Воспитание национального самосознания
Оценка 4.8

Воспитание национального самосознания

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
27.02.2018
Воспитание национального самосознания
Воспитание национального самосознания на уроках народной культуры в начальной школе Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок,” из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она – источник всякого подлинного искусства и науки.
Воспитание национального самосознания.doc
Воспитание национального самосознания на уроках народной культуры в начальной школе Культура – как растение: у нее  не только ветви, но и корни. чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Д.С.Лихачев. Младший школьный возраст ­ важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной  социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления  его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться  привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С  чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок,” из первых  услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует  неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного  воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда.  Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт  Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,­ это ощущение тайны. Она  – источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого  чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот  подобен мертвецу, и глаза его закрыты…”. Войти в сказку, погрузиться в волшебный мир,  разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а  творцом должны помочь детям занятия по предмету ”Народная культура”. Начиная занятия по этой программе, необходимо стремиться на основе изучения народной  культуры раскрыть творческий и нравственный потенциал ребенка, воспитать у него  чувство единства человека с природой, Родиной, народом, живущим рядом с ним, дать ему  познать самого себя. Включить ребенка в культурную национальную среду. Н.Лосский, крупный отечественный философ, совершенно справедливо говорит о  необходимости “Эмоционально – волевого вживания в конкретную жизнь ­ как основном  педагогическом принципе в системе национального воспитания и освоения культуры”. И еще одна обширная цитата Н.Лосского, очень хорошо раскрывает основные цели и  задачи преподавания предмета “ Народная культура”. “Как бы ни был могуч национальный характер, бывают и в историческом процессе тяжелые годы внешних и внутренних потрясений, истощающих силы народа, и в такие периоды  может развиться недоверие к себе и опасная подражательность. Поэтому в деле  сохранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно  еще содействие национального воспитания и образования”. К сожалению, современная  педагогика еще не выработала разумной системы национального воспитания. Обдумывая  вопрос о такой системе, необходимо отдавать себе отчет в том, что сущность  национального характера и национальной культуры, как и все индивидуальное, не выразима в отвлеченных понятиях. Нация есть конкретное живое бытие. По поводу этого бытия  можно высказать тысячи отвлеченных идей. Но сколько бы таких идей мы не  формулировали, каждая из них и все они в целом окажутся бледными, тощими  принципиально и несоизмеримыми с живой полнотою национальной индивидуальности.  Поэтому задача национального воспитания и образования не сводится лишь к тому, чтобы  вырабатывать и усваивать характерные черты народа, выразимые в отвлеченных понятиях.  Конечно, их не следует выпускать из виду, но главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально­волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само  конкретное содержание национального творчества, как оно выразилось в религии, истории,  в языке, в литературе, в искусстве, вообще в культуре народа. Еще труднее, но также  необходимо дополнять постижение индивидуальности своего народа еще и сочувственным  вживанием в культуру других народов. Главная опасность в преподавании ­ отвлеченные суждения по поводу, умозрительный  подход, рассуждения о том чего не знаешь, не пережил, не прочувствовал. Это особенно  неприемлемо в работе над освоением святая святых ­ традиционного культурного  наследия. В методике проведения занятий по предмету Народная культура, важное место в процессе  обучения занимает обобщающий момент занятий. Необходимо в конце каждого урока дать  задание, которое закрепит в памяти ребенка основные знания, полученные в классе так как, к сожалению, преподаватели до сих пор вынуждены работать без учебников по предмету  народная культура. Таким обобщающим моментом может стать выражение полученных  впечатлений в процессе рисования, или работе над елками и игрушками. Задания  выбираются в связи с изучаемой темой и закрепляют на практике полученный теоретически материал. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков ­ значит научить их любви к Родине,  уважению к культуре, обрядам обычаям народов, не зря говорят: “Народ не знающий  своего прошлого, не имеет будущего.” Уроки народной культуры ­ это пусть маленький, но очень важный шаг цивилизованное будущее нашей страны. Во всем мире уже пришли к  пониманию, что народная культура занимает значительное место в развитии общества. А.  Печин, один из основателей объединения “римский клуб”, говорит: “Люди начинают все  больше опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо – причем  лицо, как показывает сегоняший опыт, не слишком уж привлекательное, и что это  движение к обезличивающей однородности происходит сейчас [6]. Нам сейчас просто  жизненно необходимо начинать работать над воспитанием в детях национального  самосознания. Огромный культурный слой, оставленный нам в наследие праславянами,  должен послужить детям дверью, которая откроет им дверь в будущее страны. В ходе занятий необходимо учитывать культурные и этнографические условия, в которых  проживают дети. Следует помнить о недопустимости жесткой регламентации деятельности детей и преподавателей, предмет дает возможность раскрыть индивидуальные особенности учителя: если умеешь рисовать ­ рисуй, умеешь петь ­ пой и т.д., единая деятельность  учителя и учеников позволяет достичь более глубокого эмоционального контакта.  Преподавание предмета “ Народная культура” будет способствовать формированию  национального самосознания, даст ребенку понятие о неразрывности человека и природы,  человека и нации, различных народов и наций. Поможет развить воображение фантазию,  полет мысли, дает возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в  каждом человеке. Культура каждого народа как форма его исторической памяти и самосознания есть  органическая часть мировой культуры. Культура каждого народа хороша по­своему, закономерности развития народа как единой  личности можно проследить, изучая любой народ, любую народную культуру. Потому что  каждая народная культура вырабатывает сходные по глубинной человеческой сущности  культурные формы, в которых осмысливает основные для жизни каждого народа  отношения с природой, с родом, отношения человека и народа в целом с другими  народами. Изучив эти универсалии, выраженные художественным языком одной народной культуры или при сопоставлении с соответствующим материалом и художественным  языком для его выражения в других народных культурах, мы обретаем устойчивое  основание для построения курса предмета “ Народная культура”. Каждая культура развивается как органическая часть мировой культуры, каждая сейчас и в будущем вносит, и будет вносить свой вклад в развитие мирового культурного целого  общей человеческой исторической памяти. Великолепно об этом сказал В. Белинский:  “Каждый народ, сообразно со своим характером, происходящим от местности, от единства  или разнообразия элементов, из коих образовалась его жизнь, и исторических  обстоятельств, при коих она развивалась, играет в великом семействе человеческого рода  свою особенную, назначенную ему провидением роль, и вносит в общую сокровищницу его  успехов на поприще самосовершенствования, свою долю, свой вклад; другими словами:  каждый народ выражает собою одну какую­нибудь сторону жизни человечества”. Следовательно, осваивая культуру своего народа, мы постигаем и общее. Любя свое,  “особенное”, учим почувствовать уважение к иной, “особенной” культуре. Никогда не было абстрактной мировой культуры, всегда органическое целое разных культур, связанных  между собой. Начинать изучение культуры, нужно осваивая в первую очередь собственную, чтобы не потерять себя, не потерять свое место и свой голос в ”концерте народов”, чтобы  “совместно творить гармоническое единство жизни, сверкающей богатыми красками  различных культур”. А это, в свою очередь, “можно лишь в том случае, если мы будем  сочувственно вживаться в чужие культуры, постигать их как свою собственную и таким  образом воспитывать в себе способность восполнять друг друга своим творчеством” [1] Занимаясь по предмету “Народная культура”, наши дети смогут расти, впитывая в себя с  уважением и восторгом перед своей национальной культурой, восторг и уважение  культурой народов, живущих рядом. Надо постараться научить их не переставать  удивляться чуду народной культуры. Предмет “Народная культура” поможет нашим детям найти к жизни гармонию с природой, любовь к ближнему, красоте и уважение к самому  себе.

Воспитание национального самосознания

Воспитание национального самосознания

Воспитание национального самосознания

Воспитание национального самосознания

Воспитание национального самосознания

Воспитание национального самосознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018