Воспитание доброты у дошкольников.
Сроки реализации 01.09.2020 – 31.05.2021г
Цель: воспитание доброжелательных взаимоотношений, развитие творческих способностей.
Задачи:.
-Воспитание гуманных чувств детей;
- формирование представлений о честности, справедливости, доброте,
-формирование у детей умения правильно оценивать поступки, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
-развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
- Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
-закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
- развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Актуальность:. В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития доброжелательного взаимоотношения на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания. Традиционно в качестве содержания работы по воспитанию доброжелательных взаимоотношений между детьми рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовнонравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю воспитание доброжелательного взаимоотношения детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение. Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
(цель: воспитание в детях нравственных чувств).
Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»
«Мир не без добрых людей»
(цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым).
Чтение и обсуждение сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Доброта важнее всего»
(цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)
ООД с фрагментами
сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»
«Волшебство добрых слов»
(цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться
в умении дарить окружающим доброту слова и дела).
Беседа, инсценировка
«Сказочный денёк» (цель:
формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).
ООД с участием сказочного персонажа
«Вежливые слова»,
«Добрые поступки»,
«Желание помочь другим», «Азбука доброты».
Папки-передвижки
«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).
Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?»
«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).
ООД с участием сказочного персонажа
«Добрый гном»
(цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).
Выставка детских рисунков
«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).
Чтение и обсуждение сказки.
2 блок - работа с родителями
Консультация
«Воспитывать доброту!
(цель: показать родителям
необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому).
Выступление на родительском собрании
«Роль книги в нравственном воспитании детей»
Консультация
«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»
Поговорим о нравственности
Групповое родительское собрание.
Утренник, посвящённый мамам
Анкетирование для родителей
Сентябрь.
1. «Рисуем настроение»
Цель: Формировать у детей умение осознавать свои чувства, эмоциональное состояние. Побуждать проявлять положительные эмоции по отношению к другим детям.
2. «Украсим группу, детский сад красивыми цветами»
Цель: Воспитывать желание создавать радость для окружающих.
3. «Где живёт моя семья»
Цель: закрепить знания домашнего адреса. Формировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств.
4. Дидактическая игра: «Комплимент»
Цель: Способствовать формированию у детей положительного эмоционального опыта. Развивать умение замечать положительные качества других людей. Развивать речь.
Октябрь
1. Обсуждение и проигрывание ситуации «Старенькая бабушка» Цель: Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Побуждать к проявлению сочувствия, заботливого отношения к ним.
2. С/р игра «Наш дом-планета Земля» Цель: способствовать формированию разумного поведения и бережного отношения к природе.
3. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок?»
Цель: Продолжать учить различат эмоциональные переживания на примере животных, развивать потребность в проявлении доброты, чуткости.
4. Игра малой подвижности «Хвастунишки» Цель: Формировать у детей с помощью игры моральные представления. Учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики.
Ноябрь
1. Заучивание стихотворения О. Дриз «Добрые слова»
Цель: Формировать у детей представления о нормах поведения. Побуждать детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать любовь к окружающим людям.
2. Чтение В. Бианки «Мышонок Пик»
Цель: Вызвать интерес к произведению, достоверно отражающему специфику природных явлений. Формировать умение быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему живому.
3. Хороводная игра «Калинка» Цель: Развивать творческое воображение. Довести до понимания, что человек является частью природы и зависит от неё. Прививать любовь
к русскому фольклору.
4. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Моя мама устала» Цель: Развивать способности к эмоциональному сопереживанию, воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.
Декабрь.
1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Снежная королева» Цель: Побуждать детей высказывать своё мнение о характере героев. На примере персонажей произведения, формировать представление о настоящей дружбе.
2. Беседа «Шаловливые игры» Цель: Побуждать детей находить выход из конфликтных ситуаций. Формировать понятие о моральных представлениях
3. Чтение С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Цель: Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние других людей.
4. Введение сказочного персонажа. Цель: Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.
Январь.
1. Решение ситуации: «Сладкая проблема» Цель: Побуждать находить позитивные решения проблемы, используя конструктивный метод взаимодействия.
2. Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на остров» Цель: Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе. Воспитывать заботливое отношение к другим людям.
3. Викторина «Этикет» Цель: формировать умение называть вежливые слова и отвечать в каких случаях они произносятся, правильно анализировать правильно чужие поступки, воспитывать чувство товарищества, взаимной поддержки.
4. Разучивание стихотворения А. Барто «Рукавички я забыла» Цель: Учить анализировать поступки, формировать правильную модель поведения
Февраль.
1. «Зачем нужен друг»- пословицы и поговорки о дружбе. Цель: Воспитывать и развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками. Формировать понятие о дружбе, друзьях.
2. Чтение А. Барто «Вовка добрая душа» Цель: Учить детей анализировать поступки и делать выводы. Побуждать детей помогать другим людям.
3. Заучивание стихотворения «Мой папа» Цель: Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям.
4. Хороводная игра: «В хороводе были мы» Цель: Развивать умение выражать свои чувства, переживания жестом, движением. Развивать коммуникативные навыки.
Март.
1. Изготовление подарков для мам и бабушек. Цель: Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.
2. Заучивание стихотворения «Подснежники» Т. Белозеров Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, навыки разумного поведения в ней. Развивать речь.
3. Рассматривание картинки «Спор» Цель: Учить различать хорошие и плохие поступки друзей. Побуждать анализировать поведение. Упражнять в составлении рассказа по картинке.
4. Подвижная игра «Занавес» Цель: Побуждать задумывать сказочный образ. Использовать для передачи образа мимику, пластику. Воспитывать дружеские отношения в игре.
Апрель.
1. Беседа «Нарочно и нечаянно»
Цель: Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие. Формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.
2. Словесная игра «Закончи фразу» - Я поступил хорошо, когда… Цель: Развивать умение анализировать свои поступки. Воспитывать понимание необходимости выполнения правил поведения.
3. Беседа «Привычки хорошие и плохие» Цель: Развивать способности к анализу и сравнению, способность к самооценке своих привычек, поступков.
4. Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в весенний лес» Цель: Развивать фантазию, воображение. Обобщить знания о растениях и животных. Формировать стремление оберегать природу, проявлять заботу о растениях и животных.
Май.
1. Беседа: «Легко ли быть справедливым?» Цель: Учить высказывать своё мнение о выполнении правил поведения, находить определения для оценки поведения реальных людей.
2. Чтение В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Способствовать развитию нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно-ценностного миропонимания.
3. Тест «Цветик-семицветик» Цель: Выявить способности осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру. Побуждать к эмоциональному сопереживанию.
4. Беседа «Скоро в школу» Цель: Подготовить детей к переходу в новый коллектив, поупражнять в различных формах знакомства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.