конспект урока нацелен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса образными выражениями, развитие умения ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста.Эмоционально вовлечь детей в пространство произведения, воспитывать умение выстраивать отношения, любовь к маме, уважительно относиться к людям трудовых профессий.
Чтение 3 класс
Тема. Мамины руки. Б.Емельянов
Цель: познакомить с рассказом Б.Емельянова «Мамины руки».
Учить читать рассказ по ролям, выделять главную мысль рассказа.
Содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса образными выражениями,
развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из
текста.Эмоционально вовлечь детей в пространство произведения, воспитывать умение выстраивать
отношения, любовь к маме, уважительно относиться к людям трудовых профессий.
Ход урока
I.Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Ребята, отгадайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.(Весна)
А сейчас какое время года?
Назовите признаки весны (Тает снег, бегут ручьи, капель, ярче светит солнце, на дорогах лужи,
сосульки, проталины, подснежники, ледоход, соловьи, скворцы, грачи.)
Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна.
II. Артикуляционная зарядка.
НА – НА – НА наступила весна (учитель, хором)
НЕНЕНЕ – очень рады мы весне
Нононо – дарим всем мы вам добро
III.Проверка домашнего задания.
какое произведение читали на прошлом уроке?(«А что у вас?» С.Михалков)
Нагляднодемонстрационный материал (картинки): повар, портниха, летчик, швея, доктор, учитель.
Задание:
Добавить другие профессии, которых нет в стихотворении.
о каких профессиях говорится в стихотворении, какие лишние на картинках.
Вспомните строчки, которые выражают главную мысль стихотворения.
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.
Молодцы.
Введение в новую тему
Ребята! Как называется праздник, который будет скоро? (Международный женский день).
Этот день посвящен всем женщинам на земле. А дети называют его «Мамин праздник».
Самое прекрасное слово на земле – МАМА. Это слово никогда не напишут с ошибкой. Это слово
звучит почти на всех языках одинаково нежно. Это первое слово, которое произносит человек. У мамы
самые добрые и ласковые руки, они умеют все.
IV. Сообщение темы и целей урока.Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одной профессии мам.
V. Подготовка к чтению рассказа.
Название сегодняшнего рассказа узнаете, прочитав только печатные буквы.
М А М И р о Н Ы х п т Р У х ф е К И
Автор рассказа Б.Емельянов.
VII. в тексте встретятся слова. Объяснить значение слов. Словарная работа.
Чтение этих слов хором по слогам.
сноровиста – ловкая, шустрая, всё получается.
белоручка – человек, который боится работы (не любит работать)
ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ – походу чтения
ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ – по ходу чтения
«мягкое сердце» по ходу чтения.
«золотые руки» задание: подумайте, что означает это выражение в рассказе. Может речь пойдет о
драгоценном металле или о чем то другом?
VIII .Первичное чтение учителя.С подготовленным учеником.
Чем Маша обидела свою маму? (вопрос перед чтением) (Своим поведением, поступком.)
Чем Маша обидела свою маму? Что она ей сказала?
Кем была мама у Маши? (Ответы детей.)
Ткачиха – работница, которая изготавливает ткань на ткацком станке.
(показ иллюстрации), подбор родственных слов: ткацкий станок, ткачество, ткать, ткач
Это древняя профессия. Раньше ткали вручную, а сейчас специальные современные станки и
импортное оборудование.
IX.Работа над трудными словами
КАПРИЗНИЧАЕТ РАССТАВИЛА
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ШЕРШАВЕНЬКИЕ
IX. Физминутка для глаз
X. Чтение текста учащимися по частям и анализ текста. Жужжащее чтение.
Даша помогает Роме читать в Букваре буква М.
Какое настроение было у Маши с утра?
Как можно озаглавить прочитанный отрывок? У Маши плохое настроение.
Чтение по цепочке.
Чем девочке не понравились мамины руки?
Докажите словами из текста. (жесткие, царапаются)
Как вы думаете, сказав такие слова, обидела она маму?
Как озаглавим эту часть рассказа? Дочка обидела маму.
Читаем дальше.
Кто заступился за маму? (бабушка)
Какими словами она говорит о маминых руках? Разговор внучки и бабушки.
XIV. Чтение продолжения этого рассказа.Как озаглавим этот отрывок. Примирение.
Физминутка «Дом для нашей мамочки».
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем ( квадрат из пальцев)
Чтоб у дома дверь была (2 ладошки перед глазами)
Рядом чтоб сосна росла (2 руки поднять с растопыренными пальцами)
Чтоб вокруг забор стоял (руками обнять невидимый шар)
Пёс ворота охранял (4 пальца смыкать и размыкать с большим пальцем)
Бегал быстрый паучок (по столу всеми пальцами перебирать)
Солнце было (руки кверху)
Дождик шел (стряхнуть)
И тюльпан в саду расцвел (развести вверх и в стороны).
Чтение по ролям.(отрывок)
Посмотрите на иллюстрацию. Скажите, к какой части рассказа можно ее отнести?
Прочитаем разговор бабушки и внучки по ролям.
Работа над выразительность.
Как бабушка говорит строго? Найдите в тексте.
Автор – Саша, бабушка Даша, внучка – Софья.
XV. Характеристика героев.
Кто из героев данного рассказа вам понравился? Почему?
Какие слова подходят к характеру мамы?
добрая
отходчивая
злая
мама отзывчивая
ласковая
грубая
мягкая
Но мы не поговорили о маминых руках. Найдите в тексте описание маминых рук.
(Вывешиваю на доске слова)
РУКИ
удивительные
обыкновенные
сухие
чуть шершавенькие
жёсткие
рабочие
ими сделано добра – на десятерых хватит
Собрать пословицы. (если останется время)
Да, ребята, о мамах наших снято много фильмов, написаны рассказы, стихотворения и пословицы. На
доске 3 пословицы, их нужно собрать в единое целое.
При солнышке тепло,… ….конца не знает.
Нет милее дружка,… …при матери добро.
Материнская ласка,… …чем родная матушка.
прочитать левый столбик, потом правый
соединить стрелками части пословиц.XVI. Итог.
Чему учит этот рассказ? (ценить труд человека, уважительно относиться к людям трудовых
профессий.)
Так что в рассказе имеется в виду, когда говорится «золотые руки»?
Показ клипа из фотографий женских рук под песню «Мамины руки» Дины Мигдал.
Любите ваших матерей,
Цените любящее сердце,
В душе у матери своей,
Всегда вы сможете согреться…
Приготовили мамам подарочки. Прочитайте пожелание своей маме.
Д/З пересказ по плану.