Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства Цели работы: • обеспечение качества образования на уровне эстетического образования соответственно концепции гражданско-правового воспитания (ФГОС, прил. 2.13); • демонстрация и активизация воспитательного потенциала предмета “Изобразительное искусство”; • овладение методами воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства • обобщение и систематизация собранного материала; • более глубокое понимание основы преподавания предмета. Используемые методы: • работа с литературой • обобщение и систематизация личного опыта • анализ тематического планирования в соответствии с темой • подбор работ учащихся по выбранной теме
Иконка файла материала Воспитание гражданских качеств.doc
Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства Цели работы:      обеспечение качества образования на уровне эстетического образования соответственно  концепции гражданско­правового воспитания (ФГОС, прил. 2.13); демонстрация и активизация воспитательного потенциала предмета “Изобразительное  искусство”; овладение методами воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства обобщение и систематизация собранного материала; более глубокое понимание основы преподавания предмета. Используемые методы:     работа с литературой обобщение и систематизация личного опыта анализ тематического планирования в соответствии с темой подбор работ учащихся по выбранной теме Планируемый результат: статья, сопровождаемая презентацией Планируемая реализация:   выступление перед учителями города на методических объединениях и на базе АППО г.Санкт­ Петербурга подготовка статьи к участию в фестивале «Открытый урок» и публикации на сайте «1  сентября» Цели и задачи воспитания гражданских качеств личности Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Цель –  это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цель воспитания – это заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих  поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которые стремятся достигнуть в  процессе воспитательной работы. Задача, которая ставится государством перед современным образованием – ориентация на личность  достойного гражданина России – чувствующего неразрывную связь с Отечеством, его прошлым ,  настоящим и будущим, постоянно берущего на себя ответственность за всё происходящее. На сегодняшний день по данным социологических опросов каждый шестой выпускник ( 16%) говорит о  том, что не любит Россию и не хочет в ней жить. Не ставится ли в очередной раз утопическая задача по  формированию нового человека – на сей раз – гражданской личности? Можно ли ожидать от учеников  того, что отсутствует в нашей сегодняшней жизни?  И тем не менее – ожидать нужно!!! Потому что гражданская личность является одновременно не  только следствием, но и предпосылкой становления гражданского и правового государства. С этой  точки зрения содействие гражданскому образованию становится одной из самых значимых задач  современной школы. Что такое гражданские качества? Гражданственность означает наличие у человека системы социально значимых нравственных  ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на  себя моральную ответственность.Соответственно цели и задачи гражданского воспитания определяют следующие гражданские  качествавыпускника:        позитивная социализация в жизнь общества, залогом которой являются понимание отношений  между гражданами, гражданами и обществом, гражданами и государством; умение жить в  современном мире с его многообразием культур, владение способами деятельности,  практическими умениями, моделями гражданского поведения. А также умение преодолевать  собственный эгоизм и осознание последствий своей деятельности; социальная активность – формирование готовности учащихся участвовать в совершенствовании  общественного механизма и лично влиять на жизнь страны; чувство ответственности за жизнь страны; уважение к праву и правопорядку; четкость нравственных ориентиров; толерантность; патриотизм Система воспитания гражданских качеств личности Кроме школы, другими факторами гражданского воспитания должна являться, во­первых, семья, в  которой дети получают первые уроки знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к  родине. Не случайно известный английский философ Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с  семьи». Однако в современных условиях мы можем констатировать такое явление, как культурный  разрыв между поколениями, когда родители и дети, старшие и младшие братья и сестры в одной семье  оказываются включенными в совершенно разные культурно­ценностные страты, что приводит их к  непониманию друг друга. Что актуально и значимо для одних, совершенно безразлично для других. Поэтому переоценивать роль семьи в гражданском воспитании не следует. Во­вторых, важным фактором в гражданской социализации ребенка являются группы сверстников,  детские и юношеские общественные организации, которые существовали в советский период истории  нашей страны. Сегодня, как правило, дети предоставлены сами себе и рассчитывать на эффективную помощь данных организаций в гражданском воспитании не  представляется возможным. Между тем, классик американской политической науки Мерриам отмечал  продуманность советской системы формирования политической культуры гражданина, хотя и не  разделял и не принимал многие принципы, лежащие в ее основе. Что касается дополнительного образования – никакие кружки или специальные школы не способны  решить поставленные задачи в полном объёме. По исследованиям академика  Ю.У.Фохт­Бабушкина, в среднем по России во внеклассной сфере занято около 1,5 % детей .  Таким образом, фундаментом целостной системы образования и воспитания может быть только  общеобразовательная школа. В этих условиях школа может оказаться наиболее устойчивым институтом  гражданской социализации и гражданского образования, блокируя негативные тенденции в сознании и  поведении учащихся, используя присущие ей средства для утверждения в обществе гражданской  культуры. Роль и место предмета «Изобразительное искусство» в системе воспитания гражданской личности Сейчас, когда образцы массовой культуры активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей,  очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся. Без него, воспитание гражданина и  патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено. Нравственные качества  не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании  нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена  особая роль. Я так считаю несмотря на то, что преподавание искусства в школе часто не занимает  должного места, даже декларативно. И пока есть учителя, которые пытаются через искусство принести  детям человеческие ценности – имеет смысл трудиться на этой ниве. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М.  Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, нетолько воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю.  Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения ”. “Искусство приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к  находкам, к ошибкам…, к изменяемости этих поисков от века к веку, от народа к народу, от одной  общественной группы к другой. Искусство очеловечивает не назиданием, оно не даёт рецепта  правильного поведения. Оно открывает путь к освоению огромного многовекового людского опыта  восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков  сегодняшних, сугубо личных критериев нравственного и безнравственного… Всего общества.”  (Неменский Б.М.) Да, изобразительное искусство способно развивать наблюдательность, фантазию, творческий потенциал , пространственное мышление и т.д. Но сегодня искусство в общем образовании необходимо” ради своей  основной, ведущей функции – функции формирования эмоциональных критериев личности как стимула  действий, т.е. ощущения смысла жизни.” (Неменский Б.М. ) Способы и методы решения задач воспитания гражданской личности на уроках изобразительного искусства Содержание и методика существующих программ по изобразительному искусству решают не только  художественные, но и многие общевоспитательные задачи школы – те задачи, решение которых остро  требует современное общество. Это и нравственное, экологическое, и патриотическое воспитание, и  этнообразование – фактически это важнейшие стороны социализации личности, взращивания достойного гражданина современного общества. Решение всех этих задач заложено в программах по изобразительному искусству, созданных под  руководством Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Кузина В.С. и др. Примеров их решения очень много.  Например, именно через программу Неменского Б.М. “Изобразительное искусство и художественный  труд ”, нацеленную на раскрытие красоты культур разных этносов возможно сформировать взаимное  уважение и дружбу детей в классах с многонациональным составом учащихся. А ведь потребность  поиска общности очень выражена сегодня в обществе. Проблема национальной культуры, национальной  самоидентификации касается учителей напрямую. Какую позицию должна занимать  общеобразовательная школа, в которой учатся дети всех существующих у нас наций и религий?  Программа Неменского Б.М. предлагает следующую модель “общечеловеческой культуры как культуры Земли, человеческого племени”. “ При всём своём национальном и религиозном многообразии в ней есть единые основы для всех народов и верований. И объединяющей нас всех позицией должно быть  утверждение силою искусств в сознании молодых, во­первых, понимания нашего единства, а, во­вторых,  понимания того, что внутри этого единства мы все разные.” – Неменский Б.М.  Содержание и методика программы решают не только художественные, но и многие  общевоспитательные задачи, решения которых остро требует современное общество. Это и  экологическое, и патриотическое воспитание, и этнообразование. Фактически, это воспитание  важнейших качеств личности, необходимых, чтобы быть достойным гражданином современного  общества. Приведу таблицу, показывающую на примере выдержек из тематического планирования по программе  «Изобразительное искусство, 1­4 кл.» (под ред. Неменского Б.М.), каким образом реализуется всё  вышесказанное в художественно­педагогическом процессе. Таблица проиллюстрирована работами  учащихся  Кроме того, к данной статье прилагается  с расширенным визуальным рядом. Тема, класс Цели и задачи   1 класс Город, в котором мы живём Создание условий для эстетического  восприятия городской среды с целью  воспитания уважения к городу, в  котором мы живём и позитивной  Урок­путешествие.  Коллективная работа (!)  или рисунок на тему “Мой  город”социализации в городской и социальной  среде неадаптированных детей. <Рисунок 1> <Рисунок 2 > <Рисунок 3> 2 класс Выражение  характера человека в изображении:  мужской и женский  образы Создание условий для формирования  представлений о достойных качествах  человека, о добре и зле с целью  воспитания нравственных ориентиров  учащихся. 3 класс Твои игрушки Твоя посуда Мамин платок Создание условий для приобщения  детей к культурному наследию России с целью воспитания национального  самосознания и толерантности. Урок­размышление о  достойных качествах  человека. Изображение  доброго и злого образа <Рисунок 4> <Рисунок 5> <Рисунок 6> <Рисунок 7> Знакомство: – с традиционной русской  игрушкой . Лепка  каргопольского Полкана – С промыслом Гжели и  кубачинских мастеров..  Конструирование и  роспись чайника или  сосуда <Рисунок 8> – С промыслом Павлово ­  Посадских мастеров.  Создание эскиза росписи  платка. <Рисунок 9 > Наследие предков –  памятники  архитектуры Создание условий для воспитания  уважения к культурному наследию  города, в котором мы живём, с целью  формирования чувства причастности к  его судьбе. Знакомство с величайшими творениями архитекторов  в нашем городе. <Рисунок 10> <Рисунок 11> Парки, скверы,  бульвары Ажурные ограды Фонари на улицах и  в парках Создание условий для развития  эстетического отношения к городской  среде с целью развития социальной и  творческой активности жителя нашего  города, готового ценить и преображать  его. Знакомство с малыми  архитектурными формами  нашего города. <Рисунок 12> 4 класс Пейзаж родной  земли Создание условий для формирования  понимания красоты природы родного  края с целью воспитания любви к  Отечеству Изображение пейзажа – по  выбору учащегося –  сельского, морского,  горного, степного и т.д.Блок “Каждый народ – художник Создание условий для приобщения к  истокам культуры своего и других  народов Земли с целью формирования  ощущения единства и сопричастности к  развитию человечества. Блок “Искусство  объединяет народы” Создание условий для формирования  представлений о единстве для всех  народов понимания нравственных основ , человеческих ценностей. <Рисунок 13> <Рисунок 14> «Образ художественной  культуры Японии» <Рисунок 15> «Искусство народов  Севера» <Рисунок 16> «Образ художественной  культуры Средней Азии» «Образ художественной  культуры Древней Греции» «Многообразие  художественных культур в  мире» <Рисунок 17> <Рисунок  18> «Все народы воспевают  материнство» <Рисунок 19> «Все народы воспевают  мудрость старости» «Сопереживание – великая тема в искусстве» <Рисунок 20> «Герои, борцы и  защитники» <Рисунок21> «Тема юности и надежды в  искусстве» <Рисунок 22> Источники: 1. Баранов П.А. Феномен гражданского образования : проблемы и перспективы. 2. Браже Т.Г. Шатилова И.И. Формирование нравственных убеждений учащихся как компонент  гражданского воспитания. 3. Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен. Сборник. СПб,  2006. 4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва, 2007. 5. Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско­правового образования и воспитание  гражданина России.

Посмотрите также