ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»
Оценка 4.8

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
8 кл—10 кл
12.04.2017
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»
Данная программа предполагает через систему внеклассных воспитательных занятий содействовать духовно - нравственному воспитанию обучающихся путём вовлечения их в творческий процесс и приобщению к ценностям русской культуры, традициям русского народа, историческому прошлому Родины, пробудить интерес к истории России и желание возродить лучшие традиции своего народа.
программа шаг к себе.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно­воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»                                                                                    «Утверждаю»                                                                        Директор Менщикова Т.Н.                                                                            «____»_________________2016г. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ» Программа разработана для воспитанниц 15 – 17 лет                                                                                                                                                  Срок обучения: 1 год 1 2016 год Паспорт программы Название программы Авторы программы Учреждение, где реализуется программа Тип программы Направленность программы Вид программы Срок обучения Возраст обучающихся Уровень освоения  предметной  деятельности Уровень реализации программы Цель программы Задачи программы Планируемые результаты «Шаг к себе». Кочарина Н.В. Баева Н.В. ФГБ СУВУ «Куртамышское спец. ПУ» Воспитательная программа Духовно­нравственное воспитание Модифицированная 1 год 15­17 лет Ознакомительный Среднее (полное) общее образование Педагогическое содействие духовно ­  нравственному воспитанию обучающихся   путём вовлечения их в творческий процесс и приобщение к ценностям русской культуры,  традициям русского народа.  Расширить  знания воспитанниц об  историческом прошлом Родины.  Воспитывать у обучающихся интерес  к истории России и желание  возродить лучшие традиции своего  народа.  Развивать коммуникативные  навыки  у воспитанниц  через приобщение к  историческому прошлому русского  народа.  Развивать трудолюбие, творческое  уважение к труду, чувство долга и  ответственности.  Расширять кругозор воспитанниц по  средствам посещение выставок,              музеев. Знать: ­ основные понятия: доброта, совесть, долг,  ответственность. ­ традиции русских  праздников. ­ основные народные промыслы. 2 Уметь:  ­ взаимодействовать в коллективе  сверстников и взрослых. ­ применять полученные знания на практике. Пояснительная записка              Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно   сегодня,   стала   очевидной   необходимость   нравственного   и   духовного   оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически   обречено.   Происходящие   в   стране   политические   и   социально­экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению   ценностных   ориентаций   молодежи,   деформированию   ранее   существовавших убеждений   и   взглядов,   к   размытости     понятий   «долг»,   «честь»,   «совесть»,     «духовность», «патриотизм».  При первичной диагностике   воспитанниц 78% не до конца осознают заложенный смысл   понятий   честь,   совесть,   ответственность,   82%   не   умеют   беречь   свои   вещи,   56% отрицательно относятся к общественно­полезному труду, 98% воспитанниц имеют состояние социально­педагогической   запущенности.   Следовательно,   духовно­нравственное   развитие воспитанниц   находится   на   очень   низком   уровне.   Это   можно   объяснить   неблагоприятным социальным опытом. 76% девушек ­ подростков воспитывались в неблагополучных семьях. 100% семей воспитанниц имеет место то или иное нарушение семейного воспитания. 7% является носителями криминальной субкультуры.  В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно­нравственного воспитания детей и   молодежи.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   (ФГОС)   определяет духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Именно поэтому так важно за время пребывания в училище дать представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения, не читая нотаций. Детям нужно дать основы   о   духовно   ­   нравственных   традициях   России,   социальном   опыте,   исторических представлениях   наших   предков,   их   хозяйственных   знаниях,   семейном   укладе,   праздниках   и буднях   русского   народа.   Академик   Д.   С.   Лихачёв   напоминает,   что   «обращение   к   культуре прошлого – это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение её». Таким образом, из 3 выше   сказанного,   мы   увидели   необходимость   разработать   программу     педагогической поддержки в духовно – нравственном  воспитании  для воспитанниц 8 вида обучения.     В   данной   программе   отражено     содержание   работы,   определены   примерные   виды         деятельности.         Программа поможет избежать эпизодичности, стихийности и случайности в работе по духовно­ нравственному воспитанию с воспитанницами 8 вида обучения. Программа реализует основные принципы современного воспитания, такие как: связь с жизнью, развитие и воспитание гражданственности,  способного сохранять и приумножать знания жизни в социуме. К.   Д.   Ушинский   писал:   «Воспитание,   созданное   самим   народом   и   основанное   на   народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой  нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».      Программа рассчитана на один учебный год, занятия проводятся 1 раз в неделю, программа состоит из 33 часов.      Программа рассчитана на детей в возрасте от 15 до 17 лет и войдет в систему ВРОУ.      4 Цель программы:            Педагогическое содействие духовно ­ нравственному воспитанию обучающихся  путём вовлечения   их   в   творческий   процесс   и   приобщение   к   ценностям   русской   культуры, традициям русского народа. Задачи: 1. Расширить  знания воспитанниц об историческом прошлом Родины. 2. Воспитывать   у   обучающихся   интерес   к   истории   России   и   желание   возродить   лучшие традиции своего народа. 3. Развивать коммуникативные  навыки у воспитанниц  через приобщение к историческому прошлому русского народа. 4. Развивать трудолюбие, творческое уважение к труду, чувство долга и ответственности. 5. Расширять кругозор воспитанниц по средствам посещение выставок,    музеев. 5 Предполагаемый результат: Знать:  основные понятия: доброта, совесть, долг, ответственность.  традиции  русских  праздников.  основные народные промыслы. Уметь:  взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых.  применять полученные знания на практике. 6 Критерии духовно ­ нравственной воспитанности Критерии Показатели проявления разных уровней воспитания Уровень  проявления  патриотических  качеств Уровень  проявления  толерантности 4 ­ высокий 3 ­ средний 2 ­ низкий Инструменты 1.Осознанно  интересуется  историей и  культурой малой  Родины, гордится  ею.  1.Всегда  проявляет  уважение и  терпимость по  отношению к  другим людям. 2.Проявляет  сочувствие,  милосердие к  другим людям. 1.Интересуется  историей и  культурой малой  Родины. 1.Мало  интересуется  историей и  культурой малой  Родины. Наблюдения Беседа Диагностика 1. Не всегда  проявляет  уважение и  терпимость по  отношению к  другим людям. 2. Не всегда проявляет  сочувствие,  милосердие к  другим людям. 1.Часто не  проявляет  уважения и  толерантности по  отношению к  другим людям. Наблюдение Игра Диагностика Беседа 2. Часто не  проявляет  сочувствие,  милосердие к  другим людям. Уровень  проявления  трудовых  1.Воспитанница  имеет полное  представление о  понятии «труд»,  1. Воспитанница  имеет частичное  представление о  понятии «труд»,  1. Не имеет  представление о  понятии труд,  Наблюдения и  качественный  анализ 7 навыков профессиях людей. профессиях людей. профессии людей. 2.Проявляет  уважение к труду,  результатам труда. 3. Применяет  полученные знания  на практике. 2. Не всегда  проявляет  уважение к труду,  результатам труда. 3. Не всегда  применяет  полученные знания  на практике. 2. Не проявляет  уважение к труду. 3. Не умеет и не  желает трудиться. Содержание Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – занятия.   Расширение   кругозора   воспитанниц   проходит   в   процессе   познавательно­ исследовательской   деятельности   (исторические   представления). воспитанницами предполагает форму сотрудничества и партнёрства.    Взаимодействие   с При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для воспитанниц: учебной и практической.  Начало   занятия   включает,   как   правило,   знакомство   с   теоретическим   материалом.   Затем следует практическая часть занятий: изготовление оберегов, обрядовые действия. 1 блок “Уголок России – отчий дом” “Введение”  дает   основное   толкование   понятий   “традиция”,   “обычай”.   Знакомит   с   истоки народных представлений традициями   русской   о семье как важнейшей ценности   человеческого бытия и жизненном   укладе, в основе которого  так   же   А   семьи. лад между домочадцами. Знакомит   воспитанниц   с   традициями   русской   кухни,   застолья,   встречи   гостей. Происхождение русских имен и фамилий.        Раскрывает нравственные ценности русского народа:  уважительное   отношение     к старшим и забота о стариках, помощь и трудолюбие и  другие нравственные ценности, какими обладает русский человек. взаимопомощь,     2 блок “Истоки русской старины”                                                           милосердие, 8 Знакомит   воспитанниц   с   обычаями,   верой   в   многобожия   (язычество)   связанным   с   огнем, водой   и   др. творчества, с особенностями  русского народного костюма.   Познакомит   с многообразием форм   декоративно   прикладного 3 блок “Народный календарь”  Представляет   особенности,   значения   и   виды   календарных   праздников   годового   круга. Обычаи и традиции празднования. 4 блок “Руки не для скуки”  Дает   краткие   сведения   о   ремеслах   и   посвящен   миру   детских   увлечений,   реальному приобщению воспитанниц к занятиям в дополнительных кружках училища. По окончании курса воспитанницы  принимают участие в выставке  ручного творчества. Тематическое планирование Общее Блоки кол­во Теоретические Практические часов занятия занятия Уголок России отчий дом Народный календарь Истоки русской старины Руки не для скуки ВСЕГО: 7 8 10 7 33 5 3 4 2 14 2 5 6 6 19 № п/п 1 2 3 4 9 Реализация программы 1 блок «Уголок России отчий дом» форма Количество часов Ответственный Теория практика № Название мероприятия 1     Введение «Нашему роду нет  переводу» «Традиции  русского  гостеприимства  2 3 4 5 Беседа с презентацией Рассказ ­ беседа Беседа «Русский обычай  новоселье» Беседа с элементами игры «Русский обычай  свадьба» Рассказ ­ беседа 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ воспитатель библиотекарь воспитатель воспитатель воспитатель 10 6 7 1 2 3 4 5 6 7 Домашние обереги  «Веничек»,             «Домовенок» Итоговое занятие «Славянские обычаи» Мастер ­ класс Игра ­ викторина ­ ­ 3 блок «Народный календарь» «Декабрь год кончает, зиму начинает, Рождество». Русские обряды  «Святочные  гадания» Праздники весеннего цикла «Масленица» Экскурсия в воскресную школу Практикум ­обрядовые действия беседа «Праздник  проводы зимы» Практикум ­народные гуляния «Здравствуй, птица счастья» Практикум  «Пасха»  Итоговое занятие « От зимних святок до зеленых» Беседа, Экскурсия в Храм Петра и Павла Игровая программа 1 ­ 1 ­ ­ 1 ­ руководитель кружка «Мир фантазии» Абанина С.Ю. воспитатель воспитатель      воспитатель музыкальный руководитель воспитатель педагог организатор воспитатель воспитатель, Отец Александр воспитатель 1 1 ­ 1 ­ 1 1 1 1                            11 2 блок « Истоки русской старины» 1 2 3 Быт, обычаи, традиции и нравы восточных славян «Языческие Экскурсия в краеведческий музей Беседа с верования славян» элементами игры Домашние обереги «Куклы в народной традиции» Рассказ­беседа, практикум 4 Народный костюм Беседа, конкурс рисунков 5 6 УНТ «Былины», Экскурсия в ЦРБ «Сказки» Итоговое занятие Фольклорно­ «Славянские интеллектуальная обычаи и традиции» игра                                             ­ 1 1 1 1 ­ 1 2 Традиционные занятия русских женщин и мужчин. Художественные промыслы “Русская красавица  рукоделием  славится”.  Вышивание 4 блок «Руки не для скуки…» Мастер ­ класс Посиделки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 экскурсовод воспитатель руководитель кружка «Умелые ручки» Булатова И. А. воспитатель, педагог дополнительного образования по ИЗО Гонтарь Н. В. библиотекарь воспитатель встреча с мастерами воспитатель 12 Народные промыслы  нашего края  (лозаплетения,  бисероплетения)  Итоговое   «Выставка по ручному  творчеству» 3 4 Тематическая экскурсия ­ Практикум 2 1 мастер лозаплетения педагоги  доп. образования, воспитанницы Всего: 34 15 19 Литература: 1. Агеева   Р.А.   Какого   мы   роду­племени?   Народы   России:   имена   и   судьбы:   Словарь­ справочник. М.: Академия, 2000. 2. Батурина   Г.И.,   Лисова   К.Л.,   Суворова   Г.Ю.   Нравственное   воспитание   школьников   на народных традициях. М.: Народное образование,2002. 3. Волкова, Т. А. Вспомним нашу старину / Т. А. Волкова, С. Б. Маринина, Т. Н. Осипова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. ­ № 11. – С. 21­23. 4. Дайн Г. Л. Детский народный календарь: приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / Г. Л. Дайн. — М., 2001. 5. Долгих   Г.В.   Классный   час­праздник   “Семейные   традиции.   Праздники”.   М.:   Классный руководитель, 2001, № 2, с.118­128. 6. Знакомство   детей   с   русским   народным   творчеством   :   Конспекты   занятий   и   сценарии календарно­обрядовых праздников. – СПб.: Детство­Пресс, 2001.  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно­методическое пособие. – 2­е изд., перераб. и доп. – СПб.: Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. Псков. 1995 – 68 с. 8. Копшук О.Н.Праздники и обряды Изд.: Феникс, 2008. 9. Ковалев   В.М.,   Могильный   Н.П.   Русская   кухня   традиции   и   обычаи.   ­М.,   “Советская Россия”, 1990г. 13 10. КупринаЛ.С, Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство­ Пресс», 2004 – 400 с. 11. ЛунинГ.В.   «Воспитание   детей   на   традициях   русской   культуры».   Москва,   «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с. 12. Метелягин   А.   Воспитание   на   традициях   русской   культуры //   Воспитание   школьников. 1996 г., №5 13. Панкеев, И. А. Русские праздники / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1999. 14. Проскурин А.А. Народный календарь. Праздники, приметы и обычаи от Руси до России. Ростов­на­Дону, 2002 г. Наглядный дидактический материал из интернет источников 1. Гадания Иллюстрированный текст с активными зонами об одном из наиболее древних обрядов русского народа. Гадания чаще всего проходили на Рождество, Крещение и Васильев день.   http://school­collection.edu.ru/catalog/res/1a9972fa­e9d6­4f1f­87b4­4bf03083ea2b/?from=9a5ddaef­ 6626­4f55­a0bd­92a4b57de801&interface=themcol 2. Ряженые Иллюстрированный   текст   с   активными   зонами   о   веселом   обычае   переодеваться   в   смешные костюмы и ходить по домам во время святочной недели.  http://school­collection.edu.ru/catalog/res/b86375a4­4157­4364­b659­f5e8dd82c6f8/?from=9a5ddaef­ 6626­4f55­a0bd­92a4b57de801&interface=themcol 1. Масленица Иллюстрированный текст с активными зонами о народном празднике в често проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом.  http://school­collection.edu.ru/catalog/res/dc449497­cac7­4e26­9f3e­f941889a12bf/?from=9a5ddaef­ 6626­4f55­a0bd­92a4b57de801&interface=themcol 14 2. Праздники  Слайд шоу. Народные праздники http://school­collection.edu.ru/catalog/res/000006f9­1000­4ddd­1ac8­3e0047591c7d/? 3. «Времена года». Февраль. «Масленица» Эпиграф (из П. А.Вяземского). Масленица в художественной литературе и в других источниках, картины   Сурикова   и   Б.   Кустодиева.   Камерный   характер   пьесы   Чайковского   в   сравнении   с другими  известными воплощениями  этого праздника в русской музыке. Музыкальная форма пьесы. Воспроизведение звучания гармоники и бубенцов. Суждение профессора К. Игумнова об образе ­ "медведя водят" ­ средней части пьесы. http://school­collection.edu.ru/catalog/res/f99cf14a­f285­2526­3b52­057b587c0b60/? 4. Балаганы Картина,   пронизанная   ощущением   радости   народного   гулянья,   написана   Кустодиевым   в   то время, когда сам он был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу. Как и в других своих работах этого периода, художник противопоставляет своей болезни атмосферу праздника.  http://school­collection.edu.ru/catalog/res/ba40d1cb­ca22­4c82­8c55­05b0c5dcb8a0/? 5.Иванов день Иллюстрированный   текст   с   активными   зонами   о   празднике   рождества   Иоанна   Крестителя, который приходится на день летнего солнцестояния, самый длинный день в году.  http://school­collection.edu.ru/catalog/res/e0143647­8538­42fa­a561­11f7dd7a89ae/?from=9a5ddaef­ 6626­4f55­a0bd­92a4b57de801&interface=themcol 6.Видеофрагмент «Язычный праздник» Видеоматериал к теме "Русь изначальная". Закрепление изученного материала. Работа в классе. Анализ видеообраза.  http://school­collection.edu.ru/catalog/res/bc7bb537­a45b­4c75­8d58­dbf6d42fa922/? interface=teacher 7.Поздравления на Масленицу 15 Народные   пословицы,   поговорки   и   поздравления   на   Масленицу,   необходимые   для   создания звучащей картины "Масленица".  http://school­collection.edu.ru/catalog/res/e36a9ab2­be8e­4df9­857a­d4a4f7b5ec48/?interface=teacher 16

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017