В воспитательной программе разработана и готова к реализации комплексная система мероприятий , направленных на обучение сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры и навыков здорового питания учащихся , воспитанию личности , ответственной за своё здоровье и здоровье окружающих. Комплекс мероприятий помогает формировать потребность в здоровом образе жизни , культуру питания и самообслуживания.Воспитательная программа "Правильное питание"
ФОИ
Место работы
Должность
Электронный адрес
Корельская Галина Николаевна
МБОУ «СОШ № 1г.Онеги» , Архангельской области
учитель начальных классов
golikova63@yandex.ru
1.Паспорт Программы:
1. Наименование
Программы
2. Основание для
разработки
Программы
Воспитательная программа «Правильное питание » ,
период реализации 4 года.
Программа разработана на основании :
Конвенции о правах ребенка.
Федерального государственного стандарта начального общего
образования. Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 г.
Планируемых результатов начального общего образования
( 2009г.)
Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Закона Российской Федерации «Об образовании» от
17.07.2009г.
СанПин 2.4.2.117802 «Гигиенические требования к условиям
обучения в ОУ»
СанПин
2.4.5.240908
«Санитарноэпидемиологические
требования к организации питания обучающихся в ОУ,
учреждениях начального и среднего профессионального
образования»
Постановление главного санитарного врача РФ от 31.09.2006 года3. Автор
Программы
4. Основные
исполнители
Программы
5. Цель Программы
6. Основные задачи
Программы
№30 «Об организации питания учащихся в ОУ»
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1г.Онеги»
Г.Н.Корельская
Классный руководитель, родители ( или их законные представители),
учащиеся.
разработка и реализация комплексной системы мероприятий
направленных на обучение сохранению и укреплению
здоровья, формированию культуры и навыков здорового
питания учащихся; воспитание личности, ответственной за
свое здоровье и здоровье окружающих.
обеспечение детей в школе оптимальным питанием высокого
качества,
безопасным,
адекватным возрастным и
физиологическим потребностям учащихся в пищевых
веществах и энергии;
организация оздоровительной работы, направленной на
формирование у школьников мотивации к здоровому
питанию;
обучение школьников и родителей основам знаний о здоровом
питании;
увеличить охват
участников образовательного процесса
полноценным регулярным горячим питанием;
следить за сбалансированностью питания;
формировать у участников образовательного процессапотребности в здоровом образе жизни, в том числе навыков
рационального питания;
формировать культуру питания и самообслуживания;
снижение заболеваемости учащихся за счет внедрения
полноценного рационального питания учащихся в
образовательном учреждении.
7. Основные
направления
Программы
Организация рационального, качественного и безопасного
питания обучающихся.
Увеличение охвата горячим питанием в школе, доведение до
100%.
Адаптация воспитательной программы «Правильное питание»
к образовательным учебным программам по УМК «Школа
России» в 1 – 4 классах.
Реализация воспитательной программы «Правильное питание»
.
Организация образовательноразъяснительной работы
по вопросам здорового питания; пропаганда принципов
здорового и полноценного питания.
9. Этапы
реализации
Программы
I этап организационный (1 полугодие, 1 класс)
1.1.Проведение анализа охвата горячим питанием участников
образовательного процесса на начало учебного года (сентябрь
октябрь);1.2.Создание инициативной группы ( классный руководитель,
родители) по разработке программы «Правильное питание ».
(октябрьноябрь);
1.3.Разработка и утверждение программы «Правильное питание ».
(ноябрь – декабрь).
II этап содержательнодеятельный ( реализация программы; 2
полугодие 1 класс – 1 полугодие 4 класс ).
2.1.Поэтапная реализация программы в соответствии с целями и
задачами;
2.2. Промежуточный мониторинг результатов;
2.3.Корректировка планов в соответствии с целями и задачами и
промежуточными результатами мониторинга.
III этап – рефлексивный (2 полугодие 4 класс )
3.1. Завершение реализации программы;
3.2. Мониторинг результатов;
3.3.Анализ результатов;
3.4. Разработка рекомендационных материалов для учащихся.
сохранение и укрепление здоровья при стабильных
результатах обучения;
повышение приоритета здорового питания;
повышение мотивации к здоровому образу жизни;
поддержка родителями деятельности классного руководителя
по воспитанию здоровых детей;
улучшение состояния здоровья детей по показателям
10. Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи;
повышение качества питания участников образовательного
процесса;
охват всех обучающихся класса горячим питанием в период
реализации программы (1 – 4 классы);
снижение доли школьников с заболеваниями ЖКТ.
осознание целостности окружающего мира, освоение норм
здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания,
приобретение и совершенствование навыков
самообслуживания.
Контроль за организацией и качеством питания школьников со
стороны родительского комитета класса;
Информирование родителей, учащихся, администрации школы
о мероприятиях, сроках и результатах их проведения через
электронный дневник класса и сайт школы;
Информирование родителей на родительских собраниях.
1. Паспорт Программы «Правильное питание .»
2. Пояснительная записка
3. Характеристика Программы:
Цель;
Задачи;
Принципы здорового питания
Ожидаемые результаты реализации;
Направления Программы;
11. Организация
контроля за
исполнением
Программы
12.Содержание
Программы Характерные черты Программы
4. Характеристика ресурсов Программы:
Нормативноправовые ресурсы;
Кадровое обеспечение;
Материально – техническое обеспечение.
5. Механизм реализации Программы:
план мероприятий по реализации Программы;
выполнение обязанностей участников образовательного
процесса в решении вопросов здорового питания школьников.
6. Мониторинг эффективности реализации программы
7. Диагностический инструментарий
2.Пояснительная записка
На современном этапе развития общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной
стороны, потому, что они являются «структурообразующими факторами социальности», с другой потому, что мы должны немедленно восстановить
адекватное отношение к ним у подрастающего поколения.
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Среди разнообразных условий окружающей среды,
постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на растущий организм
многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и
улучшать успеваемость школьников. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание,
являющееся залогом его здоровья. Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на
здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка. Организм школьника постоянно
расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постояннойтемпературы тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач, работа с компьютером также требуют расхода определенного
количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия
спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом»,
необходимым для роста и развития организма.
Очевидно, что процесс обучения в школе не должен строится за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на сохранение и устранение
нарушений в состоянии здоровья детей.
Питание детей тесно связано со здоровьем. Начало заболевания желудочно – кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5 – 6 летний возраст
и достигает пика к 8 – 12 годам. По данным академика А. А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения
составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:
нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов;
частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, фастфутов;
однообразное питание;
еда в сухомятку;
употребление некачественных продуктов;
несоблюдение режима дня;
малоподвижный образ жизни;
вредные привычки
Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%.
Понимание школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных
заболеваний желудочно – кишечного тракта и других заболеваний.
Анализ существующей структуры питания в нашей стране показывает, традиционно высокое потребление зерновых продуктов (хлеба, каш и др.
переработки зерна), а также картофеля (который обеспечивает одновременно существенный вклад в рацион россиян витамин С) никак не
противоречит современным принципам здорового питания. Но вслед за этими продуктами как по частоте потребления, так и вкладу в калорийность
рациона следует сахар и кондитерские изделия (а они должны обеспечить вершину «пирамиды» здорового питания, самую низкокалорийную ее часть).Известно, что здоровье напрямую связано с традицией потребления овощей и фруктов. Призыв Всемирной организации здравоохранения о
потреблении 400 гр. овощей и фруктов в день обошел весь мир, и в тех странах, где он реализован, показатели здоровья населения значительно лучше.
У нас в стране, к сожалению, эти рекомендации не выполняются, и многие нарушения в питании напрямую связано с недостатком в нашем рационе
овощей и фруктов.
Очень важно, чтобы школа стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания.
3.Характеристика Программы:
Цель Программы:
Разработка и реализация комплексной системы мероприятий направленных на обучение сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры
и навыков здорового питания учащихся; воспитание личности, ответственной за свое здоровье и здоровье окружающих.
Программа предусматривает организацию кружков, проектов, факультативов по выбранной тематике. А также организацию Дней здоровья,
соревнований, конкурсов, праздников, где бы учащиеся смогли продемонстрировать свои практические умения, полученные в результате изучения
данной программы.
Обучающие мероприятия программы обучения правильному питанию должны:
подчеркивать привлекательные черты здорового питания,
активизировать практическую деятельность всех учащихся,
соответствовать физическому и духовному развитию обучающихся,
быть увлекательными и интересными по содержанию.
Программа должна привлекать семьи в качестве партнёров в образовательном процессе их детей. Специалистов, приглашённых для бесед с
учащимися, необходимо ориентировать на соответствующую программу школы. Классный руководитель должен служить образцом здорового
питания.
Задачи Программы:
обеспечение детей в школе оптимальным питанием высокого качества, безопасным, адекватным возрастным и физиологическим потребностям
учащихся в пищевых веществах и энергии; организация оздоровительной работы, направленной на формирование у школьников мотивации к здоровому питанию;
обучение школьников и родителей основам знаний о здоровом питании;
увеличить охват участников образовательного процесса полноценным регулярным горячим питанием;
следить за сбалансированностью питания;
формировать у участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни, в том числе навыков рационального питания;
формировать культуру питания и самообслуживания;
снижение заболеваемости учащихся за счет внедрения полноценного рационального питания учащихся в образовательном учреждении.
Принципы формирования культуры здорового питания
научная обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная адекватность;
необходимость и достаточность информации;
модульность структуры;
системность и последовательность;
вовлеченность семьи в реализацию программы.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
повышение приоритета здорового питания;
повышение мотивации к здоровому образу жизни;
поддержка родителями деятельности классного руководителя по воспитанию здоровых детей;
улучшение состояния здоровья детей по показателям заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи;
повышение качества питания участников образовательного процесса;
охват всех обучающихся класса горячим питанием в период реализации программы (1 – 4 классы);
снижение доли школьников с заболеваниями ЖКТ.
осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и
совершенствование навыков самообслуживания.
Направления Программы:
Первое рациональная организация горячего питания в школе, в школьной столовой, где все должно соответствовать принципам здорового
питания и способствовать формированию здорового образа жизни. Структура, режим и организация питания в образовательных учреждениях должны
не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания.
Второе – адаптация воспитательной программы «Правильное питание – путь к здоровью и успешному обучению» к образовательным учебным
программам по УМК «Школа России» в 1 – 4 классах для формирования культуры питания и самообслуживания, снижения заболеваемости
учащихся за счет внедрения полноценного рационального питания учащихся в образовательном учреждении и в семье.
Третье направление реализация воспитательной программы по формированию культуры здорового питания. При формировании культуры
здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается
представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания.
Четвёртое просветительская работа с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры
здорового питания в семье.
Характерные черты Программы
Программа «Правильное питание путь к здоровью и успешному обучению» способствует упорядочению совместной деятельности всех
заинтересованных сторон в организации здорового питания обучающихся.
Её отличает:
Стратегический характер;
Прогностичность, направленность на будущее;
Научность;
Модульность; Технологичность.
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 г.
4.Характеристика ресурсов Программы:
Нормативноправовые ресурсы:
Планируемые результаты начального общего образования ( 2009г.)
Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Закон Российской Федерации «Об образовании» от
17.07.2009г.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
СанПин 2.4.2.117802 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ».
СанПин 2.4.5.240908 «Санитарноэпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего
профессионального образования».
Постановление главного санитарного врача РФ от 31.09.2006 года №30 «Об организации питания учащихся в ОУ».
Письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12.04.2012. № 06 – 731 «Формирование культуры здорового питания
обучающихся, воспитанников».
«Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения до 2020 года»
Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. № 1873р «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения до
2020 года».
Устав МБОУ «СОШ №1г.Онеги ».
классный руководитель;
работники столовой;
Кадровое обеспечение: медицинская сестра.
классный учебный кабинет;
школьная столовая;
медицинский кабинет.
Материальнотехническое обеспечение:
5. Механизм реализации программы
Программа «Правильное питание.» рассчитана на 4 года.
Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (учащихся с 1 по 4 классы, родителей, педагогов) и будет реализовываться как в
области образовательной (уроки, кружки, проекты , исследования), так и в воспитательной деятельности.
Программа будет реализована через :
внеклассную работу;
внеурочную деятельность;
проектную деятельность;
исследовательскую работу;
практикумы;
работу с родителями;
мониторинг.
Основные формы и методы реализации программы.
Факультативное занятие ( форма: научная конференция , заседание клуба «Здоровячков», мониторинг викторина , встреча со
специалистами );
День здоровья ( форма : праздник , экскурсия, фестиваль, квест игра );
Классный час ( форма : беседа, диспут, встреча со специалистами, устный журнал, ролевая игра, театрализованное представление,
мониторинг – блицопрос );
Родительское собрание ( форма : беседа, круглый стол, мониторинг – интеллектуальная игра, вечер вопросов и ответов , научная
конференция);
Творческий проект ( форма : выставка , выступление , презентация );
Исследовательская работа ( форма : выступление , презентация, научно – исследовательская конференция)
Экскурсия ( Национальный парк Водлозерский , краеведческий музей , предприятие )
Практическое задание , практикум ( практическое занятие с элементами исследования).
Мониторинг ( форма : викторина ,анкетирование , блицтурнир, творческий проект ,интеллектуальная игра )
Направления ( модули) программы:
( Использование технологии «тематические погружения» )
1 класс. «В здоровом теле – здоровый дух».
2 класс. «Тропами Берендея.»
3 класс. «Во саду ли , в огороде…»
4 класс. «Дары моря.»
6.Личностные, метапредметные и предметные результаты
Каждый модуль программы включает личностные результаты
1 класс–формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, формирование установки на ЗОЖ
2 – 3 классы – формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек.
4 классы – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, неприятие
вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков).
Метапредметные результаты:
1 класс – овладение начальными сведениями
2 – 3 классы – умение самостоятельно определять цель обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
4 класс – познавательная рефлексия как осознание своих действийПредметные результаты:
1класс – получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и о важности правильного
выбора профессии.
23 классы – формирование сущности культуры труда, уяснение социальных и технологических последствий, овладение методами исследовательской
и проектной деятельности.
4класс – образовательная и общекультурная подготовка, проектноисследовательская, творческая деятельность, мотивация к саморазвитию.
7.Учебно – тематический план мероприятий:
( технология «тематического погружения»)
1 класс
(модуль)
«В здоровом теле – здоровый дух».
Цель: заинтересовать участников образовательного процесса темой о правильной и здоровой пище.
№
п/п
1.
Направлени
е
Формы и
методы
работы
организация
питания в
школе
Кл.час.
Беседа.
Тема
Планируемые результаты
( в соответствии с требованиями ФГОС)
Личностные
Метапредметны
Предметные
«Режим дня»
УУД
Ценить и
принимать
следующие базовые
ценности:
«здоровье», «режим
питания»
е УУД
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления
УУД
осознание
целостности
окружающего
мира , освоение
норм
здоровьесберегаю
щего поведения в
природной и
социальной среде
Дата
проведе
ния
сентябрь2.
работа с
родителями
Родительское
собрание.
Беседа.
«Режим питания
младшего школьника»
Заинтересовать
родителей темой о
правильной и
здоровой пище
3.
организация
питания в
школе
Факультатив
заседание
«клуба
Здоровячков»
«Зачем человеку
нужна пища?»
4.
организация
питания в
школе
День здоровья.
Экскурсия в
шк. столовую.
«Меню школьника.»
Освоение роли
ученика;
формирование
интереса
(мотивации) к
правильному
питанию
Приобретать
практические
знания .
определение общей
цели и путей её
достижения;
умение
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих;
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
октябрь
сформированност
ь уважительного
отношения к
России, родному
краю, своей семье
ноябрь
декабрь
Отвечать на
простые вопросы
учителя, находить
нужную
информацию в
справочной
литературе.
освоение
доступных
способов изучения
природы и обще
ства (наблюдение,
запись, измерение,
опыт, сравнение,
классификация и
др. с получением5.
организация
питания в
школе
Кл.час
Встреча с зав.
производством.
«Полезная и вредная
пища.»
Приобретать
практические
знания .
условиями её
реализации;
определять
наиболее эф
фективные способы
достижения
результата;
овладение
начальными
сведениями о
сущности и осо
бенностях полезной
и вредной пищи,
процессов и
явлений
действительности в
соответствии с
содержанием
программы
декабрь
информации из
ар
семейных
хивов,
от
окружающих
людей,
открытом
информационном
пространстве);
в
освоение
доступных
способов изучения
природы и обще
ства (наблюдение,
запись, измерение,
опыт, сравнение,
классификация и
др. с получением
информации из
ар
семейных
хивов,
от
окружающих
людей,
открытом
информационном
пространстве);
в
6.
реализация
воспитательн
ой
программы
Кл.час.
Творческий
проект
(групповая
форма работы)
«Меню школьника»
Использовать в
жизненной
ситуации
полученные знания.
освоение способов
решения проблем
творческого и по
искового
характера;
январь
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем
мире.7.
работа с
родителями
Кл час.
Исследовательс
кая работа
(индивидуальна
я форма
работы)
«На кухне у мамы»
( о полезной и вредной
пище)
Использовать
приобретённые
знания в
практической
ситуации.
освоение способов
решения проблем
творческого и по
искового
характера;
8.
реализация
воспитательн
ой
программы
Факультатив
заседание
«клуба
Здоровячков.»
«Я то , что я ем.»
9.
работа с
родителями
День здоровья
Праздник.
(на параллели
1х классов)
«Правильное питание
– залог здоровья.»
( о полезной пище ,
режиме питания)
Оценивать
имеющиеся
знанию ,
формировать
уважительное
отношение к иному
мнению.
Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки, в том
числе в
информационной
деятельности,
10. реализация
воспитательн
ой
программы
Факультатив.
Научная
конференция
«Русская
национальная кухня.»
Уважение к своему
народу, к своей
родине.
умение работать в
материальной и
информационной
среде начального
общего образования
в соответствии с
содержанием
программы
овладение
базовыми
предметными и
межпредметными
понятиями,
отражающими
существенные связи
и отношения между
объектами и
процессами;
использование
различных способов
поиска (в
справочных
источниках и
открытом учебном
информационном
пространстве сети
Интернет), сбора,
обработки, анализа,
февраль
март
март
Находить нужную
информацию в
справочной
литературе, уметь
правильно
использовать
полученную
информацию.
сформированност
ь уважительного
отношения
к
культуре, природе
нашей страны, её
современной
жизни;
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем
мире.
апрель
сформированност
ь уважительного
отношения к
России, родному
краю, своей семье11. организация
питания в
школе
Факультатив.
Мониторинг
Викторина.
«Правильное
питание.»
Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни,
мотивации к
правильному
питанию.
12.
адаптация
воспитательн
ой
программы
Практическое
задание на лето
( практические
занятие в
форме
исследования ).
«Развитие растения из
семени.»
(дети записывают
результаты
наблюдений, итоги
озвучиваются в
сентябре)
Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
различных
социальных
ситуациях.
организации,
передачи и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативными
и познавательными
задачами и
технологиями
программы
активное
использование
речевых средств и
средств ин
формационных и
коммуникационных
технологий (ИКТ)
для решения
коммуникативных и
познавательных
задач;
готовность слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого
иметь
свою; излагать своё
мнение
и
аргументировать
свою точку зрения
май
май
Находить нужную
информацию в
справочной
литературе, уметь
правильно
использовать
полученную
информацию.
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем
мире.и оценку событий;
2 класс.
( модуль)
«Тропами Берендея.»
Цель: дать представление о растениях нашего края , их пользе и лекарственных свойствах.
№
п/п
1.
Направлени
е
Формы и
методы
работы
адаптация
воспитатель
ной
программы
Факультатив
Научная
конференция.
2.
организация
питания в
школе
3.
работа с
Факультатив
заседание
«клуба
Здоровячков.»
(с
приглашением
специалистов
Национального
Парка
«Водлозерский
»)
Декада
Тема
Планируемые результаты
( в соответствии с требованиями ФГОС)
Личностные
Метапредметны
Предметные
Результаты
практического занятия
«Развитие растения из
семени.»
(презентации
исследований)
«Лес нас питает и
лечит.»
УУД
развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки, в
том числе в
информационной
деятельности
формирование
целостного взгляда
на мир в его
органичном
единстве и
разнообразии при
роды
е УУД
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
готовность слушать
собеседника и
вести диалог,
излагать своё
мнение и
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий
УУД
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем
мире.
находить нужную
информацию в
справочной
литературе, уметь
правильно
использовать
полученную
информацию.
Дата
проведе
ния
сентябрь
сентябрь
«Ой , рябина ,
овладение
овладение
осознание
октябрьродителями
4.
адаптация
воспитатель
ной
программы
здоровья:
Рябиновый
фестиваль
( декада)
исследовательс
кая работа
«Рябина –
полезная
ягода»
(групповая
форма работы)
творческий
проект
«Поделки из
рябины»
«Устами
народа»
(загадки ,
нар.песни ,
пословицы ,
поговорки о
рябине)
конкурс
рисунков
«Гроздь
рябины.
(на параллели
2х классов)
Кл.час.
Диспут.
рябинушка…»
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях, умения
не создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций;
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
освоение способов
решения проблем
творческого и по
искового
характера;
целостности
окружающего
мира, освоение
основ
экологической
грамотности,
элементарных
правил
нравственного
поведения в мире
природы и людей,
норм
здоровьесберегаю
щего поведения в
природной и
социальной среде;
«Суд грибов.»
(о съедобных и
несъедобных грибах,
правила сбора грибов)
развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки, в
том числе в
информационной
использование
различных способов
поиска ,сбора,
обработки, анализа,
организации,
передачи и
интерпретации
находить нужную
информацию в
справочной
литературе, уметь
правильно
использовать
полученную
ноябрь5.
реализация
воспитатель
ной
программы
Факультатив
заседание
«клуба
Здоровячков.»
«Лекарственные
растения нашего
края.»
6.
работа с
родителями
День здоровья.
Игра –
путешествие.
«Путешествие с
Белкой и Машей»
(присуждение звания
«Знаток Родного
края»)
7.
работа с
родителями
«Питание моего
ребёнка.»
(делимся рецептами
полезных и здоровых
блюд)
Родительское
собрание.
Круглый стол.
(обмен
мнениями)
(мониторинг
родителей и
учащихся по
теме собрания)
деятельности
развитие этических
чувств,
доброжелательност
и и эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей
формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни, наличие
мотивации к
правильному
питанию
развитие этических
чувств,
доброжелательност
и и эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей
информации в
соответствии с
коммуникативными
и познавательными
задачами и
технологиями
программы
освоение начальных
форм
познавательной и
личностной
рефлексии
освоение способов
решения проблем
творческого и по
искового
характера;
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
информацию.
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем
мире.
осознание
целостности
окружающего
мира, освоение
норм
здоровьесберегаю
щего поведения в
природной и
социальной среде
сформированност
ь уважительного
отношения к
России, родному
краю, своей семье,
истории,
культуре, природе
нашей страны, её
современной
жизни
декабрь
февраль
март8.
реализация
воспитатель
ной
программы
День здоровья.
Экскурсия на
молочную
ферму.
«Содержание и уход
за животными.»
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях
Встреча с
заведующей
молочной
фермы.
9.
организация
питания в
школе
( бесплатное
питание
молочными
продуктами)
«Полезные свойства
молока.»
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях
овладение
начальными
сведениями о
сущности и осо
бенностях
объектов,
процессов и
явлений
действительности в
соответствии с
содержанием
программы
овладение
начальными
сведениями о
сущности и осо
бенностях
объектов,
процессов и
явлений
действительности в
соответствии с
содержанием
программы
апрель
апрель
освоение
доступных
способов изучения
природы и обще
ства (наблюдение,
запись, измерение,
опыт, сравнение,
классификация и
др. с получением
информации из
ар
семейных
хивов,
от
окружающих
людей,
открытом
информационном
пространстве);
в
освоение
доступных
способов изучения
природы и обще
ства (наблюдение,
запись, измерение,
опыт, сравнение,
классификация и
др. с получением
информации из
ар
семейных
хивов,
от
окружающих
людей,
открытом
информационном
пространстве);
в10.
реализация
воспитатель
ной
программы
Кл.час.
Мониторинг.
Блицтурнир.
«Растения леса.»
11.
работа с
родителями
Практическое
задание на лето
( практические
занятие в
форме
исследования ).
«Моя грядка.»
(выращивание
растений на грядке,
записать этапы и
результаты работы)
май
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем
мире.
май
освоение
доступных
способов изучения
природы
формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях
неуспеха;
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности и
формирование лич
ностного смысла
учения
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях, умения
не создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций
3 класс.
( модуль)
«Во саду ли , в огороде…»
Цель : Создать условия для закрепления знаний о витаминах и продуктах, их содержащих , их энергетической ценности.
№
п/п
1.
Направлени
е
Формы и
методы
работы
Тема
реализация
воспитатель
ной
Факультатив.
Научная
конференция
Результаты
практического занятия
«Моя грядка.»
Планируемые результаты
( в соответствии с требованиями ФГОС)
Личностные
УУД
принятие и
освоение
социальной роли
Метапредметны
Предметные
е УУД
овладение
логическими
действиями
УУД
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
Дата
проведе
ния
сентябрьпрограммы
(презентации
исследований)
«Уборка картофеля.»
«Развитие
растениеводства в
нашем крае.»
«Чудо – овощ.»
2.
3.
реализация
воспитатель
ной
программы
организация
питания в
школе
4.
работа с
родителями
5.
реализация
воспитатель
ной
программы
День здоровья.
Экскурсия в
фермерское
хозяйство
Зайцевой
д.Верховье
Кл.час.
Встреча с
агрономом
фермерского
хозяйства
Зайцевой
Творческий
проект.
Конкурс
поделок из
фруктов и
овощей.
(презентация –
выставка работ
в классе)
Кл.час.
Театрализованн
ое
представление
для
воспитанников
детского сада,
сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
установления
причинно –
следственных
связей
овладение
начальными
сведениями об осо
бенностях развития
растениеводства в
нашем крае,
готовность слушать
собеседника и
вести диалог,
высказывать свою
точку зрения
причинно
следственные
связи в
окружающем мире
сформированност
ь уважительного
отношения к
России, родному
краю, своей семье
сформированност
ь уважительного
отношения к
России, родному
краю, своей семье
освоение способов
решения проблем
творческого и по
искового характера
осознание
целостности
окружающего
мира
сентябрь
сентябрь
октябрь
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности и
формирование лич
ностного смысла
учения;
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях
развитие мотивации
к
творческому
труду, работе на
результат,
бережному
отношению
к
материальным и
духовным
ценностям.
«Я – витаминка.»
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях
освоение способов
решения проблем
творческого и по
искового характера
освоение
элементарных
правил
нравственного
поведения в мире
природы
октябрь6.
7.
учеников
1 класса.
День здоровья.
Квест игра
(на параллели
3х классов)
адаптация
воспитатель
ной
программы
«Праздник урожая.»
реализация
воспитатель
ной
программы
Исследовательс
кая работа.
«Полезные и лечебные
свойства фруктов и
овощей.»
8.
работа с
родителями
9.
реализация
Мониторинг.
Творческий
проект.
Конкурс
загадок о
фруктах и
овощах.
(сочинить
самостоятельно
)
Мастер – класс.
(групповая
форма работы)
Кл.час.
«Отгадай – ка!»
«Винегрет»
формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей
формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации
освоение способов
решения проблем
творческого и по
искового характера
ноябрь
декабрь
осознание
целостности
окружающего
мира, освоение
основ
экологической
грамотности
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи
окружающем
мире.
в
декабрь
осознание
целостности
окружающего
мира
формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни
развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки, в
том числе в
информационной
деятельности
развитие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным
ценностям
«Хлеб – всему
формирование
освоение
январьвоспитатель
ной
программы
Устный
журнал.
голова.»
10.
работа с
родителями
День здоровья.
Праздник.
( на параллели
3х классов)
«Щи да каша – пища
наша.»
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии при
роды
формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни
11.
работа с
родителями
Родительское
собрание.
Вечер вопросов
и ответов.
«Значение
правильного питания
на умственное и
физическое развитие
ребёнка.»
формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни,
12.
адаптация
воспитатель
ной
программы
Факультатив
заседание
«клуба
Здоровячков.»
«Золотые правила
питания.»
13.
работа с
родителями
Практическое
задание на лето
( практические
занятие в
«Аптека в моём
огороде.»
(сбор растений на
огороде,
формирование
целостного взгляда
на мир в его
органичном
единстве и
разнообразии при
роды
развитие мотивов
учебной
деятельности
и
формирование лич
доступных
способов изучения
природы
февраль
март
сентябрь
май
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи
окружающем
мире.
в
осознание
целостности
окружающего
мира
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем мире
освоение
доступных
способов изучения
природы
формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей
овладение
начальными
сведениями о роли
питания на
умственное и
физическое
развитие ребёнка
овладение
способностью
принимать
и
сохранять цели и
задачи
учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
овладение
начальными
сведениями о
лекарственныхформе
исследования ).
зафиксировать
результаты работы)
ностного смысла
учения;
свойствах растений
4 класс.
( модуль)
«Дары моря.»
Цель : сформировать у участников образовательного процесса представление о пользе рыбы , морепродуктов, необходимости
микроэлементов для организма.
Тема
Планируемые результаты
( в соответствии с требованиями ФГОС)
№
п/п
Направлени
е
Формы и
методы
работы
1.
работа с
родителями
Факультатив.
Научная
конференция
Результаты
практического занятия
«Аптека в моём
огороде.»
(презентации
исследований)
Дата
проведе
ния
сентябрь
Предметные
УУД
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем мире
Личностные
УУД
развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки, в
том числе в
информационной
деятельности
формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии при
роды
Межпредметные
УУД
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
установления
причинно –
следственных
связей
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
установления
причинно –
следственных
2.
реализация
воспитатель
ной
программы
Факультатив
заседание
«клуба
Здоровячков.»
«Море кормит и
лечит.»
сентябрь
осознание
целостности
окружающего
мира3.
4.
«Жизненная сила
морепродуктов.»
адаптация
воспитатель
ной
программы
Кл.час.
Адаптированна
я игра
«Последний
герой»
(параллель 4х
классов)
реализация
воспитатель
ной
программы
Экскурсия в
краеведческий
музей.
«Рыбный промысел на
Белом море.»
5.
работа с
родителями
Исследовательс
кая работа.
( групповая
форма работы)
«Рыбный промысел на
Белом море.»
(презентация работ,
приглашение
работников
краеведческого музея)
6.
организация
питания в
школе
Факультатив.
Научная
конференция.
«Рыба в моём меню.»
связей
формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей
готовность слушать
собеседника и
вести диалог,
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий
формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации
готовность слушать
собеседника и
вести диалог,
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий
овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
формирование
чувства гордости за
свою родину и
историю Поморья
развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки, в
том числе в
информационной
деятельности
формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии при
роды
октябрь
осознание
целостности
окружающего
мира
ноябрь
ноябрь
сформированност
ь уважительного
отношения к
России, родному
краю, своей семье
сформированност
ь уважительного
отношения к
России, родному
Поморью
декабрь
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем мире7.
8.
9.
работа с
родителями
реализация
воспитатель
ной
программы
работа с
родителями
«Дары моря.»
День здоровья.
Праздник.
(на параллели
4х классов)
Кл.час.
Ролевая игра.
«Правила поведения
за столом.»
Родительское
собрание.
Научная
конференция.
«Значение
морепродуктов и
рыбы в меню моего
ребёнка.»
10.
адаптация
воспитатель
ной
программы
День здоровья.
Экскурсия на
рыбзавод.
«Правила содержания
и ухода за рыбой.»
11.
адаптация
воспитатель
ной
программы
Встреча с
директором
рыбзавода.
«Развитие
рыбоводства в нашем
крае.»
формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни
формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств
формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни,
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях
освоение начальных
форм
познавательной и
личностной
рефлексии
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей
овладение
начальными
сведениями об осо
бенностях ухода и
содержания рыбы,
процессов и
явлений
действительности в
соответствии с
программой
готовность слушать
собеседника и
вести диалог,
высказывать свою
точку зрения
январь
февраль
март
апрель
осознание
целостности
окружающего
мира
освоение
элементарных
правил поведения
в мире людей
развитие навыков
устанавливать и
выявлять
причинно
следственные
связи в
окружающем мире
сформированност
ь уважительного
отношения к
России, родному
краю, своей семье
апрель
сформированност
ь уважительного
отношения к
России, родному
краю, своей семье12.
работа с
родителями
Мониторинг.
Интеллектуаль
ная игра
«Что? Где? Когда?»
развитие мотивов
учебной
деятельности
и
формирование лич
ностного смысла
учения
освоение начальных
форм
познавательной и
личностной
рефлексии
май
осознание
целостности
окружающего
мира, освоение
норм
здоровьесберегаю
щего поведения в
природе
1.Мультимедийный проектор.
2.Экран
3.Ноутбук
8.Технические средства обучения:
9.Библиография :
1.Аткинс Р. Биодобавки доктора Аткинса. Природная альтернатива лекарствам при лечении и профилактике болезней.
2. Брин В.Б., Вартапян И.А. и др. Основы физиологии человека.
3.Горохов В.А., Горохова С.Н. Лечебносбалансированное питание – путь к здоровью и долголетию.
4.Диетология: руководство. Под ред. А.Ю. Барановского.
5.Журавлев А.В. Трансжиры: что это такое и с чем их едят.
6.Кривоносов М.В., Иващенко М.И. Режим питания здорового человека.
7. Макарова Н.Н. Раздельное питание.
8.Малахов Г. П. Витамины и минералы в повседневном питании человека.
9.Маюрникова Л.А., Куракин М.С. Пищевые и биологически активные добавки.
10.Минделл Э. Справочник по витаминам и минеральным веществам.11.Монастырский К. Основы абсолютного здоровья и долголетия. Функциональное питание.
12.Обербайль К. Витамины целители.
13.Одинец А.Г., Сбежнева В.Г., Михайлов В.И. Идеальное питание.
14.Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия.
15.Скальный А.В., Рудаков И.А. и др. Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии.
16.Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование.
17.Тутельян В.А., Суханов Б.П. Современные подходы к обеспечению качества и безопасности биологически активных добавок к пище.
18.Уголев А.М., Иезуитов. Н.Н. Идеальная пища и идеальное питание в свете новой науки трофологии.
19.Хамидова Диабет В. Р. Предупреждение, диагностика и лечение традиционными и нетрадиционными методами.
20.Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. и др. Физиология человека.
21.Эддар А. Трактат о питании.
22.Интернет ресурс.