Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений” / из опыта работы/
Оценка 4.9

Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений” / из опыта работы/

Оценка 4.9
Образовательные программы +2
docx
воспитательная работа
Взрослым
20.02.2023
Воспитание любви к Родине средствами               литературно-художественных произведений”                                  / из опыта работы/
Из опыта работы
из опыта работы.docx

                                            МОУ Бендерский детский сад №38

 

 

 

                                                 Сообщение на тему:

 

 

                       “Воспитание любви к Родине средствами

             литературно-художественных произведений”

                                 / из опыта работы/

 

 

 

 

 

                                                                                                  Воспитатель:

                                                                                                  Сурду Т.А.

                                                                                                  образование:высшее

 

                                                 

 

                                                    г.Бендеры 2022

                                                                ноябрь

Известный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил:

           «…Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

        Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же, как и воспитания нравственно патриотических  чувств, является художественная литература.

        При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. 

        Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: матери, отцу, бабушке, дедушке.

        Например, в своей работе я применяю следующих авторов по программе ГОС ДО:

 1.Нина Артюхова-рассказ «Трудный вечер.  Алеша, маленький герой рассказа  с трудом преодолевает сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замерзла. Необходимо обратить внимание детей в этом рассказе не только на трудолюбие Алеши, но и особенно на его заботливость.

2.Елена Благинина- стихотворение «Посидим в тишине»:

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

        В беседе я обязательно подчеркиваю, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.

3.Агния Барто- стихотворение «Вовка – добрая душа».В детях нужно воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например, к бабушке

   Невозможно привить любовь к Родине без знания о традициях  народной культуры. О том, как появилась нашаземля, как жили предки нашего народа, какие они строили дома, какую носили одежду.

        Практически каждая народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.

        У нашего народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна - лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не обидел на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие он получил от каждого из них большую награду-помощь.

        Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные люди и т.д.

        Особое место в патриотическом воспитании детей отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.

        Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и могучая держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

        Педагоги и родители помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим  прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Произведения художественной литературы на военную тематику («Сказка о громком барабане» Софии Могилевской, «Сестра» Лева Кассиля, «Шел по улице солдат» Сергейа  Баруздина, «На заставе» Агнии Барто и др.) формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение.

        Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.

        Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.

        Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.

        Познать природу во всем ее многообразии нам помогает художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе. 

          Литературное творчество Виталья  Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.

         Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.

         Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.

Дошкольное детство – важный этап в становлении личности

дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать

такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему

совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Семья

оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность ребенка.

Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями в этом

направлении. Воспитатель советует родителям, какие художественные книги

они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей. В

определенных случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например,

если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном

месте советую читать такие произведения, как «Вовка – добрая душа» - А.

Барто; «Три сына» – Осеевой»; «Бабушка и внучка» - Толстого; «Косточка»;

«Честное слово». После чтения книг и бесед с детьми отмечаешь, что есть

положительные результаты.

На примерах героев из художественной литературы воспитываем в

ребятах честность, смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и

считают, что если сильный, то все должны его бояться. В таких случаях

можно прочитать детям произведения: «Самое страшное» - Пермяк; «Белка и

волк», «Два товарища» - Толстой. Обязательно после чтения книг проводить

беседы с детьми, учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и

подводить к тому, чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди

окружающих.

Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот

какой рассеянный» Маршака; «Мойдодыр» - Чуковского.

Воспитание в детях, любви к Родине, родному краю, уважения к

старшим близким – все это можно реализовать посредством художественной

литературы, поэзии.

В семьях, где родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и

теплые взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более

общительны, развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много

стихов, песен умеют рассказывать.

Художественная литература, поэзия способствуют воспитанию в детях

любви к животным, устному народному творчеству.

Можно много привести примеров, когда дети хотят быть похожими на

литературных героев или наоборот «не быть такими»; «Письмо неумейки»,

«Девочка – ревушка», «Девочка чумазая». А. С. Макаренко говорил:

«Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное

воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше

 будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед

всей страной».

 Формы и приемы использования детской литературы в

патриотическом воспитании дошкольников

 Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма

у старших дошкольников является специально организованное занятие. В

рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети

слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои

впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства

недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление,

поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие

государственных символов, красоты родной природы, военной героики) –

нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов,

используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в

книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с

новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое

понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение,

потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они

воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при

чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и

привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

Во второй половине ХХ в. было создано огромное количество

мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети,

накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием,

и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое

время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих

других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с

помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и

рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки

по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.

Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы

действия персонажа и впитывает способы поведения.

Также используется воспитательная сила художественной литературы в

проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная

работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на

формирование у детей образа героя, защитника своего государства,

 

воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности

защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как

интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто

используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого

проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу

проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается

обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний.

Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она

направлена на основную цель, заключенную в самом празднике:

формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился

и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимание того, что все

великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к

Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности

перед ними. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и

цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с

родителями доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в

своей ценности. Во время праздников дети читают наизусть заранее

выученные стихи. Как правило, на таких праздниках присутствуют дети из

другой группы, родители, ветераны, гости, что вызывает у детей особенное

отношение к своей декламации, это выступление на празднике,

торжественное событие, где ребенок – один из главных участников.

Для иллюстрации рассказов на военную тематику кроме картин и

фотографий, можно использовать различные наглядные пособия – макеты

военных действий, играть в «парад возле кремля» в группе и на улице,

организовывать строительные игры на улице из песка и снега

 


 

МОУ Бендерский детский сад №38

МОУ Бендерский детский сад №38

Известный академик Дмитрий Сергеевич

Известный академик Дмитрий Сергеевич

У нашего народа всегда была тяжелая, трудная жизнь

У нашего народа всегда была тяжелая, трудная жизнь

Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе

Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе

Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот какой рассеянный»

Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот какой рассеянный»

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме

Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она направлена на основную цель, заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос,…

Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она направлена на основную цель, заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023