"Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи"
Оценка 4.9

"Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи"

Оценка 4.9
docx
10.06.2021
"Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи"
Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи.docx

Технологическая карта урока

Предмет: ИЗО.

Класс: 2 «Б».

Тема урока: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.     Формировать у обучающихся представление о том, что такое композиция и правиле построения композиции.

2.     Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу.

Предметные:

1.     - обучающиеся научатся определять, что такое композиция;

- обучающиеся получат возможность научиться правильно строить композицию;

2.     – обучающиеся научатся создавать узоры по собственному замыслу. 

  Развивающие:

1.                   Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия;

 

 

2.                   Формировать умение осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, включать установление причинно-следственных связей, выполнять действия по алгоритму, осуществлять анализ, строить логические рассуждения, осуществлять обобщение.

3.                   Формировать умение владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, интересы и обосновать собственную позицию, выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Метапредметные:

1.     Регулятивные:

- Обучающиеся научатся определять учебную задачу;

- Обучающиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

2.     Познавательные:

-Обучающиеся научатся осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, осуществлять обобщение, выполнять действия по алгоритму;

- Обучающиеся получат возможность научиться включать установление причинно-следственных связей, осуществлять анализ, строить логические рассуждения.

3.     Коммуникативные:

- Обучающиеся научатся владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, интересы и обосновать собственную позицию;

      - Обучающиеся получат возможность научиться выявлять существенные признаки объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

  Воспитательная:
- Формировать интерес к изучению темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи».

- Формировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Личностные:

- У обучающихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи».

- У обучающихся может быть сформировано адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: тех. карты с элементами мезенской росписи и демонстрационные образцы.

Интерактивное оборудование: экран, компьютер.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Наглядный (показ слайда

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

 

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, какая роспись на ней изображена?

 

- Правильно.

- Приветствуют студента.

 

 

- Мезенская роспись.

 

К: слушать и понимать речь других

 

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Словесный метод (беседа)

- Ребята, скажите, как называется деревня, в которой зародилась данная роспись?

- Какие основные цвета используют мастера в своих работах?

- Какие изделия расписывают мастера?

- Какие элементы присутствуют в данной росписи?

- Что такое орнамент?

- Палащелье.

 

- Красный и черный.

 

- Прялки, кухонную утварь.

- Ответы обучающихся.

 

 

 

3. Проблемное объяснение нового знания

Словесный метод (беседа)

Наглядный (показ)

- Что мы с вами сегодня будем делать, вы узнаете, отгадав ребус.

- Какой ответ у вас получился?

- А кто-нибудь знает, что такое композиция? Может кто-то уже слышал это слово?

- Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

- Посмотрите внимательно на эти картины.

(На слайде представлены картины с композиционным центром)

- На какой предмет вы сначала обратили внимание на первой картине? А на второй?

- А знаете ли вы как называются предметы, на которые мы первым делом обращаем внимание?

- Ребята, это называется композиционным центром.

- Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением.

- Что же нужно соблюдать при составлении композиции?

1) Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (Слайд)

2)Контраст - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). (Слайд) Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д.

4) Также, цвет играет большую роль при составлении композиции. Он помогает нам передавать свои чувства, эмоции, настроение.

- Как думаете, какие цвета передают радость? Грусть? Тревогу? Спокойствие?

- Отгадывают ребус.

 

- Композиция.

 

- Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Отвечают.

Научатся определять, что такое композиция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иметь представление о правиле построения композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи;

К: владеть диалогической речи, слушать и понимать речь других

 

 

 

 

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

Интерес к изучению темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи»

 

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный метод (беседа)

Физ. минутка

Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо – влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

- Сегодня мы с вами тоже составим традиционную композицию с использованием элементов мезенской росписи.

- Посмотрите на работу мастера. Что вы можете о ней сказать?

(Обсуждают работу, представленную на слайде)

- В мезенской росписи, при составлении композиции принято делить поверхность, на который вы будете работать на 3 яруса.

- Три яруса - три мира (подземный, наземный, небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи небесный ярус заполняют птицы. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Она самый излюбленный мотив народных мастеров. 

- Наземный ярус заполняют олени и кони. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога.

- Подземный ярус могут заполнять как водоплавающие птицы, так и рыбы.

- Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором.

(Рассказывая о ярусах, представлю свою работу, выполненную на дощечке)

- Ребята, сейчас мы тоже составим композицию на кухонной доске.

(Раздаю шаблоны кухонной доски)

- Как вы думаете, с чего мы должны начать?

- А где мы расположим шаблон?

- Что мы дальше должны сделать?

- Дальше мы будем разрабатывать эскиз нашей работы. Какие элементы мы нарисуем в небесном ярусе?

- В наземном?

- А в подземном?

- После выполнения нашего эскиза, что мы будем делать?

 

- А какие цвета используют мастера в своей работе?

(Вывешивает на доску тех. карты с изображением элементов мезенской росписи. Демонстрационный образец показывает с помощью документ-камеры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Обвести шаблон.

- По середине листа А4.

-Разделить поверхность, на который мы будем работать на 3 яруса.

- Летающих птиц.

- Цветы, деревья, коней, оленей.

- Рыб, водоросли.

- Выполнять работу в цвете.

- Красный и черный.

 

Научатся определять основные элементы росписи

 

 

.

Р: составлять план своих действий.

К: учитывать разные мнения, интересы и обосновать собственную позицию.

П: осуществлять анализ, строить логические рассуждения, включать установление причинно-следственных связей.

П: выполнение действий по алгоритму.

Интерес к изучению темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи»

 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Словесный метод (беседа)

Обучающиеся выполняют практическую работу. Учитель осуществляет текущий инструктаж, индивидуальную помощь.

Выполняют практическую работу.

Создавать узоры по собственному замыслу.

П: выполнение действий по алгоритму

Интерес к изучению темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи»

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Словесный метод (беседа)

 

 

- Что мы сегодня с вами делали на уроке?

- Что такое композиция?

- На сколько ярусов мы делили поверхность кухонной доски? Какие?

- Какие элементы мезенской росписи можно изображать в небесном ярусе? В наземном? В подземном?

- Выполняли композицию. 

- Ответы обучающихся.

 

 

К: владеть диалогической речью.

 

П: осуществлять обобщение.

 

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный метод (беседа)

 

 

- Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на занятии по таким критериям: узнал новое, могу поделиться знаниями; узнал новое, хочу узнать больше; узнал новое, но рассказать пока не могу.

(Данные критерии представлены на слайде)

- Сегодня вы все были мастерами мезенской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку. (дети демонстрируют работы) 

- Всем спасибо за урок, до свидания!

- Оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

- Прощаются с учителем.

 

К: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

 

 

 

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 


 

Технологическая карта урока Предмет:

Технологическая карта урока Предмет:

Развивающие: 1.

Развивающие: 1.

Характеристика этапов урока

Характеристика этапов урока

Словесный метод (беседа) - Ребята, скажите, как называется деревня, в которой зародилась данная роспись? -

Словесный метод (беседа) - Ребята, скажите, как называется деревня, в которой зародилась данная роспись? -

А знаете ли вы как называются предметы, на которые мы первым делом обращаем внимание? -

А знаете ли вы как называются предметы, на которые мы первым делом обращаем внимание? -

Также, цвет играет большую роль при составлении композиции

Также, цвет играет большую роль при составлении композиции

Посмотрите на работу мастера. Что вы можете о ней сказать? (Обсуждают работу, представленную на слайде) -

Посмотрите на работу мастера. Что вы можете о ней сказать? (Обсуждают работу, представленную на слайде) -

Наземный ярус заполняют олени и кони

Наземный ярус заполняют олени и кони

Рассказывая о ярусах, представлю свою работу, выполненную на дощечке) -

Рассказывая о ярусах, представлю свою работу, выполненную на дощечке) -

Вывешивает на доску тех. карты с изображением элементов мезенской росписи

Вывешивает на доску тех. карты с изображением элементов мезенской росписи

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2021