Вопросы и ответы.
Оценка 4.8

Вопросы и ответы.

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
07.03.2021
Вопросы и ответы.
Ответы на часто задаваемые вопросы родителей.
Вопросы и ответы.docx

Вопросы и ответы


Вопрос: Что делать, если ребенок , путает д-т, б-п, с-з, г-к?

Ответ: Уважаемые родители! Нарушение звукоразличения по глухости-звонкости согласных у ребенка дошкольного возраста связано с недостаточной сформированностью фонематического восприятия (т.е. возможностью различать звуки очень близкие по звучанию и практически одинаковые по произнесению). Если ребенок проговаривает глухие и звонкие согласные правильно, то вполне возможно исправить ситуацию в домашних условиях:

 

1. предложите ребенку произносить звуки изолированно, обратите внимание, что звонкий согласный произноситься с голосом, а глухой – практически без голоса.

2. различение в слогах. Очень медленно проговаривайте вместе с ребенком слоги с глухими и звонкими согласными. Например: па-па- ба,

то-до-то и т.д.

3. различение в словах. Медленно, четко проговаривайте слова с парными согласными. Например: дом – том, дочка – точка.

4. различение в предложениях. Предложите ребенку продолжить предложение словами с парными согласными. Например: У мамы любимая … (дочка). Воду налили в деревянную …(бочку).

5. возможно приступить к обучению чтению, используя разрезную или магнитную азбуку, специальные буквари для дошкольников.

Если ребенок не проговаривает парные согласные, заменяет их в речи на глухой, или звонкий, то необходимы логопедические занятия.

 

Вопрос: Что делать, если короткая уздечка под языком? Нужна ли операция?

Ответ: Короткая подъязычная складка (уздечка) может стать причиной нарушения звукопроизношения у ребенка, т.к. подвижность языка ограничена, поэтому артикуляция звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р», «Л» нарушается. Существует возможность артикуляционными упражнениями, массажем языка повлиять на размер подъязычной складки и поставить звуки. Однако, следует знать, что подобная аномалия может стать причиной неправильного формирования прикуса, поэтому необходима консультация ортодонта. Обязательно посетите с ребенком врача – стоматолога, а лучше детского ортодонта. Если вы приняли решение провести операцию, то логопедические занятия необходимо начинать сразу после заживления раны, т.е. через 5-6 дней.

  

 

 

Вопрос: Ребенку  поставили пластинку для выравнивания зубов. Очень ухудшилась речь. Что делать?

Ответ: Уважаемые родители! Прикус и состояние зубов влияют на качество звукопроизношения и дикцию. Если ребенку необходимо ношение ортопедической стоматологической пластины, то придется смириться с потерей качества дикции. Однако, если у ребенка были правильно поставлены звуки речи, то, уверяю вас, проблема быстро исчезнет: ребенок адаптируется и восстановит дикцию. Если у вашего ребенка нарушение звукопроизношения, или звуки автоматизируются  в свободной речи, то следует обратиться к логопеду и посещать логопедические занятия. Обязательно проконсультируйтесь у врача-стоматолога, как правило, врачи рекомендуют логозанятия, если кончик языка массивный и находится между зубами, когда ребенок разговаривает. (это влияет на формирование прикуса и правильное развитие передних зубов, т.к. язычок их «выталкивает» вперед). Учитывайте, что ношение пластины – это испытание для малыша: относитесь с пониманием, не раздражайтесь, не сетуйте на то, что ребенок плохо говорит – это временное явление.

 

 

Вопрос: Ребенок заканчивает 1 класс. С речью все в порядке, но в тетрадках  очень много ошибок, исправлений. Что делать?

Ответ:Ваше беспокойство по поводу  результатов обучения ребенка письму совершенно обоснованно. Я предполагаю, что не только в тетрадях по русскому языку многочисленные ошибки и исправления: просто на уроках  русского языка дети пишут больше. Если у ребенка нет речевых нарушений, т.е. речь грамматически правильная, звукопроизношение соответствует произносительным нормам родного языка, ребенок понятно выражает свои мысли, умеет вести диалог, то скорее всего,  причина неуспешности обучения заключается в замедленном темпе формирования учебных навыков.  В этом случае правильнее будет проконсультироваться у школьного психолога, который определит уровень сформированности  универсальной учебной деятельности (УУД) у ребенка на момент окончания первого класса и даст рекомендации. Хочу вас предупредить: не обвиняйте ребенка, учителя, себя. Есть все шансы  исправить ситуацию. Начните прямо сейчас:

1.       Летом ваш ребенок должен  читать то, что ему нравится.  (Не думаю, что это будет учебник по чтению 2 класса). Интересно может быть совсем другое – это право вашего ребенка. Обратите внимание на чтение.

2.       Пишите с вашим ребенком каждый день 15 – 20 минут. Лучше списывать

  5-6 предложений, можно диктовать, но очень медленно, четко произнося каждое слово так, как оно пишется. Сделайте эти занятия регулярными, заинтересуйте ребенка результатом, чаще хвалите. Главное – ребенок должен видеть вашу улыбку, ощущать ваше хорошее настроение, когда вы с ним занимаетесь. Определите время занятий в режиме дня ребенка и старайтесь придерживаться этого времени. Всегда определяйте объем письменного упражнения заранее (старайтесь договариваться, помните,  что трудно дается - вызывает негативную реакцию у детей).

3.       Занятия по русскому языку можно сделать очень интересными, если приобрести специальный дидактический материал ( это карточки «Найди ошибку», «Вставь Букву», рабочие тетради по русскому языку «Летние задания»).

Зайдите в книжный магазин, посмотрите пособия для 1 класса. Весь дидактический материал в этих пособиях строится с учетом  изучения тем и правил по русскому языку в 1 классе, что очень важно для вашего ребенка.

 

Вопрос.Ребенок может произносить все звуки отдельно, но в речи не проговаривает, поэтому речь непонятна. Что делать?


Ответ.
Уважаемые родители, необходимо понимать, что нарушение звукопроизношения  тесно связано с несформированностью других базовых структур речевого развития ребенка: фонематическим восприятием (различением звуков речи на слух), слоговой структурой слова (проговаривание всех слогов в слове), грамматическим строем речи (употребление окончаний в слове, предлогов, правильное согласование частей речи в роде, числе, падеже). Если ребенок к 5 годам научился правильно произносить все группы звуков (свистящие, шипящие, соноры р-л), то это уже хорошо. Для того, что бы ребенок ввел все группы звуков в речь, необходимо:

1.       Понимать, что ребенку трудно это сделать быстро, т.е. так, как вы хотите. Ребенок должен услышать звуки, научиться их различать в словах, добиться легкости их произношения. Это вопрос времени и вашей настойчивости.

2.       Обязательно, если вы не посещаете логозанятий, приобретайте  альбомы, пособия по автоматизации звуков ( этот материал есть в книжных магазинах). Как правило, занятия по этим альбомам увлекают ребенка, да и вам будет проще правильно построить работу по развитию речи в игровой форме.

3.       Старайтесь быть внимательнее к речи, не пропускайте речевые ошибки, в корректной форме обращайте внимание ребенка  на неправильное произнесение слов. Однако, не советую быть придирчивыми, просто проговаривайте сложное для ребенка слово вместе с ним, если отказывается, то просто повторите сами  ( четко, по слогам)

4.        Играйте с вашим малышом, не забывайте – это ребенок! Можно использовать мяч (игра «Повтори-ка»), любую куклу (игра «Научу тебя говорить»). Проявите фантазию!

5.       Вашему ребенку почти 6 лет – можно учиться читать по специальному букварю (для дете 6 лет). Начинать следует с букв и звуков, которые ребенок произносит правильно.

6.       Больше песен, стихов, которые нужно заучивать правильно.

7.       Обязательно развивайте мелкую моторику у ребенка: рисуйте, клейте, лепите, пишите в специальных прописях для детей 6 лет, вырезайте, делайте различные поделки.

8.       Больше читайте своему ребенку, особенно стихов и коротких сказок (их можно пересказывать, придумывать продолжение). Не увлекайтесь крупными произведениями – ребенку важно услышать и запомнить речевой материал, а это легче сделать на небольшом объеме сказки, истории, или стихотворении.

9.       Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые говорят на ваш взгляд лучше. Ваш ребенок уникален! Все проблемы развития, воспитания и обучения малыша решаются вашим вниманием, терпением и любовью.

 

 

Вопрос.  Почему письмо так трудно дается?

 

Ответ.  На начальном этапе обучения письму ребенок должен:

  • одновременно направлять свое внимание на разные виды деятельности: слушать, слышать и анализировать звук, удерживать его в памяти, соотносить фонему (звук) и графему (букву), которую нужно написать;
  • помнить графические образы буквы;
  • знать и уметь выполнить правильную последовательность движения руки при написании буквы;
  • соблюдать конфигурацию буквы, соотношение штрихов, величину;
  • удерживать в памяти последовательность звуков и букв при письме слова.     Для ребенка 6-7 лет это сложные задачи, поэтому возникают трудности обучения письму.

 

Вопрос. Как обучать письму леворукого ребенка?

 

Ответ. Есть особые правила обучения леворуких детей. Эти правила касаются положения тетради на столе, способа держать ручку и освещенность рабочего места.

  •  Тетрадь наклонена вправо и сдвинута ближе к левой руке.
  •  Ручку держать чуть выше, чем праворукий ( 3-4 см от кончика ручки; при этом пальцы должны не прогибаться под углом, а охватывать ручку большим и указательным пальцем)
  •   Свет при письме должен падать справа ( в классе ребенок должен сидеть у окна, где больше света)

 

 

 

Вопрос. Ребенок испытывает трудности в обучении письму. Когда следует обратиться к логопеду?

 

Ответ. Можно выделить следующие показатели:

  • нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношений частей букв. Если такие нарушения встречаются более чем в 50% всех букв, можно говорить об искажении почерка.
  •  неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при написании букв, зеркальное письмо (оптические ошибки)
  •  смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, г-к, з-с и т.д.), перестановки, слияния букв, слогов.
  •  пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение букв, слогов.
  • очень медленный темп письма, низкая плотность работы (тремор руки). Трудность выполнения связных движении, «печатание» букв.

 

Вопрос. Как помочь ребенку с дисграфическими и дислексическими нарушениями?

Ответ.

  • Любой ребенок в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной коррекционной помощи.
  • Основой выбора форм и методов коррекции должны быть не нарушения письма и чтения, а коррекция вызывающих их причин.
  • Коррекция дисграфии и дислексии – системный процесс, включающий меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.д.) и специфической (связанной с особенностями ребенка или несформированностью познавательных функций) помощи.

Вопрос: Ребенок учит правила, но не применяет их.Что делать?

 
Ответ: Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми дезографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе. В 5-6 классах проблема не исчезает. При коррекционной работе с детьми, имеющими дизографические ошибки, целесообразно использовать различные виды диктантов, которые проводятся не с целью проверки и контроля, а как обучающие и развивающие задания . Необходимо развивать орфографическую зоркость с помощью заданий на исправление ошибок, подбор проверочных слов.

Дети с дизорфографией принадлежат к той группе обучающихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи.

Вопрос: У ребенка горловое произношение звука "Р". Возможно ли исправить?
Ответ: Горловое произношение звука "Р" - это картавость, при которой звук образуется в результате того, что вибрирует мягкое небо или язычок, на который попадает выдыхаемый воздух, а не кончик языка у твердого неба. Как в случае отсутствия звука, так и при дефектном произношении, применяется единая схема коррекции, но с некоторыми особенностями. Начать работу следует с артикуляционных упражнений для языка и губ. Ребенок должен научиться поднимать язык к небу, удерживать его в этом положении, выдвигать кончик языка, укреплять его, чтобы в дальнейшем получилась вибрация. Следует обратить внимание на состояние подъязычной складки (уздечки): возможно она короткая, плотная, что не даст возможности правильной артикуляции (требуется консультация стоматолога). Необходимо обратиться к логопеду для постановки звука. Но!!! Самое трудное при данном нарушении звукопроизношения - это научить ребенка пользоваться поставленным звуком в свободной речи, так как ваш ребёнок успел привыкнуть к неправильной артикуляции звука "Р". В этом случае только взаимодействие семьи и специалиста может дать положительный результат. Обязательно проявите заинтересованность в исправлении дефекта звукопроизношения.

 

Вопрос:Ребенок неправильно согласовывает части речи.Что делать?

Ответ:Если ребенок в 6 лет неправильно согласовывает части речи,  то можно предположить нарушение формирования лексико-грамматического строя речи.  Подобные трудности в развитии речи ребенка могут быть  обусловлены:

1 Задержкой речевого развития в целом (позднее начало становления речи);

2 Нарушением звукопроизношения, связанного с поражением фонематического восприятия (речевого восприятия);

3 Недостаточность языкового внимания, т.е.  «чувства языка» у ребенка;

4 Недостаточное внимание родителей к речевому развитию малыша.

Как помочь вашему ребенку?

1  Ребенок до поступления в школу справится с этой проблемой (вашему мальчику 6 лет, у него и вас есть время);   

2 Конечно, вам следует проявить внимание к речи ребенка: терпеливо исправлять, показывать, как говорить правильно;

3 Обязательно играйте с ребенком в речевые игры  (подбери слово к слову, которое я скажу – красный, красная, красное, или мой - …., моя - …., мое-……, или папа что сделал? Девочка что сделала? И т.д.),  проявите фантазию!

4 Больше читайте ребенку, особенно диалоговых сказок, стихов. Ваш ребенок  обязательно полюбит творчество  детских писателей – Э.Н Успенского, В. Сутеева,

Б. Заходера, А. Барто. Покажите ребёнку выразительное чтение, заучивайте наизусть небольшие стихи, скороговорки, песенки (только не пугайте ребенка объемом произведения!)  Возможно, ребенок не хочет слушать;  к чтению необходимо приучать – это родительский труд.

Просмотр мультфильма не может заменить мамино чтение, т.к. при зрительном восприятии снижается уровень слухового внимания.

5 Учите ребенка читать в игровой форме (вам помогут презентации проекта «Буквы, звуки я учу!)

Цель данной работы состоит не столько в обучении чтению, сколько в развития «чувства языка»

 

 

Вопрос:  "Зеркальное" написание букв. Что делать?

Ответ: Среди различных специфических затруднений в письменной речи,  выделяется группа оптико-моторных ошибок. Это замена букв, похожих по написанию, неправильное расположение элементов букв (зеркальное написание), недописывание элементов букв. Ребенок, начав писать букву с элемента, которым начинаются и другие, похожие буквы, с трудом переключается на движение, продолжающее письмо следующего нужного элемента. Эти трудности переключения движений и являются основной причиной оптико-моторных ошибок. Оптико-моторные ошибки часто сочетаются с другими нарушениями письма. Во время школьного обучения бывает так, что ошибки иного рода постепенно преодолеваются, а вот путать буквы ученики продолжают даже в среднем звене, особенно в периоды утомления и ухудшения самочувствия. Для устранения этого явления нужно сформировать у ребенка четкие графические образы букв  (особенно правостороннее и левостороннее написание элементов букв). В  случаях «зеркального» написания, необходимо начать работу по развитию пространственных представлений (лево-право, выше-ниже и т.д.), особое внимание – осознанию пространственного положения собственного тела  относительно  предметов, или других людей (справа от меня, выше меня, напротив меня справа, слева). Учителя обычно предлагают прописать 1-2 строчки сходных по написанию букв, что не решает проблему. Если у вас есть возможность обратиться к учителю-логопеду, не затягивайте, запишите ребенка на занятия. Если такая возможность отсутствует, попробуйте самостоятельно проработать материалы проекта «Такие похожие разные буквы» (раздел - информация для коллег).

 

 

 


 

Вопросы и ответы Вопрос:

Вопросы и ответы Вопрос:

Ответ: Уважаемые родители! Прикус и состояние зубов влияют на качество звукопроизношения и дикцию

Ответ: Уважаемые родители! Прикус и состояние зубов влияют на качество звукопроизношения и дикцию

Занятия по русскому языку можно сделать очень интересными, если приобрести специальный дидактический материал ( это карточки «Найди ошибку», «Вставь

Занятия по русскому языку можно сделать очень интересными, если приобрести специальный дидактический материал ( это карточки «Найди ошибку», «Вставь

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые говорят на ваш взгляд лучше

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые говорят на ваш взгляд лучше

Если такие нарушения встречаются более чем в 50% всех букв, можно говорить об искажении почерка

Если такие нарушения встречаются более чем в 50% всех букв, можно говорить об искажении почерка

Вопрос : У ребенка горловое произношение звука "Р"

Вопрос : У ребенка горловое произношение звука "Р"

Просмотр мультфильма не может заменить мамино чтение, т

Просмотр мультфильма не может заменить мамино чтение, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2021