Технологическая карта урока
Предмет: ИЗО.
Класс: 2 «Б».
Тема урока: «Выполнение орнамента в полосе с использованием элементов мезенской росписи».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Выполнение орнамента в полосе с использованием элементов мезенской росписи».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: тех. карты с элементами мезенской росписи. Интерактивное оборудование: экран, компьютер. |
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Словесный метод (беседа) |
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
- Ребята, отгадайте загадку: Эта роспись зародилась в далекие времена в деревне под названием Палащелье. - Молодцы! |
- Приветствуют студента.
- Мезенская роспись.
|
|
К: слушать и понимать речь других |
Интерес к изучению темы: «Выполнение орнамента в полосе с использованием элементов мезенской росписи» |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения |
Словесный метод (беседа) |
- А сейчас давайте поиграем. И вспомним как выглядят элементы. (На слайде изображены элементы мезенской росписи и других: гжель, хохлома) - Выберите из данных элементов те, которые относятся к мезенской росписи. - Ребята, как называется деревня, в которой зародилась данная роспись? - Какие основные цвета используют мастера в своих работах? - Какие изделия расписывают мастера? - Молодцы! |
- Палащелье.
- Красный и черный. - Прялки, кухонную утварь. |
|
|
|
3. Проблемное объяснение нового знания |
Словесный метод (беседа) Наглядный (показ) |
- Ребята, вы уже знаете элементы мезенской росписи, учились уже их рисовать. - Сегодня нам предстоит задача из элементов мезенской росписи составить орнамент в полосе. - А что такое орнамент? - Орнаментом называют узор, состоящий из элементов, которые повторяются через определенное расстояние. - Орнамент – это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом, орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат - землю, треугольник - горы, спираль -развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. - Что можно украшать орнаментом? - А зачем люди украшают вещи, предметы орнаментом.
Давайте познакомимся с видами орнаментов: – В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими. - Растительный орнамент– особый вид декора, выполняемый с использованием одного и того же, повторяющегося многократно растительного мотива (пучка листьев, виноградной грозди, цветка и т.д.). - Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Физ. минутка Раз, подняться - потянуться Два, согнуться - разогнуться Три, в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире Пять, руками помахать, Шесть на место тихо сесть. |
- Предположения.
- Одежду, мебель, посуду. - Орнамент оживляет вещи, делает их более яркими и красивыми. Кроме того, он служил оберегом – защитой от злых сил.
|
Научатся определять, что такое орнамент
Получат возможность определять виды орнамента
|
К: владеть диалогической формой речи; К: владеть диалогической речи, слушать и понимать речь других
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
|
Интерес к изучению темы: «Выполнение орнамента в полосе с использованием элементов мезенской росписи»
|
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный метод (беседа) |
- А сейчас давайте с вами проговорим план работы: 1) вы должны обвести шаблон, который имеет форму полосы; 2) далее, делим нашу полосу на равные квадраты. - Что мы делаем дальше? 3) затем, вы выбираете элемент, например, из зверей и рисуете карандашом в 1 квадрате. - Что потом делаете? 4) далее выбираете любой узор из «Узора в прямой клетке» и рисуете его во 2 квадрате; 5) Потом выбираете другой элемент, например, из рыб или птиц и рисуете в 3 квадрате 6) Дальше продолжаем чередовать элементы до конца полосы. При затруднении в придумывании данных элементов можете обратиться к наглядным пособиям. - Ребята, давайте договоримся, что у всех общим элементом будет птица, а остальные элементы можете выбрать по своему желанию. |
- Рисуем элемент.
- Рисуем в следующем квадрате другой элемент. |
Научатся создавать узоры по собственному замыслу.
. |
Р: составлять план своих действий. К: учитывать разные мнения, интересы и обосновать собственную позицию. П: осуществлять анализ, строить логические рассуждения, включать установление причинно-следственных связей. П: выполнение действий по алгоритму. |
Интерес к изучению темы: «Выполнение орнамента в полосе с использованием элементов мезенской росписи»
|
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Словесный метод (беседа) |
Обучающиеся выполняют практическую работу. Учитель осуществляет текущий инструктаж, индивидуальную помощь. |
Выполняют практическую работу. |
Создавать узоры по собственному замыслу. |
П: выполнение действий по алгоритму |
Интерес к изучению темы: «Выполнение орнамента в полосе с использованием элементов мезенской росписи» |
6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение |
Словесный метод (беседа) |
- Что мы сегодня с вами делали? - Что такое орнамент? - Назовите простые элементы росписи/животных. - Какие цвета используют мастера в данной росписи? |
- Ответы обучающихся.
- Зиг заг, звездочка, спиралька… - Красный и черный. |
|
К: владеть диалогической речью. П: осуществлять обобщение. |
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Словесный метод (беседа) Наглядный (показ слайда)
|
- Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на занятии по таким критериям: узнал новое, могу поделиться знаниями; узнал новое, хочу узнать больше; узнал новое, но рассказать пока не могу. (Данные критерии представлены на слайде) - Сегодня вы все были мастерами мезенской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку. (дети демонстрируют работы) - Всем спасибо за урок, до свидания! |
- Оценивают свою работу на уроке.
- Прощаются с учителем. |
|
К: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. |
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.