Вводное занятие: знакомство с техникой «Эбру»
Оценка 4.6

Вводное занятие: знакомство с техникой «Эбру»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл—8 кл
14.07.2021
Вводное занятие: знакомство с техникой «Эбру»
Познакомить учащихся с нетрадиционными техниками изобразительного искусства «Эбру», а также приемами работы в данной технике; - Формировать у учащихся навыки работы в технике «Эбру»;
План-конспект урока изо Эбру.doc

План – конспект занятия

Вводное занятие: знакомство с техникой «Эбру»

Автор: Нагорная Наталья Владимировна, учитель ИЗО и черчения,

             МБОУ «СОШ №31 имени А.П. Жданова», г. Братск

 

Тема занятия: Знакомство детей с техникой рисования на воде «Эбру»

Класс: 5

Цель: формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе      

            рисования «Эбру»

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с нетрадиционными техниками

  изобразительного искусства «Эбру», а также приемами работы в данной   

  технике;

- Формировать у учащихся навыки работы в технике «Эбру»;

Развивающие:

-  Стимулировать стремление своими руками создавать красоту;

-  Развивать творческое воображение, навыки коммуникативной

   культуры и сотрудничества;

Воспитательные:

- Дать возможность учащимся почувствовать себя творцами;

- Воспитать нравственно - эстетическое отношения к миру, а также интерес к  

  новому виду творчества;

-Развить творческие способности обучающихся, художественный вкус,    

  фантазию, воображение, умение понимать и ценить прекрасное;

Материально – техническое обеспечение занятия:

- экран;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

Методы обучения: обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения, личностно – ориентированный подход

Наглядные пособия: Видеофильм, мультимедийная презентация, музыкальные композиции, картины в технике «Эбру»

Оборудование для учеников:

листы бумаги для акварели, краски для рисования на воде, веерные кисти,

раствор для рисования, широкая ёмкость для воды, деревянные палочки, салфетки, перчатки

Межпредметные и внутрипредметные связи: искусство, история

Ход занятия

1.     Основные этапы занятия.

2.     Организация группы и постановка цели, задач занятия. Организация восприятия и осмысления новой информации.

2.1 Сообщение о новой нетрадиционной технике.

2.2  Показ техники «Эбру».

3.     Физминутка.

4.     Выполнение практического задания учащимися

5.     Подведение итогов. Рефлексия.

6.     Итог занятия.

1.Организация группы и постановка цели, задач занятия.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы узнаем много нового,

создадим творческую работу. А сейчас проверим вашу готовность к занятию. Вижу, что, все готовы. А теперь улыбнулись друг другу и мне. А я желаю вам творческого настроения.

Нет ни одного из вас, который бы не хотел научиться делать очень красиво и быстро настоящие шедевры. Чем же и на чем можно рисовать? (ответы детей): на бумаге, на дереве, на ткани, на стекле. Красками: масляными, витражными и акварельными, гуашью, углем, мелками, карандашами.

А знаете ли вы, что можно рисовать на воде? Я думаю, теперь вы догадались, что у нас сегодня будет необычное рисование. Как называются необычное рисование, техники в изобразительном искусстве? Правильно, нетрадиционные. Давайте подумаем, как все то, о чем вы мне рассказали объединить в одно предложение – которое и будет темой нашего занятия. Правильно, нетрадиционные техники в изобразительном искусстве. Но их

много и одна из них - рисование на воде. Название восточное – «Эбру».

И тема нашего занятия будет звучать так: «Нетрадиционная техника в

изобразительном искусстве «Эбру».

     2.Тема занятия

«Нетрадиционные техники в изобразительном искусстве «Эбру».

Как вы думаете, какова цель нашего занятия?

Знакомство с нетрадиционной техникой в изобразительном искусстве с «Эбру».

Задачи:

2.1.  Познакомимся:

С историей техники «Эбру», видами декорирования, с инструментами и

материалами.

2.2. Узнаем:

Об особенностях красок

2.3. Опробуем: новую технику рисования на воде.

3.Организация восприятия и осмысления новой информации.

Сегодня мы будем рисовать на воде с помощью техники «Эбру».

К концу нашего занятия вы должны ответить на вопрос, как и для чего можно использовать эту технику в домашних условиях?

Слайд 1

Учитель: Эбру … Не правда ли, звучит красиво и загадочно? Эбру это искусство рисования на воде. Это древнейший способ создания узоров с эффектом мрамирования. Творческий момент происходит на воде, этом естественном полотне, которое принимает участие в процессе от начала и до конца Вода — это самое интересное и непредсказуемое вещество на земле. Она дает жизнь. Она живет своей жизнью, имеет память и свой характер…

Слайд 2

Учитель: История возникновения эбру окутана тайной. Эбру зародилось на Востоке (по некоторым данным, в Индии) в глубокой древности и в последующем распространилось на территорию Пакистана и Турции. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно – Эбру появилось

на Востоке. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было, а значит, появилось намного раньше самого изображения.

Эту технику использовали для украшения книг в переплётном деле. В Европе она достигла вершин совершенства в XVII веке во Франции, где декоративная бумага для книжных переплетов обрабатывалась мармированием масляной краской, клейстером с красителями.

Слайд 3

В наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде. Еще недавно это искусство могло исчезнуть в Турции и стать только красивым воспоминанием. Но сегодня традиции эбру бережно сохраняются, оберегаются и популяризируются – устраиваются многочисленные выставки картин эбру, продаются

шелковые шарфы, веера, книги, медальоны. Сегодня этому искусству можно учиться – секретами делятся мастерицы, устраивающие красочные представления прямо на улицах и в парках турецких городов. А можно самим попробовать «потанцевать» с красками.

А теперь я разделю вас на группы и раздам материал, который вы должны изучить за небольшой промежуток времени и помочь мне закончить теоретическую часть вопроса используя презентацию. (Обучающиеся изучают материал)

Слайд 4

Значение слова эбру.

Учитель: «Искусство облаков» так называли мармирование в Турции в 15веке. Нет единого мнения, как правильно переводится само слово «эбру». Кто-то считает, что оно произошло от арабского слова «ab-ru», что в переводе означает «вода для лица». Больше всего сторонников у версии, что «эбру» произошло от персидского слова «ebri», которое переводится как «облако». Ведь рисунки на воде, сделанные в технике эбру, очень похожи на облака. Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «В султанском дворце-музее

Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы Gay-i», Çevgan"Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы , написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру.

Слайд (комментирует обучающийся) 5 В мире искусство эбру называют Турецким мраморированием. Способ окрашивания поверхностей

специальными красками, которые при добавлении их в воду, создают на ее поверхности причудливые разводы.

Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства мармирование.  В разных источниках это называется - "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы мрамирование" Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы или "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы мармирование"Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы. И так, и так правильно. Путаница с названием произошла из-за перевода заграничных «имен»: по-немецки мрамор — der мarmor, по-испански — el marmor, по-английски — marble, по-итальянски -marmo – мрамор. Но известно марморирование было уже давно.

Эбру резко отличается от того рисования, к которому привыкли мы. Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение.

Ребята, если вы впервые услышали про искусство рисования на воде, то вам стоит посмотреть видео Эбру, из которого вы сразу поймете, что же это за искусство. (Показ видео).

Слайд 6

Учитель: существуют 2 способа рисования на воде – техники эбру и суминагаши.

Причем очень древние. Только родина суминагаши – Япония, а техника эбру пришла к нам из Турции. «Суминагаси» так звучит по-китайски древнее и возрождающееся вновь искусство мармирования и переводится на европейское понятие как — ветер, рисующий всплеском воды.

Различаются эти техники и приёмами, и материалами. Прежде всего, суминагаши – это именно рисование на воде, а для эбру используется специальный раствор: смесь воды с соком (нектаром) турецкого растения - эндемика гевены. Этот компонент придает воде дополнительную клейкость. Краски для обеих техник – эбру и суминагаши– используются нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды.

Слайд 7 (комментирует обучающийся)

Для суминагаши вода наливается в прямоугольную ванночку-корытце, а краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы. Для начала рисования вода приводится в движение путём обыкновенного «взбаламучивания» рукой или любым подручным инструментом – либо

можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности воды появляются цветные разводы, после чего в ванночку помещается бумага. Итог такого рисования на воде – «картина» суминагаши – представляет собой лист бумаги с причудливым «мраморным» рисунком.

Слайд 8

Учитель: Техника эбру сложнее. Этот способ рисования на воде требует

осторожности, аккуратности и терпения. Начинается процесс с того же, что

и суминагаши – в прямоугольную емкость наливается раствор-основа, но специальные краски наносятся вручную особыми инструментами. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному, но «текстура» рисунка, выполненного в технике эбру, отличается от суминагаши. С помощью тех же красок поверх мраморного фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки – либо сохраняется только фон.

После помещения в ванночку листа бумаги этот фон отпечатывается на ней, затем бумага высушивается, и на неё с помощью трафарета наносится рисунок.

Слайд 9

Традиционно для техники эбру инструменты – своего рода «кисти» – изготавливаются из розового дерева и конского волоса.

Техника передавалась от мастера к ученику, из поколения в поколение. Кисти для Эбру и краски – все делали только из натуральных материалов.

Кисти (фырчалар). Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.

Шило (биз). Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности китре так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки и т.п.

Гребень (tarak-тарак). Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.

Слайд 10

Краски (бойалар). Краски для эбру делали только из натуральных материалов. В воду для вязкости добавляли траганкантовую камедь, а краски делали из пигментов, растертых в порошок, с коровьей желчью для большей текучести. Сейчас, конечно, Эбру делают с использованием более современных компонентов. Они очень жидкие по консистенции, по сути

 цветная вода. Для достижения вязкости в воду добавляют специальный раствор: смесь воды с соком (нектаром) турецкого растения-эндемика гевены– Астралагус, который готовится за 12 часов до начала работы.

Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:

Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.

Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.

Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки – ближе к изумрудному.

Темно-синий: особый сорт натуральной синьки.

Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки.

Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.

Красный: оксид железа из листьев красной капусты.

Посмотрите работы, выполненные в технике эбру и суминагаши. (Просмотр слайдов).

Учитель: А вот работы, выполненные учениками нашей школы. Согласитесь, что они выполнены профессионально. Я надеюсь, что ваши работы будут такими же яркими и необычными.

Теперь, когда мы все узнали о новых техниках, можно приступить к практической части.

Но перед этой сложной работой мы должны размяться.

Физкультминутка.

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки, посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже, наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!

3.Выполнение практического задания.

Учитель: А сейчас мы приступим к практической части нашего урока.

Правила ТБ.

Учитель: во время работы необходимо надеть перчатки, чтобы краска не

испачкала руки и не смогла раздражать кожу на руках.

Начинаем творить чудеса своими руками

Слайд 11

Этапы рисования:

1.     Наливаем раствор воды с соком (нектаром) турецкого растения – эндемика гевены.

2.     Берём краску и с помощью пипетки капаем в воду несколько капель.

3.     Чем больше берём разных красок, тем ярче рисунок.

4.     Далее берём кисть, изготовленную из розового дерева и конского волоса. Наносим на кисть краску и стучим над поверхностью латка.

5.     С помощью спицы выводим различные узоры.

6.     Капаем в воду одну каплю краски и начинаем выводить цветок тюльпан.

7.     Переводим рисунок на бумагу.

8.     Рисунок готов.

Разложим наши рисунки на бумагу для просушивания.

Учитель: Узнав в новой технике о свойствах красок растекаться по поверхности воды, свойствах раствора (он должен быть вязким), вы сможете дать мне ответ на поставленный вопрос в начале урока. Можно ли в домашних условиях создать подобие эбру, не имея специальных красок и специального раствора?

Это для вас трудный вопрос?  Тогда обратите внимание на предметы, которые находятся на столике. Это - вода, канцелярский клей, масляные краски, витражные краски, лак для ногтей, клей для обоев, предметы из стекла, коробочки, ткань, пена для бритья, чашка с кофе.

Возможные ответы детей.

Учитель: Эбру в домашних условиях возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение.

Некоторое подобие рисования на воде в технике эбру можно попробовать воспроизвести в домашних условиях. В воду для рисования эбру можно добавить немного конторского клея, краски использовать масляные. В краски тоже можно добавить клей.

Разумеется, эта кустарная техника – только подобие эбру.

Техника погружения подходит для пластмассовых яиц, шаров, стекла, дерева, папье-маше, надувных шаров, свечей, металла и полистирола. Все предметы

должны быть гладкими и непокрытыми краской, а также для бумаги.

Для этого лучше всего подойдут масляные краски. Для уменьшения

растворимости красок можно добавить в них канцелярский клей.

Как можно эту технику использовать в современных условиях для создания картин или подготовки основы для картины?

Одна из идей подобного рисования - использовать для рисунка на воде лак для ногтей, который хорошо расплывается по воде, а потом интересным рисунком прилипает к бумаге. Недостатком такого рисунка является то, что не всякая краска ляжет поверх лака, если нужна будет доработка картины.

Можно использовать клей для обоев – эта техника подходит для бумаги и тканей размером от А5 до А4. Вместо воды используется клей для обоев — это предотвращает слишком быстрое погружение предмета и также позволяет создавать более точные рисунки.

 Рисуют на поверхности в чашечке кофе, на пене для бритья

Сделав бумагу с уникальными узорами, можно легко наделать открыток к праздникам, рамочек или обтянуть такой бумагой подарочные коробки.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

А теперь подведем итоги нашего занятия.

Ребята! Вы все на отлично справились с практическим заданием. Молодцы!

Учитель: А теперь ответьте мне на такие вопросы:

-С какими нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве вы сегодня познакомились?

Ответы детей (эбру).

-Какие же поверхности предметов можно преобразить с помощью мрамарирования?

Ответы детей (стеклянные, керамические, бумажные, картонные, деревянные, пластиковые, гипсовые, тканевые)

Учитель: Вы познакомились и попробовали эту технику. Поняли, что она способна придать декоративный эффект любой поверхности.

Применив новую технику, создайте ваше произведение искусств!

 Я желаю вам творческих успехов!


План – конспект занятия Вводное занятие: знакомство с техникой «Эбру»

План – конспект занятия Вводное занятие: знакомство с техникой «Эбру»

Выполнение практического задания учащимися 2

Выполнение практического задания учащимися 2

Учитель: История возникновения эбру окутана тайной

Учитель: История возникновения эбру окутана тайной

Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства мармирование

Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства мармирование

С помощью тех же красок поверх мраморного фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки – либо сохраняется только фон

С помощью тех же красок поверх мраморного фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки – либо сохраняется только фон

Поэтому ее нужно очень долго перемешивать

Поэтому ее нужно очень долго перемешивать

Возможные ответы детей. Учитель:

Возможные ответы детей. Учитель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2021