Воспитательная программа Экология и я коррекционная школа 8 вида
Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
2 кл
01.04.2018
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
2012-2013 экология и я.docx
Муниципальное специальное
(коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья:
«Светлянская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школаинтернат VIII
вида»
Воткинского района
Удмуртской Республики
Утверждена:
Приказом № 177
от 20.09.2011 г.
Директор МС(К)ОУ: «Светлянская С(К)О
школаинтернат»
_________________Т.Н.Вершинина
Принята на Педагогическом Совете
МС(К)ОУ: «Светлянская С(К)О школа
интернат»
Протокол №2 от 20.09.2011 г.
Рассмотрена на заседании МО воспитателей
МС(К)ОУ: «Светлянская С(К)О школа
интернат»
Протокол №024923 от .09.2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
УЧАЩИХСЯ 1,2 КЛАССА С(К)ОУ VIII ВИДА
«Экология и я»
(продуктивное экологическое образование и воспитание с учетом
индивидуальных качеств личности ребенка)
№ 024923
Составитель: Ходырева Н. М., воспитатель
Рецензент: Шутова Г.М., воспитатель первой
квалификационной категории, руководитель МО с. Светлое
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на 2017 2018 учебный год.
Подготовительный 1
4 классы. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот
период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится
правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и
материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие
знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой
природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на
лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой
траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок,
многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все
потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время
природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить
ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока.
«А что я такого сделал?» – отвечают они на мой вопрос: «Зачем?». «Так делают все и
ничего страшного здесь не произойдет». Да, конечно, от одного брошенного фантика или
сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя
каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять
плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты
– воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. В
работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и
ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной
земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле –
это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение
предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Поэтому поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить
о воспитании бережного отношения к природе.
Цель: формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к
среде обитания и правил поведения в ней.
Задачи:
развивать ценностное отношение к природе;
формировать элементарные знания о нравственноэтическом отношении к
природе, нормах экологической этики;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом
через игровую деятельность; организовать внеклассные мероприятия с учетом возрастных особенностей
обучающихся;
корректировать психоэмоциональное состояние;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
развивать творческое воображение, фантазию.
Основные формы работы.
Программа предусматривает разработку и внедрение таких форм, как:
экологические игры
экскурсии
игры на развитие внимания, воображения
беседа
практические занятия
художественнопродуктивная деятельность
конкурсы
очнозаочные путешествия
наблюдения
Методическое обеспечение программы.
Изучение личностных качеств учащихся.
Складывающиеся отношения в группе.
Формирование коллектива группы и создание в ней нравственно и эмоционально
благополучной среды для развития детей.
Общая модель программы.
№
п.п.
1.1
1.2
Раздел, тема.
Введение
1. Дом под крышей голубой
Что такое природа
Человек – часть природы
1
26
12
14
Формы организации работы.
всего
контроль
теори
я
1
практик
а
экскурси
я
4
6
4
5
1
3
3 2.1.
2.2.
3.1.
3.2
4.1.
4.2.
2. Воздух невидимка
Воздушный океан
Вот труба над нею дым
3. Волшебники вода и солнце
Вода – чудо природы
Здравствуй лучик золотой
4. Мы выбираем здоровье
Вкусные и полезные вкусности
Дорога к доброму здоровью
Итого:
21
10
11
29
15
14
25
12
13
102
4
4
6
6
4
5
3
4
6
5
5
4
1
1
1
1
3
2
2
2
3
3
Содержание программы.
Введение (1)
Почему мы слышим часто слово «экология»?
1.Дом под крышей голубой
Что такое природа(12)
Что такое природа. Живая не живая природа. Растения нашего края. Лес – это живой
организм. Экскурсия:Путешествие в осенний лес. Клуб знатоков леса. Животные нашего
края. Перелетные птицы.
Человек часть природы(14)
Мир вокруг нас. Смена дня и ночи. Смена времен года. Предсказание погоды по народным
приметам. Человек – часть природы. Почему нужно защищать природу. Красная книга –
способ защиты редких видов животных и растений. Царство грибов.
2.Воздух невидимка.
Воздушный океан(10)
Воздух. Воздушный океан. Что такое ветер. Почему дует ветер. Царство трех ветров.
Воздух как среда обитания живых существ. Буря мглою небо кроет.
Вот труба над нею дым.(11)
Растения – «зеленые пылесосы». Человек и его деятельность – причина загрязнения
воздуха. Какие загрязнители воздуха есть в помещении. Вред табачного дыма. Знакомство с
комплексом дыхательной гимнастики. Экскурсия: «Зимний лес». В страну к Деду Морозу.
3.Волшебники вода и солнце.
Вода – чудо природы(15)
Царица водица. Вода и ее свойства. Снег и лед. Волшебница вода. Я и вода. В гостях у
принцессы Капельки. С голубого ручейка начинается река. Здесь осока, кочки, мхи. Кто
живет в воде. Что растет в воде. Море и его обитатели. Отдых на реке.
Здравствуй лучик золотой(14)
Солнце, солнце, загляни в оконце. Солнце, Луна, звезды – источники света. Солнце и тень.
Экскурсия: «Весенняя капель». Здравствуй солнечный лучик. Радугадуга. Солнце и я. Для
чего растениям свет. Животные в темноте. Горигори ясно (масленница).
4.Мы выбираем здоровье. Вкусные и полезные вкусности(12)
День смеха. Поговорим о правильном питании. Витаминная тарелка на каждый день.
Культура питания. Богатырская силушка. Здоровое питание – отличное настроение.
Секреты здорового питания.
Дорога к доброму здоровью(13)
Здоровье в порядке – спасибо зарядке. В гостях у Мойдодыра. Соблюдаем мы режим, быть
здоровыми хотим. Сон и его значение. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Экскурсия: «Природа – источник здоровья». Мы за здоровый образ жизни. Опасности
которые нас подстерегают.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Обучающиеся, воспитанники должны знать :
о взаимоотношениях;
наиболее типичных представителей животного мира России;
какую пользу приносят представители животного мира;
некоторые пословицы, поговорки, загадки о природе;
планета Земля наш большой дом;
Солнце источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к
условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
о экономии и бережливости.
человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с
окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
Обучающиеся, воспитанники должны уметь:
общаться и работать в коллективе;
самостоятельно выполнять различные трудовые задания;
подчинять свои поступки требованиям школьного коллектива.
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении
качества жизни;
улучшать состояние окружающей среды;
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе. Литература для детей:
1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей. / Составители Н. В. Елкина, Т. И.
Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
2. Аудиокассета Голоса птиц и зверей. – М.: Детское издво «Два жирафа».
3. Аудиокассета Голоса птиц. Живая природа. – М.: Издво детских образовательных
программ «Весть – ТДА», 1998.
4. В гостях у природы. Сборник рассказов, сказок, стихов о природе России и временах
года. Для детей младшего возраста. / Сост В. В.Волина. СПб.: «Виктория – Специальная
литература», 1997.
5. Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература, 1997.
6. Ердаков Л. Н. Как Эколобок путешествовал. Книжкараскраска для преподавания
экологии в детских садах и 1 классе. – Новосибирск, 1996.
7. Ердаков Л. Н., Ксенц Г. Н. Истории о растениях и животных в детском саду и дома. –
Томск: Издво «Печатная мануфактура», 2006. – (Экология для маленьких сибиряков.
Рядом с нами; Вып. 1).
8. Ердаков Л., Свиньин В., Янушевич Т. Звери и птицы у себя дома (Экология в картинках).
9. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки. Про жучков и про букашек:
практикум для улучшения дикции. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
10. Молодцова З. В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, !996.
11. Молодцова З. В. Занимательная экология. – Новосибирск, !997
12. Окно в мир. Экосистемы. Детское образовательное пособие по экологии. – М., 1996.
13. Онегов А. Школа юннатов. – М.: Детская литература, 1980.
14. Пришвин М. М. Кладовая солнца. – М.: Советская Россия, 1977.
15. Путешествие по глобусу. Альбом для раскрашивания. /Автор текста Р. В.
Кошурникова. – М.: «Малыш», 1990.
16. Рац М. В. Что такое экология или как спасти природу. – М, 1985.
17. Романова Н. Ищу говорящую птицу. М.: Детская литература, 1985.
18. Сладков Н. И. Лесные тайнички. – Л.: Детская литература, 1970.
19. Сладков Н. И. Под шапкойневидимкой. Л.: Детская литература, 1972.
20. Сладков Н. И. Подводная газета. – Л.: Детская литература, 1966.
21. Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш, 1984.
22. Чарушин Е. И. Томкины сны: Рассказы. / Рис. Автора. – М.: Дет. лит., 1979.
23. Экологическая азбука для детей и подростков. – М., 1995.
24. Трофимов Н. Е. Лесная азбука: Стихи для малышей. – Иркутск: ВосточноСибирское
книжное издательство, 1994.
Литература для педагога.
1. Гусев В. Животные у нас дома. – М., 1992.
2. Ердаков Л. Н. Экология. Учебное пособие для дошкольного обучения. – Томск: ООО
ИПЦ «Юпитер», 2005.
3. Ердаков Л. Н. Экология. Учебное пособие для начальной школы. – Томск: ООО ИПЦ
«Юпитер», 2005.
4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. –
М.: МозаикаСинтез, 2005.
3. Видеофильм Территория жизни. Фильм третий Животный и растительный мир заказников Томской области. – Томск, 2006.
4. Репетунова Е. В., Антошкина О. А. Путешествие в природу: заповедными тропами:
Учебнометодическое пособие. – Томск: Издво «Печатная мануфактура», 2006.
5. Шнитников В.Н. Звери и птицы нашей страны. – Издво ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»,
1957. 7. Ердаков Л. Н. Экология. Учебное пособие для начальной школы. – Томск: ООО
ИПЦ «Юпитер», 2005.
6. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей. / Составители Н. В. Елкина, Т. И.
Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
7. Аудиокассета Голоса птиц и зверей. – М.: Детское издво «Два жирафа».
8. Аудиокассета Голоса птиц. Живая природа. – М.: Издво детских образовательных
программ «Весть – ТДА», 1998.
9. В гостях у природы. Сборник рассказов, сказок, стихов о природе России и временах
года. Для детей младшего возраста. / Сост В. В.Волина. СПб.: «Виктория – Специальная
литература», 1997.
10. Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература, 1997.
11. Ердаков Л. Н. Как Эколобок путешествовал. Книжкараскраска для преподавания
экологии в детских садах и 1 классе. – Новосибирск, 1996.
12. Ердаков Л. Н., Ксенц Г. Н. Истории о растениях и животных в детском саду и дома. –
Томск: Издво «Печатная мануфактура», 2006. – (Экология для маленьких сибиряков.
Рядом с нами; Вып. 1).
13. Ердаков Л., Свиньин В., Янушевич Т. Звери и птицы у себя дома (Экология в
картинках).
14. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки. Про жучков и про букашек:
практикум для улучшения дикции. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
15. Молодцова З. В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, !996.
16. Молодцова З. В. Занимательная экология. – Новосибирск, !997
17. Окно в мир. Экосистемы. Детское образовательное пособие по экологии. – М., 1996.
18. Онегов А. Школа юннатов. – М.: Детская литература, 1980.
19. Пришвин М. М. Кладовая солнца. – М.: Советская Россия, 1977.
20. Путешествие по глобусу. Альбом для раскрашивания. /Автор текста Р. В.
Кошурникова. – М.: «Малыш», 1990.
21. Рац М. В. Что такое экология или как спасти природу. – М, 1985.
22. Романова Н. Ищу говорящую птицу. М.: Детская литература, 1985.
23. Сладков Н. И. Лесные тайнички. – Л.: Детская литература, 1970.
24. Сладков Н. И. Под шапкойневидимкой. Л.: Детская литература, 1972.
25. Сладков Н. И. Подводная газета. – Л.: Детская литература, 1966.
26. Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш, 1984.
27. Чарушин Е. И. Томкины сны: Рассказы. / Рис. Автора. – М.: Дет. лит., 1979.
28. Экологическая азбука для детей и подростков. – М., 1995.
29. Трофимов Н. Е. Лесная азбука: Стихи для малышей. – Иркутск: ВосточноСибирское
книжное издательство, 1994.
Воспитательная программа Экология и я коррекционная школа 8 вида
Воспитательная программа Экология и я коррекционная школа 8 вида
Воспитательная программа Экология и я коррекционная школа 8 вида
Воспитательная программа Экология и я коррекционная школа 8 вида
Воспитательная программа Экология и я коррекционная школа 8 вида
Воспитательная программа Экология и я коррекционная школа 8 вида
Воспитательная программа Экология и я коррекционная школа 8 вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.