Выделение. Обмен веществ
Оценка 5

Выделение. Обмен веществ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология +1
6 кл—7 кл
23.04.2020
Выделение. Обмен веществ
22.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Выделение. Обмен веществ

Цели:   изучить процесс выделения веществ как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов;

познакомиться со способами удаления продуктов распада растений и животных; показать роль процесса выделения в жизни организмов;

познакомить учащихся с особенностями строения органов выделения и со способами удаления продуктов распада у животных;

показать учащимся эволюционные изменения органов выделения у животных;

продолжить формировать у учащихся умение выделять из текста главное, анализировать, сравнивать, обобщать и формулировать выводы; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: поисковый, проблемный.

Оборудование: презентация,  рисунки в учебнике.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

 

1.      Актуализация знаний.

-Какова роль кровеносной системы?

-Из чего она состоит?

Выполнение тестов. Взаимопроверка и выставление оценок.

Между любым живым организмом и внешней средой постоянно осуществляются процессы обмена веществами и энергией. В процессе обмена организм получает воду и вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, а так же в нем образуются продукты распада, которые могут быть вредны для организма, поэтому их необходимо удалить.

Таким образом, процессы выделения заключаются в удалении из организма соединений, образующихся при обмене веществ.

В этом процессе выделения задействованы не только специализированные органоиды у простейших, но и целые органы и системы органов у хордовых животных.

Отвечают на вопросы учителя, используя записи в тетрадях, материал учебника, дополнительные источники информации.

Слушают учителя.

Записывают тему урока в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выделение – один из важнейших процессов жизнедеятельности организмов.

- Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ?

- Тема нашего урока « Выделение».  Задачи нашего урока.

 Учитель дает определение процесса выделения.

– Процессы выделения играют важную роль в организме, поддерживая постоянство химического состава и объема жидкостей внутренней среды.

У животных различных систематических групп процессы выделения из организма продуктов обмена происходят различно. В течении урока мы вместе будем заполнять таблицу. (Групповая работа учащихся по изучению особенностей выделения у различных групп животных). Ученики работают с каточками – заданиям по инструкции. Затем ученики рассказывают, выделяя основное и заполняя таблицу вместе.

Ученики записывают тему урока в тетради и определение процесса выделения и выделительная система.

Выделение – выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся в организме или поступивших с пищей.

Слушают учителя.

 

3. Особенности выделения в организме одноклеточных животных.

Механизм выделения у организмов разных уровней организации различен. Рассмотрим вначале, как этот процесс осуществляется у одноклеточных.

Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела. Так, простейшие освобождаются от продуктов метаболизма путём диффузии их через мембрану. Внутри клетки простейшего концентрация солей выше, чем в окружающей среде, и по законам физики вода постоянно в ходе диффузии просачивается через клеточную мембрану внутрь. Для поддержания гомеостаза, т.е. постоянства химического состава внутренней среды организма у простейшего имеется сократительная вакуоль, которая удаляет излишки воды.

 

Работают с текстом учебника. Составляют ответ на вопрос.

 

4. Особенности выделения у кольчатых червей и насекомых.

– Иначе происходит процесс выделения у многоклеточных организмов. Рассмотрим, каков механизм изменения продуктов обмена веществ у кольчатых червей и насекомых.

У дождевого червя выделение осуществляется через нефридии (от греческого «почка») – канальцы, которые открываются реснитчатыми воронками в полость тела. В них собираются ненужные вещества и выводятся наружу через выделительные поры. Канальцы окружены многочисленными капиллярами, через стенки которых удаляются продукты обмена и из крови.

Механизмы выделения у членистоногих весьма разнообразны. Это связанно с тем, что членистоногие освоили самые разнообразные места обитания – от морских до наземных.

У многих ракообразных существуют специализированные органы выделения – зеленые железы, находящиеся у основания антенн.

У паукообразных имеются мальпигиевые сосуды и специальные железы, открывающиеся в основании 1 и 3 пар ходильных ног. Две трубочки, которые одним концом слепо заканчиваются в полости тела, где в них всасывается из крови (гемолимфа) конечные продукты обмена.другим концом они впадают в кишечник на границе средней и задней кишки. Это проводит к большой экономии воды.

Слушают учителя.

Работают с учебником.

 

Заполняют таблицу

 

5. Особенности строения выделительной системы позвоночных.

Выделительная система позвоночных представлена парными почками, которые выделяют из крови жидкие продукты жизнедеятельности, когда она доходит через них по капиллярам. В почках происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью. В основе строения почки лежит нефрон – её главный структурный элемент. Образование мочи делиться на два этапа. Первый- фильтрация- образование первичной мочи. Затем из неё происходит обратное всасывание в кровь воды и некоторых ценных для организма веществ- это второй этап, т.е вторичная моча , которая удаляется из организма.

Выделительные функции у позвоночных выполняют многие органы, относящиеся к разным системам. Попробуем назвать их.


– Органы выделения позвоночных зависят от среды их обитания.

Выделительная система рыб представлена двумя лентовидными красно – бурыми туловищными почками, расположенными в полости тела между плавательным пузырем и позвоночником, от которых отходят два мочеточника. Кровь приносит продукты распада и по мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, а из него удаляется наружу через особое отверстие позади анального

 Так, у рыб в выделении принимают участие еще и жабры.

Выделительная система земноводных и пресмыкающихся практически одинакова.

У земноводных туловищные почки расположены в полости тела по бокам позвоночника, прилегают  к спиной стороне тела . Лягушка может терять ежесуточно с мочой и кожей до 1/3 массы тела.

У пресмыкающихся – в области тазовых костей, расположены тазовые почки. Клубочки почек не велики и отфильтровывают воды из крови меньше. Выделяемые почками из крови вещества по мочеточникам поступают в клоаку – расширенную часть задней кишки, а из нее в мочевой пузырь. После наполнения мочевого пузыря моча поступает в клоаку и удаляется наружу.

В данном случае мочевой пузырь может служить резервуаром воды, что очень важно в наземных условиях обитания.

 

У птиц мочеточники сразу открываются в клоаку, у них нет мочевого пузыря Тазовые почки птиц довольно крупные, это связано с более интенсивным обменом веществ, от них так же отходят два мочеточника, открывающиеся в клоаку. Из клоаки часть воды, содержащейся в моче, впитывается обратно. Моча у птиц не водянистая, а имеет вид жидкой белой кашицы. Концентрация мочи высокая, т.к. обмен веществ у птиц усиленный. Моча в органах выделения не накапливается, а практически сразу выводится наружу. Это приспособление для облегчения полетного веса птиц. Наличие клоаки у птиц является свидетельством родства их с пресмыкающимися

 

У млекопитающих тазовые почки служат главным органом выделения. Они имеют бобовидную форму и расположены в поясничной области по бокам от позвоночника. Почки способствуют поддержанию водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия. Из почек по двум мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, из которого по мочеиспускательному каналу удаляется наружу. Кроме того, у млекопитающих продукты обмена могут выделяться через кожу (потовые железы) и другие органы.

 

Называют известные органы выделения.

Записывают правильный перечень.

Почки – вода, мочевина, мочевая кислота, соли.

Слушают учителя.

Тазовые почки.

Мочеточники.

Клоака.

Мочевой пузырь.

Бобовидные почки.

Поясничная область.

Дают ответ на вопрос.

– Для облегчения веса при полете.

 

Работают с рисунком учебника.

 

 

 

6. Взаимосвязи выделительной системы с другими системами органов у позвоночных животных.

– Учитывая то, что в процессе выделения принимают участие не только почки, относящиеся к выделительной системе, но и другие органы, Так, углекислый газ выделяется у животных через кожу, жабры, лёгкие, вода – через кожу и лёгкие. А минеральные соли, некоторые органические вещества выводятся через кожу, кишечник и специальные приспособления. Некоторые животные имеют особые клетки, в которых накапливаются продукты обмена. Это «почки накопления».

 -какие еще можно назвать системы органов, связанные с выделительной?

Вывод. Все системы взаимосвязаны, составляют единое целое – организм, поддерживают гомеостаз. , т.е. постоянства химического состава внутренней среды организма

7. Листопад и его роль в процессе выделения у цветковых растений. Гидатоды и их функции.

У растений и грибов нет специальной выделительной системы и не все вещества выводятся из организма. Многие продукты обмена откладываются в клетках, органах и сохраняются на протяжении всей их жизни. .

-Как вы думаете, в каких органах откладываются ненужные вещества? – Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника. Слайд 13

-А что такое листопад? Что происходит с листьями перед листопадом? (изменяют окраску, стареют)

-В чём проявляется процесс старения листа? Почему изменяется его окраска?

-Назовем те процессы, которые сопровождают листопад. Откройте учебники на с. 88.

Итак, давайте запишем элементы в порядке протекания процессов.

1.                  В листьях разрушается хлорофилл.

2.                  Лист меняет цвет.

3.                  Лист накапливает ненужные вещества.

4.                  Лист отрывается.

5.                  Лист падает.

Какое значение имеет листопад для растений?

(Растение использует лист в качестве контейнера для удаления ненужных веществ.)

-Ребята, а каким еще образом, растения могут удалять ненужные вещества? (дети отвечают)

Некоторые растения от избытка воды и солей освобождаются через специальные, похожие на устьица группы клеток – водяные устьица, или гидатоды. Обычно они располагаются на верхушке деревьев и по краям листа. Выделяемые ими капли (росу) можно видеть на листьях утром в жаркую погоду.

– У земляники и манжетки, представителей семейства розоцветных, ранним утром, в условиях повышенной влажности, можно наблюдать скопившиеся на краях и кончиках листьев капельки жидкости.

 8. Обмен веществ. Обмен веществ – это превращения, связанные с образованием сложных веществ из простых и, наоборот, распадом сложных соединений на простые с выделением энергии.

Обмен веществ – основа жизни. Многообразие живых организмов в природе, сложность их строения и поведения обусловили существование разных по сложности типов обмена веществ.

У одних организмов обмен веществ идет медленно, энергии в результате распада сложных соединений выделяется мало, поэтому температура тела зависит от окружающей среды. Таких животных называют холоднокровными. К этой же группе относятся рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, температура их тела непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды.  Если же обмен веществ идет быстро, выделяется большое количество энергии, которая используется для согревания тела. Таких животных называют теплокровными. К ним относятся: птицы, млекопитающие. Температура тела этих животных не зависит от температуры окружающей среды. Поэтому они могут обитать и на берегу Северного Ледовитого океана, и высоко в горах. 

Как вы думаете, с чем связана интенсивность обмена веществ, и почему она различна у разных организмов? (Совершенствование кровеносной, дыхательной и нервной систем).

Растениям для жизнедеятельности необходимо получать из окружающей среды кислород, углекислый газ, воду и минеральные вещества. При воздействии солнечной энергии, при фотосинтезе, эти вещества из неорганических, превращаются в органические, энергия из солнечной превращается в энергию химических связей. Таким образом, яблоня из углекислого газа, воды и минеральных элементов создает для нас вкусные сладкие плоды. Эти вкусные плоды и листья съедают животные и получают для себя питательные вещества. Эти органические вещества затем, используются как строительный материал и источник энергии. Так происходит постоянный обмен веществ между организмами и окружающей средой.

К сегодняшнему уроку, я просила Вас прочитать сказку «Сова» Виталия Бианки. Поднимите руки, кто прочитал. Молодцы. Давайте кратко перескажем ее содержание. Давайте попробуем составить схему этой сказки. Ученик у доски. (сова – мышь – шмель – клевер – корова – молоко – старик)

Итак, автор показывает нам, как важен каждый компонент живой природы, если сова не будет охотиться на мышей, то с луга пропадут шмели, значит, они не опылят клевер, коровам нечего будет кушать, и они не дадут молока. Конечно это только сказка, но ведь в природе существуют очень разнообразные связи между организмами.  И эти связи называются пищевые цепи - пищевые взаимоотношения между растениями и животными. (запись определения)

В реальной природе клевер может съесть и лось, и заяц, а самого зайца лиса или волк, поэтому складываются не пищевые цепи, а пищевые сети.

Таким образом, задачами обмена веществ в природе являются:

• передача вещества от одного организма другому;

• передача энергии от одного организма другому;

• регуляция численности животных или растений в популяции.

А сам обмен веществ способствует:

• передачи энергии от одного организма к другому, обеспечивая при этом круговорот энергии и вещества в природе.

• поддерживанию равновесия в природе.

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Это пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы.

 

 

Слушают учителя.

Работают с текстом и рисунками учебника.

 

 

 

 

– Нет, так как они откладываются в основном в мертвых тканях.

Отвечают на вопросы, работая с рисунками и текстом учебника.

 

 

Отвечают на вопрос учителя, пользуясь материалом учебника.

Записывают в тетрадь определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гидатоды– водяные устьица.

 


8. Закрепление знаний. Рефлексия.

– Рассмотрите рисунки на с. 86–87 учебника. Назовите изображенные типы выделительных систем. :

 Таким образом, В процессе жизнедеятельности организма – как растительного, так и животного – образуются ненужные и даже вредные вещества, которые необходимо из него удалять. Чем сложнее организм, тем сложнее его выделительная система

Давайте подведем итоги. Что мы узнали сегодня на уроке? Вернемся к цели нашего исследования.

1.               Что такое процесс выделения?

2.               Каково значение выделения?

3.               Какие части растения удаляют из растения ненужные вещества?

С 4.   С помощью каких процессов происходит выделение у растений?

Рассматривают рисунок.

Называют: метанефридии, туловищные почки, мальпигиевы сосуды.

Отвечают на вопрос..

 

Домашнее задание. Изучить § 13. Подготовить сообщение об особенностях выделения у морских и пресноводных животных и о значении листопада. Ответьте на вопрос: «Можно ли осенью сжигать опавшие листья?».

 

 


 

ДатаЗавуч по УР

ДатаЗавуч по УР

Выделение – один из важнейших процессов жизнедеятельности организмов

Выделение – один из важнейших процессов жизнедеятельности организмов

Особенности строения выделительной системы позвоночных

Особенности строения выделительной системы позвоночных

У млекопитающих тазовые почки служат главным органом выделения

У млекопитающих тазовые почки служат главным органом выделения

Лист накапливает ненужные вещества

Лист накапливает ненужные вещества

Эти органические вещества затем, используются как строительный материал и источник энергии

Эти органические вещества затем, используются как строительный материал и источник энергии

Закрепление знаний. Рефлексия. –

Закрепление знаний. Рефлексия. –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020