Воспитание красотой
Мы живем в интересное, бурно меняющееся время. Каждый день на экраны кинотеатров выходят новые фильмы, в мире рождаются новые технические устройства, появляются новые “гаджеты” с невероятными игровыми возможностями, уводящие ребенка в иной, виртуально-сказочный мир. А мы, школьные учителя и родители, призваны вернуть детей к реальности, к тем вечным ценностям, накопленным за всю историю, которые помогли человеку выделиться из сообщества живой природы.
Поток информации, льющийся с экранов ТВ, кино, компьютеров, планшетов зачастую очень агрессивен и негативен и неокрепшая детская психика страдает от такой подачи. Зачастую дети не понимают: что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Они принимают негативное поведение – как “норму”, агрессию – как “адекватное поведение”. Очень важно верно воспринимать и оценивать полученную с экрана информацию, уметь применять ее к себе, не “проглатывать”, не “принимать на веру”, все, что так назойливо льется с экрана. Именно этому мы призваны научить на уроках образовательной области “искусство”.
Воспитание красотой.doc
Воспитание красотой
Мы живем в интересное, бурно меняющееся время. Каждый день на экраны кинотеатров выходят новые
фильмы, в мире рождаются новые технические устройства, появляются новые “гаджеты” с
невероятными игровыми возможностями, уводящие ребенка в иной, виртуальносказочный мир. А мы,
школьные учителя и родители, призваны вернуть детей к реальности, к тем вечным ценностям,
накопленным за всю историю, которые помогли человеку выделиться из сообщества живой природы.
Поток информации, льющийся с экранов ТВ, кино, компьютеров, планшетов зачастую очень агрессивен
и негативен и неокрепшая детская психика страдает от такой подачи. Зачастую дети не понимают: что
такое “хорошо” и что такое “плохо”. Они принимают негативное поведение – как “норму”, агрессию –
как “адекватное поведение”. Очень важно верно воспринимать и оценивать полученную с экрана
информацию, уметь применять ее к себе, не “проглатывать”, не “принимать на веру”, все, что так
назойливо льется с экрана. Именно этому мы призваны научить на уроках образовательной области
“искусство”.
Сейчас перед школой остро встала проблема научить детей изучать историю культуры человечества,
своего государства и малой родины, вернуть детям общечеловеческие ценности, видеть добро и красоту,
и создавать их своими руками, встала необходимость в формировании у школьников художественного
зрительского вкуса.
“Искусство в детском и школьном возрасте должно осваиваться в активном творческом действии, в
разнообразных проявлениях ребенка в творчестве, в ощущении окружающего пространства жизни и себя
в этом пространстве”, – сказал в начале 20 века русский искусствовед, теоретик и практик
эстетического воспитания А.В. Бакушинский. Взаимосвязь искусств существует независимо от нашего
желания, а способность ребенка к освоению разных видов искусства дана ему с рождения, поэтому для
“воспитания искусством” важна художественная деятельность сама по себе.
Необходимо развивать творческое начало каждого ребенка, его воображение, фантазию. Это легко,
когда маленький ребенок верит в то, что “у него получится ВСЁ”, и это трудно, когда ребенок взрослея,
становится самокритичным и появляются опасения, что его не похвалят взрослые – учитель, родители, а
обиднее всего, если будут смеяться над работой одноклассники. В таких случаях я применяю
педагогику успеха и, своей верой в ребенка, побуждаю к созданию шедевра. И, если ктото из
одноклассников хочет покритиковать работу, говорю о находках в рисунке и победе над самим собой.
Благодаря такому подходу ребенок быстро откликается на творчество, ведь каждый из нас знает, как
важно когда в тебя верят, значит, у тебя есть поддержка, значит, есть опора, есть основания на успех.
Я начинаю работать с детьми с группы “Я расту”, т.е. при подготовке к школе. Всем известно, что
именно через творчество и игру процесс обучения для ребенка становится интересным и увлекательным.
Я стараюсь сделать каждый урок запоминающимся, не похожим на предыдущий.
Конечно, чем старше становится ребенок, тем сложнее даются задания, но они с каждым годом
становятся интереснее и познавательнее. Если в 1 классе мы знакомимся с помощниками художника
братьямиМастерами Изображения, Украшения и Постройки, во 2 классе братьяМастера расширяют
возможности различных художественных материалов, в 3 классе открывают тайны мастеров
художественных жанров. В 4 классе закрепляют знания путешествиями в глубь веков: Русь славянская,
Русь православная, далекая и таинственная Япония, и родина всех искусств – древняя Греция. 5 класс
полностью посвящен декоративноприкладному искусству, и ребята познают истоки зарождения
игрушки и предметов быта, больше узнают, а значит, и понимают тонкости русской души. Основная
работа 5 класса – Городецкая роспись доски. Дети охотно откликаются, тем более, что есть наглядное
воплощение их собственных умений и творчества. Не четвертная оценка, а конкретное изделие,
выполненное самостоятельно – расписная городецкая доска – подарок маме или бабушке на 8 марта!
Это истинное счастье – видеть творческое озарение на лицах детей, их лучистые глаза в процессе
создания доски и восторг от окончания работы!!! И как много бывает разговоров о том, как восприняли
домашние это произведение! Да, это настоящее счастье – быть в гуще творческого процесса и видеть его
результат!
6 класс – освоение станкового искусства: графика, натюрморт, портрет, пейзаж, но и здесь не обойтись
без игровых моментов и элементов путешествия. В нашей школе 7–9 классы изучают искусство в теории, т.е. Мировую Художественную Культуру. На
этом этапе обучения занятия строятся на общении, и ребенок зачастую сам делает “открытия” темы
урока, ищет пути решения поставленной проблемы, готовит сообщения, презентации один или в группе,
и – должна вас заверить – такие знания лучше усваиваются и запоминаются.
Занятия 2 половины дня тесно связаны с урочной деятельностью. Темы кружковых занятий позволяют
применить и расширить знания, полученные на уроке, перерастают в активное участие детей в
групповых, парных формах коллективных занятий. Это позволяет каждому ребенку раскрыть свои
творческие способности, воспитывает взаимоуважение и чувство товарищества.
Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения творческих занятий снижает
общую утомляемость, создает комфортные условия для ребенка как личности, повышает успешность
обучения.
Каждому ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в качестве творца,
включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить
познавательные процессы и сферы межличностного общения.
В своей педагогической практике применяю такие формы работы как музейная, театральная педагогика,
педагогика успеха. С учениками 5–9 классов 1 раз в четверть выезжаем на экскурсии по темам четверти,
а самые значительные темы МХК проводим в ГМИ им. А.С.Пушкина.
Не может устареть та форма уроков, которая развивает, насыщает ребенка эмоциями, помогает
утверждать нравственный стержень в душе. Поэтому, работая с детьми я стараюсь не повторяться, а
развиваться в этом направлении.
Предметы “Изобразительное искусство” и “МХК” самые наглядные для того, чтобы воспитать чуткую
душу, внутреннюю культуру маленького человека. Мои уроки способствуют пробуждению у учащихся
эмоциональной отзывчивости, воспитывают культуру чувств, нравственно обогащают личность ребенка,
учат воспринимать окружающий мир во всем его богатстве, обогащают внутренний мир ребенка.
Хочу предложить вам один из моих уроков.
“Пир в теремных палатах”.
Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М.Неменского.
Цели и задачи: приобщить детей к истокам родного творчества, вспомнить народные сказки, показать
красоту праздничного боярского костюма, побудить желание создать композицию праздника.
Оформление кабинета:
Смоленской, Московской , Нижегородской, Центральночерноземных губерний, вышитые полотенца,
резьба по дереву, детские рисунки по теме урока.
У детей на столах: листы А3, простой карандаш, гуашь, кисти.
На доске вывешены плакаты с элементами народных росписей, костюмы
Ход урока
(Звучит фонограмма музыки И.Стравинский “Петрушка”, М.Мусоргский “Картинки с выставки”,
РимскийКорсаков “Сказка о царе Салтане”.)
Организационный момент. Здравствуйте, мои дорогие художникиволшебники. Проходите, ребятки,
не стесняйтесь, я приглашая вас сегодня на пир!
Что же, гостигоспода,
Проходитека сюда,
Ладно за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Многие народные сказки заканчиваются словами: “И устроили пир на весь мир! И стали житьпоживать,
да добра наживать!” Вот на такой пир в теремных палатах я вас сегодня и приглашаю.
Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых есть описание пира.
“ЦаревнаЛягушка”,
“Сказка о царе Салтане”,
“Садко”,
“Молодильные яблоки”.
Ой, молодцы, много читаете, знаете русские сказки!
А теперь посмотрите как выглядели терема.
Слайды 3–19.
Обратите внимание на особенности архитектуры. В то время строили терема со сводчатыми потолками,
с подпирающими потолки столбами, да каждый элемент был расписан, украшен. Стены, потолок, пол,
все расписано, а в окнах цветные стекла – витражи. Днем они переливаются и окрашивают свет Божий, а
при свечах играют таинственным, загадочным светом.
В самой большой комнате на возвышении стоял княжеский трон, вдоль стен расставлялись лавки, столы,
крытые скатертями для бояр, дружины, гостей со всех властей.
Пиры продолжались по несколько часов и даже дней. Диковинные блюда следовали одно за другим. Для
развлечения гостей у князя были гусляры и сказители, потешники и плясуны.
Одежда у бояр и князей была широкая, многослойная, похожая на колокол, от этого и двигались в ней
плавно, “…выступая, будто пава”, как писал А.С.Пушкин.
Слайды 20–34.
Пир в теремном дворце князя.
Мансур Басеров (учитель истории ГБОУ СОШ №1308).
Теремной дворец роскошный:
Злато, серебро вокруг,
В изразцах светлы окошки,
Много залов, много слуг!
И столы там накрывают,
Блюд и сладостей не счесть,
Скоморохи забавляют,
Веселей чтоб было есть.
Здесь бояре и княжата,
Люд простой не вхож сюда,
И одеты все богато:
В атлас, бархат и меха.
Гости долго веселились,
Может день, а может два.
Все подарки получили,
Князь не пожалел добра!
Древней было то порою,
Хлебосольством Русь сильна!
Коли пир – так пир горою!
И для добрых – Русь добра!!!
Посмотрите на пир: интерьер большой залы, на столах – угощения, блюда диковинные, сами бояре
нарядные за столами сидят, а перед ними ЦаревнаЛягушка в пляс пустилась. Правой рукой махнула –
озеро появилось, левой рукой махнула – белые лебеди по нему поплыли. Вот чудеса так чудеса!!!
Слайд 35.
Ну а сейчас и вы попробуете создать свой пир на весь мир. Для этого внимательно посмотрите на
одежду людей. Обратите внимание на ее форму, на украшения; на головные уборы разные у мужчин и
женщин.
Начинайте работу с дальнего плана, расставьте столы, полные угощений, сидящих за ними бояр в
нарядных одеждах. Советую выполнить их в яркой гамме, а стены расписные решить в приглушенных
тонах. А на переднем плане скоморохи с ручным медведем, гусляры, и плясуны тоже в ярких одеждах. На предыдущих уроках мы делали эскизы одежды, это поможет вам одеть присутствующих персонажей.
Верю, что у каждого из вас получится прекрасная работа!
Желаю удачи в творчестве!
Воспитание красотой
Воспитание красотой
Воспитание красотой
Воспитание красотой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.