Воспитание национального самосознания

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание национального самосознания на уроках народной культуры в начальной школе Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок,” из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она – источник всякого подлинного искусства и науки.
Иконка файла материала Воспитание национального самосознания.doc
Воспитание национального самосознания на уроках народной культуры в начальной школе Культура – как растение: у нее  не только ветви, но и корни. чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Д.С.Лихачев. Младший школьный возраст ­ важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной  социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления  его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться  привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С  чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок,” из первых  услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует  неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного  воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда.  Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт  Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,­ это ощущение тайны. Она  – источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого  чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот  подобен мертвецу, и глаза его закрыты…”. Войти в сказку, погрузиться в волшебный мир,  разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а  творцом должны помочь детям занятия по предмету ”Народная культура”. Начиная занятия по этой программе, необходимо стремиться на основе изучения народной  культуры раскрыть творческий и нравственный потенциал ребенка, воспитать у него  чувство единства человека с природой, Родиной, народом, живущим рядом с ним, дать ему  познать самого себя. Включить ребенка в культурную национальную среду. Н.Лосский, крупный отечественный философ, совершенно справедливо говорит о  необходимости “Эмоционально – волевого вживания в конкретную жизнь ­ как основном  педагогическом принципе в системе национального воспитания и освоения культуры”. И еще одна обширная цитата Н.Лосского, очень хорошо раскрывает основные цели и  задачи преподавания предмета “ Народная культура”. “Как бы ни был могуч национальный характер, бывают и в историческом процессе тяжелые годы внешних и внутренних потрясений, истощающих силы народа, и в такие периоды  может развиться недоверие к себе и опасная подражательность. Поэтому в деле  сохранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно  еще содействие национального воспитания и образования”. К сожалению, современная  педагогика еще не выработала разумной системы национального воспитания. Обдумывая  вопрос о такой системе, необходимо отдавать себе отчет в том, что сущность  национального характера и национальной культуры, как и все индивидуальное, не выразима в отвлеченных понятиях. Нация есть конкретное живое бытие. По поводу этого бытия  можно высказать тысячи отвлеченных идей. Но сколько бы таких идей мы не  формулировали, каждая из них и все они в целом окажутся бледными, тощими  принципиально и несоизмеримыми с живой полнотою национальной индивидуальности.  Поэтому задача национального воспитания и образования не сводится лишь к тому, чтобы  вырабатывать и усваивать характерные черты народа, выразимые в отвлеченных понятиях.  Конечно, их не следует выпускать из виду, но главным средством воспитания должно бытьинтеллектуальное и эмоционально­волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само  конкретное содержание национального творчества, как оно выразилось в религии, истории,  в языке, в литературе, в искусстве, вообще в культуре народа. Еще труднее, но также  необходимо дополнять постижение индивидуальности своего народа еще и сочувственным  вживанием в культуру других народов. Главная опасность в преподавании ­ отвлеченные суждения по поводу, умозрительный  подход, рассуждения о том чего не знаешь, не пережил, не прочувствовал. Это особенно  неприемлемо в работе над освоением святая святых ­ традиционного культурного  наследия. В методике проведения занятий по предмету Народная культура, важное место в процессе  обучения занимает обобщающий момент занятий. Необходимо в конце каждого урока дать  задание, которое закрепит в памяти ребенка основные знания, полученные в классе так как, к сожалению, преподаватели до сих пор вынуждены работать без учебников по предмету  народная культура. Таким обобщающим моментом может стать выражение полученных  впечатлений в процессе рисования, или работе над елками и игрушками. Задания  выбираются в связи с изучаемой темой и закрепляют на практике полученный теоретически материал. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков ­ значит научить их любви к Родине,  уважению к культуре, обрядам обычаям народов, не зря говорят: “Народ не знающий  своего прошлого, не имеет будущего.” Уроки народной культуры ­ это пусть маленький, но очень важный шаг цивилизованное будущее нашей страны. Во всем мире уже пришли к  пониманию, что народная культура занимает значительное место в развитии общества. А.  Печин, один из основателей объединения “римский клуб”, говорит: “Люди начинают все  больше опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо – причем  лицо, как показывает сегоняший опыт, не слишком уж привлекательное, и что это  движение к обезличивающей однородности происходит сейчас [6]. Нам сейчас просто  жизненно необходимо начинать работать над воспитанием в детях национального  самосознания. Огромный культурный слой, оставленный нам в наследие праславянами,  должен послужить детям дверью, которая откроет им дверь в будущее страны. В ходе занятий необходимо учитывать культурные и этнографические условия, в которых  проживают дети. Следует помнить о недопустимости жесткой регламентации деятельности детей и преподавателей, предмет дает возможность раскрыть индивидуальные особенности учителя: если умеешь рисовать ­ рисуй, умеешь петь ­ пой и т.д., единая деятельность  учителя и учеников позволяет достичь более глубокого эмоционального контакта.  Преподавание предмета “ Народная культура” будет способствовать формированию  национального самосознания, даст ребенку понятие о неразрывности человека и природы,  человека и нации, различных народов и наций. Поможет развить воображение фантазию,  полет мысли, дает возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в  каждом человеке. Культура каждого народа как форма его исторической памяти и самосознания есть  органическая часть мировой культуры. Культура каждого народа хороша по­своему, закономерности развития народа как единой  личности можно проследить, изучая любой народ, любую народную культуру. Потому что  каждая народная культура вырабатывает сходные по глубинной человеческой сущности  культурные формы, в которых осмысливает основные для жизни каждого народа  отношения с природой, с родом, отношения человека и народа в целом с другими  народами. Изучив эти универсалии, выраженные художественным языком одной народнойкультуры или при сопоставлении с соответствующим материалом и художественным  языком для его выражения в других народных культурах, мы обретаем устойчивое  основание для построения курса предмета “ Народная культура”. Каждая культура развивается как органическая часть мировой культуры, каждая сейчас и в будущем вносит, и будет вносить свой вклад в развитие мирового культурного целого  общей человеческой исторической памяти. Великолепно об этом сказал В. Белинский:  “Каждый народ, сообразно со своим характером, происходящим от местности, от единства  или разнообразия элементов, из коих образовалась его жизнь, и исторических  обстоятельств, при коих она развивалась, играет в великом семействе человеческого рода  свою особенную, назначенную ему провидением роль, и вносит в общую сокровищницу его  успехов на поприще самосовершенствования, свою долю, свой вклад; другими словами:  каждый народ выражает собою одну какую­нибудь сторону жизни человечества”. Следовательно, осваивая культуру своего народа, мы постигаем и общее. Любя свое,  “особенное”, учим почувствовать уважение к иной, “особенной” культуре. Никогда не было абстрактной мировой культуры, всегда органическое целое разных культур, связанных  между собой. Начинать изучение культуры, нужно осваивая в первую очередь собственную, чтобы не потерять себя, не потерять свое место и свой голос в ”концерте народов”, чтобы  “совместно творить гармоническое единство жизни, сверкающей богатыми красками  различных культур”. А это, в свою очередь, “можно лишь в том случае, если мы будем  сочувственно вживаться в чужие культуры, постигать их как свою собственную и таким  образом воспитывать в себе способность восполнять друг друга своим творчеством” [1] Занимаясь по предмету “Народная культура”, наши дети смогут расти, впитывая в себя с  уважением и восторгом перед своей национальной культурой, восторг и уважение  культурой народов, живущих рядом. Надо постараться научить их не переставать  удивляться чуду народной культуры. Предмет “Народная культура” поможет нашим детям найти к жизни гармонию с природой, любовь к ближнему, красоте и уважение к самому  себе.

Посмотрите также