Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Волшебная красочность музыкальных сказок
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Дополнительный материал к уроку музыки на тему
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного
искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с
точки зрения единства содержания и выражения.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин,
музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Интродукция «Океан море синее» из оперы «Садко» Н. А.
РимскогоКорсакова.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске.
«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские...»
(Н. А. РимскийКорсаков)
Сообщение темы урока:
Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть
может, даже видели балетысказки, оперысказки. Скажите, отличается ли
музыка, написанная для таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не
сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к музыкальным сказкам,
рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу
необычную, нереальную.)
Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам.
Работа по теме урока:1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения
Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные,
подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные
словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое
выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные,
волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут
в воде поособенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по
разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой
сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н.
РимскийКорсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь
перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей
Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,
«Золотой петушок».
Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом названии этого
фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла.
Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в
подводном царстве, он воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов
золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Все средства музыки от
гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия
оркестра направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие
музыканты называли оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального
языка XIX столетия.
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных
рыбок» из оперы «Садко».
Услышали ли вы какиелибо особенные сказочные звуки, рисующие
рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых
рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец
цветов и бликов подводного мира сверкающих, изменчивых. Использование
различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную
музыкальную картину.)2. Портретные сказочные образы.
В опере также присутствуют и портретные сказочные образы. Они, конечно,
отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как вы думаете,
почему? (Отличие в изображении сказочных героев от музыкальных портретов
реальных людей заключается в привнесении таинственного, загадочного,
связанного с непостижимым волшебным миром).
Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»
это не просто иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Кто является автором
этой сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.)
«ЦаревнаЛебедь» М. Врубеля это обобщённый образ женских сказочных
образов. В чемто он сродни образу Морской царевны Волховы из оперы
«Садко», так же исполненной невыразимой прелести, и вместе с тем
загадочной, непостижимой.
Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную песню, она
вкладывает в неё очень много лирического чувства. В музыке звучат
интонации народной песни, придающие Волхове тёплые, живые черты
реальной девушки. И все же, когда в мелодию «Колыбельной» вплетаются
интонации «волшебного» характера, становится очевидной нерасторжимая
связь Морской царевны с фантастической сказочной стихией.
Таинственная природа Морской царевны подчёркивается колоритом
инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в
мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейков. Царевна
Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает,
подобно другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке), человеческую
душу, а остаётся верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и
холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию
передаётся в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик
утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховойрекой.
Мелодия колыбельной Волховы простая, задушевная, бесконечно близкая
языку русской народной песни. Баюкающий припев напоминает тихое мерное
колыхание волн. РимскийКорсаков высоко ценил музыку последнего
появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни, писал он, считаю за
одну из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания».
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями.
Мы услышали, под какую музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали
не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала ёлки,
новогодних игрушек, снежинок за окном. П. Чайковский, как добрый
волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой
музыканта и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего
праздника, тёплого и глубокого чувства и словно стала реальностью, частью
нашей жизни.
Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит понастоящему. Герои
«Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты
испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое
рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце
сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы
слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой
любви.
Слушание: П. Чайковский. «Падеде» из балета «Щелкунчик».
Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки, что танцевали
гости и она сама. Мы всегда знали, что роковым моментом была полночь,
впервые услышали, как звучали часы, как отбивали они свои двенадцать
ударов и как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало колдовство
доброй Феи. Бой часов похож на колокольный звон тревожный, яростный,
неумолимый. Сначала как бы слышится громкое тиканье часов, а затем
раздаются двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов, изображаемых
оркестром.
А сделал это зримым ещё один волшебник Сергей Сергеевич Прокофьев.
Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка» (фрагмент)
Итог урока:
Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них
охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью
волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого
сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления
о волшебном, таинственном, что она воплощённая мечта человека о
прекрасном?Вопросы и задания:
Почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам, в их музыке
так возрастает изобразительное начало?
В чём разница между музыкальными портретами реального человека и
сказочного героя?
Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н. РимскогоКорсакова?
Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского
«Щелкунчик»?
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой любимый персонаж из
музыкальной сказки.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/volshebnayakrasochnost
muzykalnyhskazok