Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
«Утверждаю» директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова __________Т.В. Гарькавая 29 августа 2014 год Приказ № 514 от 29 августа 2014 года |
«Согласовано» зам. директора по ВР
____________О.В. Худенко 29 августа2014 год
|
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № 1 от 28 августа 2014 года Руководитель ШМО______Л.Н. Савраскина
|
Проектная деятельность в 3 «А» классе
«Путешествие кисточки и карандаша»
(Общекультурное направление)
Учитель Агафонова Лариса Александровна, первая квалификационная категория
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (35 минут).
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы «Путешествие кисточки и карандаша» соответствует следующим целям:
— приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
— освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
— воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
— эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
— ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
— арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
— информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
— сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
— ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
— сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
— сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
— обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
— обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
— обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
— обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
— развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Основные разделы программы
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Герои любимых мультфильмов», «По страницам любимых сказок», «Мир декоративного искусства», «Мир народного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
3 класс (68 часов)
Герои любимых мультфильмов - 20 часов Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Маша и медведь. Незнайка и его друзья. Малыш и Карлсон. Винни Пух и его друзья, Артисты театра Карабаса.
По страницам любимых сказок – 20 часов.
Основы цветоведения. Иллюстрирование сказки «Рукавичка». Иллюстрирование сказки «Чиполино». Иллюстрирование сказки «Хаврошечка». Иллюстрирование сказки «Жаба королева». Иллюстрирование сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», Иллюстрирование сказки «Царевна - лягушка», Иллюстрирование сказки «Иван – царевич и серый волк».
«Мир народного искусства» 10 часов
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» 10 часов
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Секреты декора. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» 8 часов
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Основные задачи обучения и развития:
· изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
· обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
· продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;
· продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цвето-ведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;
· продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);
· формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);
· ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;
· продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);
· изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;
· продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
· обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;
· продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 3 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
· понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
· понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
· представления о роли искусства в жизни человека;
· восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
· положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
· основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Предметные
Учащиеся научатся:
· называть и различать основные виды изобразительного искусства;
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
· узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимонове-, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
· выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
· лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
· изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.); передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
· составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.
Учащиеся получат возможность научиться:
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
· применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;
· правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
· моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;
· выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· продумывать план действий при работе в паре;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
· планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
· анализировать, из каких деталей состоит объект;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· различать многообразие форм предметного мира;
· конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
· использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде); классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
· конструировать по свободному замыслу;
· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
· группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
· моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
· учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
·
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: ACT, Астрель.
Материально-техническое обеспечение
· Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.
· Алексеева В.В. Что такое искусство? - М.
· Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. - М.: Сов. художник, 1977. - 215 с.: ил.
· Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1996. -64 с.
· Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996. - 80 с., ил.
· Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.
· Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.
Интернет – ресурсы:
http://www.artsait.ru/ - русская живопись
http://shteltn.ucoz.ru/ - все об искусстве
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=kmHBEo8ze2A#! – живопись в видеоклипах
http://rarities.artrussia.ru/ - Шедевры мировой живописи. Картины великих художников, шедевры искусств
№ п/п |
Дата план |
Дата факт |
Тема урока |
Примечание |
|
|
|
Герои любимых мультфильмов -20 часов |
|
1 |
01.09 |
01.09 |
Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. |
|
2 |
01.09 |
01.09 |
Маша и медведь. (Маша) |
|
3 |
08.09 |
08.09 |
Маша и медведь. (Медведь). |
|
4 |
08.09 |
08.09 |
Любимый эпизод мультфильма «Маша и медведь» |
Лепка
|
5 |
15.09 |
15.09 |
Незнайка. |
|
6 |
15.09 |
15.09 |
Знайка. |
|
7 |
22.09 |
22.09 |
Винтик и Шпунтик. |
|
8 |
22.09 |
22.09 |
Незнайка в цветочном городе. |
|
9 |
29.09 |
29.09 |
Полет Незнайки на воздушном шаре. |
|
10 |
29.02 |
29.02 |
Незнайка на Луне. |
|
11 |
13.10 |
13.10 |
Малыш - друг Карлсона. |
Лепка
|
12 |
13.10 |
|
Карлсон, который живет на крыше. |
|
13 |
20.10 |
|
Встреча Карлсона с приведениями. |
|
14 |
20.10 |
|
Винни Пух. |
Лепка
|
15 |
27.10 |
|
Умная Сова. |
|
16 |
27.10 |
|
Пятачок и воздушный шарик. |
|
17 |
03.11 |
|
Буратино. |
Лепка
|
18 |
03.11 |
|
В театре Карабаса – Барабаса. Мальвина. |
|
19 |
10.11 |
|
В театре Карабаса – Барабаса. Пьеро. |
Подготовка к выставке
|
20 |
10.11 |
|
Выставка лучших работ |
|
|
|
|
По страницам любимых сказок - 20 часов |
|
21 |
24.11 |
|
Основы цветоведения. |
|
22 |
24.11 |
|
Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Рукавичка» |
|
23 |
01.12 |
|
Гуашь. Иллюстрирование сказки «Рукавичка» (продолжение) |
Подготовка к выставке
|
24 |
01.12 |
|
Выставка лучших работ |
|
25 |
08.12 |
|
Акварель. Иллюстрирование сказки «Чиполино» |
|
26 |
08.12 |
|
Иллюстрирование сказки «Чиполино» (продолжение) |
Подготовка к выставке
|
27 |
15.12 |
|
Выставка лучших работ |
|
28 |
15.12 |
|
Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Хаврошечка» |
|
29 |
22.12 |
|
Иллюстрирование сказки «Хаврошечка» (продолжение) |
Подготовка к выставке
|
30 |
22.12 |
|
Выставка лучших работ |
|
31 |
05.01 |
|
Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Жаба королева» |
|
32 |
05.01 |
|
Иллюстрирование сказки «Жаба королева» (продолжение) |
Подготовка к выставке
|
33 |
12.01 |
|
Выставка лучших работ |
|
34 |
12.01 |
|
Акварель. Иллюстрирование сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо» |
|
35 |
19.01 |
|
Акварель. Иллюстрирование сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо» (продолжение) |
|
36 |
19.01 |
|
Акварель. Иллюстрирование сказки «Царевна - лягушка»
|
|
37 |
26.01 |
|
Акварель. Иллюстрирование сказки «Царевна - лягушка» (продолжение)
|
|
38 |
26.01 |
|
Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Иван – царевич и серый волк» |
|
39 |
02.02 |
|
Иллюстрирование сказки «Иван – царевич и серый волк» (продолжение) |
Подготовка к выставке
|
40 |
02.02 |
|
Выставка лучших работ |
|
|
|
|
Народное искусство – 10 часов.
|
|
41 |
09.02 |
|
Резьба по дереву.
|
Лепка |
42 |
09.02 |
|
Украшаем резьбой деревянный дом.
|
|
43 |
23.02 |
|
Деревянная и глиняная посуда
|
Лепка |
44 |
23.02 |
|
Богородские игрушки |
Игрушка – дергун
|
45 |
02.03 |
|
Жостовские подносы.
|
Жостовская роспись |
46 |
02.03 |
|
Жостовские подносы. Последовательность жостовской росписи.
|
|
47 |
09.03 |
|
Павловопосадские платки.
|
|
48 |
09.03 |
|
Павловопосадские узоры.
|
|
49 |
16.03 |
|
Скопиская керамика.
|
Подготовка к выставке Лепка |
50 |
16.03 |
|
Выставка лучших работ |
|
|
|
|
Декоративное искусство – 10 часа |
|
51 |
23.03 |
|
Декоративное искусство вокруг нас.
|
|
52 |
23.03 |
|
Декоративная композиция.
|
|
53 |
30.03 |
|
Замкнутый орнамент.
|
|
54 |
30.03 |
|
Секреты декора.
|
|
55 |
13.04 |
|
Декоративный натюрморт.
|
|
56 |
13.04 |
|
Декоративный пейзаж.
|
|
57 |
20.04 |
|
Декоративный пейзаж.
|
|
58 |
20.04 |
|
Декоративный портрет.
|
|
59 |
27.04 |
|
Декоративный портрет.
|
Подготовка к выставке |
60 |
27.04 |
|
Выставка лучших работ.
|
|
|
|
|
Мир архитектуры и дизайна – 8 часов
|
|
61 |
04.05 |
|
Форма яйца. Эскизы предметов быта в форме яйца.
|
|
62 |
04.05 |
|
Форма яйца. Эскизы предметов быта в форме яйца.
|
Лепка |
63 |
11.05 |
|
Форма спирали в архитектуре.
|
|
64 |
11.05 |
|
Форма спирали в архитектуре.
|
Лепка |
65 |
18.05 |
|
Спиралевидные конструкции в парке.
|
|
66 |
18.05 |
|
Формы волны в архитектуре.
|
|
67 |
25.05 |
|
Осветительный прибор в форме волны.
|
Подготовка к выставке |
68 |
25.05 |
|
Выставка лучших работ.
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.