Воспитательный процесс – это ядро педагогической деятельности. Его целью является развитие личности учащегося, реализуемой посредством взаимодействия педагога и ученика. Любой преподаватель ставит перед собой цели и задачи: образовательную, развивающую и, конечно же, воспитательную. Мы понимаем, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранномуСовременный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир.
Методическая разработка
Учителя английского языка высшей категории
Колесовой Ирины Федоровны
Алтайского края
Города Барнаула
МБОУ «Гимназия №22»
Воспитательная работа на уроках иностранного языка
Воспитательный процесс – это ядро педагогической деятельности. Его
целью является развитие личности учащегося, реализуемой посредством
взаимодействия педагога и ученика. Любой преподаватель ставит перед собой
цели и задачи: образовательную, развивающую и, конечно же, воспитательную.
Мы понимаем, насколько важно учитывать воспитательный аспект при
обучении иностранному языку. Иностранный язык представляет нам огромное
количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только
образованного человека, но и сможем воспитать личность, обладающую
высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и
реалистичным взглядом на современный мир.
Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной
основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий
гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях
и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение
гуманитарного содержания образования. Процесс овладения иностранным
языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития
учеников. В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются
проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления,
позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали.
Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность
формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как
предмет "Иностранный язык", кроме области конкретных лингвистическихкомпетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или
иной жизненной ситуации.
проблемы благотворительности,
Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных
языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди
них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной
семьи,
проблемы материализма и
национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней. Социальная
сущность иностранного заключается в передаче ученикам творческого опыта
эмоциональноценностного отношения человека к миру, в способности
интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер
деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве
средства передачи и приёма информации от окружающей действительности из
самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки
для расширения общеобразовательного кругозора учеников.
На своих уроках мы стараемся прививать учащимся интерес к
английскому языку, воспитывать в них стремление узнавать чтото новое о
своей стране, различных странах, их особенностях, традициях и обычаях. Так,
в конце второй четверти мы готовим праздник, посвященный Рождеству. Мы
проводим конкурс Рождественских поздравительных открыток, учим
рождественские песни, говорим о традициях этого праздника, обсуждаем
различия между Дедом Морозом и Санта Клаусом. Также мы проводим уроки
– викторины, игры и мастер – классы, посвященные Дню Европейских языков.
С помощью таких уроков достигается заинтересованность в традициях разных
стран. Учащиеся начинают искать информацию самостоятельно, чтобы потом
поделиться найденным с учителем и одноклассниками.
Знание чего бы то ни было, само по себе, мало обогащает человека. Не
менее важно то, что это знание вносит в формирование человека как
личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его
воспитательном потенциале.
Воспитательный потенциал является
специфической чертой любого урока иностранного языка. На уроках
иностранного есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей
сути – личностно. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие
качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю,
мышление, внимание, память и т.д.Воспитательную работу можно осуществлять не только на уроках, но ив
различных видах внеклассной деятельности. Внеклассная работа по
иностранному языку помогает учащимся не только увидеть истинные
возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный
настрой. В нашем лицее ежегодно проводится традиционный Шекспировский
фестиваль. Основные цели и задачи фестиваля:
духовнонравственное воспитание молодого поколения, приобщение его
творчества,
к культурному наследию, к миру шекспировского
ценностям всемирной культуры;
создание дополнительных условий для развития и реализации
творческих способностей учащихся.
Конкурс песни «I believe
in music» это открытое внеклассное
мероприятие на английском языке проводится в нашей школе в форме
концерта, в котором принимают участие учащиеся старшего и среднего звена.
Данное мероприятие проводится в нашей школе уже не в первый раз.
Особенность такого мероприятия – его интерактивный характер: все
присутствующие дети стали его участниками и членами жюри и смогли
выбрать понравившегося исполнителя. В роли зрителей выступили педагоги и
гости. Воспитательные цели данного мероприятия:
Развитие умения учащихся работать в коллективе
Привить интерес учащимся к изучению иностранного языка
Формировать интерес и любовь учащихся к музыкальным
произведениям англоязычных стран, толерантное отношение к культуре
других народов
Укрепить межпредметные связи между английским языком и музыкой
Создать ситуации успеха у всех участников мероприятия, что приведет
в дальнейшем к более полному раскрытию личностных и творческих
способностей учащихся.
Обучение иностранному языку на основе ознакомления с культурой других
стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения
иностранного языка. Оно подразумевает знакомство с существующими
политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими
идеями представителей другой этнической культуры, с психологией,
историей, литературой других народов. Это создаёт плодотворную почву для
высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития учащихся.