На первом вводном уроке в 5 классе учащиеся знакомятся со спецификой предмета литературы, учатся видеть привычные предметы с неожиданной, новой стороны. Развивая креативные возможности и способности пятиклассников, учитель воспитывает любовь к русской литературе, красоте. После занятия среди ребят непременно появляются те, кто хочет сочинять стихи, красиво рисовать или просто выразительно читать произведения художественной литературы.
Статья.DОC.doc
Вводный урок в 5 классе «Литература – искусство слова».
Цели:1) Сформировать понимание необходимости изучения литературы;
2) Развивать творческие способности учащихся;
3) Воспитывать интерес к изучению литературы.
Задачи: 1) Познакомить учащихся со спецификой предмета литературы;
2) Создать атмосферу дружеского общения на уроке, способствующую
возникновению ситуации успеха у учащихся;
3) Научить смотреть на привычное новыми глазами и создавать свои маленькие
«произведения» (слова и выражения, рисующие мир с новой, неожиданной стороны).
Оформление: осенние цветы и листья на партах, на столе учителя; на доске, кроме записи
темы урока, прикреплен лист ватмана с нарисованным листом дерева.
Ход урока.
Слово учителя.
I.
Ребята, посмотрите в окно: деревья оделись в золотой убор, моросит осенний дождик.
Дни становятся короче, неприятно и невесело улыбается солнышко. Но сколько прелести
и очарования в этом прощальном буйстве золота! Приятно походить по шуршащему ковру,
ощутить легкое дуновение ветерка. Как нам, бывает, хочется поделиться радостью и
теплом друг с другом, так и красота не может быть холодной, мертвой. Мне хочется
подарить её вам, а вы подарите её комуто ещё, когда у вас плохое настроение, и ктото
ласково улыбнется, вам станет легче. Так и восхищение красотой нам хочется передать
комуто. Но как?
Проблемный вопрос: Действительно, как можно передать красоту осени, какими словами:
особенными или простыми?
II. Задание.
Класс делится на три команды (по рядам).
Придумайте определения этому листу клёна. Например, красивый, опавший… Какая
команда придумает больше определений для осеннего листа?
III. Слово учителя.
Вот видите, сколько существует слов, которыми можно назвать одинединственный
листик. Но мы с вами придумали очень мало слов, потому что ещё не совсем умеем видеть
прекрасное в привычном. А вот люди, которые овладели этим даром, поэты, могут это
сделать лучше нас.
Почему поэты могут говорить таким удивительным языком, который, вроде бы, и
родной для нас, а звучит непривычно прекрасно?
Хотите и вы научиться этому?
Может быть, среди вас есть поэты?
IV. Словесное рисование.
Попробуйте нарисовать словами маленький портрет…
1 команда: осеннего неба;
2 команда: дождика;
3 команда: цветка. V. А теперь послушайте, как об этом говорят поэты. (Выразительное чтение стихотворений
учителем).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад ,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти яркокрасные вянущих рябин.
А.К.Толстой
Смиренная старенькая простушка
В чепчике апельсинового цвета
Со сладкой урючинкой во рту –
Осень. В плетёной корзиночке фрукты:
Синий виноград, солнечные яблоки.
Откушайте! – на румяных губах улыбка.
Руки тянутся, всё расхватали…
Старушка растеряна – а взамен?
Губы бантиком, строгий носик,
Чепчик съехал назад.
Старушка бунтует, швырнула корзиночку,
Шаркнула шлепанцами: «Отдайте виноград!»
Срывает листья, кидается грязью,
Юбка мокрая от луж…
Потом успокоится и заплачет
Над опустевшим садом, над голой яблоней…
Сядет на лавочку и заплачет
Сереньким дождиком. Старая осень
В чепчике апельсинового цвета.
Л. Сарайкина Вопрос классу:
Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?
Слово учителя:
А теперь я открою секрет: последнее стихотворение написала девочка, которой столько
же лет, сколько вам. Значит, мы тоже можем попробовать написать. Конечно, не все станем
поэтами, на научимся видеть и передавать прекрасное. В этом нам поможет литература, к
изучению которой мы приступаем с сегодняшнего урока, потому что все замечательные
слова, сказанные об осени, это и есть литература. Литература – это не только стихи,
сказки, былины и рассказы – обо всём этом вы будете узнавать на уроках. Литература
будет для вас не только буковками на бумаге, она будет учить вас красоте, добру, будет
жить вместе с вами. Посмотрите на этот листик – он красивый, но не живой, а вы будете
видеть мир со всеми его красками, звукам, запахами и теплом.
VI. Развитие речи. Беседа.
Любите ли вы читать?
Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу?
Что из прочитанного летом вам запомнилось? (используются речевые конструкции:
Помню, как… Мне не забыть… навсегда осталось в памяти…)
Есть ли у вас любимые авторы, произведения, герои? (те же речевые конструкции)
Как вы думаете, одинаковые ли это понятия –«любить читать» и «уметь читать»?
Как вы объясните, что такое литература? (литература – это художественные
произведения).
VII. Рефлексия.
Понравился вам урок?
Что вам запомнилось?
Хочется прийти ещё на урок?
Д/з: прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы после неё, нарисовать
иллюстрации об осени.
Использованная литература:
1) Т.В.Казанцева. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы:
Методическое пособие. – КомсомольскнаАмуре: Издательство Комсомольскогона
Амуре государственного педагогического университета, 2002.С.611.
2) Аркин А.И. Уроки литературы в 56 классах: Практ. методика: Кн. Для учителя/
И.И.Аркин. – 3е изд. – М.: Просвещение, 2001. – С.1213.
Вводный урок по литературе в 5 классе
Вводный урок по литературе в 5 классе
Вводный урок по литературе в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.