Воспитательная беседа: "Волшебные звуки народной музыки"

  • docx
  • 16.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Волшебные звуки народной музыки.docx

«Волшебные звуки народной музыки»

Цели: Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами,  их историей.

1. Воспитать у детей интерес к народной культуре, народной музыке.

2. Познакомить с русскими народными  музыкальными инструментами; учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

3. Познакомить  детей с народными плясовыми песнями.

Словарная работа: колокольчик, дудочка, ложки, трещотки, балалайка.

Планируемые результаты: дети проявляют интерес к русским народным музыкальным инструментам, проявляют желание самостоятельно играть на них, имеют представление об ударных, струнных, духовых инструментах, активно пользуются связной устной речью.

Подготовительная работа:

1.Рассматривание альбома «Играй, гармонь»

2.Самостоятельная игра на музыкальных инструментах

3.Посещение «Детской школы искусств» - выставки народных музыкальных инструментов, «Вечера народной музыки» - выступление оркестра народных музыкальных инструментов «Жигулевские фантазии».

4. Разучивание хоровода

5. Разучивание русской народной игры "Ворон" с песенным сопровождением.

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия «Я по лугу» русская народная мелодия обр Т.Смирновой, дети входят в зал «дробным шагом», идут по кругу затем выстраиваются в линию.  Выполняют «поклон – приветствие». Детей встречает Бабушка Арина (воспитатель) приветствует детей поклоном, провожает на стульчики.

Бабушка Арина: Я вас приглашаю в удивительное путешествие – мир народной музыки. Согласны? (ответы детей)

Музыкальный руководитель:

- Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию?    (ответы детей)

- Звучание каких музыкальные инструментов вы слышали?        (ответы детей)

Бабушка Арина:                                                                                                               - Прялку продам, веретено продам, гармошку куплю, плясать пойду!

 Так говорили в народе, когда слышали веселую, задорную плясовую.

- Вы уже знаете, ребята, как в старину землю пахали, и хлеб на ней растили, как строили и украшали дома, шили одежду. Ленивых на Руси некогда не любили. Шуткам и веселью тоже находилось место. А какой же праздник без музыки? Русский человек мог не только смастерить себе музыкальный инструмент, порой из самых неожиданных предметов, но и сыграть на нем  так, что ноги сами в пляс пойдут.

Музыкальный руководитель:                                                                                     - Музыкальные инструменты, придуманные народом, называются народными.

- На Руси взрослые делали детям всевозможные игрушки, в том числе и музыкальные инструменты: свистульки, дудочки, трещотки.

Показать выставку народных инструментов.

- Какие музыкальные инструменты знаете вы, назовите? 

  Ответы детей

- Все эти инструменты имеют свое названия.

- Самые простые в изготовлении – свистульки из стеблей одуванчика. Звуки образуются сочные, ласкового звучания. Также свистульки лепили из глины в форме птиц и животных.

Показать свистульки и предложить послушать их звучание.

- Старинным музыкальным инструментом также является дудочка, которая вырезается из веток орешника (вербы, рябины)

Показать дудочки

- О дудочке рассказывается в прибаутке:

Ай, ду-ду, ай, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Он трубит на дубу

В золоченую трубу.

Разучивание прибаутки

- Что нужно сделать, чтобы зазвучала мелодия из свистульки и дудочки?

Ответы детей

- Правильно, музыкальный инструмент, звук которого происходит от того, что человек в него дует, называется духовым.

-Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ворон»

После игры тихо звучит в записи мелодия, исполняемая на гуслях из оперы «Садко» " Ой ты мати темная дубравушка"

Показать гусли.

- Это самый древний музыкальный инструмент Древней Руси – гусли. Это струнный инструмент. Давным-давно на  Руси человек натянул струны на доску и получил музыкальный инструмент. Название «Гусли» происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила название «гусли» - гудящие струны.

Предложить детям овладеть навыками игры на струнном инструменте.

По окончании игры муз.руководитель  загадывает загадку:                                                                                                                        -В лесу выросла, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачут.

-Отгадайте, какой  это  музыкальный инструмент?

Ответы детей

- Да, инструмент называется «балалайка».

Показать балалайку.

-Как извлекается музыка из этого инструмента?

Ответы детей.

- Правильно! Легким ударом по струнам.

Музыкальный руководитель показывает, как ударять по струнам. Дети по желанию повторяют за ним.

- Как называем мы подобные инструменты?

Ответы детей.

-Правильно, струнные.

- Какие еще струнные музыкальные инструменты вы знаете?

Ответы детей.

- Какие ударные музыкальные инструменты вы знаете?

Дети находят на выставке ударные музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен.

- Как вы думаете, почему их назвали ударные?

Ответы детей.    - Правильно, из них извлекают звук ударяя по инструменту.