Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Оценка 4.7
Научные работы
docx
дефектология
3 кл
07.08.2019
В статье описываются различные виды и приемы работы с кинетическим песком по развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями. Подробно разбираются игры и действия, речевые упражнения. Обобщен опыт педагога, логопеда и психолога. Также рассказывается каких результатов можно достичь, внедряя в работу игры с кинетическим песком.
Кинетический песок.docx
Возможности игры с кинетическим песком в развитии
речевой деятельности школьников с нарушением
интеллекта.
Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой,
сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети
так любят лепить куличики и строит замки, и удобство
современного материала, который не оставляет следов и не липнет к
рукам
Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым,
рыхлым и приятен на ощупь.
При резком сжатии и уплотнении объем кинетического
песка уменьшается почти в 2 раза. Образовавшаяся в результате
внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного
времени.
Игра с кинетическим песком очень нравится малышам, ведь для нее
не нужны специальные инструкции и руководства. При помощи
кинетического песка ребенок может развить фантазию, улучшить
моторику рук и развить тактильную чувствительность.
Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную
текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
Занятия в песочнице способствуют развитию творческого
воображения;
Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на
эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и
приучает к концентрации внимания. Этот материал широко
используется детскими психологами.
Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и
увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию
элементарных навыков общения.
Кинетический песок может принести немалую пользу и в
подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои
чувства и делиться переживаниями. Для освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на песке
пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из
сложной ситуации.
Специальные игровые упражнения с применением песка могут
также быть полезны в качестве эффективного терапевтического
средства, например, для снятия синдрома детской гиперактивности
и лечения аутизма.
Упражнения в песочнице.
Вариантов игры с умным песком существует великое множество.
В первую очередь позвольте ребенку поэкспериментировать
самостоятельно. Он наверняка найдет не один десяток способов на
практике применить необычные свойства материала.
После знакомства с материалом можно предложить ребенку
включить в игру дополнительные принадлежности, такие как
формочки, совочки. В такой набор, например, могут входить
пластиковые ножи, позволяющие вырезать фигуры из песка;
сложные формочки, дающие возможность воздвигать невероятные
конструкции из послушного материала; шприцы, при помощи
которых можно выдавливать из песка цилиндры абсолютно
правильной формы.
Кинетический живой песок это неисчерпаемый источник
вдохновения. Вот некоторые примеры игр с его применением.
Упражнения для развития мелкой моторики:
Игра «Пекари» месить песок как тесто, лепить лепешки, пирожки.
Строительство сооружений и создание образов. При помощи форм
и инструментов из набора ребенок возводит архитектурные
постройки из песка или пробует себя в качестве скульптора.
Артикуляционные упражнения
«Лошадка»щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт
щелкать, «скакать по песку» «Качели»языком ритмично двигать вверх вниз, указательным
пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку
«Часики»языком ритмично двигать вправо влево, указательным
пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по
песку
Автоматизация звуков
«Дорожка» произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их
пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками
«Прыжки по камням». Дети лепят из песка болото, камни, лягушку.
Перепрыгивая с одного камня на другой, проговаривают слоги
«В поисках клада». Дети ищут в песке картинки, предметы, найдя
картинку проговаривают: « Я нашел шапку….»
Развитие фонематических процессов
«Спрячь ручки» прятать руки в песок, услышав заданный звук
«Слоговые дорожки» рисовать круги на песке, проговаривая слоги
«Водолаз» со дна с песком, ребенок достает, называет и откладывает
разные игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками
«Два моря» ребенок опускает предметы,
картинки с
дифференцируемыми звуками. Опускает их в разные «моря»
«Клад»
под песком спрятаны предметы,
игрушки с
дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает
на две группы
Формирование слоговой структуры слова
«Полоски» ребенок чертит на песке заданное количество, а затем по
их количеству придумывает слово
«Исправь ошибки» логопед чертит на песке ошибочное количество
полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет
ошибку или убирая лишнюю полоску
«Раздели слово на слоги» логопед произносит слово, ребенок чертит
столько полосок, сколько слогов
«Художник» логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке
столько, сколько слогов
Совершенствование грамматического строя речи
«Идут медвежата» ребенок кулачками и ладошками с силой
надавливает на песок
«Прыгают зайчики» кончиками пальцев ребенок ударяет по
поверхности песка, двигаясь в разных направления «Чьи следы?» образование притяжательных прилагательных.
Пальцами делаем следы к животным, затем называем, чьи это следы.
Например: следы льва львиные и т.д.
«Кого (чего) не стало?» усвоение категории родительного падежа.
Взять 34 фигурки животных, одну спрятать в песок. Затем спросить у
ребенка «кого не стало?».
«Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую
несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время
отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает
полученное изображение ребенку. Ребенок должен заметить, что
изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры
меняться ролями.
Обучение грамоте
«Знакомство с буквами» логопед произносит звуки, ребенок пишет
буквы
«Слепи предмет на заданный звук» ребенок придумывает слово на
заданный звук, лепит из песка предмет
«Слепи букву» из песка можно хорошо лепить буквы и цифры,
слепленные самостоятельно, они лучше запоминаются.
Связная речь
«Дорисуй картинку и составь предложение» логопед рисует на песке
предмет, ребенок дорисовывает следующий предмет и составляет по ней
предложение
«Начни предложение» ребенок рисует на песке предмет и начинает
предложение, другой ребенок заканчивает фразу
«Придумай сказку» дети лепят из песка персонажей и одновременно
рассказывают сказку. При этом одни объекты и предметы
трансформируются в другие.
В песочнице можно обыграть любую ситуацию, сказку с героями.
Дети, как правило, активно взаимодействуют, не боятся речевого
общения
Поскольку развитие мелкой моторики играет огромную роль в
формировании речевой активности детей, то можно сказать, что
кинетический песок – это идеальный материал. В процессе работа с
ним развивается мелкая моторика, речь и фантазия.
Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.