Волшебная красочность музыкальных сказок

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Волшебная красочность музыкальных сказок Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему                       Волшебная красочность музыкальных сказок. Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного  искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами  музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с  точки зрения единства содержания и выражения. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин,  музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: Интродукция «Океан ­ море синее» из оперы «Садко» Н. А.  Римского­Корсакова. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске. «Мой род – это сказка, былина, и непременно русские...»                         (Н. А. Римский­Корсаков) Сообщение темы урока: ­ Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты­сказки, оперы­сказки. Скажите, отличается ли  музыка, написанная для таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не  сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу  необычную, нереальную.) Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам. Работа по теме урока:1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные,  подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные ­  словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое  выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные,  волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по­особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по­ разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой  сюжета оперы, балета или инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н.  Римский­Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь  перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей  Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,  «Золотой петушок». Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и  сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом названии этого  фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в  подводном царстве, он воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов ­  золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Все средства музыки ­ от  гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия  оркестра ­ направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие  музыканты называли оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального  языка XIX столетия. Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных  рыбок» из оперы «Садко». ­ Услышали ли вы какие­либо особенные сказочные звуки, рисующие  рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых  рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец  цветов и бликов подводного мира ­ сверкающих, изменчивых. Использование  различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную  музыкальную картину.)2. Портретные сказочные образы. ­ В опере также присутствуют и портретные сказочные образы. Они, конечно,  отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как вы думаете,  почему? (Отличие в изображении сказочных героев от музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении таинственного, загадочного,  связанного с непостижимым волшебным миром). Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля «Царевна Лебедь» ­  это не просто иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Кто является автором  этой сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.) «Царевна­Лебедь» М. Врубеля ­ это обобщённый образ женских сказочных  образов. В чем­то он сродни образу Морской царевны Волховы из оперы  «Садко», так же исполненной невыразимой прелести, ­ и вместе с тем  загадочной, непостижимой. Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную песню, она  вкладывает в неё очень много лирического чувства. В музыке звучат  интонации народной песни, придающие Волхове тёплые, живые черты  реальной девушки. И все же, когда в мелодию «Колыбельной» вплетаются  интонации «волшебного» характера, становится очевидной нерасторжимая  связь Морской царевны с фантастической сказочной стихией. Таинственная природа Морской царевны подчёркивается колоритом  инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в  мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейков. Царевна  Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает,  подобно другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке), человеческую  душу, а остаётся верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и  холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию  передаётся в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик  утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой­рекой. Мелодия колыбельной Волховы ­ простая, задушевная, бесконечно близкая  языку русской народной песни. Баюкающий припев напоминает тихое мерное  колыхание волн. Римский­Корсаков высоко ценил музыку последнего  появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни,­ писал он,­ считаю за  одну из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания». Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями.  Мы услышали, под какую музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали  не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала ­ ёлки,  новогодних игрушек, снежинок за окном. П. Чайковский, как добрый  волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой  музыканта ­ и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего  праздника, тёплого и глубокого чувства ­ и словно стала реальностью, частью  нашей жизни. Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по­настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты  испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое  рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце  сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы  слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой  любви. Слушание: П. Чайковский. «Па­де­де» из балета «Щелкунчик». Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки, что танцевали  гости и она сама. Мы всегда знали, что роковым моментом была полночь,  впервые услышали, как звучали часы, как отбивали они свои двенадцать  ударов и как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало колдовство  доброй Феи. Бой часов похож на колокольный звон ­ тревожный, яростный,  неумолимый. Сначала как бы слышится громкое тиканье часов, а затем  раздаются двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов, изображаемых  оркестром. А сделал это зримым ещё один волшебник ­ Сергей Сергеевич Прокофьев. Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка» (фрагмент) Итог урока: Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них  охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью  волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого  сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления  о волшебном, таинственном, что она ­ воплощённая мечта человека о  прекрасном?Вопросы и задания: Почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам, в их музыке  так возрастает изобразительное начало? В чём разница между музыкальными портретами реального человека и  сказочного героя? Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и  сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н. Римского­Корсакова? Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского  «Щелкунчик»? В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой любимый персонаж из  музыкальной сказки. Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/volshebnaya­krasochnost­ muzykalnyh­skazok