"Воспитательные возможности образовательной экскурсии"
Оценка 5

"Воспитательные возможности образовательной экскурсии"

Оценка 5
Разработки уроков +2
docx
русская литература
5 кл—11 кл
27.03.2023
"Воспитательные возможности образовательной экскурсии"
Доклад "Воспитательные возможности образовательной экскурсии"
Конкурс разработок_Гражданкина Э.А..docx

 

 

 

 

 

 

Образовательная экскурсия: её воспитательные возможности

(проект для учащихся 5 классов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

     В данном проекте я хотела бы уделить внимание патриотическому воспитанию учащихся. Этот проект – синтез предметов: географии, истории, МХК, краеведения.

     Воспитание патриота – одна из задач современного образовательного учреждения. Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредоточить  усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Важно активизировать поисковую работу, организовывать и расширять краеведческую деятельность,  участвовать в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории своего края.

      В ходе данного проекта ученики приобретут социальные знания в процессе знакомства с памятниками старины, уральских сказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Аннотация …………………………………………………………………………… 2

Введение ……………………………………………………………………………..  4

Содержательная часть ………………………………………………………………  6

Заключение ………………………………………………………………………….. 13

Список использованной литературы ………………………………………………. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Тема работы - воспитательная возможность образовательной экскурсии. Она рассчитана на учащихся 5 класса.

     В федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования говорится о портрете выпускника школы. Чтобы воспитать такого выпускника, нужно реализовать множество программ. Одна из них – патриотического воспитания. Данная проблема возникла давно: за последнее десятилетие практически потеряно целое поколение, представители которого могли бы стать патриотами и достойными гражданами нашей страны. Кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. А ведь быть патриотом – естественная потребность людей. Каковы решения данной проблемы? Патриотическое воспитание осуществляется в процессе воспитания бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, любви к малой Родине, к своим родным местам. Воспитание патриота – одна из задач современного образовательного учреждения. Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредоточить свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Важно активизировать поисковую работу; организовывать и расширять краеведческую деятельность; участвовать в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории своей страны.

     Итак, цель работы – приобщение обучающихся к культурно-историческим ценностям России.

Задачи работы:

- познакомить с достопримечательностями г. Полевского;

 -расширить познавательный интерес к предметам старины, культурным ценностям прошлого;

- воспитать бережное отношение к истории родного края, его традициям.
Планируемый результат:

- ученики приобретут социальные знания в процессе знакомства с памятниками старины;

- овладеют навыками работы в творческих группах;

- осознают свою принадлежность к культуре народа.

Формы и методы работы:

- индивидуальные (лекция);

- фронтальные (беседа);

- групповые (экскурсия, творческая работа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательная часть

 

Краткое описание работы:
I этап – подготовительный;
II этап состоит из трех модулей:
1 модуль – лекция;
2 модуль – экскурсионный;
3 модуль – проектный.

III этап – творческий.

I этап подготовительный. Учитель подбирает материал для классного часа, ищет группу «сподвижников», тех, кто поедет в путешествие; организовывает поездку, выкупает билеты, берет на себя организационные вопросы.

II этап:
Первый модуль
проходит в форме урока «Бажовских сказов дивные места». Проводит его учитель, используя видеофрагменты и презентацию, включающую музыку, живопись, исторические факты.  Урок проходит в виде лекции и беседы.

 

Урок для 5 класса «Бажовских сказов дивные места».

Учитель: «Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом  или  уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая…взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье; пересекаешь  изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл,  или огибаешь золотисто-зеленые заросли  у синего озера. Лежит озеро в полном одиночестве…ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке… Тишина сказочная, таинственная».

     Урал…. Прекрасный, необычный, суровый край… Здесь есть всё: и мощнейшие горы, поражающие своей величественностью, и чистые, холодные воды реки Чусовой, и глубокие озёра, и хвойные леса, дурманящие смолистым, хвойным запахом. Урал… Наш Урал, Полевской, рождающий легенды и сказы, в которых люди искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле необычным словом.

(Показывается отрывок из фильма «Полевской край»)

 Учитель: Ребята, о чем же пойдёт речь на уроке?

Ученики: о Полевском и Бажове

- о сказах Бажова, о путешествиях по местам сказов Бажова

Учитель:  Какую цель поставим перед собой?

Ученики: исследовать географию сказов П.Бажова

  Учитель:  … Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником, сказителем… Он родился, как и вы, на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга.

    А уж красив полевской край так, что и не описать: синие озера, светлые сосновые леса, высокие горы. Сказочный край.

    Несметные богатства хранятся в Уральских горах: Думной и Азов. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, тогда пойдут по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник. Богатый край! А народ в Полевском и Сысерти жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Их хозяева были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень.

     Иногда под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

     Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит.

     Так сын горного мастера, Павел Петр Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой. Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель: «Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища».

     В течение 15 лет записывал П.Бажов рассказы о народной жизни. Самым известным стал его сказ «Медной горы Хозяйка». В ней, как в узоре на малахите, затейливо переплетались судьбы простых уральских людей и дела горных волшебников.

     Чарующий край и замечательный сказитель, рассказывающий о были и небыли, добре и зле, прекрасном и низменном… Всё это перемешано автором и живёт рядом с нами, делая нас обитателями огромной сказовой страны. Страны, в которой есть необычные герои, живые, узнаваемые, то порывистые в своих движениях, то вдруг замершие над былинкой, то погрустневшие, то торжествующие, то самоуверенные, то вдруг растерянные и ранимые, то немножко поглупевшие от своей влюблённости, то мудрые-мудрые, словно век прожили… Они очень разные, но притягательные… Чем? Кому-то близка романтическая одухотворённость Данилушки, кому-то – таинственная музыкальность Устиньи Соловишны…

     Действительно, малахитовая шкатулка бажовских сказов богата не одними драгоценностями. Она хранит правдивое, хоть и расцвеченное фантазией, отражение народных представлений о самом главном: о жизни и смерти,  о мире и о нас в этом мире, о нашем будущем. И если приглядеться, там виднеется мечта, что новое поколение откроет его шкатулку, обретет наследство, обогатит его новыми ценностями и передаст своим детям.

А ключи от той шкатулки – они у каждого человека и поколения свои. И в тоже время вечные.  Поищем их вместе. Отправимся в путешествие по Полевскому краю со сказами П. Бажова, открывая волшебные богатства уральской земли и несравненного бажовского народного слова … (на доске – малахитовая шкатулка, которая будет наполняться сказами)

    Нашим группам было дано задание: прочитать сказы П. Бажова и выбрать знаменитые бажовские места нашего города. Группы получили такие названия: (дети представляются) кособродская, гумёшевская, азовская, зюзельская, полдневская.

А я хотела бы узнать у вас, что же означает слово «сказ»?

Ученики: жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. Это быль с элементами сказочного. Как говорил Бажов, произошло от слова «сказывать».

Учитель: Кто же начнёт наше занимательное путешествие? Посмотрим? (на слайде: появляется фотография к сказу «Жабреев ходок»).

- Что это за сказ? О каком селе говорится в нём?

Ученики: «Жабреев ходок», Косой Брод

 

Выступление группы. Косой Брод

1.  Если ехать из Екатеринбурга в Полевской, от Северной части города влево уходит дорога на Косой Брод. Село живописно раскинулось по берегам реки Чусовой. Названо так в старину по одному из урочищ.

2. В 1723 году по распоряжению Главного начальника Уральских и Сибирских горных заводов Виллима де Геннина здесь было построено укрепление, именованное Кособродской крепостью, и поселена рота драгун.

3. Двумя годами позже вблизи был открыт железный рудник, а оборонительное поселение на Чусовой стало разрастаться.

4. Но не железо, не мрамор, прославили Косой Брод... а золото! В начале XIX века в притоках и логах Чусовой старатели наткнулись на богатые россыпи. Именно как золотоискательское село представлен Косой Брод в сказе П.П. Бажова «Жабреев ходок».

  5. Про уникальный самородок из Косого Брода когда-то знала вся страна. В декабре 1935 года газеты и журналы известили жителей, что в полутора километрах от Косого Брода бригадой Ильи Пальцева найден самородок весом 13 килограммов 776 граммов. Местные жители дали находке имена: «Пальцевский» и «Лосиное ухо».

6. Само «Лосиное ухо» П. П. Бажову видеть не довелось. О нём писателю рассказали прямо в Косом Броду. Туда Павел Петрович приезжал в 1939 году, знакомился с историей пальцевской находки. Может, именно тогда и явился писателю образ мурашей, обутых в золотые лапотки.

7. Муравьиные тропы… Они везде… Не случайно, в сказе «Жабреев ходок» муравьи ведут героя к золоту…  

8. И кажется, что именно здесь собирал «лапотки» Жабрей, а потом его доверитель Дениска — не жадничая, не загребая руками все, что под ними, а ровно столько, сколько нужно для своего прокорма да для маленького одаренья тех, кто рядом.

9. Главным природным «золотохранилищем» в   окрестностях Косого Брода считалась речка Рябиновка. Именно здесь «левонтьевские ребята» видели Великого Полоза — мифическое существо из старательских сказов и преданий. Где прополз Полоз — там золотая жила осталась...

10. Осмотреть панораму села можно с вершины горы Школьной. Там жителями в год 250-летия со дня основания села установлен памятник.

11. Среди лесов стоит село большое

У быстрой речки, речки Чусовой.

И где найдешь село еще такое,

Сияющее дивной простотой?

Здесь жили люди просто и степенно,

Искали золото из года в год.

И строился поселок постепенно

С таким простым названьем - Косой Брод.

И с той поры минуло лет немало,

Селу настало 250,

И жизнь у нас намного лучше стала,

И песни юные в селе у нас звучат.

Среди лесов стоит село большое

У быстрой речки, речки Чусовой.

И где найдешь село еще такое,

Сияющее дивной простотой?

Учитель: спасибо нашей первой группе. Продолжим наше путешествие! Посмотрите на экран (на экране – слайд к сказу «Медной горы Хозяйка»).

Учитель: Что это за сказ? О чём говорится в нём?

Ученики: «Медной горы Хозяйка», говорится о Гумёшках.

 

Выступление группы. Гумёшки

1. Гумешки… В сказах Бажова это подземная кладовая. Самое дорогое место во владениях Хозяйки Медной горы. Здесь впервые на Урале был открыт камень, «в котором вся радость земли собрана», — ярко-зеленый шелковистый малахит. И здесь в воображении горщиков родился образ Малахитницы.

2. Медная гора, разочаровавшая Бажова при первой встрече, находится почти в центре города. «Когда же через несколько дней увидел Гумешки вблизи, то чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нем даже тра­ва росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами».

3. «И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет— все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает» (П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»). (Прочитать)

4.  Это отрывок из сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». С древности жители Урала знали, что горы скрывают в себе сокровища. Но сокровища эти — дорогие металлы и прекрасные камни — охраняют волшебные существа. Под землей их прекрасные дворцы и чудесные сады — все сделано из удивительных камней.

5. Камни прекрасные, священные, лечебные, волшебные... Они привлекают внимание, завораживают взгляд, вызывают восхищение. Их посвящали богам, ими околдовывали, лечились, отгоняли злых духов, демонстрировали превосходство, награждали за службу, с их помощью признавались в любви и благодарили за верность. Мы познакомимся с одним из этих замечательных камней.

6. Что же за камень такой — малахит? Почему его добывают в Медной горе? В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений.

7. На 57 процентов этот удивительный камень состоит из меди, а кроме этого в его состав входят кислород, углерод и вода. Образуется он чаще там, где медные руды выходят на поверхность, особенно если они залегают среди известняка. Поэтому малахит - любимый камень хозяйки Медной горы. Это ее сокровище — медь для пользы, а малахит — для радости.

8. Рудник Гумёшки — Медная гора — возник в начале XVIII века. Сначала там добывали только медь, но во второй половине XVIII века обнаружили малахит. Он прославил небольшой уральский поселок на весь свет — прекрасные изделия из него можно найти и в царском дворце в Санкт-Петербурге, и во дворцах Парижа, Вены, Берлина.

9. Огромные глыбы малахита пошли на облицовку колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, главного храма императорской России. Говорят, что именно после этого богатства Гумешек на убыль пошли. «Говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, слышь-ко, что их в церкву поставили. А ей это вовсе ни к чему».

10. После революции мастерство резьбы по малахиту почти исчезло — в Екатеринбурге остался всего один мастер, который помнил старинные секреты. Наблюдая за его работой, удалось восстановить это искусство, и в наши дни по малахиту снова работает много мастеров. А вот Медную гору сейчас уже не увидишь — при добыче меди и малахита ее срыли до основания.

Учитель: спасибо за выступление. Наше путешествие продолжается! Вновь обратим внимание на экран. (на экране – слайд к сказу «Дорогое имячко»)

Учитель: Что это за сказ? О каком удивительном месте говорится в нём?

Ученики: «Дорогое имячко», Азов-гора.

 

Выступление группы. Азов-гора

1.  Чтобы начать знакомство с Азов-горой, нужно попасть на левый, противоположный берег Полевой. По противопожарной просеке перейдем речку. Потом выйдем на дорогу и возьмем направление на запад, вверх по течению реки.

2. «Азов в этой части Урала самая заметная гора. На вершине голый камень, к которому со всех сторон близко подступает лес», — сообщает Бажов в очерке «У старого рудника».

3. Пологий, совершенно неприметный подъем в осиново-березовом лесу преодолевается легко. Первый скальный «зуб» в зелени леса возникает справа. Выше, у гряды скал, — несколько стоянок, оборудованных туристами и альпинистами для традиционных слетов.

4. Азов-гора... Люди издавна жили на ее склонах. Зверя добывали, птицу-рыбу ловили, тем и питались. Пчелы дикой множина была. Меду — сколько добудешь.

5. Название горы происходит, вероятно, от тюркского азау — зуб, так как здешние скалы-останцы напоминают гигантские клыки.

6. Присутствие на Азов-горе следов древней культуры как раз и позволило П.П. Бажову творить бывальщину о старых людях:(Выразительно прочитать) «Пещера в горе Азов подходила для всех вариантов сказа. Одни говорили, что в этой пещере жили «вольные люди». Другие населяли ее таинственными «старыми людьми». Но и те, и другие одинаково утверждали, что попасть в эту пещеру очень трудно. Ход в нее так запрятан, что редкий найдет, а если и найдет — тоже не попадет, так как пещера охраняется таинственными силами и разными страшилищами. Самым страшным хранителем кладов была «девка Азовка»... (Рассказывать) Чтобы получить доступ к оставленным в пещере богатствам, надо было знать «заклятое слово», «потаенный знак», «тайное имя»...

7. Азов-гора объединяет сказку и быль. Была ли та заманчивая пещера в горе, о которой ведется речь в сказе «Дорогое имячко»? Сама же гора и отвечает: нет, никаких пещер! Геологи давно доказали, что в диоритах — породах, которыми сложены скалы Азов-горы, — естественных полостей быть не может.

8. Говорят, будто бы каждую ночь, ровно в двенадцать, возгорается она на склоне Азов-горы и своим тихим сиянием умиротворяет растревоженные, опечаленные, поддавшиеся унынию души. Какая малость — свечной огонек. А вот затеплится в ночи — и сделает то, что целым горам золота неподвластно. Покажет разуверившемуся человеку, что, сколько бы тьмы ни было вокруг, даже крохотного, слабенького огонька достаточно, чтобы побороть непобедимость мрака. Легенда о горной свече дожила до наших дней.

9. Пред мной безмолвны великаны …
Азов-горы уступы предо мной!
Рельефа скал касаюсь я руками
И восхищаюсь: «Мой Урал родной!»
Какое чудо сотворила здесь природа!
Гор силуэты в леса тишине …
А с них видны бескрайние просторы…
Про это нежно ветер шепчет мне.
В себя величественность скал,
Раскинув руки, я вбираю …
И тихо ветру говорю:
- Вернусь сюда. Я точно знаю!

Учитель: молодцы! А наш путь продолжается. Нас ждут новые приключения! (на экране – слайд к сказу «Синюшкин колодец»)

Учитель: Что это за сказ? О каком селе говорится в нём?

Ученики: «Синюшкин колодец», Зюзельский

 

Выступление группы. Зюзелка

1. Сегодня наша речь пойдёт о Зюзелке и сказе «Синюшкин колодец».

Река Зюзелка довольно мелководная, берега ее заболочены, покрыты зарослями камыша и тиной. Приблизительная длина составляет 50 км.

2. «Про Синюшку Илья много слыхал. На прииске не раз об этом говаривали. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места, — и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла. Многие будто ходили искать, да либо ни с чем воротились, либо с концом загинули». (П. П. Бажов «Синюшкин колодец»).       

 

3. Жил на свете парень Илья. Работал на золотом прииске. Все родные его умерли, ничего ему в наследство не оставили кроме маленькой избушки. А бабушка Лукерья, умирая, оставила цветные перышки да добрый совет: (Выразительно прочитать)

 «Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко. Это когда бабка Синюшка красной девкой обернется да сама своими рученьками человеку подаст. А дает Синюшка богатство гораздому да удалому, да простой душе. Больше никому. Вот ты и попомни, друг Илюшенька, этот мой последний наказ». (П. П. Бажов «Синюшкин колодец»).

4. Что за Синюшка такая? А это еще одна хранительница подземных кладов. Вскоре встретил ее Илья на Зюзельском болоте. (Выразительно прочитать) «Уставилась старушонка на парня и руки к нему протянула, а руки все растут да растут. Того и гляди, до головы парню дотянутся. Руки ровно жиденькие, как туман синий, силы в них не видно, и когтей нет, а страшно. Хотел Илья подальше отползти, да силы вовсе не стало. «Дай, — думает, — отвернусь, — все не так страшно».

Отвернулся да носом-то как раз в перышки и ткнулся. Тут на Илью почихота нашла. Чихал-чихал, кровь носом пошла, а все конца краю нет. Только чует - голове-то много легче стало. Подхватил тут Илья шапку и на ноги поднялся. Видит — стоит старушонка на том же месте, от злости трясется. Руки у нее до ног Илье дотянулись, а выше-то от земли поднять их не может. Смекнул Илья, что у старухи оплошка вышла — сила не  берет».

5. Вот так познакомился Илья с Синюшкой. Он над ней посмеялся, она — над ним. Назвала его трусом, сказала, что не посмеет он больше сюда прийти, струсит воды из ее колодца набрать. Илья обещал не задерживаться, как будет хороший ветер в воскресный день, так и придет он в гости. И вернулся Илья на прииск.

6. А что было дальше: удалось ли Илье набрать воды из колодца, как Ильев завистник Кузька Двоерылко следил за ним и хотел все богатства себе забрать, что бабка Синюшка с Двоерылкой сделала, и почему Илье своими руками поднесла полное решето лесных ягод — можно узнать из сказа Бажова «Синюшкин колодец». Да только не простое это оказалось решето. Только зашел Илья в избу, «реше­то с ягодами и потяжелело, дно оборвалось, и на пол самородки да дорогие каменья посыпались».

7. В решете Синюшки было много разных богатств — золотых самородков да уральских самоцветов. Были среди них и красивые разноцветные камни — фиолетовый аметист, желтый цитрин, прозрачный горный хрусталь, дымчатый раухтопаз, черный морион. Вроде разные камни, а на самом деле это все один минерал — кварц.

8. Горный хрусталь — прозрачный, прохладный, чистый, как вода горных ручьев.

Благородный аметист — таинственный, мистический. От его завораживающей глубины невозможно оторвать взгляд. Цвет его изменяется от почти бесцветного, бледно фиолетового до пурпурного, темно-фиолетового.

9. Цитрин — яркий, веселый, жизнерадостный камень. Он бывает всех оттенков желтого, золо­тистого, оранжевого и коричневого цветов. Цитрин встречается реже аметиста, но уральские мастера научились получать его искусственно.

Морион — черный полупрозрачный кварц, уральский «цыган». На изломе он имеет смоляно-черный блеск. Его второе народное название — «смоляк».

10. А что же сейчас можно увидеть на Зюзельском болоте? Остался ли колодец Синюшки? Остался. И по сей день он стоит на том же самом месте. В этом году жители посёлка Зюзельского восстановили его.Вот так выглядит колодец Синюшки.

Учитель: нам очень понравилось ваше выступление. А нас ждёт последний этап нашего пути. (на слайде – «Серебряное копытце»)

Учитель: Что это за сказ? О каком замечательном месте говорится в нём?

Ученики: «Серебряное копытце», Полдневая.

 

Выступление группы. Полдневая

1.       Полдневая возникла в 1735 году по указу В.Н. Татищева. Именно в этом году в устье правого притока реки Полдневой Чусовой - речки Каменки - построили крепость для защиты уральских горных заводов от набегов башкир. Крепость относилась к так называемому Полевскому укрепленному району.

2.      Название села возникло от реки Полуденки (так в то время называлась Полдневая Чусовая). Слово «полуденка, полдневая» употреблялась в значении «южный» (река течет с юга).

3.     «Полдневая названа так потому, что стоит на полднях. Полдня прошло, и солнце как раз по главной улице».

4.       Некоторые полдневские топонимы связаны с Емельяном Пугачевым. Вот другой рассказ из той же книги:

       «Есть у нас Казачьи степи (урочище, находящееся в 2 километрах юго-восточнее села). Пугачев был в этих степях, там они полдничали, стояли полдня, вот деревню и назвали Полдневая, так как она в этих степях расположена.

5. В прошлом население села занималось добычей железной руды (богатое месторождение находилось недалеко от устья Каменки), углежжением для нужд Полевского завода, а позже и золотодобычей и разными ремеслами.

6. Серебряное копытце… Что это за сказочный герой? Почему именно его сделал героем своего сказа П.П. Бажов? Лесным козликом местные жители называют обыкновенную косулю.

7. Существует и древнеславянское предание: «По древнеславянским поверьям два раза в год является на землю золоторогий олень с серебряным копытцем. Первым своим приходом он предвосхищает появление светлого Ярила, его встречу с матерью-землей. Все тогда радуется отсветам с серебряного копыта, и зверье, и трава, и деревья, и человек. Второе появление золоторожца не так радостно: он приходит осенью, и отсвет его копыта сулит уменьшение дня и рост ночи. Уходит олень — и уводит Ярилу в даль дальнюю».

8.     Приютил Кокованя сироту Даренку у себя. Как настала зима, пошли они в лес. Кокованя охотился на косуль, а Даренка хозяйничала в маленьком охотничьем домике-балагане. Однажды Кокованя ушел в деревню за припасами, а Даренка осталась одна с кошкой Муренкой, В начале страшно ей было, но потом... Потом повезло ей увидеть Серебряное копытце. Он сам из леса пришел к дому-балагану…

9.     «Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки камешки посыпались.  Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие. К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит — и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?»

10. Уральские хризолиты (демантоиды)… Это чудесные зеленые с золотистым отливом кристаллы… Название камня произошло от слов алмаз и подобный.

11. Именно около Полдневой и Кладовки происходят действия известных сказов Павла Бажова «Серебряное копытце» и «Огневушка-Поскакушка».

12. Демантоиды-хризолиты нашли отражение в местном фольклоре.

13. С 1930-х годов на окраине села добывали известняк, обжигали его в печи, получая качественную известь. С 1948 по 1990-е годы в Полдневой добывали известь для Камского целлюлозно-бумажного комбината.

14. Через село Полдневая проходит железная дорога Екатеринбург – Челябинск, открытая в 1896 году. Станция тут так и называется – Полдневая.

15. Открывает свои окна Полдневая…

Я к тебе на зов иду…

Предо мною мелкая речушка Чусовая…

И я что-то вновь ищу, ищу, ищу…

Может быть, следы серебряного зверя,

Что подковой бил и камни приносил?

Я видала в тех местах оленя,

Он стремительно бежал и за собой манил.

Может быть, ищу я тишины и ласки?

Воздух деревенский опьянил…

Красотой, открытостью, как в сказке,

Каждый дом радушьем окружил…

Полдневая, южная сторонка,

Приезжать готова я к тебе всегда.

Ты отдашь любовь свою девчонке,

Что поведать о тебе в стихах другим смогла.

Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Каким вам запомнилось наше путешествие? У вас на столе лежат иллюстрации полевских бажовских мест. Выберите любое  и расскажите о нём в жанре синквейна. (на слайде – как составляется синквейн). 

Выступление групп.

Учитель: Мне хочется, чтобы вы продолжили фразу:

 Сегодня на уроке я….

 Узнал…

 Мне понравилось…

 Какое настроение вызвал  у вас этот урок?

Учитель: Путешествие по дивным местам бажовских сказов… Оно удивительно и увлекательно, помогает лучше узнать родной край, творчество П.Бажова, заставляет задуматься о вечных вопросах-ключах: жизни, смерти, доброте, понимании, о мире и о нас в этом мире, о нашем будущем… Много тайн хранит «Малахитовая шкатулка»… И раскрыть их очень хочется… Поэтому постараюсь в следующем году продолжить своё виртуальное путешествие по сказам П.Бажова. А может, и не только виртуальное?..

Домашнее задание

Учитель: наполним малахитовую шкатулку не только сказами, музыкой. Нарисуйте рисунки к вашим сказам, а заглавие к ним  - цитата из сказа П. Бажова.

Учитель: Благодарю вас за радость общения во время совместной работы. Спасибо за урок!

 

Второй модуль – экскурсионный. Путешествие в села Косой Брод, Зюзелка, Полдневая. Посещение гор Думная и Азов.

      Воспитательная экскурсия (путешествие, поездка) - это особый вид воспитательного мероприятия. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как форма учебной и воспитательной работы. Предлагаемая последовательность проведения экскурсии разработана на основе различных описаний способа ее осуществления.

Этап 1. «Путешествие» - это дорога к определенному объекту, основной цели экскурсии.

Этап 2. «Встреча» - основная часть экскурсии, направленная на изучение и освоение объекта, общение с хозяевами и другими гостями объекта.

Этап 3. «Возвращение» - итоговый компонент экскурсии, связанный с успешным возвращением домой довольными и удовлетворенными.

      Независимо от выбранного метода воспитания алгоритм проведения экскурсии сохраняется, но каждый этап приобретает свою специфику за счет использования конкретных педагогических приемов и характера отношения воспитателя и воспитанников.

  Нас привлекла экскурсия-паломничество. Выбор названия обусловлен определением, в котором экскурсия понимается как «особый вид паломничества к памятникам истории и культуры».

      Подобную экскурсию следует проводить, если сложилась ситуация в которой:

- у воспитанников не сформированы жизненные ориентиры в пространстве культуры;

- у воспитателя есть стойкое убеждение в необходимости посещения определенного места (памятника истории и культуры), которое способно оказать на воспитанников необходимое воспитательное воздействие. Из каких этапов состоит данная экскурсия?

Этап 1. Путешествие направлено на формирование определенного отношения к объекту посещения. Особое внимание обращается на место посещения, как особое место значимое для жизни и культуры человечества. Это могут быть храмы, места исторических событий, места жизни известных людей, места, способные изменить жизнь человека в лучшую сторону. Выбор места осуществляется исходя из ценностных приоритетов учителя, составляющего список мест, которые обязан посетить каждый культурный человек. Подготовка к путешествию начинается с представления объекта посещения. Учитель, используя весь культурный потенциал (музыка, живопись, литература) дает представление о месте посещения как особом и значимом месте в жизни человека. В процессе представления места учитель помогает учащимся освоить обязательные ритуалы поведения в этом месте. Как результат - у обучающихся складывается желание посетить данное место. Воспитанникам может быть дано творческое задание: сочинить стихи, сказку, рассказ о месте посещения. Для усилия воспитательного воздействия на детей учитель может выбрать особый способ передвижения к данному месту. Например, нужно идти только пешком, взявшись за руки, читая про себя стихи.

Этап 2. Встреча способствует созданию условий для эмоционально-чувственного приобщения к объекту посещения. Первым шагом может быть выполнение какого-либо ритуала, как широко распространенного (перекреститься при входе в храм), так и специально придуманного учителем (встали в круг, смотрим в глаза друг другу и очень тихо, чтобы не слышал никто кроме нас, произносим: «Здравствуй, Полевской, родина сказов П. Бажова»). Затем учитель представляет хранителя данного места, который сможет провести экскурсию. У нас такого не было, поэтому основную роль мы взяли на себя.

      Переполнив участников экскурсии эмоциями и чувствами, важно дать возможность для их выхода. Это могут быть слова благодарности, которые предлагается сказать каждому, записи в книгу отзывов. Завершает экскурсию определенная пауза, успокаивающая учеников и дающая возможность «переварить» все увиденное и услышанное. Например, ученикам может быть предложено побродить 5-7 минут, обдумывая все, что они увидели и услышали.

Этап 3. Возвращение позволяет проанализировать, какое впечатление и воздействие произвела на учеников проведенная экскурсия. Если есть возможность, то обсуждение начинается уже по дороге домой. Необязательна жесткая организация такого обсуждения, возможен просто обмен мыслями и чувствами, в первую очередь тех, у кого «есть множество мыслей».

 

3 модуль – проектный. Когда первые впечатления улягутся, нужно напомнить о творческом задании, которое должны будут выполнить учащиеся.

 

III этап – творческий. Он может проходить в два этапа:

1. «Устный журнал» - рассказ об экскурсии, который сопровождается презентацией, сделанной участниками экскурсии.

2.  Альманах «Заметки юного путешественника», в который могут войти дневниковые записи, рассказы, стихи, очерки, написанные обучающимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

    Знать историю своей страны нужно. Чтобы приобщить пятиклассников к  изучению истории России, нужно проводить мастер-классы, поездки, классные часы. Ученики могут готовить исследовательские проекты. А как это сделать? Изучить, посмотреть, составить маленькую работу. Поэтому в течение года этот проект был осуществлен.

В планах посетить село Арамашево, познакомиться со старинной уральской росписью и деревянным зодчеством.

      Думаю, что все задачи были решены, а цель, поставленная мною, достигнута, ведь воспитание патриота – важная задача современной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. https://uraloved.ru/selo-kosoj-brod

2. https://polevsk.midural.ru/article/show/id/10374

3. https://selo-poldnevaya.ucoz.ru

4. https://uraloved.ru/azov-gora

5. http://www.polevskoy-turcentr.ru/dostoprimechatelnosti/uzhnaya

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Образовательная экскурсия: её воспитательные возможности (проект для учащихся 5 классов)

Образовательная экскурсия: её воспитательные возможности (проект для учащихся 5 классов)

Аннотация В данном проекте я хотела бы уделить внимание патриотическому воспитанию учащихся

Аннотация В данном проекте я хотела бы уделить внимание патриотическому воспитанию учащихся

Содержание Аннотация …………………………………………………………………………… 2

Содержание Аннотация …………………………………………………………………………… 2

Тема работы - воспитательная возможность образовательной экскурсии

Тема работы - воспитательная возможность образовательной экскурсии

Формы и методы работы: - индивидуальные (лекция); - фронтальные ( беседа); - групповые (экскурсия, творческая работа)

Формы и методы работы: - индивидуальные (лекция); - фронтальные ( беседа); - групповые (экскурсия, творческая работа)

Краткое описание работы: I этап – подготовительный;

Краткое описание работы: I этап – подготовительный;

Учитель: Ребята, о чем же пойдёт речь на уроке?

Учитель: Ребята, о чем же пойдёт речь на уроке?

Вот как об этом говорит сам писатель: «Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней…

Вот как об этом говорит сам писатель: «Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней…

Ученики: жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика

Ученики: жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика

И кажется, что именно здесь собирал «лапотки»

И кажется, что именно здесь собирал «лапотки»

Выступление группы. Гумёшки 1

Выступление группы. Гумёшки 1

На 57 процентов этот удивительный камень состоит из меди, а кроме этого в его состав входят кислород, углерод и вода

На 57 процентов этот удивительный камень состоит из меди, а кроме этого в его состав входят кислород, углерод и вода

Азов в этой части Урала самая заметная гора

Азов в этой части Урала самая заметная гора

Легенда о горной свече дожила до наших дней

Легенда о горной свече дожила до наших дней

Жил на свете парень Илья. Работал на золотом прииске

Жил на свете парень Илья. Работал на золотом прииске

В решете Синюшки было много разных богатств — золотых самородков да уральских самоцветов

В решете Синюшки было много разных богатств — золотых самородков да уральских самоцветов

Название села возникло от реки

Название села возникло от реки

Весь он как ворох дорогих камней стал

Весь он как ворох дорогих камней стал

Учитель: Каким вам запомнилось наше путешествие?

Учитель: Каким вам запомнилось наше путешествие?

Этап 2. «Встреча» - основная часть экскурсии, направленная на изучение и освоение объекта, общение с хозяевами и другими гостями объекта

Этап 2. «Встреча» - основная часть экскурсии, направленная на изучение и освоение объекта, общение с хозяевами и другими гостями объекта

Для усилия воспитательного воздействия на детей учитель может выбрать особый способ передвижения к данному месту

Для усилия воспитательного воздействия на детей учитель может выбрать особый способ передвижения к данному месту

Альманах «Заметки юного путешественника» , в который могут войти дневниковые записи, рассказы, стихи, очерки, написанные обучающимися

Альманах «Заметки юного путешественника» , в который могут войти дневниковые записи, рассказы, стихи, очерки, написанные обучающимися

Заключение Знать историю своей страны нужно

Заключение Знать историю своей страны нужно

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023