Методическая разработка урока математики «Все действия с десятичными дробями»
Автор: Горбунова Елена Ивановна,
учитель математики МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики
Тема: Все действия с десятичными дробями
Цель:
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по данной теме.
Задачи:
Развитие познавательной активности, логического мышления учащихся.
Формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Воспитать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудования: компьютер, проектор, колонки, карточки, оценочные листы, материалы для рефлексии.
Ход урока
I. Оргмомент и актуализация знаний.
Притча.
В древнем городе жил добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал между сомкнутыми ладонями и подумал: « Спрошу – ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал. Поймал бабочку, посадил между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка живая или мертвая»? Мудрец ответил: «Всё в твоих руках!»
Как часто, ребята, нам кажется, что ничего не понимаем, ничего не знаем, ничего не решим! Но я хочу повторить слова мудреца «все в твоих руках». Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
На столе у вас имеется листы самооценки. Вы сегодня будете оценивать себя сами.
Итак, начнем.
II. Устный счет.
1. Сравните:
1) 85, 09 и 67, 99; 2) 7,6431 и 7,6429; 3) 3, 55 и 3, 550; 4) 0,5 и ½
2. Выполните действия:
1) 1,5 +2,7;
2) 8,5 – 7,2;
3) 4 – 0,8;
4) 3,7 + 0,24;
5) 0,8 * 3;
6) 1,28 : 4
7) 54, 67 : 10
Мы решили несколько примеров. Как вы думайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
- Решать задачи на все действия с десятичными дробями, т. е. закрепим изученные темы: сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа.
На столе у вас имеется листы самооценки. Вы сегодня будете оценивать себя сами. Поставьте оценки за устный счет.
3. Восстановите цепочку вычислений:
:9 +2,3 -1,25 *100 -100
6, 3
Число 75, с какой знаменательной датой связано это число.
- В этом году наша страна находится в преддверии Великого юбилея - 75 лет победы над фашистской Германией. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава всего нашего народа. Этот урок математики посвящается победе Советского народа над фашистами. Конечно, о войне можно говорить много, но мы сегодня затронем только малую часть этой боли и горя.
- Когда началась Великая Отечественная война?
- 22 июня 1941 года?
- А когда закончилась?
- 9 мая 1945 года?
- Сколько лет продолжалась война?
- 4 года?
Расстояние до Москвы -700 км, расстояние от Москвы до Берлина 1600 км. Итого 2300 километров. Это, если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2300 километров. Поездом – четверо суток, самолётом – четыре часа, а перебежками по – пластунски – четыре долгих года.
III. Решение задач.
1) А сколько дней продолжалась война нам поможет узнать удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, умножьте на 10 и вы получите ответ на вопрос.
41,3 |
21,8 |
47,4 |
56,7 |
56,9 |
37,4 |
63,0 |
97,9 |
19,5 |
0 |
25,6 |
34,9 |
22,1 |
26 |
28,2 |
37,5 |
Например, (41,3+37,4+25,6+37,5) * 10 = 1418.
Ответ: 1418 дней и ночей.
1418 дней беспрерывного народного подвига, 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
Поставьте оценки в оценочный лист.
2) Решите уравнение: 7у + 34,62=225,02.
Один ученик решает у доски, остальные на местах.
Ответ: 27,2
2 ученика решают задания на карточках.
а) 8,3х + 2,7х = 185,93 + 56,07; б) 2у – 34,28 = 35,72;
Ответ:22 Ответ: 35
Число 27,2 нам рассказывает, что на этой войне погибли более 27 млн. человек. Это значит 22 человека на каждые 2 кв. м. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы тридцать пять лет. Все погибшие они герои. Они погибли, защищая свой народ, свою Родину.
Давайте и мы тоже почтим память погибших минутой молчания.
Физкультминутка.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх и вниз, вверх и вниз,
Улыбнулись и садитесь.
Поставьте оценки в оценочный лист.
3) Групповая работа. Игра «Поле чудес».
Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово (названия городов – героев).
Карточка №1
1) 13,32 : 6 (Б)
2) 10,45 * 42 (Р) (4)
3) 5 – 0,11 (Е)
4) 0,613 + 32,7(С)
5) Решите уравнение: у + 5,46 = 27,7 (Т)
С |
Т |
Б |
Р |
Е |
33,313 |
22,24 |
2,22 |
438,9 |
4,89 |
Карточка №2
1) 93,15 : 23 (К)
2) 3,75 * 12 (Е) (4)
3) 11,2 – 9,6 (Р)
4) 5,2 + 317,9 (Ч)
5) Решите уравнение: х – 9,8 = 3,2 (Ь)
Е |
Р |
К |
Ь |
Ч |
45 |
1,6 |
4,05 |
323,1 |
13 |
Карточка №3
1) 91,89 : 9 (М)
2) 6,75 * 14 (И) (5)
3) 4,3 – 3,5 (Н)
4) 15,4 + 3,18 (С)
5) Решите уравнение: 19,7 – х = 1,83 (К)
И |
С |
М |
Н |
К |
94,5 |
18,58 |
10,21 |
0,8 |
17.87 |
Карточка №4
1) 11,1 : 5 (с)
2) 2,59 * 25 (м)
3) 6,5 – 2,7 (о)
4) 0,068 + 0,39 (л)
5) Решите уравнение: у : 17 = 15,3 (е)
6) 13,75 * 10 (н)
7) 11,1 : 5 (с)
8) 6 – 1,456 (к)
М |
Л |
К |
С |
Н |
О |
Е |
64,75 |
0,458 |
4,544 |
2,22 |
137,5 |
3,8 |
260,1 |
Почетное звание «Город-герой» присваивалось тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны. Их было много. Названия всех городов – героев вы видите на экране.
Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год*;
Сталинград (Волгоград) – 1945 год*;
Севастополь -1945 год*;
Одесса – 1945 год*;
Киев -1965 год;
Москва -1965 год;
Брест (крепость-герой) -1965 год;
Керчь – 1973 год;
Новороссийск -1973 год;
Минск -1974 год;
Тула -1976 год;
Мурманск -1985 год;
Смоленск -1985 год.
4) Тест. Выполнив следующие вычисления, вы узнаете еще о некоторых фактах и событиях времен ВОВ.
I ряд
1. Частное 181,56 : 51 равно: 1) 3,56; 2) 356; 3) 35,6.
2. При переводе в десятичную дробь получается:
6) 0,025; 7) 0,25; 8) 2,5.
3. Корнем уравнения (у + 0,5) * 2 = 9
1) 4; 2) 17,5; 3) 18,5.
4. Шаг человека 0,7 м. Сделав 1000 шагов человек пройдет:
0) 700 м; 1) 0,7 км; 2) 0,07 км.
Ответ: 1 710 – столько разрушено городов
II ряд
1. Частное 181,56 : 51 равно: 7) 3,56; 8) 356; 9) 35,6
2. При переводе в десятичную дробь получается:
1) 0,025; 0) 0,25; 2) 2,5
3. Корнем уравнения (у + 0,5) * 2 = 9
0) 4; 1) 17,5; 2) 18,5.
4. Шаг человека 0,7 м. Сделав 1000 шагов человек пройдет:
0) 700 м; 1) 0,7 км; 2) 0,07 км.
Полученное число умножай на 10 и напиши ответ
Ответ: 70 000 – разрушены деревни и селы
III ряд
1. Частное 181,56 : 51 равно: 1) 356; 2) 35,6; 3) 3,56;
2. При переводе в десятичную дробь получается:
1) 0,025; 2) 0,25; 3) 2,5
3. Корнем уравнения (у + 0,5) * 2 = 9
0) 4; 1) 17,5; 2) 18,5
4. Шаг человека 0,7 м. Сделав 1000 шагов человек пройдет:
0) 700 м; 1) 0,7 км; 2) 0,07 км.
Полученное число умножай на 10 и напиши ответ
Ответ: 32 000 разрушено фабрик и заводов.
Вы смогли вспомнить, и проверить свои знания по данным темам, а еще мы вспомнили наш великий праздник – День Победы в Великой отечественной Войне 1941 – 1945 г. Все дальше уходит от нас этот памятный день 9 мая 1945 года. Но мы не должны забывать этот день. Тот, кто помнит прошлое, достоин будущего!
Рефлексия.
На партах у вас карточки: желтого, оранжевого и зеленого цветов.
Если вам урок понравился, то выберите желтый цвет и прикрепите на доску.
Оранжевая карточка – урок понравился, но были трудности.
Зеленая карточка – урок не понравился.
На доске получился солнышко, которое излучает нам добро и нежность….
Солнце – это символ мира и добра. И у нас никогда больше не будет войны, пусть всегда над головой будет мирное голубое небо и светлое солнце. Давайте все вместе споем песню «Пусть всегда будет солнце».
Я желаю вам мира и счастья. Спасибо за урок.
Лист самооценки ученика _________________________________
|
Вид работы |
Оценка |
1. |
Устный счет |
|
2. |
УУу Удивительный квадрат |
|
3. |
Решение уравнения |
|
4. |
Игра «Поле чудес» |
|
5. |
Тест |
|
6. |
Итоговая оценка |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.