Вводный урок по литературе в 5 классе
Оценка 4.8

Вводный урок по литературе в 5 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
19.06.2017
Вводный урок по литературе в 5 классе
На первом вводном уроке в 5 классе учащиеся знакомятся со спецификой предмета литературы, учатся видеть привычные предметы с неожиданной, новой стороны. Развивая креативные возможности и способности пятиклассников, учитель воспитывает любовь к русской литературе, красоте. После занятия среди ребят непременно появляются те, кто хочет сочинять стихи, красиво рисовать или просто выразительно читать произведения художественной литературы.
Статья.DОC.doc
Вводный урок в 5 классе «Литература – искусство слова».  Цели:1) Сформировать понимание необходимости изучения литературы;            2) Развивать творческие способности учащихся;            3) Воспитывать интерес к изучению литературы. Задачи: 1) Познакомить учащихся со спецификой предмета литературы;                             2)   Создать   атмосферу   дружеского   общения   на   уроке,   способствующую возникновению ситуации успеха у учащихся;               3) Научить смотреть на привычное новыми глазами и создавать свои маленькие «произведения» (слова и выражения, рисующие мир с новой, неожиданной стороны). Оформление: осенние цветы и листья на партах, на столе учителя; на доске, кроме записи темы урока, прикреплен лист ватмана с нарисованным листом дерева. Ход урока. Слово учителя. I.      ­ Ребята, посмотрите в окно: деревья оделись в золотой убор, моросит осенний дождик. Дни становятся короче, неприятно и невесело улыбается солнышко. Но сколько прелести и очарования в этом прощальном буйстве золота! Приятно походить по шуршащему ковру, ощутить   легкое   дуновение   ветерка.   Как   нам,   бывает,   хочется   поделиться   радостью   и теплом друг с другом, так и красота не может быть холодной, мертвой. Мне хочется подарить её вам, а вы подарите её кому­то ещё, когда у вас плохое настроение, и кто­то ласково улыбнется, вам станет легче. Так и восхищение красотой нам хочется передать кому­то. Но как?  Проблемный вопрос: Действительно, как можно передать красоту осени, какими словами: особенными или простыми? II. Задание.       Класс делится на три команды (по рядам).      ­ Придумайте определения этому листу клёна. Например, красивый, опавший… Какая команда придумает больше определений для осеннего листа?  III. Слово учителя.       ­ Вот видите, сколько существует слов, которыми можно назвать один­единственный листик. Но мы с вами придумали очень мало слов, потому что ещё не совсем умеем видеть прекрасное в привычном. А вот люди, которые овладели этим даром, ­ поэты, могут это сделать  лучше нас.     ­ Почему поэты могут говорить таким удивительным языком, который, вроде бы, и родной для нас, а звучит непривычно прекрасно?     ­ Хотите и вы научиться этому?     ­ Может быть, среди вас есть поэты? IV. Словесное рисование.            ­ Попробуйте нарисовать словами маленький портрет… 1 команда: осеннего неба; 2 команда: дождика; 3 команда: цветка. V. А теперь послушайте, как об этом говорят поэты. (Выразительное чтение стихотворений учителем). Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень  С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.                                             А.С.Пушкин Осень. Обсыпается весь наш бедный сад , Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко­красные вянущих рябин.                                                               А.К.Толстой Смиренная старенькая простушка В чепчике апельсинового цвета Со сладкой урючинкой во рту –  Осень. В плетёной корзиночке фрукты: Синий виноград, солнечные яблоки. ­ Откушайте! – на румяных губах улыбка. Руки тянутся, всё расхватали… Старушка растеряна – а взамен? Губы бантиком, строгий носик, Чепчик съехал назад. Старушка бунтует, швырнула корзиночку,  Шаркнула шлепанцами: «Отдайте виноград!» Срывает листья, кидается грязью, Юбка мокрая от луж… Потом успокоится и заплачет Над опустевшим садом, над голой яблоней… Сядет на лавочку и заплачет Сереньким дождиком. Старая осень В чепчике апельсинового цвета.           Л. Сарайкина Вопрос классу: ­ Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему? Слово учителя: ­ А теперь я открою секрет: последнее стихотворение написала девочка, которой столько же лет, сколько вам. Значит, мы тоже можем попробовать написать. Конечно, не все станем поэтами, на научимся видеть и передавать прекрасное. В этом нам поможет литература, к изучению которой мы приступаем с сегодняшнего урока, потому что все замечательные слова, сказанные об осени, ­ это и есть литература. Литература – это не только стихи, сказки, былины и рассказы – обо всём этом вы будете узнавать на уроках. Литература будет для вас не только буковками на бумаге, она будет учить вас красоте, добру, будет жить вместе с вами. Посмотрите на этот листик – он красивый, но  не живой, а вы будете видеть мир со всеми его красками, звукам, запахами и теплом. VI. Развитие речи. Беседа.  ­ Любите ли вы читать?  ­ Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу?  ­ Что из прочитанного летом вам запомнилось?  (используются  речевые конструкции: Помню, как… Мне не забыть… навсегда осталось в памяти…)   ­ Есть ли у вас любимые авторы, произведения, герои? (те же речевые конструкции)  ­ Как вы думаете, одинаковые ли это понятия –«любить читать» и «уметь читать»?   ­   Как   вы   объясните,   что   такое   литература?  (литература   –   это  художественные произведения).   VII. Рефлексия.  ­ Понравился вам урок?  ­ Что вам запомнилось?  ­ Хочется прийти ещё на урок? Д/з:   прочитать   статью   в   учебнике,   ответить   на   вопросы   после   неё,   нарисовать иллюстрации об осени. Использованная литература: 1)   Т.В.Казанцева.   Развитие   творческих   способностей   учащихся   на   уроках   литературы: Методическое   пособие.   –   Комсомольск­на­Амуре:   Издательство   Комсомольского­на­ Амуре государственного педагогического университета, 2002.­С.6­11. 2)   Аркин   А.И.   Уроки   литературы   в   5­6   классах:   Практ.   методика:   Кн.   Для   учителя/ И.И.Аркин. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2001. – С.12­13.

Вводный урок по литературе в 5 классе

Вводный урок по литературе в 5 классе

Вводный урок по литературе в 5 классе

Вводный урок по литературе в 5 классе

Вводный урок по литературе в 5 классе

Вводный урок по литературе в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017