Вопросы и ответы
Вопрос: Что делать, если ребенок , путает д-т, б-п, с-з, г-к?
Ответ: Уважаемые родители! Нарушение звукоразличения по глухости-звонкости согласных у ребенка дошкольного возраста связано с недостаточной сформированностью фонематического восприятия (т.е. возможностью различать звуки очень близкие по звучанию и практически одинаковые по произнесению). Если ребенок проговаривает глухие и звонкие согласные правильно, то вполне возможно исправить ситуацию в домашних условиях:
1. предложите ребенку произносить звуки изолированно, обратите внимание, что звонкий согласный произноситься с голосом, а глухой – практически без голоса.
2. различение в слогах. Очень медленно проговаривайте вместе с ребенком слоги с глухими и звонкими согласными. Например: па-па- ба,
то-до-то и т.д.
3. различение в словах. Медленно, четко проговаривайте слова с парными согласными. Например: дом – том, дочка – точка.
4. различение в предложениях. Предложите ребенку продолжить предложение словами с парными согласными. Например: У мамы любимая … (дочка). Воду налили в деревянную …(бочку).
5. возможно приступить к обучению чтению, используя разрезную или магнитную азбуку, специальные буквари для дошкольников.
Если ребенок не проговаривает парные согласные, заменяет их в речи на глухой, или звонкий, то необходимы логопедические занятия.
Вопрос: Что делать, если короткая уздечка под языком? Нужна ли операция?
Ответ: Короткая подъязычная складка (уздечка) может стать причиной нарушения звукопроизношения у ребенка, т.к. подвижность языка ограничена, поэтому артикуляция звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р», «Л» нарушается. Существует возможность артикуляционными упражнениями, массажем языка повлиять на размер подъязычной складки и поставить звуки. Однако, следует знать, что подобная аномалия может стать причиной неправильного формирования прикуса, поэтому необходима консультация ортодонта. Обязательно посетите с ребенком врача – стоматолога, а лучше детского ортодонта. Если вы приняли решение провести операцию, то логопедические занятия необходимо начинать сразу после заживления раны, т.е. через 5-6 дней.
Вопрос: Ребенку поставили пластинку для выравнивания зубов. Очень ухудшилась речь. Что делать?
Ответ: Уважаемые родители! Прикус и состояние зубов влияют на качество звукопроизношения и дикцию. Если ребенку необходимо ношение ортопедической стоматологической пластины, то придется смириться с потерей качества дикции. Однако, если у ребенка были правильно поставлены звуки речи, то, уверяю вас, проблема быстро исчезнет: ребенок адаптируется и восстановит дикцию. Если у вашего ребенка нарушение звукопроизношения, или звуки автоматизируются в свободной речи, то следует обратиться к логопеду и посещать логопедические занятия. Обязательно проконсультируйтесь у врача-стоматолога, как правило, врачи рекомендуют логозанятия, если кончик языка массивный и находится между зубами, когда ребенок разговаривает. (это влияет на формирование прикуса и правильное развитие передних зубов, т.к. язычок их «выталкивает» вперед). Учитывайте, что ношение пластины – это испытание для малыша: относитесь с пониманием, не раздражайтесь, не сетуйте на то, что ребенок плохо говорит – это временное явление.
Вопрос: Ребенок заканчивает 1 класс. С речью все в порядке, но в тетрадках очень много ошибок, исправлений. Что делать?
Ответ:Ваше беспокойство по поводу результатов обучения ребенка письму совершенно обоснованно. Я предполагаю, что не только в тетрадях по русскому языку многочисленные ошибки и исправления: просто на уроках русского языка дети пишут больше. Если у ребенка нет речевых нарушений, т.е. речь грамматически правильная, звукопроизношение соответствует произносительным нормам родного языка, ребенок понятно выражает свои мысли, умеет вести диалог, то скорее всего, причина неуспешности обучения заключается в замедленном темпе формирования учебных навыков. В этом случае правильнее будет проконсультироваться у школьного психолога, который определит уровень сформированности универсальной учебной деятельности (УУД) у ребенка на момент окончания первого класса и даст рекомендации. Хочу вас предупредить: не обвиняйте ребенка, учителя, себя. Есть все шансы исправить ситуацию. Начните прямо сейчас:
1. Летом ваш ребенок должен читать то, что ему нравится. (Не думаю, что это будет учебник по чтению 2 класса). Интересно может быть совсем другое – это право вашего ребенка. Обратите внимание на чтение.
2. Пишите с вашим ребенком каждый день 15 – 20 минут. Лучше списывать
5-6 предложений, можно диктовать, но очень медленно, четко произнося каждое слово так, как оно пишется. Сделайте эти занятия регулярными, заинтересуйте ребенка результатом, чаще хвалите. Главное – ребенок должен видеть вашу улыбку, ощущать ваше хорошее настроение, когда вы с ним занимаетесь. Определите время занятий в режиме дня ребенка и старайтесь придерживаться этого времени. Всегда определяйте объем письменного упражнения заранее (старайтесь договариваться, помните, что трудно дается - вызывает негативную реакцию у детей).
3. Занятия по русскому языку можно сделать очень интересными, если приобрести специальный дидактический материал ( это карточки «Найди ошибку», «Вставь Букву», рабочие тетради по русскому языку «Летние задания»).
Зайдите в книжный магазин, посмотрите пособия для 1 класса. Весь дидактический материал в этих пособиях строится с учетом изучения тем и правил по русскому языку в 1 классе, что очень важно для вашего ребенка.
Вопрос.Ребенок может произносить все звуки отдельно, но в речи не проговаривает, поэтому речь непонятна. Что делать?
Ответ.Уважаемые родители, необходимо понимать, что нарушение
звукопроизношения тесно связано с несформированностью других базовых
структур речевого развития ребенка: фонематическим восприятием (различением
звуков речи на слух), слоговой структурой слова (проговаривание всех слогов в
слове), грамматическим строем речи (употребление окончаний в слове, предлогов,
правильное согласование частей речи в роде, числе, падеже). Если ребенок к 5
годам научился правильно произносить все группы звуков (свистящие, шипящие,
соноры р-л), то это уже хорошо. Для того, что бы ребенок ввел все группы звуков
в речь, необходимо:
1. Понимать, что ребенку трудно это сделать быстро, т.е. так, как вы хотите. Ребенок должен услышать звуки, научиться их различать в словах, добиться легкости их произношения. Это вопрос времени и вашей настойчивости.
2. Обязательно, если вы не посещаете логозанятий, приобретайте альбомы, пособия по автоматизации звуков ( этот материал есть в книжных магазинах). Как правило, занятия по этим альбомам увлекают ребенка, да и вам будет проще правильно построить работу по развитию речи в игровой форме.
3. Старайтесь быть внимательнее к речи, не пропускайте речевые ошибки, в корректной форме обращайте внимание ребенка на неправильное произнесение слов. Однако, не советую быть придирчивыми, просто проговаривайте сложное для ребенка слово вместе с ним, если отказывается, то просто повторите сами ( четко, по слогам)
4. Играйте с вашим малышом, не забывайте – это ребенок! Можно использовать мяч (игра «Повтори-ка»), любую куклу (игра «Научу тебя говорить»). Проявите фантазию!
5. Вашему ребенку почти 6 лет – можно учиться читать по специальному букварю (для дете 6 лет). Начинать следует с букв и звуков, которые ребенок произносит правильно.
6. Больше песен, стихов, которые нужно заучивать правильно.
7. Обязательно развивайте мелкую моторику у ребенка: рисуйте, клейте, лепите, пишите в специальных прописях для детей 6 лет, вырезайте, делайте различные поделки.
8. Больше читайте своему ребенку, особенно стихов и коротких сказок (их можно пересказывать, придумывать продолжение). Не увлекайтесь крупными произведениями – ребенку важно услышать и запомнить речевой материал, а это легче сделать на небольшом объеме сказки, истории, или стихотворении.
9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые говорят на ваш взгляд лучше. Ваш ребенок уникален! Все проблемы развития, воспитания и обучения малыша решаются вашим вниманием, терпением и любовью.
Вопрос. Почему письмо так трудно дается?
Ответ. На начальном этапе обучения письму ребенок должен:
Вопрос. Как обучать письму леворукого ребенка?
Ответ. Есть особые правила обучения леворуких детей. Эти правила касаются положения тетради на столе, способа держать ручку и освещенность рабочего места.
Вопрос. Ребенок испытывает трудности в обучении письму. Когда следует обратиться к логопеду?
Ответ. Можно выделить следующие показатели:
Вопрос. Как помочь ребенку с дисграфическими и дислексическими нарушениями?
Ответ.
Вопрос: Ребенок учит правила, но не применяет их.Что делать?
Ответ: Дизорфография – специфическое нарушение
орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями и
навыками отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших
классах. Наиболее частыми дезографическими проявлениями являются ошибки на
правила начальной школы. При этом орфограммы не усваиваются именно в тот
временной период, который положен по программе. В 5-6 классах проблема не
исчезает. При коррекционной работе с детьми, имеющими дизографические ошибки,
целесообразно использовать различные виды диктантов, которые проводятся не с
целью проверки и контроля, а как обучающие и развивающие задания . Необходимо
развивать орфографическую зоркость с помощью заданий на исправление ошибок,
подбор проверочных слов.
Дети с дизорфографией принадлежат к той группе обучающихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи.
Вопрос: У
ребенка горловое произношение звука "Р". Возможно ли исправить?
Ответ: Горловое произношение звука "Р" - это
картавость, при которой звук образуется в результате того, что вибрирует мягкое
небо или язычок, на который попадает выдыхаемый воздух, а не кончик языка у
твердого неба. Как в случае отсутствия звука, так и при дефектном произношении,
применяется единая схема коррекции, но с некоторыми особенностями. Начать
работу следует с артикуляционных упражнений для языка и губ. Ребенок должен
научиться поднимать язык к небу, удерживать его в этом положении, выдвигать
кончик языка, укреплять его, чтобы в дальнейшем получилась вибрация. Следует
обратить внимание на состояние подъязычной складки (уздечки): возможно она
короткая, плотная, что не даст возможности правильной артикуляции (требуется
консультация стоматолога). Необходимо обратиться к логопеду для постановки
звука. Но!!! Самое трудное при данном нарушении звукопроизношения - это научить
ребенка пользоваться поставленным звуком в свободной речи, так как ваш ребёнок
успел привыкнуть к неправильной артикуляции звука "Р". В этом
случае только взаимодействие семьи и специалиста может дать положительный
результат. Обязательно проявите заинтересованность в исправлении дефекта
звукопроизношения.
Вопрос:Ребенок неправильно согласовывает части речи.Что делать?
Ответ:Если ребенок в 6 лет неправильно согласовывает части речи, то можно предположить нарушение формирования лексико-грамматического строя речи. Подобные трудности в развитии речи ребенка могут быть обусловлены:
1 Задержкой речевого развития в целом (позднее начало становления речи);
2 Нарушением звукопроизношения, связанного с поражением фонематического восприятия (речевого восприятия);
3 Недостаточность языкового внимания, т.е. «чувства языка» у ребенка;
4 Недостаточное внимание родителей к речевому развитию малыша.
Как помочь вашему ребенку?
1 Ребенок до поступления в школу справится с этой проблемой (вашему мальчику 6 лет, у него и вас есть время);
2 Конечно, вам следует проявить внимание к речи ребенка: терпеливо исправлять, показывать, как говорить правильно;
3 Обязательно играйте с ребенком в речевые игры (подбери слово к слову, которое я скажу – красный, красная, красное, или мой - …., моя - …., мое-……, или папа что сделал? Девочка что сделала? И т.д.), проявите фантазию!
4 Больше читайте ребенку, особенно диалоговых сказок, стихов. Ваш ребенок обязательно полюбит творчество детских писателей – Э.Н Успенского, В. Сутеева,
Б. Заходера, А. Барто. Покажите ребёнку выразительное чтение, заучивайте наизусть небольшие стихи, скороговорки, песенки (только не пугайте ребенка объемом произведения!) Возможно, ребенок не хочет слушать; к чтению необходимо приучать – это родительский труд.
Просмотр мультфильма не может заменить мамино чтение, т.к. при зрительном восприятии снижается уровень слухового внимания.
5 Учите ребенка читать в игровой форме (вам помогут презентации проекта «Буквы, звуки я учу!)
Цель данной работы состоит не столько в обучении чтению, сколько в развития «чувства языка»
Вопрос: "Зеркальное" написание букв. Что делать?
Ответ: Среди различных специфических затруднений в письменной речи, выделяется группа оптико-моторных ошибок. Это замена букв, похожих по написанию, неправильное расположение элементов букв (зеркальное написание), недописывание элементов букв. Ребенок, начав писать букву с элемента, которым начинаются и другие, похожие буквы, с трудом переключается на движение, продолжающее письмо следующего нужного элемента. Эти трудности переключения движений и являются основной причиной оптико-моторных ошибок. Оптико-моторные ошибки часто сочетаются с другими нарушениями письма. Во время школьного обучения бывает так, что ошибки иного рода постепенно преодолеваются, а вот путать буквы ученики продолжают даже в среднем звене, особенно в периоды утомления и ухудшения самочувствия. Для устранения этого явления нужно сформировать у ребенка четкие графические образы букв (особенно правостороннее и левостороннее написание элементов букв). В случаях «зеркального» написания, необходимо начать работу по развитию пространственных представлений (лево-право, выше-ниже и т.д.), особое внимание – осознанию пространственного положения собственного тела относительно предметов, или других людей (справа от меня, выше меня, напротив меня справа, слева). Учителя обычно предлагают прописать 1-2 строчки сходных по написанию букв, что не решает проблему. Если у вас есть возможность обратиться к учителю-логопеду, не затягивайте, запишите ребенка на занятия. Если такая возможность отсутствует, попробуйте самостоятельно проработать материалы проекта «Такие похожие разные буквы» (раздел - информация для коллег).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.