Воспитание сознательной дисциплины на уроках физической культуры.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из ведущих моральных норм, характеризующих отношение человека к своему поведению, является сознательная дисциплина. Дисциплин, как моральная норма общественного поведения, требует соответствия поведения человека моральным требованиям общества. Сознательная дисциплина основывается на силе общественного мнения и личной убежденности каждого члена общества. В воспитании у ребят дисциплины школа исходит из требований нашего общества. Безнравственными являются поступки учащихся, которые нарушают общественный порядокОдной из ведущих моральных норм, характеризующих отношение человека к своему поведению, является сознательная дисциплина. Дисциплин, как моральная норма общественного поведения, требует соответствия поведения человека моральным требованиям общества. Сознательная дисциплина основывается на силе общественного мнения и личной убежденности каждого члена общества. В воспитании у ребят дисциплины школа исходит из требований нашего общества. Безнравственными являются поступки учащихся, которые нарушают общественный порядок
Иконка файла материала vospitanie_soznatelnoy_distsipliny._statya.docx
Воспитание сознательной дисциплины на уроках физической культуры.           Одной   из   ведущих   моральных   норм,   характеризующих   отношение человека   к   своему   поведению,   является   сознательная   дисциплина. Дисциплин,   как   моральная   норма   общественного   поведения,   требует соответствия   поведения   человека   моральным   требованиям   общества. Сознательная дисциплина основывается на силе общественного мнения и личной   убежденности   каждого   члена   общества.   В   воспитании   у   ребят дисциплины   школа   исходит   из   требований   нашего   общества. Безнравственными   являются   поступки   учащихся,   которые   нарушают общественный   порядок,   моральные   требования,   принятые   нашим обществом. Основную роль в воспитании дисциплины у школьников играет коллектив,   отношения   в   котором   строятся   на   взаимном   доверии   и уважении   друг   к   другу,   взаимопомощи   и   товариществе.   В   таком коллективе   дисциплина   воспринимается   ребятами   не   как   что­то навязанное,   а   как   необходимость   для   нормальной,   интересной   жизни коллектива.            В   процессе   воспитания   сознательной   дисциплины   у   школьников   я добиваюсь   того,   чтобы   дисциплина   стала   внутренним   моральным стимулом, чтобы каждый учащийся в своем поведении руководствовался внутренним   убеждением   в   необходимости   правильного   морального поведения.        Дисциплина ­ это умение школьников управлять своим поведением в соответствии   с   моральными   требованиями   общества   и   коллектива.   В процессе длительной и систематической работы с учащимися на основе школьной   дисциплины   у   учеников   формируется   дисциплинированность. Дисциплинированность, как моральное качество, характеризуется тем, что человек   в   любой   ситуации   всегда   сумеет   выбрать   наиболее   правильное поведение.            Дисциплинированность   тесно   связана   со   всеми   другими   чертами   но   более   всего   с   ее   волевыми   проявлениями. личности, Дисциплинированному сдержанность, свойственны     человекусознательной     Воспитание настойчивость,   организованность,   умение   преодолевать   трудности, инициатива. и дисциплинированности, как черты личности, тесно связано с воспитанием культуры   поведения   учащихся.  Культура   поведения   составляет   важную часть   в нравственном воспитании личности, она связана с выполнением человеком   общепринятых   норм   общественного   порядка.   Культура поведения   отражает   нравственное   отношение   к   обществу,   к   труду,   к людям, к самому себе.  дисциплины        Нельзя упускать из виду, что в самих требованиях к проведению урока заложено   то,   что   содействует   воспитанию   дисциплинированности.   Но творчески соблюдая их, в тоже время нужно и специально воздействовать на учеников в этом направлении.           С первых дней начала учебного года я устанавливаю определенные требования   к   поведению   учеников   на   уроке.   Дежурные   готовят необходимые для занятий снаряды и инвентарь: ученики переодеваются в спортивную   форму   на   перемене,   со   звонком   на   урок   строятся   в   одну шеренгу в указанном месте, физорг четко сдает рапорт мне, по окончании урока   класс   выходит   из   зала   или   со   спортивной   площадки   строем. Требования   не  только  сообщаются.  Мы   упражняемся   в  их   выполнении. Действия   повторяются,   пока   не   достигается   четкости.   Это   повышает организацию   учебного   процесса,   дисциплинирует   детей.   Полезной привычкой   поведения   ученики   овладевают   более   успешно   на положительном эмоциональном фоне. Поэтому я предъявляю требования в форме   совета,   например:   "Постарайтесь,   ребята,   выполнять   комплекс утренней гимнастики, рекомендованный мной, занимайтесь в спортивных секциях, и вы испытаете удовлетворение от физических упражнений". Для убедительности   совета   я   нахожу   время   на   уроке   для   эмоциональной беседы.   В   паузах   для   отдыха   привожу   яркие   примеры   из   жизни прославленных   людей­спортсменов.   Причем   стараюсь   специально подбирать более близкие примеры.        Основные правила поведения я закрепляю на каждом уроке: вовремя являться на урок, не разговаривать в строю, четко подходить к снаряду и отходить   от   него,   не   допускать   разговоров   при   выполнении   основныхупражнений   товарищами,   анализировать   их   ошибки.   Совершенствование осуществляю на основе сознательного усвоенного требования: например, требую   не   разговаривать   во   время   выполнения   подготовительных упражнений,   я   объясняю,   что   разговоры   сбивают   дыхание,   затрудняют вдох   и   выдох.   Во   время   урока   стремлюсь   исключить   отрицательные эмоции у детей, внимательно отношусь к каждому учащемуся с учетом его индивидуальных особенностей, забочусь об активности самого ученика в закреплении   правильного   поведения,   учу   каждого   контролировать   свои действия. Критерий воспитанности человека­поступок наедине с собой. На уроках лыжной подготовки сдача учебного норматива проходит в форме заочных   соревнований   на   первенство   школы.   У   восьмиклассника   на дистанции   сломалась   лыжа.   Ученик   продолжал   идти   на   одной   лыже, несмотря на то, что к финишу пришел с большим опозданием. Чувство ответственности перед классом служило для него мотивом поведения. На уроке   физкультуры   используется   мной   такой   прием,     как   контроль   и самоконтроль. Класс не успел вовремя построиться. "За сколько времени должен построиться класс?"­ спрашиваю я у учеников. «За 30 секунд» ­ отвечает физорг. " А вы сегодня строились за 1,5 минуты. Лишнее время, которое ушло на построение, мы вычитаем из вашей игры. В следующий раз постарайтесь сократить время на построение". На  очередном уроке снова   контролирую   выполнение   этого   требования.   В   дальнейшем   класс строится быстро ­ воспитательное воздействие было результативно.        Во время урока часто приходится проводить упражнения игровыми и соревновательными   методами,   используя   при   этом   их   воспитательные возможности.   Воспитательные   возможности   подвижных   игр   на   уроке физической   культуры   трудно   переоценить,   и,   несмотря   на   то,   что   с поступлением ребенка в школу основным видом деятельности становится учение, игра по­прежнему продолжает занимать значительное место в его жизни. Еще П.Ф.Лесгафт писал: "Игры ­ это упражнения, при посредстве которых ребенок готовится к жизни, где он вырабатывает свои привычки и обычаи,   игра   оставляет   у   него   глубокий   след   и   то,   к   чему   он   здесь приучается,   всегда   резче   проявляется   в   жизни".   Ни   в   каких   других занятиях   не   виден   так   ярко   нрав   ребенка,   его   темперамент   и   тип,   его умение управлять собой, как во время игры". Игра человека, возникнув изтруда, имеет много общего с трудом. Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. В игре так же, как и в труде ,человек сознательно ставит перед собой цель, для осуществления которой он вступает в различные взаимоотношения с другими участниками игры. Тут требуется столь же большая ответственность, как и в работе. Игра доставляет радость от достижения цели, от победы, от творчества. Как было   выше   сказано,   игровая   деятельность   детей   всегда   связана   с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. Подвижная   игра   способствует   тесному   общению   детей,   установлению контакта между ними. Активность, особенно в первое время, не у всех одинаковая,   есть   очень   замкнутые   и   стеснительные   ребята.   Но   именно через   игру   легче,   чем   через   учение,   включить   учащихся   в   совместную деятельность,   помочь   им   закрепить   свое   положение   в   коллективе сверстников. Поэтому подвижные игры занимают значительное место на уроках во всех классах.            Таким   образом,   проводя   подвижные   игры   на   уроке,   я   получаю возможность влиять на воспитание чувства товарищества, коллективизма, умение   прийти   товарищу   на   помощь,   подчинять   личные   интересы интересам   коллектива.   В   коллективной   подвижной   игре   учащиеся наглядно   убеждаются   в   преимуществах   общих   дружных   усилий, направленных   на   преодоление   препятствий   и   достижение   общей   цели. Недаром некоторые учащиеся заявляют, что когда играли в "Перестрелку", их команда сначала проигрывала, они не стали отнимать мяч друг у друга, не стали мешать бросать своим товарищам и выиграли.           В зависимости от роли и качества, выполняя задание, тот или иной участник   коллективной   подвижной   игры   заслуживал   поощрения   или, наоборот, порицания товарищей. Мнение сверстников оказывало большое влияние   на   поведение   каждого   игрока,   используя   пример   игры,   а следовательно,   опыт   поведения   участников,   мы   показывали,   что   играть дружно­хорошо,   а   ссорится­плохо,   соблюдать   правила   игры­хорошо, смеяться над проигравшими­плохо.       Для того,  чтобы реализовать возможности подвижных игр в практикеработы на уроке, готовясь к нему, я думаю над тем, какую игру проводить буду и какие воспитательные задачи буду решать через нее. Например, в играх   "Космонавты"   и   "Конники­спортсмены"   решаю   такие воспитательные   задачи,  как:  ­  воспитывать   умение   сдерживать   себя,  не начинать раньше, чем будут сказаны последние слова или дана команда учителем:­воспитывать умение быть внимательным и предупредительным по отношению к товарищам, не выталкивать игроков из "Ракет".           Участвуя в игре, дети испытывают чувство радости, гордости или огорчения, обиды, зависти, связанные с успехом или поражением команды. Поэтому, подводя итоги игры, я всегда анализирую нравственную сторону отношений   между   учениками,   оцениваю   не   столько   результат   игры, сколько усилия команды, согласованность действий игроков.          Итак,   каждый   урок­звено   в   длинной   цепи   школьных   занятий,   упражнение юного человека в каких­то нравственных качествах. В итоге этой   длинной   цепи   уроков   должен   воспитываться   человек   не   только умственно развитый и усвоивший основы наук, но и нравственный.