Воспитательное мероприятие
«В мире Дружбы и Доброты»
Цель: познакомить обучающихся с сущностью понятий «дружба», «доброта».
Задачи: учить детей ценить добро и дружбу, формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, формулировать оценочные суждения; развивать умения и навыки поддержания межличностного согласия, а также умения, которые помогают предотвращать возникновение конфликтов или мирному их урегулированию; развивать творческую активность учащихся, дружеские отношения между учащимися; воспитывать умение дружить и бережно относиться друг к другу, культуру общения, желание творить добро.
Оборудование: рисунки детей, пословицы, оформленные стенды, сердце с кармашком для поздравлений на «ладошках», весы, «Поляна радости» и «Сосуд зла», пословицы, сигнальные карточки.
На доске эпиграф:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Подготовительная работа: рисунки детей на тему «Я и мои друзья», исполнение песен о дружбе и доброте; подготовка детей к выступлению: стихи, сценка.
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал под песню «Дорогою добра», садятся за парты.
Учитель: Наша встреча началась с песни. Посмотрите на доску. Выберите, какая из трех дорог является Дорогою добра?
Дети: Первая дорога извилистая, она для людей хитрых. Вторая узкая, она только для одного человека. А последняя широкая, на ней места хватит для меня и друзей. Поэтому Дорога добра – последняя.
I. Приветствие, сообщение темы занятия.
(До занятия детям раздаются «ладошки»)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости нашего праздника. Сегодня мы с вами окунёмся в мир прекрасных качеств человека. Если вы обратили внимание на оформление, то уже догадались, о каких качествах человека мы будем говорить. Назовите их. (доброта, умение дружить)
У вас в руках «ладошки». Слушая наши песни, напишите своим друзьям пожелания в виде смайликов. Не забудьте указать кому и от кого.
Какое замечательное слово – «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать книжки или посекретничать о своем. Произносишь слово «дружба» и представляешь себе мир, в котором мы живём, который дарит нам прекрасное общение друг с другом.
А что нужно сделать, чтобы у всех людей было хорошее настроение?
II. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте, о дружбе. Мы еще раз подумаем о значении этих слов в жизни каждого человека. Я не сомневаюсь в том, что вы очень добрые и умеете дружить.
Учитель: Что же такое дружба и как вы это понимаете? (Ответы детей) Послушайте внимательно притчу! А кто знает что такое притча? (Притча - краткий поучительный рассказ)
Притча о дружбе.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в 1 ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще 1 день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
Учитель: О какой пословице шла речь?
Ученик: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Учитель: Зачем нужна дружба?
Ученики: Помогать друг другу в трудную минуту; радоваться, когда людям хорошо.
II. Основная часть.
1. Учитель: А теперь послушайте сказку:
Жила-была на земле девочка по имени Любовь. Захотелось ей иметь подружку. Вот и обратилась она к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла девочка в условленное место… Пришла и видит: стоят 2 девушки.
- Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Богатство, другую – Доброта.
- Они обе прекрасны, – сказала девочка. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, – и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла девочка к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась девушка.
А кого выбрали бы вы? (Ответы детей).
Затем девочка подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему девочка выбрала Доброту? (Ответы детей).
Да, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте. Доброму человеку живется легче и у него много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться
2. Учитель: Никому не секрет, что есть ребята которые называют друг друга грубыми словами. Дразнятся, обижают друг друга. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становиться тепло на сердце. А от злого слова дружба может разрушиться в один миг. Недаром в народе говорят «Слово лечит – слово ранит». А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать важные законы.
Законы дружбы
1. Помогай другу в беде. 2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга. 4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет. 6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга. 8. Относись к другу как к себе. 9. Умей признавать свои ошибки.
Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!
Исполняется песня «Настоящий друг»
Учитель: Давайте обратимся к народной мудрости, которая слаживалась веками и мы с вами покажем, как умеем дружить и относиться к друг другу по доброму. Перед вами пословицы. Но дело в том, что у них есть начало, но нет конца. Ваша задача – закончить пословицу. (Дети говорят конец пословицы, учитель вывешивает их на доску)
3. Игра «Доскажи пословицу».
Не имей сто рублей, а (имей сто друзей)
Друга ищи, ( а найдешь - береги;)
Друг за друга держаться – (ничего не бояться)
Друг познается (в беде.)
Кто друга в беде покидает, ( тот сам в беду попадает.)
(начало и конец пословицы написаны на разных листах)
Как вы понимаете эти пословицы? (ответы детей)
4. Обсуждение ситуаций.
Учитель: Давайте с вами обсудим несколько ситуаций, которые возникают в нашей жизни и сделаем выводы о том, кто прав или не прав, как нужно поступить в той или иной ситуации.
Ученик читает стихотворение:
Друг напомнил мне вчера, сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды, я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой, обо мне упоминал.
Я упал и весь промок, он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда - то, а теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята, больше к другу не влечет.
Учитель: Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему?
Встречаете ли вы в своей жизни таких «друзей»? Хочется ли вам с ними дружить?
Учитель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть, а затем обсудить небольшую сценку. Называется она «Одинаковые»
АВТОР: Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
ДЕВОЧКА: - Мы во всем, во всем одинаковые!
АВТОР: Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
СОНЯ: - Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
АВТОР: Мама внимательно посмотрела на дочку.
МАМА: - Да, ты стала хуже…
СОНЯ: - Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
МАМА: - Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Учитель: За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
5. Игра «Кто с кем дружит».
Учитель: Вспомним героев сказок и мультфильмов. Назовите того, с кем они дружат.
· 1. Забавные бурундучки Чип и …
· 2. Добрая Белоснежка и …
· 3. Забавный Винни Пух и …
· 4. Добрый Малыш и …
· 5. Доверчивый Буратино и …
· 6. Зеленый крокодил Гена и …
6. Учитель: Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Что это значит?
Доброта – это маленькое солнце, которое есть в каждом из нас. Добрый человек любит людей и помогает им.
Учитель: Итак, каким же должен быть добрый и дружелюбный человек? Давайте это выясним. Я читаю предложения, а вы говорите, согласны или нет.
Не выдавать чужие секреты;
Обижать друга;
Всегда быть откровенным с другом;
Не бояться попросить прощения;
Не грубить;
Дружить только лишь тогда, когда тебе это выгодно (у друга есть интересная игрушка или что-то ещё)
Не надо менять друзей;
Надо быть постоянным в дружбе;
Быть равнодушным к людям;
Делать добрые дела
Не ябедничать.
7. «Волшебные весы» – Как вы думаете, чего в жизни больше добра или зла? Выяснить это нам помогут «Волшебные весы»: на 1 чашу весов положим «зло» - карточки со «злыми» словами.
- Посмотрите, как опустилась чаша весов. Как можно победить зло? (ответы: добрыми делами)
- Расскажи о своем добром деле и положи 1 капельку добра на 2 чашу весов (желающие дети и учителя по очереди говорят о том, какое маленькое доброе дело они совершили и кладут капельку «добра» на чашу весов). Чаша весов с добрыми делами перевешивает.
- Какие молодцы, вы можете сделать мир добрее и лучше.
8. Учитель: -А теперь послушаем стихотворения о дружбе:
Ученик 1 Дружба- это свет и радость, это песни, игры и мечты.
Дружба – это краски радуги, дружба – это я и ты.
Ученик 2 Если б люди не дружили, как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет ничего на свете нет!
Учитель: - А сейчас поиграем!
9. Игра «Закончи предложение»
– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)
– Я грущу, когда… (друг уезжает)
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
10. Игра: Сказочный герой – добрый или злой
Учитель: - Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете ладонями лицо.
(Показываются картинки с изображением Красной Шапочки, Карабаса - Барабаса, Ивана-Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино Золотая рыбка, Гуси-лебеди, Водяной, Кащей- Бессмертный, Морозко, Мальвина)
А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.
11. Поиграем в игру «Вежливо-невежливо» ( Если вежливыми были действия, то поднимаете - зелѐный шар, если невежливыми - красный).
Поздороваться при встрече … Толкнуть, не извиниться … Помочь подняться, поднять упавшую вещь … Не встать, обращаясь к учителю … Не уступить место пожилому человеку … Поздороваться, когда входите в класс… Бегать по коридору на перемене и громко кричать… Не обижай и не унижай своего товарища…
Я надеюсь, что вы не только знаете правила вежливого человека, но и будете на практике их выполнять.
12. Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в ней царили добро, уважение, взаимопонимание, не было ссор. Что для этого нужно? Хотите узнать? Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Послушайте притчу.
Звучит музыкальная композиция «Величие гор».
Учитель: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Сто человек насчитывалось в этой семье. И царили в этой семье мир и лад. Ни ссор, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до владыки страны. Прибыл он в село, где она жила, и попросил раскрыть секрет мирной жизни. Взял глава семьи лист бумаги и написал три слова: любовь, прощение, терпение. А в конце
добавил: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение». «И все?» «Да, – ответил старик. – Это основа всякой хорошей семьи и мира».
Учитель: Как вы думаете, сколько раз нам надо любить, прощать и терпеть?
Ученики: 5 раз, по количеству учеников в классе.
IV. Рефлексия
Учитель: А теперь давайте подведём итоги нашего классного часа. А для этого я предлагаю вам выполнить задание: нам необходимо определить "слагаемые человеческого счастья" из всех слов, находящихся в этой коробке, а остальные слова отправить в "сосуд зла", чтобы они не мешали нашему с вами счастью.
Дети: Выполняют задание, выходя по очереди к доске и распределяя слова между поляной радости и сосудом зла
Слова для работы у доски:
Поляна радости |
Сосуд зла |
Семья |
Хамство |
Тепло |
Потеря |
Здоровье |
Зависть |
Праздник |
Курение |
Спорт |
Предательство |
Справедливость |
Алкоголь |
Мир |
Хулиганство |
Дружба |
Плохое настроение |
Успех |
Лень |
Движение |
Подлость |
Уют в доме |
Обман |
V. Итог мероприятия.
Учитель: Если вас кто – обидел, запишите это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда вы делаете что-либо хорошее, вы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научитесь писать обиды на песке и высекать радости на камне. Ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит:
«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой». Я предлагаю вам взять и порвать листы с обидами, чтоб ветер унес их (показать листы)
Учитель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеѐк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Подводя итог, хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.
Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется еѐ послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревшее душу настроение.
Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
А, напоследок, я хотела бы сказать вам, дать напутствие.
Стань добрым волшебником! Ну-ка, попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить желанье другого – одно удовольствие, честное слово!!!
Понравилось ли вам занятие? Что такое дружба? Кто такой «настоящий друг»?
А ваши родители приготовили для вас лекарство: волшебные пилюли -лекарство от зла и невоспитанности. Но прежде чем их проглотить, надо загадать доброе дело, которое вы хотели бы совершить. И тогда оно обязательно исполнится. (раздают детям конфеты)
- Скажем себе за работу, а гостям за внимание СПАСИБО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.