (Е…, дикобраз, елка)
•Помогу всем, у кого сломался будильник. (П…тух)
•Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (М…дведь)
•Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что
занятия провожу ночью. (С…ва)
•Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу.
Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имениотчеству.
Патрикеевной больше не называть! (Л…са)
•Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один –
медлительность. (Ч…р…паха)
•Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
(Лось)
•Чтото очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)
10 Этап. «Творческий» Украсим нашу планету.( На доскемакет земного шара надо
заселить его животными и растениями) Под песню «Наедине со всеми» в исполнении
В.Леонтьева учащиеся прикрепляют к земному шару изображения.
У Есть просто храм ,есть храм науки. А есть ещё «Природы Храм»
С лесами ,тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи в него. Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь. 5. Подведение итогов.
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.