Одной из ведущих моральных норм, характеризующих отношение человека к своему поведению, является сознательная дисциплина. Дисциплин, как моральная норма общественного поведения, требует соответствия поведения человека моральным требованиям общества. Сознательная дисциплина основывается на силе общественного мнения и личной убежденности каждого члена общества. В воспитании у ребят дисциплины школа исходит из требований нашего общества. Безнравственными являются поступки учащихся, которые нарушают общественный порядокОдной из ведущих моральных норм, характеризующих отношение человека к своему поведению, является сознательная дисциплина. Дисциплин, как моральная норма общественного поведения, требует соответствия поведения человека моральным требованиям общества. Сознательная дисциплина основывается на силе общественного мнения и личной убежденности каждого члена общества. В воспитании у ребят дисциплины школа исходит из требований нашего общества. Безнравственными являются поступки учащихся, которые нарушают общественный порядок
Воспитание сознательной дисциплины на уроках
физической культуры.
Одной из ведущих моральных норм, характеризующих отношение
человека к своему поведению, является сознательная дисциплина.
Дисциплин, как моральная норма общественного поведения, требует
соответствия поведения человека моральным требованиям общества.
Сознательная дисциплина основывается на силе общественного мнения и
личной убежденности каждого члена общества. В воспитании у ребят
дисциплины школа исходит из требований нашего общества.
Безнравственными являются поступки учащихся, которые нарушают
общественный порядок, моральные требования, принятые нашим
обществом. Основную роль в воспитании дисциплины у школьников играет
коллектив, отношения в котором строятся на взаимном доверии и
уважении друг к другу, взаимопомощи и товариществе. В таком
коллективе дисциплина воспринимается ребятами не как чтото
навязанное, а как необходимость для нормальной, интересной жизни
коллектива.
В процессе воспитания сознательной дисциплины у школьников я
добиваюсь того, чтобы дисциплина стала внутренним моральным
стимулом, чтобы каждый учащийся в своем поведении руководствовался
внутренним убеждением в необходимости правильного морального
поведения.
Дисциплина это умение школьников управлять своим поведением в
соответствии с моральными требованиями общества и коллектива. В
процессе длительной и систематической работы с учащимися на основе
школьной дисциплины у учеников формируется дисциплинированность.
Дисциплинированность, как моральное качество, характеризуется тем, что
человек в любой ситуации всегда сумеет выбрать наиболее правильное
поведение.
Дисциплинированность тесно связана со всеми другими чертами
но более всего с ее волевыми проявлениями.
личности,
Дисциплинированному
сдержанность,
свойственны
человекусознательной
Воспитание
настойчивость, организованность, умение преодолевать трудности,
инициатива.
и
дисциплинированности, как черты личности, тесно связано с воспитанием
культуры поведения учащихся. Культура поведения составляет важную
часть в нравственном воспитании личности, она связана с выполнением
человеком общепринятых норм общественного порядка. Культура
поведения отражает нравственное отношение к обществу, к труду, к
людям, к самому себе.
дисциплины
Нельзя упускать из виду, что в самих требованиях к проведению урока
заложено то, что содействует воспитанию дисциплинированности. Но
творчески соблюдая их, в тоже время нужно и специально воздействовать
на учеников в этом направлении.
С первых дней начала учебного года я устанавливаю определенные
требования к поведению учеников на уроке. Дежурные готовят
необходимые для занятий снаряды и инвентарь: ученики переодеваются в
спортивную форму на перемене, со звонком на урок строятся в одну
шеренгу в указанном месте, физорг четко сдает рапорт мне, по окончании
урока класс выходит из зала или со спортивной площадки строем.
Требования не только сообщаются. Мы упражняемся в их выполнении.
Действия повторяются, пока не достигается четкости. Это повышает
организацию учебного процесса, дисциплинирует детей. Полезной
привычкой поведения ученики овладевают более успешно на
положительном эмоциональном фоне. Поэтому я предъявляю требования в
форме совета, например: "Постарайтесь, ребята, выполнять комплекс
утренней гимнастики, рекомендованный мной, занимайтесь в спортивных
секциях, и вы испытаете удовлетворение от физических упражнений". Для
убедительности совета я нахожу время на уроке для эмоциональной
беседы. В паузах для отдыха привожу яркие примеры из жизни
прославленных людейспортсменов.
Причем стараюсь специально
подбирать более близкие примеры.
Основные правила поведения я закрепляю на каждом уроке: вовремя
являться на урок, не разговаривать в строю, четко подходить к снаряду и
отходить от него, не допускать разговоров при выполнении основныхупражнений товарищами, анализировать их ошибки. Совершенствование
осуществляю на основе сознательного усвоенного требования: например,
требую не разговаривать во время выполнения подготовительных
упражнений, я объясняю, что разговоры сбивают дыхание, затрудняют
вдох и выдох. Во время урока стремлюсь исключить отрицательные
эмоции у детей, внимательно отношусь к каждому учащемуся с учетом его
индивидуальных особенностей, забочусь об активности самого ученика в
закреплении правильного поведения, учу каждого контролировать свои
действия. Критерий воспитанности человекапоступок наедине с собой. На
уроках лыжной подготовки сдача учебного норматива проходит в форме
заочных соревнований на первенство школы. У восьмиклассника на
дистанции сломалась лыжа. Ученик продолжал идти на одной лыже,
несмотря на то, что к финишу пришел с большим опозданием. Чувство
ответственности перед классом служило для него мотивом поведения. На
уроке физкультуры используется мной такой прием, как контроль и
самоконтроль. Класс не успел вовремя построиться. "За сколько времени
должен построиться класс?" спрашиваю я у учеников. «За 30 секунд»
отвечает физорг. " А вы сегодня строились за 1,5 минуты. Лишнее время,
которое ушло на построение, мы вычитаем из вашей игры. В следующий
раз постарайтесь сократить время на построение". На очередном уроке
снова контролирую выполнение этого требования. В дальнейшем класс
строится быстро воспитательное воздействие было результативно.
Во время урока часто приходится проводить упражнения игровыми и
соревновательными методами, используя при этом их воспитательные
возможности. Воспитательные возможности подвижных игр на уроке
физической культуры трудно переоценить, и, несмотря на то, что с
поступлением ребенка в школу основным видом деятельности становится
учение, игра попрежнему продолжает занимать значительное место в его
жизни. Еще П.Ф.Лесгафт писал: "Игры это упражнения, при посредстве
которых ребенок готовится к жизни, где он вырабатывает свои привычки и
обычаи, игра оставляет у него глубокий след и то, к чему он здесь
приучается, всегда резче проявляется в жизни". Ни в каких других
занятиях не виден так ярко нрав ребенка, его темперамент и тип, его
умение управлять собой, как во время игры". Игра человека, возникнув изтруда, имеет много общего с трудом. Между игрой и работой нет такой
большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую
работу, плохая игра похожа на плохую работу. В игре так же, как и в труде
,человек сознательно ставит перед собой цель, для осуществления которой
он вступает в различные взаимоотношения с другими участниками игры.
Тут требуется столь же большая ответственность, как и в работе. Игра
доставляет радость от достижения цели, от победы, от творчества. Как
было выше сказано, игровая деятельность детей всегда связана с
возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений.
Подвижная игра способствует тесному общению детей, установлению
контакта между ними. Активность, особенно в первое время, не у всех
одинаковая, есть очень замкнутые и стеснительные ребята. Но именно
через игру легче, чем через учение, включить учащихся в совместную
деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе
сверстников. Поэтому подвижные игры занимают значительное место на
уроках во всех классах.
Таким образом, проводя подвижные игры на уроке, я получаю
возможность влиять на воспитание чувства товарищества, коллективизма,
умение прийти товарищу на помощь, подчинять личные интересы
интересам коллектива. В коллективной подвижной игре учащиеся
наглядно убеждаются в преимуществах общих дружных усилий,
направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.
Недаром некоторые учащиеся заявляют, что когда играли в "Перестрелку",
их команда сначала проигрывала, они не стали отнимать мяч друг у друга,
не стали мешать бросать своим товарищам и выиграли.
В зависимости от роли и качества, выполняя задание, тот или иной
участник коллективной подвижной игры заслуживал поощрения или,
наоборот, порицания товарищей. Мнение сверстников оказывало большое
влияние на поведение каждого игрока, используя пример игры, а
следовательно, опыт поведения участников, мы показывали, что играть
дружнохорошо, а ссоритсяплохо, соблюдать правила игрыхорошо,
смеяться над проигравшимиплохо.
Для того, чтобы реализовать возможности подвижных игр в практикеработы на уроке, готовясь к нему, я думаю над тем, какую игру проводить
буду и какие воспитательные задачи буду решать через нее. Например, в
играх "Космонавты" и "Конникиспортсмены" решаю такие
воспитательные задачи, как: воспитывать умение сдерживать себя, не
начинать раньше, чем будут сказаны последние слова или дана команда
учителем:воспитывать умение быть внимательным и предупредительным
по отношению к товарищам, не выталкивать игроков из "Ракет".
Участвуя в игре, дети испытывают чувство радости, гордости или
огорчения, обиды, зависти, связанные с успехом или поражением команды.
Поэтому, подводя итоги игры, я всегда анализирую нравственную сторону
отношений между учениками, оцениваю не столько результат игры,
сколько усилия команды, согласованность действий игроков.
Итак, каждый урокзвено в длинной цепи школьных занятий,
упражнение юного человека в какихто нравственных качествах. В итоге
этой длинной цепи уроков должен воспитываться человек не только
умственно развитый и усвоивший основы наук, но и нравственный.