Внеурочное занятие по финансовой грамотности для начальной школы. Тема «Разумные траты».
Оценка 4.9

Внеурочное занятие по финансовой грамотности для начальной школы. Тема «Разумные траты».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
1 кл—4 кл
22.10.2024
Внеурочное занятие по финансовой грамотности для начальной школы. Тема «Разумные траты».
Занятие имеет практическое значение, так как учащиеся знакомятся с миром финансов, формируют и актуализируют понятия: «карманные деньги», «вклад», «копилка», «бюджет», «разумные траты», «банк» и т.д. Узнают об основах финансовой грамотности. Специфика данного занятия состоит в том, что учащимся задаётся достаточно большое количество вопросов, что способствует созданию дружеской атмосферы, ребята понимают, что их мнение важно. Также на занятии много практических заданий, что позволяет лучше понять теорию. На занятии избегается перегрузка, так как присутствует чередование различных видов деятельности: дидактические и подвижные игры, просмотр мультфильмов. Есть динамическая пауза.
Методическая разработка Финансовая грамотность.docx

Ахмедова Т.Г., г. Хасавюрт, учитель начальных классов

 

Внеурочное занятие по финансовой грамотности для начальной школы. Тема «Разумные траты».

Актуальность.

Занятие имеет практическое значение, так как учащиеся знакомятся с миром финансов, формируют и актуализируют понятия: «карманные деньги», «вклад», «копилка», «бюджет», «разумные траты», «банк» и т.д.  Узнают об основах финансовой грамотности.

Специфика данного занятия состоит в том, что учащимся задаётся достаточно большое количество вопросов, что способствует созданию дружеской атмосферы, ребята понимают, что их мнение важно. Также на занятии много практических заданий, что позволяет лучше понять теорию.

На занятии избегается перегрузка, так как присутствует чередование различных видов деятельности: дидактические и подвижные игры, просмотр мультфильмов. Есть динамическая пауза.

На занятии формируются навыки командной работы и командообразования.

Подготовлена презентация, присутствует яркий и интересный раздаточный материал, видеоролики.

Занятие рассчитано на учащихся 7-11 лет.

Цель занятия: Формировать представление об основах финансовой грамотности, разумной трате карманных денег.

Задачи занятия:

1). Предметные:

- Актуализировать знания учащихся о истории появления денег;

- Сформировать и актуализировать знания по финансовой терминологии: «карманные деньги», «вклад», «копилка», «бюджет», «разумные траты», «банк», «натуральный обмен».

- Расширить представление учащихся о разумной трате карманных денег;

2). Метапредметные:

- Формировать у учащихся необходимые умения и навыки для принятия рациональных решений при составлении собственного бюджета.

- Развивать умение грамотно выражать мысли, речь учащихся и логическое мышление;

- Обогащать словарный запас;

- Развивать творческое воображение, мышление, умение эстетически оформлять работу;

3). Личностные:

- Развивать интерес к нестандартным заданиям;

- Развивать навыки командообразования и командной работы;

 

4). Продуктовые:

-Создание памятки «Правила покупок вещей в магазине».

 

Планируемые результаты:

Предметные:

- Усвоение понятий: «карманные деньги», «вклад», «копилка», «бюджет», «разумные траты», «банк», «натуральный обмен».

- Формировании умений разумно тратить карманные деньги;

 

Метапредметные:

- Умение слушать собеседника, вести диалог;

- Понимать и принимать учебную задачу;

- Приобщать к решению нестандартных и творческих задач;

- Умение излагать свою точку зрения и аргументировать её;

 

Личностные:

- Умение вести диалог, слушать и слышать отличные мнения;

- Овладение начальных навыков в мире финансовых отношений;

 

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: карманные деньги», «вклад», «копилка», «бюджет», «разумные траты», «банк», «натуральный обмен».

 

Оборудование и материалы: Презентация «Как тратить деньги с умом», интерактивная доска, проектор, колонки, раздаточный материал: набор солнышек с разным выражением «лица» у детей на столах, карточки, кроссворды.

 

 

Этап внеурочного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД, формируемые на занятии

Организационно-мотивационный этап

В классе столы и стулья расставлены для групповой работы: на 4 зоны-команды. Ребята присаживаются, куда хотят.

 

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята. Перед тем, как начать занятие я бы хотела, чтобы вы улыбнулись своему соседу по парте. А теперь давайте улыбнемся учащемуся за соседней партой. Отлично. Надеюсь, что хорошее настроение будет с нами до конца занятия.

Улыбаются соседу по парте;

 

Воспринимают информацию;

 

 

 

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

 

Регулятивные:

- саморегуляция;

Самоопределение к деятельности.
Формулирование
темы занятия,
постановка цели

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Обратите внимание на слайд. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вам необходимо разгадать ребус. Готовы?

(Приложение 1).

Конечно, молодцы. Сегодня мы затронем вопросы финансовой грамотности, в игровой форме обсудим понятия «карманные деньги», «денежные накопления», «разумные траты» и прочее.

На занятии будет много заданий, за которые вы и ваша команда будет получать монеты (Приложение 3). Команда, которая в конце соберет большее количество монет – получит сертификат «Самые финансово грамотные». Начинаем.

 

Попробуем сформулировать цель нашего занятия?

«учитель задаёт наводящие вопросы, вместе с детьми формулирует цель занятия».

Отлично. Цель нашего занятия «Формировать представление об основах финансовой грамотности, разумной трате карманных денег».

 

Сегодня вы будете работать в малых учебных группах.

Посмотрите, кто сидит с вами за одним столом.

Посовещайтесь и назовите вашу команду. Впишите название на карточке, которая расположена на краю стола.

Отвечают на вопрос.

 

 

 

Ответы детей: финансовая азбука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель.

 

 

 

 

 

 

 

Придумывают название команды и записывают его.

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- жизненное самоопределение;

 

Регулятивные:

- целеполагание;

 

Познавательные:

- осознанное высказывание;

 

Логические:

- гипотезы и их обоснование;

Этап актуализации знаний

Перед тем, как перейти к нашей теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии по финансовой грамотности.

 

Посмотрим видеоролик «Как появились деньги?» (Приложение 2).

Смотрите внимательно, ведь после вам будет необходимо разгадать кроссворд.

 

«мультфильм заканчивается, учитель на каждый стол, команде, кладёт кроссворд» (Приложение 4).

Ребята, у вас 5 минут на разгадывание кроссворда. Команда, которая первая запишет верные ответы на все вопросы и назовет слово посередине, получит 4 монеты. Остальные команды, которые верно ответят на вопросы кроссворда, получат по 2 монеты.

 

Вопросы кроссворда:

1.    В какой стране придумали первые монеты.

2.    Этот предмет в древности, во многих племенах был аналогом денег.

3.    На бумажных деньгах сначала были не цифры, а …

4.    Обмен предметом на другой предмет в древнее время назывался «*** обмен».

5.    До монет деньги из металла были в форме …?

 

Молодцы!

«учитель раздаёт заработанные монеты командам».

Воспринимают информацию;

 

 

 

 

Внимательно смотрят видеоролик.

 

 

Совместно, в группах, разгадывают кроссворд.

 

Показывают учителю.

 

Получают монеты.

 

 

 

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- жизненное самоопределение;

 

Регулятивные:

- саморегуляция;

- оценка;

 

Познавательные:

- осознанное высказывание;

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

 

Логические:

- гипотезы и их обоснование;

 

Этап получения новых знаний

Сегодня мы поговорим о том, как разумно распоряжаться деньгами, которые у вас есть.

Ребята, у вас есть собственные деньги?

 

Хорошо, родители, бабушки, дедушки дают вам деньги. Как они называются?

 

За что вы получаете деньги?

 

Хорошо. Перейдем к самому интересному вопросу – как и на что вы тратите эти деньги?

 

А все деньги, которые вы получаете, вы тут же тратите?

Может, кто-то из вас копит деньги? На что вы их копите?

 

Как правильно распорядиться своими деньгами – это важный вопрос будет с вами на протяжении всей жизни.

 

Ответьте на вопрос:

Если бы вы получили выигрыш – большую сумму денег – на что бы вы её потратили?

 

Сейчас мы посмотрим серию мультсериала Смешарики из цикла «Финансовая азбука», который называется «Лучший из лучших» (Приложение 5).

 

Давайте снова ответим на вопрос:

Если бы вы получили выигрыш – большую сумму денег – на что бы вы её потратили?

(педагог обсуждает изменившиеся ответы детей о том, как они потратят эти деньги. Дает детям пообщаться в формате диалога).

 

Разберем следующие понятия. Обратите внимание на слайд.

Вклад – вложенная куда-то сумма денег.

Копилка – ящичек (или иное вместилище) с узкой щелью для опускания монет с целью накопления их.

Банк – финансовая организация, для размещения денег и выдачи их.

Бюджет – сумма доходов и расходов человека.

 

Закрепим понимание этих определений. Поиграем в игру «Крокодил».

Напоминаю правила:

Вы читаете карточку со словом. Вам необходимо его показать, используя только жесты. Во время показа нельзя произносить звуки, шевелить губами, говорить «да» или «нет», показывать руками или рисовать в воздухе буквы.

 

Я засекаю время на отгадывание слова у каждой команды. По итогам команда, разгадавшая слово быстрее всех остальных – получит 5 монет. 2 место – 3 монеты, 3 место – 2 монеты, 4 место – 1 монета.

 

Приступаем (Приложение 6).

Команда 1 -ваш выход.

Команда 2.

Команда 3.

Команда 4.

 

«учитель сравнивает время, распределяет места по командам, раздает монеты».

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

Отвечают: карманные деньги.

 

 

Отвечают: за хорошие оценки, работу по дому и прочее.

 

Отвечают на вопрос.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. Обсуждают, если их ответы после просмотра мультфильма изменились

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают определение, задают вопросы учителю.

Разбираются в понятиях.

 

 

 

 

 

 

 

Дети объясняют вытянутые понятия в игре «Крокодил».

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- жизненное самоопределение;

 

Регулятивные:

- саморегуляция;

- оценка;

 

Познавательные:

- осознанное высказывание;

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

 

Логические:

- гипотезы и их обоснование;

- цепочка высказываний;

Динамическая пауза

Джаст-дэнс:

https://www.youtube.com/watch?v=v8dJ-Qe-psc&ab_channel=BoomieDCI

Дети повторяют движения под музыку и видео.

Познавательные.

Этап применения новых знаний. Практическая работа

У вас есть карманные деньги и вы пошли в магазин. Как и что вы бы там купили?

 

«слушает ответы детей, комментирует».

 

Сейчас мы посмотрим серию мультсериала Смешарики из цикла «Финансовая азбука», который называется «Золушка» (Приложение 7).

 

Какие выводы можно сделать из сюжета мультфильма?

«слушает ответы детей, комментирует».

 

Верно.

У вас на столе лежит листок бумаги с «шапкой» «Правила покупок вещей в магазине». Давайте попробуем составить список правил, которым нужно следовать, чтобы не совершить ошибки, которые совершила Нюша.

 

Задание: спросить дома у родителей, читали ли они кредитные договоры, которые подписывали или нет.

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

примерные:

нужно покупать то, на что есть деньги сейчас; копить собственные деньги, а потом покупать нужную вещь; читать бумаги, которые подписываете.

 

 

Выполняют задание: составляют памятку, оформляют.

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- жизненное самоопределение;

 

Регулятивные:

- саморегуляция;

- оценка;

 

Познавательные:

- осознанное высказывание;

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

 

Логические:

- гипотезы и их обоснование;

- цепочка высказываний;

Этап подведения итогов

Слушает выступление команд.

В «Да-стратегии» задает вопросы по списку правил.

Учитель раздает монеты.

 

А теперь подведем итоги нашего занятия, подсчитаем ваши монеты.

 

Учитель считает монеты, выбирает команду-победителя, вручает грамоту.

Выбирают члена команды, которые будет презентовать правила.

От каждой команды выходит 1 человек и рассказывает составленные правила.

Обсуждают выступление других команд.

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- жизненное самоопределение;

Регулятивные:

- оценка;

 

Познавательные:

- осознанное высказывание;

 

Логические:

- гипотезы и их обоснование;

Оценочно-рефлексивный этап

Молодцы, ребята, отлично справились с заданиями на занятии!

А теперь у вас, ребята на столах лежат солнышки (Приложение 8). Вы должны выбрать то солнышко, которое символизирует ваше состояние на данный момент.

Если вы выбрали весёлое солнышко – это значит, что сегодня узнали много нового на занятии и у вас хорошее настроение, если вы выбрали задумчивое солнышко - то это значит, что вам понравилось, но не во всем разобрались, а если вы выбрали – грустное солнышко – значит, что вы думаете - у меня получилось не все, что хотел. Вы молодцы. Спасибо за занятие.

Учащиеся выбирают, высказывают дополнительное мнение (по необходимости).

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- жизненное самоопределение;

 

Регулятивные:

- оценка;

 

Познавательные:

- осознанное высказывание;

 

 

 


 

Список использованной литературы

 

Интернет-источники:

 

1. Генератор ребусов онлайн. Режим доступа: http://kvestodel.ru/generator-rebusov  (дата обращения: 29.03.2023);

2. Финансовый словарь. Режим доступа: https://ulybkasalym.ru (дата обращения: 29.03.2023);

3. Финансовая грамотность для детей. Режим доступа: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/finansovaya-gramotnost-dlya-detej/ (дата обращения: 29.03.2023).


 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

Ссылка на мультфильм «Как появились деньги?»: https://www.youtube.com/watch?v=0oTBx2lNr74&ab_channel=%D0%91%D0%B8%D0%BC%D0%91%D0%B8%D0%9C%D0%BE%D0%BD

   


Приложение 3

 

Приложение 4

 

Приложение 5

Ссылка на мультфильм «Лучший из лучших»:

https://www.youtube.com/watch?v=57giJ7zRAcg&ab_channel=TVSmeshariki

 

Приложение 6

 

 

Приложение 7

Ссылка на мультфильм «Золушка»:

https://www.youtube.com/watch?v=I2K0UT18cco&ab_channel=TVSmeshariki

 

Приложение 8


 

Скачано с www.znanio.ru

Ахмедова Т.Г., г. Хасавюрт, учитель начальных классов

Ахмедова Т.Г., г. Хасавюрт, учитель начальных классов

Обогащать словарный запас; -

Обогащать словарный запас; -

Здравствуйте, ребята. Перед тем, как начать занятие я бы хотела, чтобы вы улыбнулись своему соседу по парте

Здравствуйте, ребята. Перед тем, как начать занятие я бы хотела, чтобы вы улыбнулись своему соседу по парте

Посмотрим видеоролик «Как появились деньги?» (Приложение 2)

Посмотрим видеоролик «Как появились деньги?» (Приложение 2)

А все деньги, которые вы получаете, вы тут же тратите?

А все деньги, которые вы получаете, вы тут же тратите?

Я засекаю время на отгадывание слова у каждой команды

Я засекаю время на отгадывание слова у каждой команды

Этап применения новых знаний.

Этап применения новых знаний.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

Приложение 1 Приложение 2

Приложение 1 Приложение 2

Приложение 4 Приложение 5

Приложение 4 Приложение 5

Приложение 6 Приложение 7

Приложение 6 Приложение 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2024