Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства
Оценка 4.7

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
27.02.2018
Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства
Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства Цели работы: • обеспечение качества образования на уровне эстетического образования соответственно концепции гражданско-правового воспитания (ФГОС, прил. 2.13); • демонстрация и активизация воспитательного потенциала предмета “Изобразительное искусство”; • овладение методами воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства • обобщение и систематизация собранного материала; • более глубокое понимание основы преподавания предмета. Используемые методы: • работа с литературой • обобщение и систематизация личного опыта • анализ тематического планирования в соответствии с темой • подбор работ учащихся по выбранной теме
Воспитание гражданских качеств.doc
Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства Цели работы:      обеспечение качества образования на уровне эстетического образования соответственно  концепции гражданско­правового воспитания (ФГОС, прил. 2.13); демонстрация и активизация воспитательного потенциала предмета “Изобразительное  искусство”; овладение методами воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства обобщение и систематизация собранного материала; более глубокое понимание основы преподавания предмета. Используемые методы:     работа с литературой обобщение и систематизация личного опыта анализ тематического планирования в соответствии с темой подбор работ учащихся по выбранной теме Планируемый результат: статья, сопровождаемая презентацией Планируемая реализация:   выступление перед учителями города на методических объединениях и на базе АППО г.Санкт­ Петербурга подготовка статьи к участию в фестивале «Открытый урок» и публикации на сайте «1  сентября» Цели и задачи воспитания гражданских качеств личности Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Цель –  это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цель воспитания – это заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих  поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которые стремятся достигнуть в  процессе воспитательной работы. Задача, которая ставится государством перед современным образованием – ориентация на личность  достойного гражданина России – чувствующего неразрывную связь с Отечеством, его прошлым ,  настоящим и будущим, постоянно берущего на себя ответственность за всё происходящее. На сегодняшний день по данным социологических опросов каждый шестой выпускник ( 16%) говорит о  том, что не любит Россию и не хочет в ней жить. Не ставится ли в очередной раз утопическая задача по  формированию нового человека – на сей раз – гражданской личности? Можно ли ожидать от учеников  того, что отсутствует в нашей сегодняшней жизни?  И тем не менее – ожидать нужно!!! Потому что гражданская личность является одновременно не  только следствием, но и предпосылкой становления гражданского и правового государства. С этой  точки зрения содействие гражданскому образованию становится одной из самых значимых задач  современной школы. Что такое гражданские качества? Гражданственность означает наличие у человека системы социально значимых нравственных  ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на  себя моральную ответственность. Соответственно цели и задачи гражданского воспитания определяют следующие гражданские  качествавыпускника:        позитивная социализация в жизнь общества, залогом которой являются понимание отношений  между гражданами, гражданами и обществом, гражданами и государством; умение жить в  современном мире с его многообразием культур, владение способами деятельности,  практическими умениями, моделями гражданского поведения. А также умение преодолевать  собственный эгоизм и осознание последствий своей деятельности; социальная активность – формирование готовности учащихся участвовать в совершенствовании  общественного механизма и лично влиять на жизнь страны; чувство ответственности за жизнь страны; уважение к праву и правопорядку; четкость нравственных ориентиров; толерантность; патриотизм Система воспитания гражданских качеств личности Кроме школы, другими факторами гражданского воспитания должна являться, во­первых, семья, в  которой дети получают первые уроки знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к  родине. Не случайно известный английский философ Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с  семьи». Однако в современных условиях мы можем констатировать такое явление, как культурный  разрыв между поколениями, когда родители и дети, старшие и младшие братья и сестры в одной семье  оказываются включенными в совершенно разные культурно­ценностные страты, что приводит их к  непониманию друг друга. Что актуально и значимо для одних, совершенно безразлично для других. Поэтому переоценивать роль семьи в гражданском воспитании не следует. Во­вторых, важным фактором в гражданской социализации ребенка являются группы сверстников,  детские и юношеские общественные организации, которые существовали в советский период истории  нашей страны. Сегодня, как правило, дети предоставлены сами себе и рассчитывать на эффективную помощь данных организаций в гражданском воспитании не  представляется возможным. Между тем, классик американской политической науки Мерриам отмечал  продуманность советской системы формирования политической культуры гражданина, хотя и не  разделял и не принимал многие принципы, лежащие в ее основе. Что касается дополнительного образования – никакие кружки или специальные школы не способны  решить поставленные задачи в полном объёме. По исследованиям академика  Ю.У.Фохт­Бабушкина, в среднем по России во внеклассной сфере занято около 1,5 % детей .  Таким образом, фундаментом целостной системы образования и воспитания может быть только  общеобразовательная школа. В этих условиях школа может оказаться наиболее устойчивым институтом  гражданской социализации и гражданского образования, блокируя негативные тенденции в сознании и  поведении учащихся, используя присущие ей средства для утверждения в обществе гражданской  культуры. Роль и место предмета «Изобразительное искусство» в системе воспитания гражданской личности Сейчас, когда образцы массовой культуры активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей,  очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся. Без него, воспитание гражданина и  патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено. Нравственные качества  не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании  нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена  особая роль. Я так считаю несмотря на то, что преподавание искусства в школе часто не занимает  должного места, даже декларативно. И пока есть учителя, которые пытаются через искусство принести  детям человеческие ценности – имеет смысл трудиться на этой ниве. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М.  Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю.  Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения ”. “Искусство приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к  находкам, к ошибкам…, к изменяемости этих поисков от века к веку, от народа к народу, от одной  общественной группы к другой. Искусство очеловечивает не назиданием, оно не даёт рецепта  правильного поведения. Оно открывает путь к освоению огромного многовекового людского опыта  восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков  сегодняшних, сугубо личных критериев нравственного и безнравственного… Всего общества.”  (Неменский Б.М.) Да, изобразительное искусство способно развивать наблюдательность, фантазию, творческий потенциал , пространственное мышление и т.д. Но сегодня искусство в общем образовании необходимо” ради своей  основной, ведущей функции – функции формирования эмоциональных критериев личности как стимула  действий, т.е. ощущения смысла жизни.” (Неменский Б.М. ) Способы и методы решения задач воспитания гражданской личности на уроках изобразительного искусства Содержание и методика существующих программ по изобразительному искусству решают не только  художественные, но и многие общевоспитательные задачи школы – те задачи, решение которых остро  требует современное общество. Это и нравственное, экологическое, и патриотическое воспитание, и  этнообразование – фактически это важнейшие стороны социализации личности, взращивания достойного гражданина современного общества. Решение всех этих задач заложено в программах по изобразительному искусству, созданных под  руководством Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Кузина В.С. и др. Примеров их решения очень много.  Например, именно через программу Неменского Б.М. “Изобразительное искусство и художественный  труд ”, нацеленную на раскрытие красоты культур разных этносов возможно сформировать взаимное  уважение и дружбу детей в классах с многонациональным составом учащихся. А ведь потребность  поиска общности очень выражена сегодня в обществе. Проблема национальной культуры, национальной  самоидентификации касается учителей напрямую. Какую позицию должна занимать  общеобразовательная школа, в которой учатся дети всех существующих у нас наций и религий?  Программа Неменского Б.М. предлагает следующую модель “общечеловеческой культуры как культуры Земли, человеческого племени”. “ При всём своём национальном и религиозном многообразии в ней есть единые основы для всех народов и верований. И объединяющей нас всех позицией должно быть  утверждение силою искусств в сознании молодых, во­первых, понимания нашего единства, а, во­вторых,  понимания того, что внутри этого единства мы все разные.” – Неменский Б.М.  Содержание и методика программы решают не только художественные, но и многие  общевоспитательные задачи, решения которых остро требует современное общество. Это и  экологическое, и патриотическое воспитание, и этнообразование. Фактически, это воспитание  важнейших качеств личности, необходимых, чтобы быть достойным гражданином современного  общества. Приведу таблицу, показывающую на примере выдержек из тематического планирования по программе  «Изобразительное искусство, 1­4 кл.» (под ред. Неменского Б.М.), каким образом реализуется всё  вышесказанное в художественно­педагогическом процессе. Таблица проиллюстрирована работами  учащихся  Кроме того, к данной статье прилагается  с расширенным визуальным рядом. Тема, класс Цели и задачи   1 класс Город, в котором мы живём Создание условий для эстетического  восприятия городской среды с целью  воспитания уважения к городу, в  котором мы живём и позитивной  Урок­путешествие.  Коллективная работа (!)  или рисунок на тему “Мой  город” социализации в городской и социальной  среде неадаптированных детей. <Рисунок 1> <Рисунок 2 > <Рисунок 3> 2 класс Выражение  характера человека в изображении:  мужской и женский  образы Создание условий для формирования  представлений о достойных качествах  человека, о добре и зле с целью  воспитания нравственных ориентиров  учащихся. 3 класс Твои игрушки Твоя посуда Мамин платок Создание условий для приобщения  детей к культурному наследию России с целью воспитания национального  самосознания и толерантности. Урок­размышление о  достойных качествах  человека. Изображение  доброго и злого образа <Рисунок 4> <Рисунок 5> <Рисунок 6> <Рисунок 7> Знакомство: – с традиционной русской  игрушкой . Лепка  каргопольского Полкана – С промыслом Гжели и  кубачинских мастеров..  Конструирование и  роспись чайника или  сосуда <Рисунок 8> – С промыслом Павлово ­  Посадских мастеров.  Создание эскиза росписи  платка. <Рисунок 9 > Наследие предков –  памятники  архитектуры Создание условий для воспитания  уважения к культурному наследию  города, в котором мы живём, с целью  формирования чувства причастности к  его судьбе. Знакомство с величайшими творениями архитекторов  в нашем городе. <Рисунок 10> <Рисунок 11> Парки, скверы,  бульвары Ажурные ограды Фонари на улицах и  в парках Создание условий для развития  эстетического отношения к городской  среде с целью развития социальной и  творческой активности жителя нашего  города, готового ценить и преображать  его. Знакомство с малыми  архитектурными формами  нашего города. <Рисунок 12> 4 класс Пейзаж родной  земли Создание условий для формирования  понимания красоты природы родного  края с целью воспитания любви к  Отечеству Изображение пейзажа – по  выбору учащегося –  сельского, морского,  горного, степного и т.д. Блок “Каждый народ – художник Создание условий для приобщения к  истокам культуры своего и других  народов Земли с целью формирования  ощущения единства и сопричастности к  развитию человечества. Блок “Искусство  объединяет народы” Создание условий для формирования  представлений о единстве для всех  народов понимания нравственных основ , человеческих ценностей. <Рисунок 13> <Рисунок 14> «Образ художественной  культуры Японии» <Рисунок 15> «Искусство народов  Севера» <Рисунок 16> «Образ художественной  культуры Средней Азии» «Образ художественной  культуры Древней Греции» «Многообразие  художественных культур в  мире» <Рисунок 17> <Рисунок  18> «Все народы воспевают  материнство» <Рисунок 19> «Все народы воспевают  мудрость старости» «Сопереживание – великая тема в искусстве» <Рисунок 20> «Герои, борцы и  защитники» <Рисунок21> «Тема юности и надежды в  искусстве» <Рисунок 22> Источники: 1. Баранов П.А. Феномен гражданского образования : проблемы и перспективы. 2. Браже Т.Г. Шатилова И.И. Формирование нравственных убеждений учащихся как компонент  гражданского воспитания. 3. Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен. Сборник. СПб,  2006. 4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва, 2007. 5. Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско­правового образования и воспитание  гражданина России.

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018