Воспитание патриотизма и гражданственности в условиях несения Вахты Памяти на Посту №1
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
классное руководство
11 кл
21.04.2017
Вахта Памяти на Посту №1 у Вечного огня города-героя Волгограда – это «живая» форма военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.В данной статье автор делится опытом работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся во время несения Вахты памяти на Посту №1 у Вечного огня города-героя Волгограда.Вахта Памяти на Посту №1 у Вечного огня города-героя Волгограда – это «живая» форма военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.В данной статье автор делится опытом работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся во время несения Вахты памяти на Посту №1 у Вечного огня города-героя Волгограда.
Доклад.docx
Воспитание патриотизма и гражданственности в условиях несения
Вахты Памяти на Посту №1
Есть вечные ценности, есть вечные темы, актуальность которых не вызывает
сомнения. Патриотизм – это одна из вечных тем и неисчерпаемых источников для изучения
и популяризации.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего
поколения сегодня одна из актуальных задач государства. Обществу нужен человек с
активной жизненной позицией, патриот своей Родины, уважающий права и свободы
личности.
Политические события, меняющиеся условия внешней среды, проблемы
формирования подрастающего поколения, противоречия между растущими требованиями
современного общества к военнопатриотическому воспитанию и недостаточно
эффективными традиционными формами работы ставят нас перед необходимостью
разработки комплекса взаимосвязанных мероприятий практической значимости. Поэтому,
по словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, здесь нужны живые формы
работы, опирающиеся на общественную инициативу, на деятельность молодёжных и
военнопатриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, эффективно
выстроенное общественногосударственное партнёрство.
Вахта Памяти на Посту №1 у Вечного огня городагероя Волгограда – это и есть
«живая» форма военнопатриотического воспитания подрастающего поколения.
На протяжении 50 лет центром военнопатриотического воспитания подрастающего
поколения города Волгограда является Пост №1. Ежегодно около 1200 учащихся из
общеобразовательных учреждений города несут Вахту памяти у Вечного огня.
Целью работы Штаба Поста №1 является создание условий формирования у
подрастающего поколения гражданских и патриотических ценностей через сохранение
военноисторических традиций.
Эта цель реализуется через выполнение следующих задач:
1. Вовлечение молодежи в процесс несения Вахты Памяти на Посту№1.
2. Реализация образовательного и методического комплекса мероприятий, направленных на
привлечение внимания молодежи к историческим событиям и героическим подвигам
участников Великой Отечественной войны 19411945 годов.
3. Позиционирование Поста №1 как площадки для духовного нравственного развития и
военнопатриотического воспитания молодого поколения.
4. Укрепление преемственной связи поколений.
5. Формирование навыков и умений, необходимых будущим защитникам Отечества.
1.Бесспорно, самым важным в плане военнопатриотического воспитания является
непосредственно само несение Вахты Памяти на Посту № 1 у Вечного огня, что
развивает чувство патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины и
чувство гордости за нашу страну, за свой город, повышает ответственность каждого
подростка за выполнение долга перед Родиной, вырабатывает готовность к её защите,
помогает школьникам выработать качества, необходимые при службе в Вооруженных
Силах РФ. Эти качества представляют совокупность моральноволевых черт человека, его
физической закалки, полученные умения и навыки по строевой подготовке. Это и
воспитание мужества, организованности и самодисциплины, умение работать в команде.
Здесь раскрывается возможность ребят развивать навыки самоуправления и
самостоятельно выполнять порученное дело.
В связи с этим хочется привести некоторые высказывания постовцев : – «Я поняла, что дети очень важны для России. Теперь я считаю, что патриотическое
воспитание должно получить больший размах, в него должны вовлекаться всё больше и
больше детей. Я поняла, насколько для меня важна моя Родина, и как сильно я её люблю»
– «Я чувствовала радость за то, что и нынешнее поколение не забывает подвига предков, и
что есть люди, которым небезразлична судьба страны».
– «Было такое чувство, что Родина – в наших руках, что мы встали на её защиту».
– «Это очень большой опыт. Я считаю, что Пост №1 это первая ступень будущей взрослой
жизни».
– «Появилось чувство ответственности за судьбу Родины и мысли о том, что мы должны
так же выполнять свой долг, как это делали наши деды и прадеды. Чувство долга и
ответственности стало полным».
– «Здесь, на Посту №1, у меня появилась вера в возрождение России!»
2. Для успешной реализации поставленных Штабом Поста №1 цели и задач
разработан комплекс мероприятий для воспитательной и военно патриотической
работы с Почетным караулом, которые проводятся в системе, что дает свой неоценимый
положительный результат.
Глубоко убеждена, что воспитание патриотизма основывается, в первую очередь, на
любви к родному городу. Чтобы любить свой город надо знать его историю. К сожалению,
как показывает практика, в образовательных учреждениях города не уделяется должного
внимания краеведению. Поэтому, самым первым занятием с Почетным караулом является
Урок краеведения, на котором ребята просматривают документальные фильмы о
Волгограде, после которых проводится беседа, в ходе которой постовцы узнают больше
информации об истории родного города. Особый акцент делается на Сталинградскую
битву.
Полученные знания закрепляются познавательными играми и викторинами,
такими, как «Город, в котором я живу», «Главная высота России», «Город славы
солдатской», «Этих дней не смолкнет слава». Выполняя задания, например, к этапной игре
«Город, в котором я живу», взаимодействуя в команде, юнармейцы не только закрепляют и
демонстрируют свои знания, но и работают с книгой (краеведческой литературой), что
сейчас несправедливо забыто или используется не в должной мере в школе.
Просмотренные фильмы, игры, Урок краеведения побуждают постовцев больше
узнать об истории родного города, посетить памятные места Волгограда. Так,
просмотренный документальный фильм «Главная высота России», одноимённая игра,
беседа «Мамаев Курган. Факты и события», являются действенной мотивацией для того,
чтобы у ребят появилось желание в очередной раз посетить Мамаев курган, почитать
надписи на стенах и памятниках, постоять, подумать…
Вот что пишут юнармейцы в анкетах про свой город:
– «Я понял, что быть внуком защитника Сталинграда величайшая награда и большая
ответственность. Пост укрепил во мне мою любовь к родному городу».
– «Появилось желание сделать чтото большее для своего города».
– «Только во время этих 10 дней я поняла, как я люблю свой город! Теперь я думаю о
Волгограде с гордостью и уважением».
– «Раньше я знал, что Волгоград – городгерой, а теперь понял!»»
Большое значение для сплочения коллектива играют музыкальные занятия,
которые так полюбились постовцам. На этих занятиях ребята разучивают и поют песни
Поста №1, песни военных лет, и др., знакомятся с историей военной песни. Некоторые
произведения впоследствии исполняются ребятами на мероприятиях: Уроках мужества,
Постовских свечах, сменах школ, митингах. Одной из самых действенных форм воспитательной работы с Почётным караулом во
время несения Вахты Памяти, на мой взгляд, является Постовская свеча.
«Что такое «Свечка»? Это – доверительная беседа людей, которым довелось вместе
провести день, пережить все его тяготы и радости, победы и неудачи. Это обмен мнениями
и впечатлениями, иногда и критика» – такое определение Постовской Свечи дали
юнармейцы Почётного караула МОУ гимназии №3.
«Час откровения» – так назвал Постовскую свечу один из постовцев.
Ниже хочется привести высказывания юнармейцев Поста №1 о Постовской свече:
– «Больше всего мне запомнились Свечки, где мы могли все свои мысли и чувства
высказывать вслух и не стесняться их».
– «Постовская свеча заставила меня задуматься над многими общественными
проблемами».
– «Свечи…Они затронули те темы, о которых болела душа, но которые не принято
обсуждать с друзьями».
– «Благодаря Свече, я больше узнала о своих одноклассниках. Мы были честны друг с
другом. И мне это нравится!»
– «Постовские свечи помогли мне стать более открытой, я перестала стесняться
высказывать свои мысли».
– «Я считаю, что Свеча Памяти – это одно из лучших мероприятий, потому что здесь мы
вспоминаем наших родственников, совершивших маленькие подвиги, о которых, возможно,
не написали в книгах. Но все эти люди были героями, отстоявшими честь нашей страны. И
мы обязаны о них помнить!..»
Свеча не случайно названа Постовской. Она проходит на Посту №1 для юнармейцев
Почётного караула, готовят и проводят её сами ребята прессцентр Почетного караула.
Примерные темы Постовской свечи:
1. «Постовская свеча Памяти». Эта Свеча должна пройти самой первой. Ребята
рассказывают о том, как их семью затронула война.
2.Вторая Свеча является продолжением первой. На этой Свече юнармейцы рассуждают о
себе, о своём поколении, о современном обществе и его проблемах и ценностях, о своём
будущем. Тему второй Свечи постовцы должны выбрать сами. Например:
– «Письмо в прошлое»;
– «Будущее в наших руках»;
– «О чём болит моя душа»;
– «Герои ХХI века, кто они?»;
– «Что значит быть патриотом?»;
– «Ценности, которым нет цены» и т.п.
3. «Я – постовец! Это звучит гордо!» – тема последней Свечи. Она проходит в последний
день несения Вахты Памяти. Юнармейцы делятся своими впечатлениями, мыслями,
переживаниями о несении Вахты Памяти.
Помимо вышеперечисленных форм с целью совершенствования военно
патриотической работы на Посту №1 с Почетным караулом проводятся Уроки мужества и
Славы, такие как «Мы не забудем подвиг твой, солдат!», «Сталинградский котел»,
«Поклонимся великим тем годам», «Солдаты России».
Популярным среди постовцев стал Урок нравственности «Поколение», на котором
ребята просматривают социальные ролики про ветеранов Вов с последующим
обсуждением.
Незаменимую роль в системе патриотического воспитания во все времена играла
семья. Несение службы на Посту №1 не оставляет равнодушными не только ребят, но и
родителей. Штаб Поста №1 большое значение придает работе с родителями учащихся,
несущих Почетную Вахту Памяти на Посту №1 у Вечного огня городагероя Волгограда. Родители постовцев приглашаются на День открытых дверей, где проводятся
индивидуальные беседы с педагогами Штаба Поста №1, организуется экскурсия по
Караульному помещению и Музею Поста №1,осуществляется общение постовцев с
родителями. Родители участвуют в совместной подготовке к мероприятиям, например, к
Свече памяти, где необходимо собрать информацию о родственникахучастниках войны.
Также, родители приглашаются на мероприятия, проводимые Штабом Поста №1( митинги,
торжественные смены школ), привлекаются к подготовке и проведению мероприятий для
Почетного караула. Например, Пахомова Анна Александровна, мама регулировщицы
Пахомовой Аксиньи ( МОУ СШ №54 Советского района) 28.03. 2016г. провела для
юнармейцев мероприятие видеоурок «Повесть о настоящем человеке», посвященное 100
летию А.П. Маресьева.
Важным направлением в работе Поста №1 было и есть сотрудничество с
общественными организациями, ветеранскими общественными организациями и
другими Постами № 1 городов России. Осуществление такого сотрудничества помогает
качественно улучшить работу по патриотическому воспитанию, обменяться опытом и
расширить формы и методы работы.
Одно из первых мест занимает сотрудничество с Волгоградским городским советом
ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Совет, как
главный координатор в работе с ветеранами, помогает поддерживать тесные связи во
всеми ветеранами Великой Отечественной войны, участвует в торжественных
мероприятиях, проводимых на Посту №1. Юнармейцы Поста №1, в свою очередь,
принимают участие в мероприятиях, проводимых городским Советом ветеранов.
Немаловажное значение педагоги Поста №1 придают работе с опекаемыми детьми,
выявляют их потенциальные возможности и интересы, помогают ребёнку их реализовать.
Ярким примером результативности и эффективности деятельности Поста №1 в деле
патриотического воспитания является тот факт, что происходит позитивное изменение
настроения ребят, прошедших через Пост №1 в отношении их к службе в Российской
армии. Более того, почти 10% постовцев поступают в военные учебные заведения,
получая рекомендации от МОУ Центра «Пост №1».
Из анкет постовцев:
– «Я понял, что мой город самый лучший город на земле! Я собрался поступать в военное
училище».
– «Когда я пою Гимн и слушаю Минуту молчания, у меня замирает сердце. После Поста я
понял, что хочу служить в Армии, и даже, может быть, отдать жизнь за свою Родину!»
Каждый год, более тысячи юнармейцев проходят школу нравственности,
гражданственности, мужества, патриотизма. Многие из воспитанников стали офицерами,
учёными, врачами, педагогами, видными политиками, представителями исполнительной и
законодательной власти, рабочими. Но на всю жизнь сохранили полученный в детстве урок
гражданского достоинства, чести и личной ответственности.
И, когда в последнее время все чаще и чаще приходится слышать, что , мол, не та
сейчас молодежь, что нет у неё моральных ценностей, то хочется сказать этим
сомневающимся людям: « Придите к Вечному огню, вглядитесь в глаза этих мальчишек и
девчонок. И, может, исчезнут тогда все сомнения!» Ведь, именно про них уже на
протяжении 50ти лет можно сказать:
Стоят юнармейцы Отечества сыны!
Мальчишки Волгограда надежда всей страны!
И будет жить Россия, и славиться в веках,
Ведь будущее Родины в надежных их руках!
Воспитание патриотизма и гражданственности в условиях несения Вахты Памяти на Посту №1
Воспитание патриотизма и гражданственности в условиях несения Вахты Памяти на Посту №1
Воспитание патриотизма и гражданственности в условиях несения Вахты Памяти на Посту №1
Воспитание патриотизма и гражданственности в условиях несения Вахты Памяти на Посту №1
Воспитание патриотизма и гражданственности в условиях несения Вахты Памяти на Посту №1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.