Воспитание толерантной личности

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание толерантной личности «...Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой или литературой. Гордиться народу следует и своим большим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное». (Д.С.Лихачев) Цель работы: Выявить условия, при которых содержание исторического образования содействует формированию толерантного сознания школьников на уроках истории. Задачи: • выявить сущностное содержание понятие толерантности; • систематизировать методы способствующие, формированию толерантного сознания школьников; Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Иконка файла материала Воспитание толерантной личности.doc
Воспитание толерантной личности «...Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором,  своей музыкой или литературой. Гордиться народу следует и своим большим вкладом в культуру  человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а  потому и особенно ценное». (Д.С.Лихачев) Цель  работы:  Выявить условия, при которых содержание исторического образования содействует  формированию толерантного сознания школьников на уроках истории. Задачи:   выявить  сущностное содержание понятие толерантности; систематизировать методы способствующие, формированию толерантного сознания  школьников; Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В «Концепции Модернизации образования» подчеркивается, что «потенциал образования должен быть в  полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного  пространства страны, преодоления этнокультурной напряженности и социальных конфликтов на  началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий,  ограничения социального неравенства». Исходя из положений «Концепции» можно выделить главные проблемы: 1)формирование  позитивных этнических знаний о другой культуре; 2) расширение межкультурного взаимодействия и роли школы в системе межнациональных  взаимодействий; 3)формирование толерантной личности. Проблема воспитания толерантной личности нельзя считать изученной до конца: Как педагогу работать с такими явлениями как социальные стереотипы, культоцентризм, ксенофобия? Какие условия нужно создавать для преодоления ребенком этих внутренних барьеров? В каком возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования чувства  толерантности? Как в рамках обычных школьных программ разработать новые программы, избегая перегрузок  учащихся (на уроках, во внеклассное время)? В последние годы проблема толерантности исследуется в рамках  теории поликультурного образования  и сводится к следующим шагам: а) введение в содержание образования специального этнокультурного материала, дающего школьникам  информацию о различных культурах, позволяющих организовать обсуждение полученной информации и  ее эмоциональное переживание; б) ознакомление школьников с традициями дружбы, взаимопомощи и добрососедства представителей  различных рас и народов, конфессий; в) формирование представлений учащихся о правах и свободах человека, культурном плюрализме как  нормах современного поликультурного общества. Но расширение этнокультурного кругозора детей не решает до конца проблемы толерантности у детей.  Интеллектуальность вовсе не гарантирует толерантность. Воспитание толерантности ­ общее дело  многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная  нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов:  учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. Таким образом, важнейшая  цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства инеприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная ценность во всех теориях прав  человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив для осуществления усилий по  достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это – полная  противоположность нетерпимости. Решение данных проблем связано с обновлением учебно­воспитательного процесса, разработкой  программ по толерантному воспитанию, подготовкой и внедрением программ для детей, живущих в  условиях полиэтничной среды. Формирование толерантного сознания, возможно  на принципах личностно­ориентированного подхода,  который  требуют «отхода» от безличной и абстрактно­формальной педагогики к педагогике  сотрудничества и гуманизма. Следовательно личностно­ориентированный подход связан с установкой  воспринимать каждого человека как самостоятельную ценность. Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного сознания  учащихся, могут стать  технологии развития критического мышления учащихся, технология проблемного обучения,  интерактивные методы (диалоговые). В поисках путей перевода обучения на новый качественный  уровень главным следует признать необходимость создания условий для включения учащихся в  активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности. Смысл  деятельности педагога ­ создание условий не только для формирования и проявления толерантности  одного, но и преодоления вызывающе  негативизм в поведении или общении другого. Это явления  разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и объекта  толерантности имеет свои причины, и важно (хотя и очень непросто!) преодолевать как внешне  проявляющиеся следствия, так и их причины. Средства решения этих задач могут быть различны.  Прежде всего, целесообразно организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а  другие ­ увидеть хорошее в ком­то или чем­то. Идти таким путем ­ значит стимулировать,  «провоцировать» общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь  удаче, преодолевая трудности. Такими путями, на наш взгляд, являются инновационные технологии, основанные на ценностном  подходе к обучению. В этом случае ценностный подход приведет к личностно­ориентированному обучению. Необходимо чередовать когнитивные (познавательные моменты) с игровыми. Использование в работе  с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир межкультурных  отношений) позволит подростку пережить их сложность и противоречивость, будет стимулировать  подростков в обсуждении различных социальных проблем. Пример, беседа  по теме « Великая Отечественная война 1941­1945», ребята размышляют над фразой  вместе мы Россия­ рассказ о людях, в которых совмещается национальное и межнациональное, дети  рассказывают, о защитниках Родины, которые были разной национальности, но все они защищали свою  Родину. Тема «Культура России», предполагает знакомство с писателями и поэтами разных  национальностей их культурой. Учащиеся знакомятся с высказываниями о родине, мысли народа о  счастье, о смысле  жизни, о бедности и богатстве, о добре и зле, о назначении человека, о дружбе, о  любви, о взаимопомощи, о жизни, о цели, о бессмертии.  Приходят к выводу, что говорят люди разных  национальностей по разному, но  по содержанию схожи, у всех равные общечеловеческие ценности.  Изучая тему «Образование СССР», класс делится на группы исходя из количества государств,  вошедших в состав СССР. В группах, учащиеся знакомят с  материальной культурой народов (еда,  напитки, костюмы, музыка и др.). Таким образом, важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности  человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная  ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив для  осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это – полная противоположность нетерпимости.