Внутренние воды

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока географии в 8 класса по ФГОС. ФОРМА УРОКА: Изучение новой темы, с элементами творчества, и самостоятельности Используется технология критического мышления, частично - поисковые методы работы, парная и групповая работы. В конце урока составляется синквейн по изученной теме. УМК Алексеева.
Иконка файла материала воды.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Избербаш Открытый урок:  «Внутренние воды» 8 класс Гаджимурадова Абидат Зубайруевна учитель биологии и геграфии  МКОУ «СОШ № 2»г. Избербаш  «Внутренние воды» Технология: развитие критического мышления Тема: Внутренние воды. Реки России ТИП УРОКА: комбинированный ФОРМА УРОКА. Изучение новой темы, с элементами творчества, и самостоятельности Цели урока:  1. Образовательная ­ Изучить крупнейшие речные системы России ­ Определить зависимость речной системы от климата, направление от рельефа ­ Объяснить особенности питания и нежим реки  2. Воспитательная: ­ Формирование чувства любви к родной природе. ­   Формирование   экологического   сознания   школьников   на   примере   экологических проблем речной системы своего Района 3. Развивающая ­ развивать умение составлять характеристику рек по плану  ­ развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом ­ формировать критические мышления Оборудование.   Физическая   карта   России,   атласы,   учебники,   таблицы   ЛОК. картосхемы, справочник по географии  ХОД УРОКА. 1. Орг.  момент 1. Вводная  часть:  Природа­  единственная  книга, каждая  страница  которой полна глубокого  содержания  (Иоганн  Вольфганг  Гете)  Ребята обратите внимание на доску, эпиграфом нашего урока будет  высказывание И я надеюсь, что мы с вами приоткроем эту замечательную книгу и  рассмотрим одну из ее удивительных страниц , посвященную бесценному  дару нашей планеты, самому ценному минералу на Земле ( какому?) воде.  Итак, ТЕМА НАШЕГО УРОКА: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ. ЦЕЛЬ:НА ЭТОМ УРОКЕ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С  КРУПНЫМИ РЕЧНЫМИ СИСТЕМАМИ РОССИИ, ОПРЕДЕЛИМ ИХ  ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КЛИМАТА И РЕЛЬЕФА.2.  Внутренние  воды  (актуализаци я опорных  знаний) а)реки России Но мы с вами рассмотрим только один вид внутренних вод – реки. Воды России это наше национальное богатство и мы должны их  рационально использовать. Существует мнение, что Россия богата внутренними водами? Верно ли  это?... КАКИЕ ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ИМЕЮТСЯ В РОССИИ? (ПЕРЕЧИСЛИТЕ) На территории России более 2,5 млн. крупных реки маленьких речушек  длиной более 8 млн. км. Россия занимает 2 место в мире по величине суммарного стока вод после  Бразилии С термином река ребята вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы  освежим память. Дать определение следующим терминам; 1.река 2.исток 3.устье 4.приток 5.речная система 6.бассейн реки 7.водораздел В 8 классе терминология прибавляется  Ребята давайте правильно прочитаем термины и их определение. Но в тетрадь запишите только сами термины без определения,  определения запишите дома в тетради. 1. аллювий ­ речные наносы 2. пойма­ часть днища речной долины 3. базис эрозии­ определенный уровень , до которого  углубляется  речной поток б)Терминолог ия РАБОТА С  УЧЕБНИКО М ( СТР. 98)  ( ТЕРМИНЫ  ЗАПИСАНЫ  НА ДОСКЕ) 4. терраса­ высокая ступень в днище речной долине 5. эстуарий­ узкий воронкообразный залив 6. дельта­ многочисленные рукава и притоки  7. падение реки – превышение истока над устьем 8. уклон­ отношение падения к ее длине 9.  расход волы – количество воды, проходящее по руслу за единицу  времени  С падением и уклоном (расчетами) более подробно познакомимся при  выполнении практической работы на следующем урокеВ) ЛОК  (Логический  опорный  конспект)  Схема на  доске  Работа по  учебнику (стр. 98, рис. 62) Физминутка ( можно  детям  предложить  движением  рук показать  характер  реки) Вопрос к  классу 3.Группов ая работа (самостоят ельная  исследоват ельская  работа) ­ Пользуясь атласом , скажите, равномерно ли распределены речные  системы по территории России? (неравномерно, почему?) ­ От чего зависит их распределение по территории материка? (опора на  ЛОК) Вывод: от климата и рельефа Рассмотри: 1. Влияние рельефа: На направление течений ( территория Восточно­Европейской равнины  и вся Сибирь наклонена к северу и относиться к бассейну Северного  ледовитого океана) А) К бассейнам, каких океанов относятся реки , находящиеся на  территории России? ­ На характер течения ( Определите характер течения реки по данному описанию ) Терек воет, дик и злобен Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен, Слёзы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь. Он лукавый принял вид И,приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит ­ Влияние климата ( реки­ продукт климата – А.И. Воейкова климатолог) Ребята, какие элементы климата влияют на режим рек? (осадки, обильное или недостаточное их выпадение) Ребята вы заметили , что сидите по группам , выберите старшего группы,  который будет отвечать за работу группы, вести учет знаний. По заданию  каждая группа готовит отчет (1 выступающий у карты) ­Регламент ­5 минут подготовки ­3 минуты на отчет Задание группе №1 «Общее представление о внутренних водах» Пользуясь атласом ,учебником стр. 97, 101, подготовьте сообщение для  класса ( 3 мин) по вопросам 1. Какие крупные реки протекают по территории России: 2. К бассейну, какого океана они относятся 3. Почему все крупные реки текут в Северный Ледовитый океан? 4. Как влияют на направление и характер течения рек особенности  рельефа? 5. Какое влияние на режим рек оказывает климат ? 6. Какой тип питания характерен для большинства рек России? ( режим рек – жизнь речного потока в течении суток , сезонов, года) Задание Группе №2 «Характеристика речных систем» Составьте характеристику речных систем России, пользуясь атласом,  таблицами. Зафиксируйте найденные данные по рекам Волга , Енисей, Обь, Лена в  таблице № Названи е Реки  Время полов одья Время ледос тава Кру пные прит оки Площ адь  бассей на, 2  км Длина реки ,  км Основно й тип  питания  ( стр.101 учебника) Волга Енисей 1 2 3 Обь 4 Лена Выпишите из таблицы в тетрадь: 1. Название самой длиной реки 2. Реку с самым большим бассейном 3. Данные реки Енисея (т.к. наша река Абакан является одним из  самых крупных притоков Енисея) Задание группе №3 «Распределение речной сети по бассейнам  океанов» Пользуясь атласом и картосхемами учебника (стр. 98, рис 62),  заполните данную таблицу. ( по пренадлежности рек к определенным  бассейнам океанов, перечень рек ниже) Бассейн  Северного  Ледовитого  океана: 2/3  площадь страны Бассейн  Атлантического океана: = 3% Бассейн Тихого  океана > 20%  территории Область  внутреннего  стока Перечень речных систем.  Дон, Кубань, Обь, Амур, Волга, Енисей, Лена, Терек, Урал, Печора,  Северная Двина. Запишите в тетрадь у бассейну какого океана относится река Енисей  со своими притоками ( Абакан, Таштып). Задание группе №4 « Характеристика реки Абакан» (протекает по  территории нашего населенного пункта) Запишите в тетради; 1. К бассейну , какого океана относится. 2. Исток реки 3.  Устье реки 4. Характер течения. 5. Основные притоки 6. Источники и режим питания. 7. Возможное хозяйственное использование, крупные города ,  искусственные сооружение на реке. 8. Стихийные явления природы, связанные с рекой. Отчет каждой группы по результатам своей работы учащимся класса. Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения большого  объема информации в кратких выражениях . Ребята, а сейчас мы с вами попробуем , проработать творчески и по  группам вы составите, Синквейн на тему река и ручеек. Результаты данной работы бывают самыми ошеломляющими , у ребят  подчас скрыт огромный творческий потенциал , который при таких  творческих работах начинает раскрываться Пример: 1. Река 2. Горная ,бурная 4. Отчет  группы  5.Синквейн  (Французски й ученый)3. несется, гремит, шумит 4. два раза в одну воду не войдешь 5. гидросфера 1.Ручеек 2.весенний , маленький  3. пробивается , журчит , бежит 4. с глубокого ручейка начинается река 5. исток 6. Обобщение (фронтальна я беседа) 7. Итоги  (рефлексия) 8. Домашняя  работа 1. Богата ли Россия внутренними водами? 2. Перечислите и покажите на карте крупнейшие речные системы России? 3.Перечислите факторы, влияющие на распределение речных систем по  территории России. 4. Можно ли визуально по карте определить характер реки , исток и  устье?  1. Рейтинговая оценка по работе в группе. (выставляется в листке учета  знаний имеется в каждой группе.) По 5 бальной системе. № Ф.И.О. Рейтинговая оценка работы в  течении урока  Самооценка Оценка группы 1. 2. 3. 4. 5. 2. Ребята всем понятна новая тема? Кто испытывал в новой теме  затруднения? В самостоятельной работе? Во время повторения? Прочитать страницы учебника 98­102, выписать определение терминов,  записанных в тетради в начале урока . Список используемой литературы: 1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл. ­ М.: Дрофа, 2012 2.Географический атлас: 8 кл. ­ М.: Дрофа, 2012. Интернет­ресурсы. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников. ­ М. : NMG, 2009. ­ 1 электрон, опт. диск (CD­ROM). ­ (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ­8) http   http   ://   www   .  geoman    .  ru  .  rgo   ://   www   .  ru