Воздушные «извозчики» войны. Из воспоминаний Георгия Андреевича Маслова.
Оценка 4.8

Воздушные «извозчики» войны. Из воспоминаний Георгия Андреевича Маслова.

Оценка 4.8
Документация
docx
история
09.07.2020
Воздушные «извозчики» войны. Из воспоминаний Георгия Андреевича Маслова.
Воздушные «извозчики» войны. Из воспоминаний Георгия Андреевича Маслова..docx

Воздушные «извозчики» войны. Из воспоминаний Георгия Андреевича Маслова.

 

Семья ветерана Великой Отечественной войны клайпедчанина Георгия Андреевича Маслова (16 ноября 1918 года - 19 сентября 2009 года) передала корреспонденту литовской газеты «Обзор» его воспоминания - 80 страниц убористого текста. Ветеран сам набирал воспоминания на компьютере и подбирал фото к ним из своего архива. Ему хотелось рассказать о трудностях и лишениях, через которые прошло его поколение на пути к Победе. Хороший материал от ветерана войны, которого уже нет в живых. И если сравнивать его рассказ с фильмом 1945 года "Небесный тихоход", то становятся понятными будни войны, которые и через много лет заставляют нас переживать беды настоящих участников войны.

Предлагаю некоторые выдержки из воспоминаний ветерана.

 

https://www.obzor.lt/images/news/6/2017_05_04/pic9_single.jpg

 

Младший лейтенант Георгий Маслов.

 

Молодое поколение должно знать и помнить о великом подвиге советского народа и о том, каким напряжением сил была добыта Победа. Я своими глазами видел ту страшную войну и прошёл огненный путь длиною в четыре года!
Хочу рассказать от первого лица то, что я лично видел и знаю.
Для меня война началась 22 июня 1941 года в четыре часа ночи в лётной части на границе с Польшей. Нас - лётчиков - подняли по «боевой тревоге», построили во дворе казармы и объявили, что фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, вторглась в глубь территории, бомбила наши города и аэродромы.

СБ-3 (скоростные фронтовые бомбардировщики) сгорели в первый день войны. Лётный состав увозили в глубь страны, чтобы сохранить и создать новые боевые части.

Нас привезли в Саратовскую область и стали учить летать на У-2 ночью. Мы - это теперь уже 598-й авиационный полк ночных бомбардировщиков. Командир полка майор Дзюба, начальник штаба капитан Чернецкий.

Самолёты У-2 называли «куку­рузник-тихоход», и с горечью думали молодые лётчики, что нас на нём посшибают, как цыплят. Это был учебный самолёт, на нём сделали бомбодержатели, на которые подвешивали до 250 кг бомб. У-2 предстояло бомбить передний край и живую силу противника по ночам.
А враг уже стоял под Москвой!

Жизнь показала, что знаний у нас мало. И откуда мог взяться опыт, если за время обучения в лётном училище налёт был всего 10-11 часов и ни часа ночных полётов? Многие видели землю с воздуха впервые! На земле были отличники, а в воздухе, чтобы взять курс, не знали в какую сторону развернуться.

Я, младший лейтенант Георгий Маслов, стал штурманом звена. Моим лётчиком стал Владимир Фомин, уроженец Ульяновска, 1919 года рождения, моложе меня на год.

Получали мы самолёты в Казани. На заводе, бывшей фанерной фабрике, в основном работали женщины и мальчишки-подростки, было много эвакуированных из Москвы и Ленинграда. Фронт требовал много самолётов, и тыл не жалел сил для Победы! Всё, что можно было приспособить для фронта, переделывалось на военный лад, и фанерная фабрика стала делать самолёты.

На фронт.

С 21 октября 1941 года наш полк вошёл в состав действующих полков. Боевая жизнь 598-го авиаполка началась в селе Тополи, что под Воронежем.
Первый вылет. Под самолётом подвешены четыре ФАБ-50 (фугасные авиационные бомбы). В кабине штурмана с правой стороны на полу лежали светящиеся авиабомбы, с левой - «зажигалки», а на колени мне до самого подбородка положили большую стопку листовок.

 

https://www.obzor.lt/images/news/6/2017_05_04/pic10_single.jpg

 

В январе 1942 года полк перелетел под Купянск на Украину. Летали на Граково, Печенеги, Чугуев, Змиев, Песчаное, Балакею.

Делали по 3-4 боевых вылета за ночь. Был случай, когда лётчика от усталости несколько дней рвало, только тогда и дали отдох­нуть.

Ночью сильно мёрзли: открытый перкалевый самолёт в полёте продувало. После того, как пробудешь ночью в воздухе 7-8 часов, очень уставали и не успевали отдохнуть, ведь днём часто летали на доставку грузов, документов и офицеров связи, являясь воздушными извозчиками войны!

Мы были в полках рабочими лошадками, которые летали днём и ночью, выполняли самые сложные задания!

Некоторые считают, что летать легко: взлетел, сиди и посматривай, прилетел - иди спать! Во-первых, служба в авиации является специальностью повышенной опасности; во-вторых, труд лётчика приравнивается по затратам энергии к труду кузнеца-молотобойца, который затрачивает семь тысяч калорий за смену. Особенно тяжело летать ночью, ручку управления нельзя выпустить ни на минуту, ведь на У-2 не было не только автопилота, но даже парашюта. Можно сказать, летали на голом энтузиазме: было суждено в каждом полёте или выжить, или сгореть вместе с самолётом. 

Летать - это не только уметь произвести взлёт и посадку, это умение прилететь в назначенный пункт и домой вернуться, уметь вести разведку, знать в любое время, где ты находишься, поразить и сфотографировать цель!

Самолёт У-2 - это небесный тихоход, его скорость 110-120 км/час, против ветра - 80-85, поэтому очень важно при сильном обстреле как можно меньше времени находиться над целью.

Со временем мы многому научились, хорошо ориентировались. У многих было по сто боевых ночных вылетов. Днём «Мессершмитты» охотились за У-2 и расправлялись с ними. Днём в районе фронта летали только бреющим полётом по балкам, лугам, над лесом, и если замечали, что «Мессер» тебя обнаружил, то с ходу садились и бежали в укрытие. Фашисты сначала охотились за лётчиком, а потом уже сжигали самолёт! 

 

https://www.obzor.lt/images/news/11/2017_05_04/pic17_single.jpg

По трудным дорогам войны.

Наступление летом 1942 года немцы планировали начать из-под Харькова, выйти на Волгу и Кавказ, лишить Россию водной артерии и кавказской нефти!
Ещё вчера, возвращаясь с боевого задания, мы снижались и летели над своей территорией, а сегодня эту территорию бомбили, здесь громыхали взрывы, горели деревни.

Наши наземные войска днём воевали, а ночью под покровом темноты вынуждены были отходить. Лётчики-ночники сдерживали это ночное наступление немцев, бомбили и обстреливали пулемётным огнём, фашисты залегали, и их продвижение временно приостанавливалось.

За огненно-дымовой завесой широкой полосой двигалась чёрная фашистская орда. Земля Харьковской, Курской областей и Дона горела.

Ночью с воздуха было видно на сотню километров, как ветер поднимал пламя пожаров, и эта лавина огня, ночные пожары двигались на восток. Ревущие стаи пикирующих бомбардировщиков с чёрными крестами, скрежет и лязганье танков, грохот взрывов, гул канонады не смолкали всю ночь. Люди, измученные боями и бессонницей, отступали, а за ними шла смерть!

Степные дороги были забиты отступающим гражданским населением, повозками, угоняемым скотом. Пыль густо стлалась по степным дорогам, набивалась в рот, нос, в уши. Было душно. Донские степи горели. Взрывы бомб, пожары, клубы дыма и огня были везде.

Грозным было время. Гитлеровские полчища вторглись в центр России: бои шли на окраине Воронежа, на Дону. На подступах к Сталинграду осталось много нашего труда, тревожных, бессонных, смертельно опасных ночей. Здесь остались могилы товарищей!

Набирая опыт и силу.

Лётчиков Герди, Кудрявца, Маслова, Суворова, Рабаева, Поляруша, Хорошайло и других направили в Комсомольский полк. Комсомольский потому, что, во-первых, формировался он по инициативе ЦК ВЛКСМ. Во-вторых, в основном из комсомольцев. В-третьих, командиром полка был член ЦК ВЛКСМ майор Еренков Михаил Дмитриевич. В полку на учёте был 41 коммунист и 102 комсомольца.

 

https://www.obzor.lt/images/news/11/2017_05_04/pic18.jpg


Когда началась война, большей части ребят полка шёл восемнадцатый год. Это были ещё дети, но война отняла у них детство, многим не дала окончить среднюю школу, они уже успели изведать горечь отступления: холод, голод, тяжёлую работу в колхозах и на заводах. Во многие семьи постучалась смерть, отняв у них отцов и старших братьев. Этим ребятам нужно было ещё в школу ходить. Их научили днём взлетать и кое-как садиться, а послали на войну летать ночью!

Это молодое поколение жизнь не холила, в восемнадцать лет они были солдатами.

Калининский фронт.

Полк вошёл в состав 211-й авиадивизии 3-й Воздушной армии, которой командовал генерал М.М. Громов, а Калининским фронтом командовал генерал Пуркаев.
Мы прибыли под Ржев на ожесточённые кровопролитные бои со злейшим врагом - фашизмом.

Ржевско-Вяземский плацдарм - самый близкий участок фронта от Москвы, на котором Гитлер держал 30-40 дивизий! И нам теперь здесь работать, ведь лётчики на У-2 - это рабочие войны!

Немцы метко назвали этот участок: «Пистолетом, направленным в сердце России».
Противник наносил удары по нашим аэродромам и самолётам, когда они только взлетали, воздушные бои вёл над аэродромами, пытался перехватить самолёты в воздухе. Днём и ночью лётчики были в бою. Днём отражали налёты врага, штурмовали живую силу и технику противника, крошили траншеи и окопы, ночью на У-2 наносили удары по его объектам и позициям.

30 июля 1942 года началась боевая жизнь Комсомольского полка!

Моим лётчиком стал младший лейтенант Сергей Ершов: среднего роста, крепко скроен, круглолицый, улыбчивый, русые волосы. Родом из Тулы, из рабочей семьи. Сергей имел весёлый характер, красивую улыбку, хороший музыкальный слух и голос, любил песню.

 

https://www.obzor.lt/images/news/11/2017_05_04/pic19.jpg


Экипажи летали бомбить.

С Ершовым слетались быстро, хорошо понимали друг друга. У меня был хороший боевой опыт, я умел хорошо ориентироваться в полёте, имел 158 ночных боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.

Летали на Ржев, Мончалово, Оленино, Нелидово, а в сторону Москвы - на Южный Ржев, Зубцов, Карманово, Сычёвку, Вязьму. Полк под Ржевом воевал девять месяцев.

В нашем полку у лётчиков не было лётного обмундирования. Ходили в обмотках и латаных гимнастёрках. Хотя был август, ночью в полёте в одной гимнастёрке было холодно, и каждый натягивал на себя всё, что имел: фуфайку, свитер, куртку, шинель.

Бывали вынужденные посадки, поломки, аварии и даже катастрофы. Патрули и местные жители, к которым приходилось обращаться, не верили из-за этих обмоток, что мы лётчики. Забирали в комендатуру разбираться.

Ещё хуже дело обстояло с оружием: летали на боевые задания без оружия, сами делали ножи, финки и горько шутили: ну и жизнь пошла, попадёшь в плен и застрелиться нечем!

Мы - лётчики на У-2 - были смертниками, летали на «кукурузнике», у которого не было даже парашюта. Самолёт был перкалевый, а спасала нас только ночка тёмная!
Проявляя мастерство, бесстрашие и героизм в ночных полётах, лётчики Комсомольского полка наносили чувствительный урон фашистам: взлетали на воздух железнодорожные эшелоны, переправы, мосты, укрепления и склады.

У немцев были склады, которые обеспечивали боеприпасами всю Ржевско-Вяземскую группировку. Это были склады фронтового значения, над их уничтожением работал весь полк две ночи. Но где склад, не знал никто! Охранялись они хорошо.

Когда мы (лётчик П. Ивановский и штурман Г. Маслов) вышли в район станции, там уже были наши самолёты, и по ним сильно стреляли.

Мы решили обойти этот зенитный огонь и зайти на станцию со стороны. При заходе на цель мы увидели юго-восточнее станции мигающий огонёк, то ли автомобильных фар, то ли ручного электрического фонарика. Павел, убрав газ, с высоты 1000 метров стал планировать на этот огонёк.

 

https://www.obzor.lt/images/news/11/2017_05_04/pic20_single.jpg

 

Когда я сбросил бомбы, раздался страшный взрыв! Перед самым мотором нашего самолёта выросла стена заградительного огня! Еле удалось уйти. Склады были взорваны. Все бомбили по самой станции. А склад оказался чуть в стороне.
За выполнение задания, как сообщили личному составу, коммунист Г. Маслов был награждён орденом Ленина, а комсомолец П. Ивановский - орденом Красного Знамени.

В полку были девушки-ору­жейницы: Ася Ячменёва, Аня Шендарева, Нина Шарапова, Мария Михайлова, Лидия Орлова, Полина Баканова, Тоня Жданова, Раиса Пивоварова. Они оказались очень скромными и большими труженицами. Их девичьи руки поднимали и подвешивали на бомбодержатели пятидесяти- и стокилограммовые бомбы. И в этой непосильной для них, тяжёлой работе они не отставали от парней-оружейников. Кто считал тогда, сколько каждая из них подняла и подвесила этих бомб от Ржева до Праги? И сколько по нормам должна была поднимать женщина?

 

https://www.obzor.lt/images/news/11/2017_05_04/pic21.jpg

 

...В три часа ночи, отбомбившись, мы взяли курс домой, и ничто не предвещало трагедии. Кругом тихо, спокойно.

Вдруг я услышал щелчок, похожий на выстрел мелкокалиберной винтовки. Я глянул за борт, но там было тихо, значит, это стрельнуло в кабине? Мгновенно схватил первую, оказавшуюся под ногами «зажигалку» и с силой выбросил её за борт.

- Что у тебя случилось? - закричал Ершов.

- «Зажигалка» сработала в кабине!

И только она отделилась от руки, как вспыхнула. Опоздай я всего на секунду, или схвати не ту «зажигалку», сгорели бы в воздухе, и ветер развеял бы наш пепел!
Ершов вспомнил об этом через 25 лет, в 1970 году, при встрече однополчан в Молдавии. И повторял: «Мне Маслов жизнь спас!» Наверное, и он не однажды спасал мне жизнь, видимо, поэтому мы оба остались в живых?

Записки ветерана к печати подготовила Ирина Беляева, полностью они опубликованы в выпусках литовской газеты на русском языке «Обзор».  

 

 

Источник:

 

1.    

 

2.     выпуск газеты «Обзор» № 1060.


 

Скачано с www.znanio.ru

Воздушные «извозчики» войны. Из воспоминаний

Воздушные «извозчики» войны. Из воспоминаний

Нас привезли в Саратовскую область и стали учить летать на

Нас привезли в Саратовскую область и стали учить летать на

Ночью сильно мёрзли: открытый перкалевый самолёт в полёте продувало

Ночью сильно мёрзли: открытый перкалевый самолёт в полёте продувало

Наступление летом 1942 года немцы планировали начать из-под

Наступление летом 1942 года немцы планировали начать из-под

Когда началась война, большей части ребят полка шёл восемнадцатый год

Когда началась война, большей части ребят полка шёл восемнадцатый год

Экипажи летали бомбить. С Ершовым слетались быстро, хорошо понимали друг друга

Экипажи летали бомбить. С Ершовым слетались быстро, хорошо понимали друг друга

Когда я сбросил бомбы, раздался страшный взрыв!

Когда я сбросил бомбы, раздался страшный взрыв!

Записки ветерана к печати подготовила

Записки ветерана к печати подготовила
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2020