Введение в МХК.Первобытная художественная культура.
Оценка 4.7

Введение в МХК.Первобытная художественная культура.

Оценка 4.7
Лекции +2
pptx
МХК +1
11.02.2020
Введение в МХК.Первобытная художественная культура.
Введение в МХК.Первобытная культура.pptx

Введение в мировую художественную культуру

Введение в мировую художественную культуру

Введение в мировую художественную культуру. Первобытная художественная культура

План: 1. Введение. Мировая художественная культура и ее роль в жизни общества

План: 1. Введение. Мировая художественная культура и ее роль в жизни общества

План:

1. Введение. Мировая художественная культура и ее роль в жизни общества.
2. Происхождение изобразительной деятельности в первобытной культуре.

Введение. Мировая художественная культура и ее роль в жизни общества

Введение. Мировая художественная культура и ее роль в жизни общества

1. Введение. Мировая художественная культура и ее роль в жизни общества.

В латинских источниках впервые слово культура встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—148 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.
Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума. В современном значении слово культура употребляется с XVIII века.

Марк Порций Катон Старший

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
Слово культура вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х годов XIX века.
в России появилась работа, автор которой дал развернутое определение и теоретическое обоснование понятию культура. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Д. М. Велланского (1774—1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира».

Данило Михайлович Велланский

В настоящее время существует более 500 определений культуры , претендующих на раскрытие сущности данного понятия

В настоящее время существует более 500 определений культуры , претендующих на раскрытие сущности данного понятия

В настоящее время существует более 500 определений культуры, претендующих на раскрытие сущности данного понятия.
Культура – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития человека.
Культура – это совокупность духовного опыта человечества.
Культура – это созданная человеком часть окружения.
Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя.
Культура – это общий и принятый способ мышления.
Культура – это то, что отличает человека от животного.
Культура – это система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.

Марк Туллий Цицерон

Введение в МХК.Первобытная художественная культура.

Введение в МХК.Первобытная художественная культура.

Искусство создает свою модель мира через художественный образ

Искусство создает свою модель мира через художественный образ

Искусство создает свою модель мира через художественный образ. Искусство – средство познания мира, но в отличие от науки – это целостное, образное отражение мира.
Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Граффити на одной из стен в Риме.

Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г.

Происхождение изобразительной деятельности в первобытной культуре

Происхождение изобразительной деятельности в первобытной культуре

2. Происхождение изобразительной деятельности в первобытной культуре.

Историческое деление развития культуры принято считать по эпохам. Первобытная культура делится на несколько эпох, или периодов.
Эпоха палеолита — древнекаменного периода — свыше двух миллионов лет назад —ранний палеолит, 35—11 тысяч лет до н. э.— поздний палеолит.
Эпоха мезолита — среднекаменного периода—10—6 тысяч лет до н. э.
Эпоха неолита — новокаменного периода—6—4 тысячи лет до н. э.
Эпоха энеолита, или медный век,—3 тысячи лет дон.э.
Бронзовый век — Бронзовый век — II — начало I тысячелетия до н. э.

Раннему палеолиту соответствует понятие «Ашельская культура», существовавшая в

Раннему палеолиту соответствует понятие «Ашельская культура», существовавшая в

Раннему палеолиту соответствует понятие «Ашельская культура», существовавшая в Европе и Азии и названная так по предместью города Амьена во Франции — Сент-Ашёль. Главные орудия труда этого периода — каменные ручные рубила. Основной вид деятельности человека — охота и собирательство.

макролиты — ручные рубила, отщепы

Шелльская культура (также ранний палеолит) распространялась в

Шелльская культура (также ранний палеолит) распространялась в

Шелльская культура (также ранний палеолит) распространялась в Евразии и Африке. Названа по городу Шель (Шелль) около Парижа.
Мустьерская культура, названная по пещере Ле-Мустье во Франции, позднейшая культура раннего палеолита, распространенная в Южной и Западной Европе, в Южной Азии, Африке. Для нее характерны пещерные стоянки и грубые каменные орудия. Люди, обитавшие в это время на Земле, получили название неандертальцев (от долины реки Неидер-тали в Германии, где были впервые обнаружены их ископаемые останки ).

Ориньякская культура —культура позднего палеолита, следы которой обнаружены, в

Ориньякская культура —культура позднего палеолита, следы которой обнаружены, в

Ориньякская культура —культура позднего палеолита, следы которой обнаружены, в Западной Европе. Название произошло от пещеры Ориньяк во Франции. В это время появляются кремневые пластины со следами тщательной обработки, скребки, костяные наконечники копий, лук и стрелы. Именно ориньякская культура подарила миру грандиозные росписи и наскальную живопись, изображающую главным образом животных.

Венера Гальгенбергская

Дюфурский скребок

В эпоху мезолита зарождается искусство многофигурной композиции, в которой человек часто играет главенствующую роль

В эпоху мезолита зарождается искусство многофигурной композиции, в которой человек часто играет главенствующую роль

В эпоху мезолита зарождается искусство многофигурной композиции, в которой человек часто играет главенствующую роль.
Новокаменный век стал по-своему революционным в развитии цивилизации. Простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое водонепроницаемое вещество. Появление керамики — один из основных признаков неолитической эпохи, которую поэтому называют иногда керамическим веком.

Введение в МХК.Первобытная художественная культура.

Введение в МХК.Первобытная художественная культура.

Медный и бронзовый века сменили каменный

Медный и бронзовый века сменили каменный

Медный и бронзовый века сменили каменный. Люди научились добывать руду и путем плавления в специальных земляных печах получать металл: медь, бронзу, а затем и железо. Именно в это время начинают возникать древнейшие государства Месопотамии и Древнего Египта. Начался новый этап в развитии человеческой цивилизации, получивший название «Культура древнего мира».

Оружие из бронзы иньского времени в Китае.

Религия Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад

Религия Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад

Религия
Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад.
Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ — духов, демонов и т. п. Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни.

Тотемизм : вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определенным предметом, видом растений, животных или явлением природы — с другой

Тотемизм : вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определенным предметом, видом растений, животных или явлением природы — с другой

Тотемизм: вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определенным предметом, видом растений, животных или явлением природы — с другой. Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемиче-ской группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т. п.

Более высокая форма первобытных верований — анимизм, то есть вера в духов и душу

Более высокая форма первобытных верований — анимизм, то есть вера в духов и душу

Более высокая форма первобытных верований — анимизм, то есть вера в духов и душу. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления л предметы природы.
Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков — почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь потомков.

Мифы Слово «миф»— греческое и буквально означает «предание, сказание»

Мифы Слово «миф»— греческое и буквально означает «предание, сказание»

Мифы
Слово «миф»— греческое и буквально означает «предание, сказание». Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов, как природных, так и культурных.
Мифология — это совокупность сказаний о богах и героях и система фантастических представлений о мире.

Предпосылки мифологической логики: 1

Предпосылки мифологической логики: 1

Предпосылки мифологической логики:
1. Первобытный человек не выделял себя из окружающей среды (природной и социальной).
2. Мышление сохраняло черты взаимопроникновения (диффузности) и нерасчлененности, было почти неотделимо от эмоциональной сферы.
→ Наивное очеловечивание всей природы.
Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния.
Важнейшая функция мифического времени и самого мифа — создание примера, модели, образца.

Категории мифов 1. Мифы этиологические (то есть причинные, объяснительные)

Категории мифов 1. Мифы этиологические (то есть причинные, объяснительные)

Категории мифов
1. Мифы этиологические (то есть причинные, объяснительные). Они объясняют появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и т. д.
2. Мифы космогонические (наиболее поздние по происхождению). Они повествуют о происхождении Вселенной в целом и ее частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчетливо звучит пафос превращения беспорядочного хаоса в космос. В них отражаются представления о структуре мира, описываются его различные модели: вегетативная, или мировое древо (корни — подземное царство, ствол — земля, крона — небесное царство), зооморфная или антропоморфная, в которых начало жизни на Земле было положено каким-либо животным или мифическим героем.

Частью космогонических мифов стали антропогонические — о происхождении человека, первых людей или племенных первопредков

Частью космогонических мифов стали антропогонические — о происхождении человека, первых людей или племенных первопредков

3. Частью космогонических мифов стали антропогонические — о происхождении человека, первых людей или племенных первопредков. Происхождение человека может объясняться в мифах как превращение тотемных животных, как отделение от других существ, усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ, их «доделывание», а также как порождение богами или изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п.
4. Мифы астральные — о звездах и планетах. В архаических мифологических системах звезды или целые созвездия часто представляются людям в виде животных, реже — деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. д. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звезды или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жен или сыновей жителей неба).

Мифы солярные или лунарные — разновидность астральных

Мифы солярные или лунарные — разновидность астральных

5. Мифы солярные или лунарные — разновидность астральных. В архаических мифологиях Солнце и Луна часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже — родителя и ребенка, причем Луна (Месяц) — большей частью отрицательный персонаж, а Солнце — положительный. В более древних, примитивных лунарных мифах Месяц представляется чаще в виде мужского начала, а в более развитых — женского. Небесному существованию Луны и Солнца (как и звезд) иногда предшествуют земные приключения пары мифологических героев.
6. Мифы близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым. считалось уродливым. Наиболее ранний пласт близнечных представлений наблюдается в зооморфных близнечных мифах, предполагающих родство между животными и близнецами.

Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества

Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества

7. Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества. В основе этих мифов лежат представления о фантастическом, сверхъестественном родстве между определенной группой людей (родом, племенем) и тотемами.
8. Мифы календарные породили календарные обряды, связанные с регулярной сменой времен года, в особенности с возрождением растительности весной, обеспечением урожая.
9. Мифы героические воспроизводят важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя. Биографическое начало в героическом мифе в принципе аналогично космическому началу в космогоническом мифе, только здесь упорядочение хаоса отнесено к формированию личности героя, способного в дальнейшем поддержать своими силами космический порядок.

Мифы эсхатологические — о «последних» вещах, о конце мира — возникают относительно поздно (эсхатология — от греч

Мифы эсхатологические — о «последних» вещах, о конце мира — возникают относительно поздно (эсхатология — от греч

10. Мифы эсхатологические — о «последних» вещах, о конце мира — возникают относительно поздно (эсхатология — от греч. «последний», «конечный»— религиозное учение о загробной жизни единичной человеческой души; всемирная эсхатология — учение о цели космоса, истории и их конце). Они опираются на модели мифов календарных и космогонических. В противоположность космогоническим мифам эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении — гибели суши во всемирном потопе, превращении космоса в первобытный хаос и др. Трудно отделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великанов или старшего поколения богов, живших до появления человека, о периодических катастрофах и обновлении мира), от мифов о конечной гибели мира. Более или менее развитую эсхатологию мы находим в мифах аборигенов Америки, в мифологиях древнескандинавской, индуистской, иранской, христианской (евангельский «Апокалипсис»),
Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушения права и морали, распри, преступления людей, требующие возмездия богов.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020