Вставайте, люди русские

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда находились великие герои, ведущие народ на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства. «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская земля!» Александр Невский Перелистаем страницы русской истории Итак, начало XIII в. Русь задыхается под татаро-монгольским игом. Вся южная часть Русского государства изнемогает от жестокости завоевателей. А с севера новая беда – шведы да немцы. В 1240 г. Князь Александр Ярославич наголову разбил отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке Неве, и победитель получил за это прозвище Невский. О том в народе даже песни складывают.
Иконка файла материала 12.docx
Вставайте,  люди русские _______________________________ Содержание: 1. Историческая, музыкально­ патриотическая тема. 2. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди  русские!» из кантаты С. Прокофьева  «Александр Невский». 3. Контраст образов ­ русских  освободителей и немецких рыцарей­ крестоносцев ­ в музыке Прокофьева; Знакомство с жанром кантаты. 4. Музыкальный материал: 1. С. Прокофьев. «Вставайте, люди  русские!», «Ледовое побоище», «Мёртвое  поле», «Въезд Александра во Псков» из  кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в  2. котором ты живёшь» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом музыкального  развития на основе сходства и различия  интонаций, тем, образов. 2. Применять знания основных средств  музыкальной выразительности при анализе  прослушанного произведения.«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси  есть сильны могучи богатыри» ­ так говорил  Илья Муромец о доблестных защитниках  земли Русской. В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда  находились великие герои, ведущие народ на  борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр  Невский, Александр Суворов, Михаил  Кутузов… Имена этих русских полководцев  навсегда вошли в историю Российского  государства. «Кто с мечом к нам войдёт ­ от меча и  погибнет. На том стоит, и стоять будет русская  земля!»  Александр Невский Перелистаем страницы русской истории Итак, начало XIII в. Русь задыхается под  татаро­монгольским игом. Вся южная часть  Русского государства изнемогает от  жестокости завоевателей. А с севера новая  беда – шведы да немцы. В 1240 г. Князь Александр Ярославич  наголову разбил отряд шведских рыцарей.  Битва эта произошла на реке Неве, и  победитель получил за это прозвище Невский. О том в народе даже песни складывают. «А и было дело на Неве­реке, На Неве­реке. На большой воде.Там рубились в войске воинском За великую землю Русскую. За собою войско вёл Александр. Были силы в войске богатырские, Как налево махнут – станет улица, А направо махнут – переулочек. Не уступим мы землю Русскую, Кто придёт на Русь, будет побеждён!» Вскоре после Невской битвы на Русь  двинулись отряды немецких рыцарей­ крестоносцев. Чёрными крестами были  расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на  щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские  прозвали «железной свиньёй». Весной 1242 года на Чудском озере  разыгралось кровавое побоище. «Александр Невский был в самого гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду  озёрному стало жарко. Русские дрались  яростно. Да и как же драться без ярости,  когда позади остались дети и жёны, остались  сёла и города, осталась родная земля с  коротким и звучным названием ­ Русь…» О.  Тихомиров. Русские войска, сражаясь, загнали врагов на  лёд Чудского озера, лёд проломился, и  тяжёлые доспехи увлекли захватчиков под  воду.Художники и композиторы воплотили облик  героического князя и его подвиг в своих  картинах и в музыке. Живопись На картине П. Д. Корина «Александр  Невский» князь изображён во всю высоту  полотна, опираясь обеими руками на  огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы  возвышается над нами, это придаёт образу  особое величие. Полководец изображён в  боевых доспехах – в кованом шлеме, в  стальной кольчуге, рукавицах, наколенниках – на фоне красного плаща и тёмного знамени с  ликом Спасителя. Князь Александр Невский  грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров  и неприступен. Весь его облик говорит: «Кто  на Русь с мечом пойдёт, тот и от меча  погибнет!» На дальнем плане, за фигурой князя, мы  видим белоснежные церкви Великого  Новгорода. Отражение русского города в  картине символизирует Великую Русь. Звуки музыки С. С. Прокофьев. Кантата «Александр  Невский» Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев  написал кантату к художественному фильмупод названием «Александр Невский», в  котором показывают битву на Чудском озере. Именно кантатой, то есть музыкальным  произведением для пения, а не сюитой из  музыки к фильму назвал своё сочинение  Сергей Сергеевич Прокофьев. Почти 300 лет назад появилась многоголосая  бытовая песня – «кант». Слово это в переводе с латинского означает «песня», «пение» и  созвучно итальянскому слову «кантаре», что  означает «петь». Авторами кантов были учителя пения,  студенты, певчие церковных хоров. Канты  посвящались разным событиям. В них  воспевали победу и скорбели о погибших,  осуждали предательство и высмеивали  глупость. При Петре I канты сочиняли для  торжеств по случаю победы. Кантата – это большое произведение,  состоящее из нескольких частей. Она  исполняется в концертном зале хором,  оркестром и певцами­солистами. На сцене не будет декораций. Займут свои  места оркестранты во фраках, выйдет и  построится хор ­ чёткие ряды женщин в  длинных платьях и мужчин в чёрных  костюмах. Дирижёр подаст знак ­ и линия  белых листков прочертит эти стройные ряды:  хористы приготовят ноты. Но начнётсямузыка ­ и всё исчезнет. Перед нами встанет  измученная, разорённая монголами Русь,  собирающая силы для борьбы с новым врагом. «Вставайте, люди русские! На славный бой, на смертный бой!»   Мощно и грозно звучит призыв; то низко,  рокочуще, то высоко и звонко ведут они  мелодию песни. Вот слились вместе, будто  идущие из разных мест ополченцы собрались в единую могучую рать: «Вставайте, люди честные, За нашу землю русскую!» Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди  русские!» из кантаты «Александр Невский» (1 часть хора). 1. Есть ли в этом хоре инструментальное  вступление? 2. 3. 4. Какой музыкальный инструмент звучит во вступлении? (Колокол.) Каков характер звучания колокола?  (Тревожный, призывный, беспокойный.) Какой характер звучания хора?  (Энергичный, смелый, напряжённый.) У композитора в нотном тексте имеется  указание: «решительно, мужественно». 1. Какой хор звучал в этом отрывке –  мужской, женский, детский или смешанный?(Смешанный – слышны были мужские и  женские голоса.) 2. Кто ещё, кроме смешанного хора,  исполнял этот отрывок? (Симфонический  оркестр.) 3. 4. 5. В какой динамике звучит весь отрывок?  (Форте.) В каком темпе звучит отрывок? (В  быстром.) Какому музыкальному жанру близок этот  отрывок? (Маршу.) Вы послушали начальный отрывок. А теперь  послушайте полностью хор «Вставайте, люди  русские!». Обратите внимание на его среднюю часть – изменится ли характер музыки, кто её  будет исполнять? Вернётся ли в конце  музыкальная тема начала? Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди  русские!» из кантаты «Александр Невский»  (полностью). 1. Отличалась ли по своему звучанию  средняя часть хора? (Да.) Какой был характер в этой части?  (Распевный, плавный, мягкий.) Кто исполнял среднюю часть? (Женский  2. 3. хор и симфонический оркестр.) Послушайте текст, который поёт женский  хор. Широко и плавно разлилась вдругмелодия, зазвенела прекрасная высоким,  чистым звоном. «На Руси большой, На Руси родной Не бывать врагу!» И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди  русские!» Теперь уже поёт весь хор, и  женщины, и мужчины, ­ ещё мощнее, и уже  совсем грозно зазвучала песни, сзывая всех на  битву с врагом. «На Руси родной, На Руси большой Не бывать врагу. Поднимайся, встань, Мать родная Русь.» 1. Почему среднюю часть произведения с  этими словами поёт именно женский хор?  (Создаётся впечатление, что женщины  провожают своих мужей на борьбу с врагом  или, что сама Русь просит подмоги у  защитников.) 2. 3. 4. Повторялась ли в конце начальная тема  хора? (Да.) Каков характер финала произведения?  (Возвышенный, мощный, торжественный.) Сколько частей было в хоре «Вставайте,  люди русские!»? (Три части.)5. Каким словом в музыке называется  повторение? (Реприза) А знаете ли вы, мои дорогие друзья, что в  самые первые дни Великой Отечественной  войны, когда не было и не могло ещё быть  песен, зовущих на правое и святое дело ­ на  битву с фашизмом (а как нужны были также  песни сразу же, сейчас же!), когда не была ещё создана прекрасная и суровая песня­призыв  «Вставай, страна огромная!»,­ в эти самые  первые дни по радио во всех уголках нашей  страны звучал именно этот хор из кантаты  Сергея Прокофьева. «Вставайте, люди русские, на великий бой с  захватчиками нашей Родины, за нашу землю»,  ­ сзывала советских людей мужественная  песня. И могучая, жизнеутверждающая  энергия, заключённая в музыке, вселяла  уверенность, рождала волю к победе. Но вернёмся снова к кантате. В музыке кантаты «Александр Невский» С.  Прокофьев создал не только русские  героические образы, но и образы захватчиков. …Мглистый, туманный рассвет над ледяным  полем. Затаённо, тихо начинается «тема  нашествия» немецких рыцарей. К засевшим в  засаде русским войскам приближается  непобедимый доселе стальной клин  тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхаетброня, и сквозь лязг прорываются высокие,  резкие голоса ­ это монахи исступлённо поют  свои католические молитвы. Но и молитвы, и  страшный лязг доспехов ­ всё заглушает  песня, боевая песня русских воинов.  Мужественно и грозно звучат низкие, мощные  голоса русских богатырей... В бой вступает дружина Александра  Невского. У трубы звучит тема «Вставайте,  люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая  тема. Эти темы, как противники в бою,  сталкиваются друг с другом. Потом  вражеская тема слабеет, искажается.  Завершает эту часть тихая и светлая тема  среднего раздела четвертой части «На Руси  родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли  мир и тишина. Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище»  из кантаты «Александр Невский». Окончена ледовая битва. Безмолвно и  неподвижно ледяное поле, только огоньки  факелов мелькают в темноте. Женщины  разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.  «Я пойду по полю чистому...» ­ одиноко  плывёт над снежным простором низкий,  глубокий женский голос. В мелодии,невыразимо печальной, распетой широко, как  протяжные крестьянские песни,­ не  бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И  в огромном, безмерном горе сохраняет  величавое достоинство русская женщина ­  мать, жена, невеста. «Песней невесты» и  названа эта часть кантаты. Поёт песню один  голос. Но этот одинокий голос звучит как  скорбный реквием всего народа, как дань  памяти павших в злой ледовой сече. После  мощной, яркой, многообразной музыкальной  картины ледового побоища, после шума и  грохота этот одинокий голос не только не  нарушает, но ещё сильнее подчёркивает  застывшую, мёртвую тишину ледяного поля. Послушайте, какими словами начинается  отрывок «Мёртвое поле». «Я пойду, пойду по полю белому, Полечу по полю смертному, Поищу я славных соколов, Женихов моих, добрых молодцев. Кто лежит, мечами порубленный, Кто лежит, стрелой пораненный. Напоили они кровью алою Землю честную, землю русскую…» Слушание: С. Прокофьев «Мёртвое поле» из  кантаты «Александр Невский». 1. Какой характер у этой музыки?  (Протяжный, мрачный, тоскливый.)2. 3. Какому жанру народной песни близка  мелодия этой части кантаты? (Плачу.) Кто исполнял эту часть кантаты?  (Симфонический оркестр и певица­ солистка.)  Псков встречает победителей. Снова песня ­  счастливая, радостная. Сверкающей нитью  вьются вокруг её мелодии высокие звенящие  подголоски, чудесно сливаясь с малиновым  перезвоном праздничных колоколов. «На Руси большой, На Руси родной Не бывать врагу!» Мы слышим знакомые мелодии ­ все они уже  звучали в кантате. Чудесно преображённые,  словно одетые в праздничный наряд, они не  потеряли, однако, своей могучей силы ... Слушание: С. Прокофьев «Въезд Александра  во Псков» из кантаты «Александр Невский». Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам  войдёт ­ от меча и погибнет. На том стоит, и  стоять будет русская земля». Кантата окончена. 1. Как называется кантата, музыку из  которой вы прослушали? 2. Какой композитор написал кантату  «Александр Невский»? (Сергей Прокофьев.)3. 4. 5. 6. Произведение о каком герое написал С.  Прокофьев? (Об Александре Невском.) Чем прославился Александр Невский,  почему он получил такое прозвище –  Невский? (Под его командованием русское  войско разбило шведов на реке Неве.) Какое ещё большое сражение он выиграл? (Разбил немцев на Чудском озере.) Какие слова Александра Невского стали  крылатыми? («Кто с мечом к нам войдёт ­ от  меча и погибнет») 7. Как называется произведение, в котором  композитор С. Прокофьев рассказал о  подвигах Александра Невского? («Александр Невский».) 8. 9. В каком жанре создано это произведение? (В жанре кантаты.) Расскажите, что представляет собой жанр кантаты? (Это произведение для  симфонического оркестра, хора и солистов.) Наша страна всегда высоко ценила подвиги  Александра Невского. Он причислен к лику  святых. В ХХ веке, как вы уже знаете, о  знаменитом сражении на Чудском озере был  снят фильм, создана кантата. В 1942 году был учреждён орден Александра  Невского, которым награждали крупных  военачальников за проведение боевыхдействий, в которых было разгромлено много  сил противника. Вопросы и задания: 1. Какие черты русского характера отразил  С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте,  люди русские»? 2. Сравните звучание двух мелодий –  3. русских освободителей и немецких рыцарей.  Что в них общего? Чем они отличаются? Каким музыкальным термином можно  определить развитие музыки в «Ледовом  побоище»? Слова для справок: крещендо,  диминуэндо. Почему? Былины – 3 класс Содержание: 1. Претворение мотивов русских народных  сказок и былин в музыке отечественных  композиторов.2. 3. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства:  характерные типологические особенности. Музыкальный материал: 1. А. Бородин. Симфония № 2  «Богатырская». I часть. Фрагмент  (слушание); 2. В. Гаранин. Былина «Илья Муромец»  (слушание); 3. Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского.  «Родные места» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Различать настроения, чувства и характер  2. человека, выраженные в музыке. Размышлять, рассуждать об  отечественной музыке и многообразии  фольклора. 3. Обнаруживать общность истоков  народной и профессиональной музыки. «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…» Расскажу я вам, ребята, о давних­давних  временах. Ещё и городов на раздольной  русской земле не было, только степи  бескрайние, леса дремучие да озёра и реки  синие. Вода чистая, прозрачная, в той воде  рыбы ­ видимо­невидимо. Но в болотах иозёрах, сказывают, водилась и другая  живность, например, водяной или русалки. А в лесах не только зверьё бродило, но и  леший ходил­поскрипывал. Об этом говорят  древние сказания далёких предков ­ славян.  Передавали они свои рассказы из поколения в  поколение устно: так те и до нас дошли. Много было древних славянских поселений на Руси, и назывались они все по­разному.  Вспоминают, жили когда­то племена антов,  россов (отсюда и название: Русь); позже  появились поляне, древляне, северяне, вятичи, волыняне, бужане... Большой и трудный путь  прошла матушка­Русь с тех давних времён. И  печенеги с половцами разоряли её, и шведы с  немцами нападали с севера, и 200 лет под  игом татарским томился народ русский. Но  выстоял! Силён, знать, духом оказался. А ещё русские люди всегда своим  трудолюбием славились. Землю­матушку  пахали, рыбу ловили, в лесах охотились.  Красоту родного края ценили и сами  старались красоту создавать. То ложечка  расписная, то чаша затейливая, то игрушка  хитроумная выйдет из умелых рук  мастерового. А костюмы какие носили!  Глядеть ­ не наглядеться на узоры, тканые да  вышитые! Ну а уж про сказки, песни да игры и говорить нечего ­ чистый родник воды живой.Именно так называют порой народное  творчество. Народное творчество иногда называют  фольклором. Это слово английское и означает вот что: фольк ­ народное, лор ­ знание или  мудрость. И действительно, русский  фольклор ­ воистину неиссякаемый источник  красоты и мудрости! Композитор М.  Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет  народ, а мы, композиторы, только аранжируем (аранжируем ­ изменяем, излагаем) её». Если в календарных обрядовых песнях, в  плясовых и хороводных мы сами являемся  участниками действия, то в старинных  былинах обязательно есть тот, кто нам  рассказывает, a мы всего лишь внимательно  слушаем. Эпос  так называют эти старинные  предания. Эпические песни­сказания о давно  прошедших временах, иногда с элементами  фантастики. Свой эпос есть у каждого народа  (украинские думы, норвежские саги, немецкие сказания о нибелунгах, французские песни о  Роланде...). Плывут звуки яровчатых гуслей, и величавая,  распевная речь неторопливо повествует о  прославленных богатырях времён Киевской  Руси: о Вольге и Микуле, о славном Илье  Mypoмцe, о Добрыне Никитиче и Алёше  Поповиче.Слушание: В. Гаранин. Былина «Илья  Муромец». Главный герой картины – сказитель Баян –  находится не по центру. Художник Виктор  Васнецов показывает нам, что главное не то,  как выглядит Баян, а что он рассказывает. По  этой же причине большинство собравшихся не смотрит на старца с гуслями, а погружено в  свои мысли. Грозовое небо и сильный ветер, развевающий  седину старца, будто вторят его рассказу о  великих сражениях и героизме русского  народа. Лица слушателей, серьёзные и  напряжённые, наводят на мысль, что  повествуемое слепым Баяном вызывает у них  чувство решимости. Возможно, скоро  предстоит сражение, и старец, рассказывая о  подвигах защитников Руси, настраивает всех  на победу. Всё может родная земля: накормить хлебом,  напоить из родников, удивить своей красотой.  Вот только защитить сама себя не может. А  потому защита родной земли – это  обязанность всех тех, кто ест её хлеб, пьёт  воду, любуется её красотой. Народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах в древности были сложены песни –  былины. Былины пелись и сказывалисьодновременно. Они относятся к  произведениям народного творчества.  «Богатырская» тема представлена в музыке  русского композитора Александра  Порфирьевича Бородина. Вторая симфония Бородина так и называется  – «Богатырская». Слушая эту музыку,  испытываешь ощущение силы, бодрости,  света, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские  заставы ­ весь образ далёких веков. Про героев давних времён рассказывают нам и замечательные картины художников. Перед  вами картина, которую написал  замечательный русский художник Виктор  Васнецов. Художник никогда не видел  богатырей. Они жили намного раньше  художника. Но он слушал, что поёт и  рассказывает про богатырей народ, ­ и  представил их себе, вообразил их. И теперь  для нас богатыри именно такие, как на  картине В. Васнецова. Остановились в чистом поле три богатыря.  Посредине на вороном коне – Илья Муромец,  славный богатырь. Сила и мудрость  чувствуется во всём его облике. Он зорко  смотрит вдаль из­под ладони. В одной руке  копьё, в другой – тяжёлая палица. Стоит под  ним конь, слегка потряхивая бубенчиками подчёлкой. Конь спокоен, только зло косит глаза  в сторону врага. Крестьянский сын Илья  Муромец совершал подвиги не ради славы, а  потому, что любил свою землю, свой народ. Слева на белом коне – Добрыня Никитич ­  представителен и величав. Он достаёт  булатный меч. Щит у Добрыни каменьями  украшен, меч у него булатный, а взгляд­то у  него пристальный. Под ним белый  длинногривый конь стоит, ноздри раздувает,  видно, врага чует. Справа от Ильи – Алёша Попович. В левой  руке у него лук, а по правую руку гусельки  яровчатые. Алёша и песни петь, и воевать  умеет. Лукава усмешка на его губах, вот  сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён  он скромнее. Рыжий конь Алёши под стать  ему: низко опустил голову, чтобы пощипать  травы, но уши навострил. Хитёр Алёша! Не  смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит  да тугой лук держит наготове. Три богатыря стоят на широкой равнине.  Вдали темнеют холмы родной земли. Чутко  вслушиваются богатыри: не видать ли врага,  не обижают ли кого? В небе клубятся белые тяжёлые облака.  Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по  выжженной солнцем земле. Хищная птица,  парящая над кромкой леса, и серыемогильники вносят дополнительную  интонацию опасности. Но весь облик  богатырей говорит о надёжности защитников  Русской земли. Слушание: А. Бородин. Симфония № 2  «Богатырская». I часть. Все стороны своей жизни отразил русский  народ в сказках, песнях, былинах. И живут  они долго ­ много веков. Собирают их,  изучают и чтут как самое дорогое сокровище,  как память о прошлом. А что же может быть  дороже памяти? Как устоит дерево без  корней? Но ведь и правда, искусство похоже  на большое дерево. Корни его ­ это народное  творчество. Ветви ­ искусство  композиторское: сколько талантов расцветает на ветвях этого необычного дерева! По стволу же бегут те живительные соки, которые и  питают таланты.Музыкальные вариации – 3 класс Содержание: 1. 2. Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной  форме. 3. Изменения характера темы в условиях  вариационного развития. Музыкальный материал: 1. П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть.  Фрагмент (слушание); 2. 3. «Во поле берёза стояла». Русская  народная песня (слушание); «Во сыром бору тропина». Русская  народная песня (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом и результатом  музыкального развития на основе сходства и  различия тем, образов.2. Распознавать художественный смысл  вариационной формы. Все знают песню «Во поле берёза стояла». У  этой песни композитора нет. Её принято  называть русская народная песня. Дело в том,  что песню «Во поле берёза стояла» сочинили  очень давно, когда люди не знали азбуки, не  умели читать и писать, не умели записывать и  музыку. Но песня эта живёт много­много лет,  её знали ещё ваши мамы, бабушки и дедушки.  Кто сложил такие песни – неизвестно,  поэтому принято считать, что их сложил  народ. Вот они и получили такое название ­  народные. Вы уже знаете, что такое опера (музыкальный  спектакль, где все поют), балет (музыкальный  спектакль, где все танцуют). А какой оркестр  исполняет музыку в операх и балетах?  (Симфонический.) Но, оказывается, для симфонического  оркестра композиторы сочиняют ещё и  специальные произведения, которые так и  называются – симфонии. Симфонией  называется произведение крупной формы.  Если песня или музыкальная игра могут  длиться всего несколько минут. То симфония  может звучать полчаса, целый час и даже  дольше.Песню «Во поле берёза стояла» использовал в  своей симфонии композитор Пётр Ильич  Чайковский. Послушайте отрывок из его  симфонии, где звучит тема этой песни. 1. Какой оркестр исполнял это  произведение? (Симфонический.) 2. 3. Как называется это произведение?  (Симфония.) Какую знакомую музыку вы услышали в  этой симфонии? (Русскую народную песню  «Во поле берёза стояла».) 4. Песня «Во поле берёза стояла»  прозвучала в этой симфонии несколько раз.  Везде ли она звучала одинаково? 5. Менялась ли в это песне сила звука? Какие музыкальные инструменты вы  6. услышали? 7. В каком темпе исполнялась симфония?  (Быстро, стремительно.) 8. Какой композитор сочинил симфонию с  использованием темы песни «Во поле берёза  стояла»? (Пётр Ильич Чайковский.) Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в симфонии 6 раз, её  исполняют разные инструменты оркестра.  Мелодия разрабатывается, приобретает  разный характер, меняет свой облик и как  будто живёт новой жизнью.