Конспект урока географии в 8 класса по ФГОС. ФОРМА УРОКА: Изучение новой темы, с элементами творчества, и самостоятельности Используется технология критического мышления, частично  - поисковые методы работы, парная и групповая работы. В конце урока составляется синквейн по изученной теме. УМК Алексеева.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Избербаш
Открытый урок:
 «Внутренние воды»
8 класс
Гаджимурадова Абидат Зубайруевна
учитель биологии и геграфии
 МКОУ «СОШ № 2»г. Избербаш
 «Внутренние воды»
Технология: развитие критического мышления
Тема: Внутренние воды. Реки России
ТИП УРОКА: комбинированный
ФОРМА УРОКА. Изучение новой темы, с элементами творчества, и самостоятельности
Цели урока: 
1. Образовательная
 Изучить крупнейшие речные системы России
 Определить зависимость речной системы от климата, направление от рельефа
 Объяснить особенности питания и нежим реки 
2. Воспитательная:
 Формирование чувства любви к родной природе.
   Формирование   экологического   сознания   школьников   на   примере   экологических
проблем речной системы своего Района
3. Развивающая
 развивать умение составлять характеристику рек по плану 
 развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом
 формировать критические мышления
Оборудование.   Физическая   карта   России,   атласы,   учебники,   таблицы   ЛОК.
картосхемы, справочник по географии 
ХОД УРОКА.
1. Орг. 
момент
1. Вводная 
часть: 
Природа 
единственная 
книга, каждая 
страница 
которой полна
глубокого 
содержания 
(Иоганн 
Вольфганг 
Гете) 
Ребята обратите внимание на доску, эпиграфом нашего урока будет 
высказывание
И я надеюсь, что мы с вами приоткроем эту замечательную книгу и 
рассмотрим одну из ее удивительных страниц , посвященную бесценному 
дару нашей планеты, самому ценному минералу на Земле ( какому?) воде. 
Итак, ТЕМА НАШЕГО УРОКА: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ.
ЦЕЛЬ:НА ЭТОМ УРОКЕ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С 
КРУПНЫМИ РЕЧНЫМИ СИСТЕМАМИ РОССИИ, ОПРЕДЕЛИМ ИХ 
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КЛИМАТА И РЕЛЬЕФА.2. 
Внутренние 
воды 
(актуализаци
я опорных 
знаний)
а)реки России Но мы с вами рассмотрим только один вид внутренних вод – реки.
Воды России это наше национальное богатство и мы должны их 
рационально использовать.
Существует мнение, что Россия богата внутренними водами? Верно ли 
это?...
КАКИЕ ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ИМЕЮТСЯ В РОССИИ?
(ПЕРЕЧИСЛИТЕ)
На территории России более 2,5 млн. крупных реки маленьких речушек 
длиной более 8 млн. км.
Россия занимает 2 место в мире по величине суммарного стока вод после 
Бразилии
С термином река ребята вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы 
освежим память.
Дать определение следующим терминам;
1.река
2.исток
3.устье
4.приток
5.речная система
6.бассейн реки
7.водораздел
В 8 классе терминология прибавляется 
Ребята давайте правильно прочитаем термины и их определение.
Но в тетрадь запишите только сами термины без определения, 
определения запишите дома в тетради.
1. аллювий  речные наносы
2. пойма часть днища речной долины
3. базис эрозии определенный уровень , до которого  углубляется 
речной поток
б)Терминолог
ия
РАБОТА С 
УЧЕБНИКО
М ( СТР. 98) 
( ТЕРМИНЫ 
ЗАПИСАНЫ 
НА ДОСКЕ)
4. терраса высокая ступень в днище речной долине
5. эстуарий узкий воронкообразный залив
6. дельта многочисленные рукава и притоки 
7. падение реки – превышение истока над устьем
8. уклон отношение падения к ее длине
9.
 расход волы – количество воды, проходящее по руслу за единицу 
времени 
С падением и уклоном (расчетами) более подробно познакомимся при 
выполнении практической работы на следующем урокеВ) ЛОК 
(Логический 
опорный 
конспект) 
Схема на 
доске 
Работа по 
учебнику (стр.
98, рис. 62)
Физминутка
( можно 
детям 
предложить 
движением 
рук показать 
характер 
реки)
Вопрос к 
классу
3.Группов
ая работа
(самостоят
ельная 
исследоват
ельская 
работа)
 Пользуясь атласом , скажите, равномерно ли распределены речные 
системы по территории России? (неравномерно, почему?)
 От чего зависит их распределение по территории материка? (опора на 
ЛОК) Вывод: от климата и рельефа
Рассмотри:
1. Влияние рельефа:
На направление течений ( территория ВосточноЕвропейской равнины 
и вся Сибирь наклонена к северу и относиться к бассейну Северного 
ледовитого океана)
А) К бассейнам, каких океанов относятся реки , находящиеся на 
территории России?
 На характер течения
( Определите характер течения реки по данному описанию )
Терек воет, дик и злобен
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И,приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит
 Влияние климата ( реки продукт климата – А.И. Воейкова климатолог)
Ребята, какие элементы климата влияют на режим рек?
(осадки, обильное или недостаточное их выпадение)
Ребята вы заметили , что сидите по группам , выберите старшего группы, 
который будет отвечать за работу группы, вести учет знаний. По заданию 
каждая группа готовит отчет (1 выступающий у карты)
Регламент
5 минут подготовки
3 минуты на отчет
Задание группе №1 «Общее представление о внутренних водах»
Пользуясь атласом ,учебником стр. 97, 101, подготовьте сообщение для 
класса ( 3 мин) по вопросам
1. Какие крупные реки протекают по территории России:
2. К бассейну, какого океана они относятся
3. Почему все крупные реки текут в Северный Ледовитый океан?
4. Как влияют на направление и характер течения рек особенности 
рельефа?
5. Какое влияние на режим рек оказывает климат ?
6. Какой тип питания характерен для большинства рек России?
( режим рек – жизнь речного потока в течении суток , сезонов, года)
Задание Группе №2 «Характеристика речных систем»
Составьте характеристику речных систем России, пользуясь атласом, 
таблицами.
Зафиксируйте найденные данные по рекам Волга , Енисей, Обь, Лена в 
таблице
№ Названи
е Реки 
Время
полов
одья
Время
ледос
тава
Кру
пные
прит
оки
Площ
адь 
бассей
на, 2 
км
Длина
реки , 
км
Основно
й тип 
питания 
( стр.101
учебника)
Волга
Енисей
1
2
3 Обь
4 Лена
Выпишите из таблицы в тетрадь:
1. Название самой длиной реки
2. Реку с самым большим бассейном
3. Данные реки Енисея (т.к. наша река Абакан является одним из 
самых крупных притоков Енисея)
Задание группе №3 «Распределение речной сети по бассейнам 
океанов»
Пользуясь атласом и картосхемами учебника (стр. 98, рис 62), 
заполните данную таблицу. ( по пренадлежности рек к определенным 
бассейнам океанов, перечень рек ниже)
Бассейн 
Северного 
Ледовитого 
океана: 2/3 
площадь страны
Бассейн 
Атлантического
океана: = 3%
Бассейн Тихого 
океана > 20% 
территории
Область 
внутреннего 
стока
Перечень речных систем. 
Дон, Кубань, Обь, Амур, Волга, Енисей, Лена, Терек, Урал, Печора, 
Северная Двина.
Запишите в тетрадь у бассейну какого океана относится река Енисей 
со своими притоками ( Абакан, Таштып).
Задание группе №4 « Характеристика реки Абакан» (протекает по 
территории нашего населенного пункта)
Запишите в тетради;
1. К бассейну , какого океана относится.
2. Исток реки
3.
 Устье реки
4. Характер течения.
5. Основные притоки
6. Источники и режим питания.
7. Возможное хозяйственное использование, крупные города , 
искусственные сооружение на реке.
8. Стихийные явления природы, связанные с рекой.
Отчет каждой группы по результатам своей работы учащимся класса.
Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения большого 
объема информации в кратких выражениях .
Ребята, а сейчас мы с вами попробуем , проработать творчески и по 
группам вы составите, Синквейн на тему река и ручеек.
Результаты данной работы бывают самыми ошеломляющими , у ребят 
подчас скрыт огромный творческий потенциал , который при таких 
творческих работах начинает раскрываться
Пример:
1. Река
2. Горная ,бурная
4. Отчет 
группы 
5.Синквейн 
(Французски
й ученый)3. несется, гремит, шумит
4. два раза в одну воду не войдешь
5. гидросфера
1.Ручеек
2.весенний , маленький 
3. пробивается , журчит , бежит
4. с глубокого ручейка начинается река
5. исток
6. Обобщение
(фронтальна
я беседа)
7. Итоги 
(рефлексия)
8. Домашняя 
работа
1. Богата ли Россия внутренними водами?
2. Перечислите и покажите на карте крупнейшие речные системы России?
3.Перечислите факторы, влияющие на распределение речных систем по 
территории России.
4. Можно ли визуально по карте определить характер реки , исток и 
устье? 
1. Рейтинговая оценка по работе в группе. (выставляется в листке учета 
знаний имеется в каждой группе.)
По 5 бальной системе.
№
Ф.И.О.
Рейтинговая оценка работы в 
течении урока 
Самооценка
Оценка группы
1.
2.
3.
4.
5.
2. Ребята всем понятна новая тема? Кто испытывал в новой теме 
затруднения? В самостоятельной работе? Во время повторения?
Прочитать страницы учебника 98102, выписать определение терминов, 
записанных в тетради в начале урока .
Список используемой литературы:
1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл.  М.: Дрофа, 2012
2.Географический атлас: 8 кл.  М.: Дрофа, 2012.
Интернетресурсы.
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников.
 М. : NMG, 2009.  1 электрон, опт. диск (CDROM).  (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
(КиМ8)
http 
 http 
 ://   www 
 .  geoman
 
 .  ru
 .  rgo 
 ://   www 
 .  ru