Технологическая карта урока
Предмет: ИЗО.
Класс: 2 «Б».
Тема урока: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: тех. карты с элементами мезенской росписи и демонстрационные образцы. Интерактивное оборудование: экран, компьютер. |
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Наглядный (показ слайда |
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, какая роспись на ней изображена?
- Правильно. |
- Приветствуют студента.
- Мезенская роспись. |
|
К: слушать и понимать речь других |
|
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения |
Словесный метод (беседа) |
- Ребята, скажите, как называется деревня, в которой зародилась данная роспись? - Какие основные цвета используют мастера в своих работах? - Какие изделия расписывают мастера? - Какие элементы присутствуют в данной росписи? - Что такое орнамент? |
- Палащелье.
- Красный и черный.
- Прялки, кухонную утварь. - Ответы обучающихся. |
|
|
|
3. Проблемное объяснение нового знания |
Словесный метод (беседа) Наглядный (показ) |
- Что мы с вами сегодня будем делать, вы узнаете, отгадав ребус. - Какой ответ у вас получился? - А кто-нибудь знает, что такое композиция? Может кто-то уже слышал это слово? - Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. - Посмотрите внимательно на эти картины. (На слайде представлены картины с композиционным центром) - На какой предмет вы сначала обратили внимание на первой картине? А на второй? - А знаете ли вы как называются предметы, на которые мы первым делом обращаем внимание? - Ребята, это называется композиционным центром. - Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением. - Что же нужно соблюдать при составлении композиции? 1) Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (Слайд) 2)Контраст - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). (Слайд) Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д. 4) Также, цвет играет большую роль при составлении композиции. Он помогает нам передавать свои чувства, эмоции, настроение. - Как думаете, какие цвета передают радость? Грусть? Тревогу? Спокойствие? |
- Отгадывают ребус.
- Композиция.
- Высказывают предположения.
- Предполагают.
- Отвечают. |
Научатся определять, что такое композиция
Иметь представление о правиле построения композиции.
|
К: владеть диалогической формой речи; К: владеть диалогической речи, слушать и понимать речь других
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
|
Интерес к изучению темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи»
|
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный метод (беседа) |
Физ. минутка Держим кисточку вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вправо – влево, вверх и вниз Побежала наша кисть. А потом, а потом Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! - Сегодня мы с вами тоже составим традиционную композицию с использованием элементов мезенской росписи. - Посмотрите на работу мастера. Что вы можете о ней сказать? (Обсуждают работу, представленную на слайде) - В мезенской росписи, при составлении композиции принято делить поверхность, на который вы будете работать на 3 яруса. - Три яруса - три мира (подземный, наземный, небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи небесный ярус заполняют птицы. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Она самый излюбленный мотив народных мастеров. - Наземный ярус заполняют олени и кони. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. - Подземный ярус могут заполнять как водоплавающие птицы, так и рыбы. - Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. (Рассказывая о ярусах, представлю свою работу, выполненную на дощечке) - Ребята, сейчас мы тоже составим композицию на кухонной доске. (Раздаю шаблоны кухонной доски) - Как вы думаете, с чего мы должны начать? - А где мы расположим шаблон? - Что мы дальше должны сделать? - Дальше мы будем разрабатывать эскиз нашей работы. Какие элементы мы нарисуем в небесном ярусе? - В наземном? - А в подземном? - После выполнения нашего эскиза, что мы будем делать?
- А какие цвета используют мастера в своей работе? (Вывешивает на доску тех. карты с изображением элементов мезенской росписи. Демонстрационный образец показывает с помощью документ-камеры) |
- Ответы обучающихся.
- Обвести шаблон. - По середине листа А4. -Разделить поверхность, на который мы будем работать на 3 яруса. - Летающих птиц. - Цветы, деревья, коней, оленей. - Рыб, водоросли. - Выполнять работу в цвете. - Красный и черный.
|
Научатся определять основные элементы росписи
. |
Р: составлять план своих действий. К: учитывать разные мнения, интересы и обосновать собственную позицию. П: осуществлять анализ, строить логические рассуждения, включать установление причинно-следственных связей. П: выполнение действий по алгоритму. |
Интерес к изучению темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи»
|
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Словесный метод (беседа) |
Обучающиеся выполняют практическую работу. Учитель осуществляет текущий инструктаж, индивидуальную помощь. |
Выполняют практическую работу. |
Создавать узоры по собственному замыслу. |
П: выполнение действий по алгоритму |
Интерес к изучению темы: «Выполнение композиции с использованием элементов мезенской росписи» |
6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение |
Словесный метод (беседа)
|
- Что мы сегодня с вами делали на уроке? - Что такое композиция? - На сколько ярусов мы делили поверхность кухонной доски? Какие? - Какие элементы мезенской росписи можно изображать в небесном ярусе? В наземном? В подземном? |
- Выполняли композицию. - Ответы обучающихся.
|
|
К: владеть диалогической речью.
П: осуществлять обобщение. |
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Словесный метод (беседа)
|
- Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на занятии по таким критериям: узнал новое, могу поделиться знаниями; узнал новое, хочу узнать больше; узнал новое, но рассказать пока не могу. (Данные критерии представлены на слайде) - Сегодня вы все были мастерами мезенской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку. (дети демонстрируют работы) - Всем спасибо за урок, до свидания! |
- Оценивают свою работу на уроке.
- Прощаются с учителем. |
|
К: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. |
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.