1.орг мом
-Здравствуйте! Садитесь!
-Знаешь, мама, день обычный
Без тебя нам не прожить!
Слово мама так привычно
С первых дней нам говорить!
Стоит только приглядеться, –
Целый мир согрет вокруг
Теплотою маминого сердца,
Нежных, добрых рук...
Наши беды и невзгоды
Отступают пред тобой,
Всё ясней нам с каждым годом,
Как за нас ведешь ты бой!
Мама, – друга нет дороже –
Веришь ты в наш каждый взлет!
Кто еще, как ты, поможет?!
Кто еще, как ты, поймет?!
(М. Садовский)
-Недавно мы в нашей стране отмечался день Матери, и сегодня на уроке мы тоже немного поговорим мамах.
2. акт зн
- У вас на столах лежит текст стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Я помню руки матери моей…», давайте выразительно прочитаем его.
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
-Какова тема стихотворения? (О чём оно?)
-В каких словах выражена его главная мысль?
Работа со словарём.
- …… с помощью толкового словаря подготовил значение слова «святой». Вспомните, какие слова называются синонимами?
-Какие синонимы к слову святой есть в этой словарной статье?
- Почему автор выбрал именно это слово?( оно точно передает мысль, трепетное уважение к матери, к труду).
- …….. получают карточки с заданиями.
Остальные работаем вместе.
Задание классу: расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.
-какие члены предложения противопоставлены главным? Второстеп.
-мы с вами изучили раздел второстепенные члены, и впереди у нас контрольная работа, поэтому сегодня мы вспомним все, что знаем о второстепенных членах предложения.
-Сформулируйте тему урока.
Определите задачи, которые мы будем решать на уроке.
/ повторить сведения о второстепенных членах предложения,
закрепить умение различать второстепенные члены предложения.
-Назовите характеристику предложения в зависимости от наличия второстепенных членов ( распр/нерасп)
- Поясните, какие предложения называются распространенными? (в кот. есть второстепен члены)
-Назовите их.
-Что такое определение?
- К какому члену предложения относится определение?
(Определения относятся к дополнениям, выраженным существительными или к подлежащим, выраженным существительными).
-Виды определения……
-Разновидность определения
-дополнение
- К какому члену предложения относится дополнение?
(Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным).
- Какими частями речи выражаются дополнения? (Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола
- Чем отличаются прямые дополнения от косвенных?
-обстоятельство
- Назовите основные группы обстоятельств?
- К какому члену предложения относится обстоятельство?
(Обстоятельства относятся к сказуемым- глаголам).
- Какими частями речи бывают чаще всего выражены второстепенные члены предложения?
(Обстоятельства – наречиями, определения – прилагательными и причастиями, дополнения – существительными).
-Какую роль играют второстепенные члены предложения?
(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).
- Для чего мы их изучаем?
(Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).
3.тема урока
-работа с тестом.1 ряд подчеркнуть опред, 2- дополнения, 3- обстоят. Указать, чем выражены.
Проверка на слайде.
-Найдите в предложениях приложения. Что они обозначают и на что указывают?
1)Старушка-мать, бывало, под окном сидела.
2)Роман «Мать» М.Горького вызывает споры критиков.
3) Газета «Женские новости» содержательна и интересна.
-определить роль глаголов в неопределенной форме.взаимопроверка
* Мать научила меня понимать серьёзную музыку.(Дополнение)
*Сбылась мечта мамы поехать в отпуск. (Определение)
*Она пришла рассказать новости. (Обстоятельства)
- Творческое задание. Распространите предложения
Моя мама увлекается (чем?)…
Моя мама готовит (что?) (как?).
Моя мама (какая?)
- синтаксический разбор/(карточки)
Мама - это самый лучший друг, который выручит в трудной ситуации, всегда поможет в беде и даст нужный и своевременный совет.
4.рефлексия.тест.
5.итог.оценки.дз
На 5-задания контрольные по теме подготовить. На 3- разбор предложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.