МОУ Бендерский детский сад №38
Сообщение на тему:
“Воспитание любви к Родине средствами
литературно-художественных произведений”
/ из опыта работы/
Воспитатель:
Сурду Т.А.
образование:высшее
г.Бендеры 2022
ноябрь
Известный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил:
«…Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же, как и воспитания нравственно патриотических чувств, является художественная литература.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: матери, отцу, бабушке, дедушке.
Например, в своей работе я применяю следующих авторов по программе ГОС ДО:
1.Нина Артюхова-рассказ «Трудный вечер. Алеша, маленький герой рассказа с трудом преодолевает сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замерзла. Необходимо обратить внимание детей в этом рассказе не только на трудолюбие Алеши, но и особенно на его заботливость.
2.Елена Благинина- стихотворение «Посидим в тишине»:
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
В беседе я обязательно подчеркиваю, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.
3.Агния Барто- стихотворение «Вовка – добрая душа».В детях нужно воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например, к бабушке
Невозможно привить любовь к Родине без знания о традициях народной культуры. О том, как появилась нашаземля, как жили предки нашего народа, какие они строили дома, какую носили одежду.
Практически каждая народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.
У нашего народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна - лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не обидел на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие он получил от каждого из них большую награду-помощь.
Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные люди и т.д.
Особое место в патриотическом воспитании детей отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и могучая держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Педагоги и родители помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Произведения художественной литературы на военную тематику («Сказка о громком барабане» Софии Могилевской, «Сестра» Лева Кассиля, «Шел по улице солдат» Сергейа Баруздина, «На заставе» Агнии Барто и др.) формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение.
Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.
Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.
Познать природу во всем ее многообразии нам помогает художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
Литературное творчество Виталья Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.
Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.
Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.
Дошкольное детство – важный этап в становлении личности
дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать
такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему
совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Семья
оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность ребенка.
Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями в этом
направлении. Воспитатель советует родителям, какие художественные книги
они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей. В
определенных случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например,
если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном
месте советую читать такие произведения, как «Вовка – добрая душа» - А.
Барто; «Три сына» – Осеевой»; «Бабушка и внучка» - Толстого; «Косточка»;
«Честное слово». После чтения книг и бесед с детьми отмечаешь, что есть
положительные результаты.
На примерах героев из художественной литературы воспитываем в
ребятах честность, смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и
считают, что если сильный, то все должны его бояться. В таких случаях
можно прочитать детям произведения: «Самое страшное» - Пермяк; «Белка и
волк», «Два товарища» - Толстой. Обязательно после чтения книг проводить
беседы с детьми, учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и
подводить к тому, чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди
окружающих.
Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот
какой рассеянный» Маршака; «Мойдодыр» - Чуковского.
Воспитание в детях, любви к Родине, родному краю, уважения к
старшим близким – все это можно реализовать посредством художественной
литературы, поэзии.
В семьях, где родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и
теплые взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более
общительны, развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много
стихов, песен умеют рассказывать.
Художественная литература, поэзия способствуют воспитанию в детях
любви к животным, устному народному творчеству.
Можно много привести примеров, когда дети хотят быть похожими на
литературных героев или наоборот «не быть такими»; «Письмо неумейки»,
«Девочка – ревушка», «Девочка чумазая». А. С. Макаренко говорил:
«Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное
воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше
будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед
всей страной».
Формы и приемы использования детской литературы в
патриотическом воспитании дошкольников
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма
у старших дошкольников является специально организованное занятие. В
рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети
слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои
впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.
Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства
недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление,
поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие
государственных символов, красоты родной природы, военной героики) –
нужна опора на визуальные впечатления.
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов,
используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в
книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с
новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое
понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение,
потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они
воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при
чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и
привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».
Во второй половине ХХ в. было создано огромное количество
мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети,
накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием,
и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое
время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.
Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих
других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с
помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и
рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки
по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.
Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы
действия персонажа и впитывает способы поведения.
Также используется воспитательная сила художественной литературы в
проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная
работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на
формирование у детей образа героя, защитника своего государства,
воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности
защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как
интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто
используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого
проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу
проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается
обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний.
Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она
направлена на основную цель, заключенную в самом празднике:
формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился
и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимание того, что все
великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к
Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности
перед ними. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и
цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с
родителями доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в
своей ценности. Во время праздников дети читают наизусть заранее
выученные стихи. Как правило, на таких праздниках присутствуют дети из
другой группы, родители, ветераны, гости, что вызывает у детей особенное
отношение к своей декламации, это выступление на празднике,
торжественное событие, где ребенок – один из главных участников.
Для иллюстрации рассказов на военную тематику кроме картин и
фотографий, можно использовать различные наглядные пособия – макеты
военных действий, играть в «парад возле кремля» в группе и на улице,
организовывать строительные игры на улице из песка и снега
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.