Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»
Оценка 4.9

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
химия +1
Взрослым
17.11.2018
Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»
Современный человек должен быть готов постоянно учиться, поскольку требования рынка к квалифицированным работникам быстро меняются. В настоящее время быть высококвалифицированным работником означает каждый день самостоятельно принимать непростые решения – технические, экономические, гуманитарные, иметь дело с новыми технологиями. Если мы воспитаем поколение, умеющее самосовершенствовать себя, то в экономику придут люди, способные её развивать, повышать качество жизни народа. Необходимо избавиться от формального подхода в обучении. Главное задание – преобразовать учебно-познавательную деятельность на органическое усвоение знаний как методическую базу, основу деятельности человека в различных сферах жизни.
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО­МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ ОТДЕЛ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Использование интерактивных технологий на уроках химии» Выполнила: Мазур Любовь Николаевна учитель химии высшая категория город Макеевка  МОУ СШ № 95 ДОНЕЦК СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ    ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­4 – 6  стр.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 7 – 29 стр. 1. Интерактивные методы обучения­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­7 – 8 стр. 1.1. Задачи интерактивных методов обучения­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­8 стр. 1.2. Методы и приемы интерактивного обучения­­­­­­­­­­­­­­­­­8 стр. Интерактивные технологии обучения­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­9 – 20 стр. Использование компьютерных технологий на уроках химии­­­­­20 – 23 стр. 3.1. Направления использования компьютерных технологий­­23 – 24 стр. 3.2. Какие возможности для изучения химии дают ИКТ?­­­­­­­24 – 28 стр. 4. Мониторинг­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­28 – 29 стр. 2. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 30 стр. ЛИТЕРАТУРА ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 31 стр. ВСТУПЛЕНИЕ                                                                Школа сегодня стоит перед проблемой: почему большинство учеников, получив в школе знания, практические умения и навыки, пасуют перед жизнью?       После окончания школы выпускники часто не способны найти достойную работу. Создать счастливую семью, попадают в сложные жизненные обстоятельства. Человечество вступает в время постоянных изменений. Способность воспринимать изменения и создавать их ­ это важнейшая характеристика жизни человека в ХХI веке. Проблема   развития   основных   жизненных   компетентностей,   навыков   критического мышления   у   учащихся   школ   в   наше   время   стоит   очень   остро.   Как   показывают исследования, большинство учеников не обладают такими логическими операциями как  анализ и  синтез, классификация,  обобщение, сравнение.  Поэтому актуальным становится   развитие   основных   компетенций   учащихся   на   основе   развития критического   мышления.   И   именно   интерактивные   методы   дают   возможность формировать основные их группы социальную, информационную, коммуникативную.        Поэтому сегодня школа должна и может помочь ребенку правильно понять жизнь, потому что жизнь школы, в отличие от семьи, более деловым, конкурентной средой. Школа   это   прежде   всего   пространство   жизни   ребенка,   здесь   она   не   готовится   к жизни,  а  живет.  И  поэтому  важно  выстраивать  воспитательное  пространство  так, чтобы   оно   способствовало   гармонизации   отношений   между   детьми   и   учителями, школой и семьей. Будущее страны ­ за поколением, которое сегодня в школьных стенах   получает   жизненный   опыт,   качество   которого   зависит   от   уровня формирования жизненных компетенций.             Сегодня,   когда   быстрыми   темпами   меняется   система   ценностей   и мировоззренческих позиций, личность ребенка требует адекватного руководства по продвижению   к   поставленной   цели,   достижение   надлежащего   уровня сформованности   жизненной   компетентности.      Жизненная   компетентность   ­   это фактор и результат развития жизнедеятельности личности.           Педагогический   коллектив   нашей   школы   работает   над   развитием   компетенций, которые   помогают   обучающимся   реализовать   себя   в   обществе.   Инновационные технологии   способствуют   формированию   основных   жизненных   компетенций. Духовную   нравственную   личность   нельзя   воспитать   без   учителя   ­   наставника, который сам пытается получить новые знания по своему предмету, развивает свои способности, занимается самообразованием, обладает различными компетенциями, то есть без человека, который является вожаком для детей в мире духовности. И главной задачей учителя является воспитание гражданина, патриота своей страны, который сможет успешно самореализоваться в социуме как гражданин, семьянин, профессионал, носитель культуры.[1] Использование   новых   технологий   в   системе   обучения   является   необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Само слово   “развитие”   становится   ключевым   в   педагогическом   процессе,   сущностным, глубинным   понятием   обучения.   В   настоящее   время   школьники   плохо   владеют экологическими   и   методологическими   знаниями;   несколько   больших   успехов   они достигают   в   области   владения   фактическим   материалом,   там,   где   требуется воспроизведение   готовых   знаний   и   применение   их   в   знакомой   ситуации. Нетрадиционная   постановка   вопросов   для   учащихся   заметно   снижает   уровень   их ответов.   Что   же   касается   умений   интегрировать   эти   знания   и   применять   их   для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь школьники откровенно не на высоте. Однако назревшее  реформирование системы обучения необходимо проводить крайне осторожно, используя огромный положительный   опыт,   накопленный   отечественной   педагогикой.   Очевидными   для практикующих учителей являются основные направления этого процесса:  усиление   прикладной   направленности   содержания   курсов   естественнонаучного цикла;   изучение   явлений,   объектов,   веществ,   окружающих   учащихся   в   их повседневной жизни;   изменение   акцентов   в   учебной   деятельности,   нацеленных   на   интеллектуальное развитие учащихся за счет изменения доли репродуктивной деятельности,   увеличение   веса   заданий   на   применение   знаний   для   объяснения   окружающих явлений, использование заданий, проверяющих различные виды деятельности; учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;   сокращение сложного фактического материала программы, с одной стороны, и увеличение   времени   для   изучения   как   теоретической,   так   и   практической   части предметов естественнонаучного цикла, с другой;  Конечно, возможности уроков, выдержанных в рамках технологий открытого  образования, значительно больше, чем у жестко регламентированного планированием и временем традиционного урока. Однако использование некоторых приемов  позволяет и в обычных условиях школьной программы получать довольно  интересные результаты. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                            Обучение   детей   происходит   на   фоне   общего   ухудшения   их   физического самочувствия,   снижения   уровня   благосостояния   большинства   их   семей   и возрастанием в связи с этим проблем в области психического здоровья школьников.  С учетом всех этих обстоятельств, неоценимую помощь в полноценном усвоении программного   материала   может   оказать   метод   интерактивного   обучения, опробованный при проведении развивающих бесед. Не все темы школьного курса могут   быть   проработаны   с   помощью   такого   обсуждения,   но   отдельные   вопросы любой   темы   поддаются   такому   приему.   И   в   качестве   первого   шага   может   быть использовано сообщение, которое заранее готовится либо по заданной теме, либо по любой другой, но от которой можно вернуться к заданной. Школьники, выступающие с докладами, заранее настраиваются на дискуссию. Это вызывает дополнительный интерес учащихся. Задача учителя во время таких обсуждений, направлять интерес в сторону   нужной   темы,   по   ходу   дела   объясняя   наиболее   сложные   вопросы. Необходимо постоянно связывать каждую тему с повседневной жизнью, приводить примеры, повышающие интерес к предмету у школьников, просить объяснить те или иные привычные явления. Это помогает каждому ответить на часто повторяющийся в последнее время вопрос: “Зачем мне эта химия нужна?”  1. Интерактивные методы обучения Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и  "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу  обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию  каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать  условия для инициативы детей. 1.1. Задачи интерактивных методов обучения  Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке  правильного решения ситуации.  Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к  другой точке зрения.  Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные  факты. 1.2. Методы и приемы интерактивного обучения  Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по  заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности  производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом  штурме на уроках.  Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и  проблем по определенной мини­теме.  Интерактивный урок с применением аудио­ и видеоматериалов, ИКТ.  Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками,  обучающими программами, учебными сайтами.  Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые  предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений,  идей, мнений и совместный поиск решения.  Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно  популярный метод, который может применяться даже в начальной  школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной  ситуации, примеривая на себя разные профессии.  Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити­ шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2­3 участника. Остальные  наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и  предложенные ими варианты, идеи.  Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.  BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб­мастер Тим О´Рейли.  Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и  организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями,   презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск  самых интересных идей и их общее обсуждение. К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер­классы,  построение шкалы мнений, дерево решений.      Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование  жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.  Исключается доминирование какого­либо участника учебного процесса или какой­ либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели. 2. Интерактивные технологии обучения       Интерактивные технологии обучения ­ это такая организация процесса  обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном,  взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса  обучающего познания.      Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что  интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной  деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из  таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых  ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что  делает продуктивным сам процесс обучения.[3]      Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован  таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс  познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что  они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания,  освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый  индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки,  что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную  деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной  деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все  учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность  понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная  деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает,  что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями,  способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и  взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и  развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого,  взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии,  вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности  интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных  контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную  нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и  собственной успешности. [4]      Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации  познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели,  например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в  учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.      По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется  взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место  активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для  инициативы. Структура интерактивного урока Этап урока Методическая цель Примерные методики 1 этап Сконцентрировать внимание и Мотивация вызвать интерес к изучению данной темы  “Блицопрос”  “Микрофон” 2 этап Обеспечить понимание Через эпиграф, слово, название  “Мозговой штурм” Оглашение темы и задач учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока 3 этап Инструктаж учащихся для выполнения задания Получение необходимой информации 4 этап Практическое усвоение материала Интерактивное задание  Презентация домашнего  задания  Ознакомление с  раздаточным материалом  Мини­лекция  “Аквариум”  “Пресс”  “Карусель”  Стимуляция  Дебаты  Семинар  “Снежный ком” 5 этап Обсуждение Подведение с целью закрепления материала итогов  “Микрофон”  “Защита проекта”  Работа в малых группах  “Большой круг”  “Неожиданное  предложение”  “Снежный ком”  “Творческое задание”  “Проект”  “Пресс”      Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, по  своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока можно продлевать или  укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные  качественные этапы урока сохранялись.      Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие  из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим  предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения,  они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии  создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою  успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс  познания.      Примером может служить использование такой технологии интерактивного  обучения, как “Ожидания”. Указанный приём применяю в начале урока, когда  совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. Детям предлагаю  после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы.  Совместная работа в режиме учитель ­ ученики на данном этапе контролируется  мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои  предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего.  Записываю на доске ожидания детей от урока и затем сообщаю им конкретные  дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже  учтено при обозначении целей. Анализируя “Ожидания” я, как учитель, могу:  узнать, какие вопросы интересуют детей по теме урока;  выявить первоначальное представление ребенка по теме;  получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, какие  сложности в обучении можно ожидать;  помочь детям понять свою мотивацию;  почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;  сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”;  разделить с детьми ответственность за результат.      Учащиеся при применении на уроке этого элемента имеют возможность  рефлексировать по поводу того, что знают и думают. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой  работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться,  обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу.  Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может обсуждение  текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра,  разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. Для проверки объёма и глубины знаний с одновременным активным участием  учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса очень эффективным  использую метод карусели. Технология проведения этого мероприятия заключается  в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями  этих кругов и происходит обсуждение вопросов. Внутреннее кольцо­это сидящие  неподвижно ученики, а внутреннее ­ ученики через каждые 30 секунд меняются.  Ученики заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких  бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики  задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и  определяется победитель мини­игры.       Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, применяю работу в малых группах. Существует несколько условий для эффективной для организации такой  работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для  выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёх­ пяти человек.  Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник,  докладчик). Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие  инструкции по его выполнению. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах. “Дерево решений” ­ класс делится  на группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и  делает записи на своем “дереве” (лист ватмана), потом группы меняются местами и  дописывают на деревьях соседей свои идеи. “Поиск информации” ­ метод применяется, если нужно как­то оживить сухой  материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая  дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы. Для групп  разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном  материале. Определяю время, на протяжении которого нужно проанализировать  информацию и найти ответы на вопросы.      Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с  использованием интерактивных компьютерных технологий. Здесь  интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих  компьютерных программ, а также использованием таких технических средств  обучения. На мой взгляд, осмысление роли данных интерактивных средств в  обучении, разработка для них соответствующих дидактических пособий способны  принципиально изменить традиционное обучение, поднять его на новый качественный уровень.        Общеизвестно, что средний процент  усвоения учебного материала  следующий: урок­лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного  чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; аудиовизуальных материалов –  30­40%; работа в дискуссионных группах – 50%; практика через действие – 75%;  использования мультимедийных технологий – 80­85%; метод обучения других –  90% . Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников,  максимально их заинтересовать и увеличить их  личностные компетенции, я соединяю интерактивное обучение с использованием  аудиовизуальных и  мультимедийных средств. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный,  использует те же методы, но сегодня появилась возможность использовать на уроке  динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого  процесса, моделирование изучаемого явления. Направленность на оперативную  обратную связь, возможность выстраивания индивидуальной образовательной  траектории в информационной среде электронного дидактического средства  обучения меняет дидактические методы традиционного урока. Современный  мультимедийный урок ­ это промежуточное звено между традиционным уроком и  открытым образованием. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют  перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают  возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать  информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому­либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными  параметрами. Мультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке учеников,  интенсифицировать ее. Более того, они позволяют заставить работать каждого из  них. Каждый сможет видеть, слышать. Таким образом, уровень индивидуализации  обучения значительно возрастает. Но для этого урок должен быть интерактивным. [5]      Новое качество образования определяется результативностью образовательной  деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою  очередь под результативностью понимается успешность выпускника  образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично  меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой  суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными  способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование,  проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с  ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества  образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных  технологий, переход на интерактивное обучение. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие  диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к  совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного  мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически  мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и  соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать  продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для  этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа,  применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами  и различными источниками информации, используются творческие работы.      Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время  методистами и учителями­практиками разработано немало технологий.     На уроках химии я наиболее эффективно использую такие интерактивные методы:      Метод «Микрофон» применяю на этапе актуализации опорных знаний учащихся  или на этапе закрепления изученного материала:  10 класс. Тема «Насыщенные углеводороды». Вопрос к ученикам: «Как вы считаете,  поняв строение метана и его гомологов, алканы химически активные вещества или  нет? Ответ мотивируйте». Передавая микрофон, ученики обосновывают свой ответ. 11 класс. Тема «Глюкоза как представитель моносахаридов». «Формула глюкозы   С6Н12О6. Какие, по вашему мнению, известны функциональные группы характерны  для глюкозы, сколько их может быть и, соответственно, свойства которых веществ  она может проявлять?». Метод «Мозговой штурм» применяю на этапе урока ­ актуализация опорных  знаний учащихся. Этот метод основан на использовании знаний учащихся,  полученных на предыдущем уроке он требует от них короткой, быстрой точного  ответа, предусматривает выслушивание идей без их обсуждения. 9 класс. Тема «Растворы». Вопрос к ученикам:  Из чего состоит раствор?   Как называется вещество, которое растворяет другие, которая растворяется?  От каких факторов зависит растворимость?  Как называются вещества ­ соли, содержащие воду в кристаллическом  состоянии?  Как называется раствор, в котором при данной температуре вещество больше  быть не может растворяться?  Как называется раствор, в котором много растворителя? 10 класс. Тема «Ненасыщенные углеводороды».  Какова общая формула алкенов?  Составьте формулу гекесана, пропилена, октен, пентена ...  Какую форму имеет молекула этилена в пространстве?  Какой характер связей между атомами углерода в молекуле ацетилена?      Работа в малых динамических группах. Этот метод использую на этапе  изучения нового материала и закрепления его. Лучше всего ­ на целом уроке  обобщения и систематизации знаний. Класс делится на 5­6 групп, в каждой из них есть ученик ­ «консультант», остальные готовятся быть «спикерами»  (докладчиками). С помощью «консультанта» группа поочередно выполняет  несколько задач по изученному материалу, затем «спикеры» проецируют на доске  схемы, диаграммы, уравнения, объясняя их. За верные ответы «спикеров» своей  группы «консультант» добавляет себя в зачет еще 2 балла, «спикеры» ­ 1 балл. Если  допускаются ошибки ­ соответственно 1 балл, 0,5 балла. Зачетный урок проводится  следующим в форме тестирования. Кроме использование различных интерактивных  методов для активизации познавательной деятельности учащихся я использую на  уроках технологии ситуационного моделирования, а именно дидактические игры.  Игра ­ это не только творчество, но и большой труд. Такая модель обучения  способствует не только реализации дидактических целей, но и развития  сосредоточенности и самостоятельного мышления. Каждая игра происходит по  определенной схеме. Сюжетно ­ ролевые игры сочетают в себе знания не только по  химии, но и по другим предметам. Примерами таких игр являются судебные  слушания, как, например, «Суд над Никотиномом». Примером урока с  использованием элементов сюжетно ­ ролевой игры является «Силикатная  промышленность» в 10 классе с участием «строителей», «штукатуров», «экспертов  по стеклу», «химиков ­ технологов». Проведение такого рода уроков требует тщательной подготовки как учителя, так и  учеников.       Обобщающие уроки я провожу в форме путешествия, такие как «Путешествие в  страну Алканию», «Основные классы неорганических веществ», «уроки ­ пресс­ конференции», «уроки ­ исследования». Интерактивное обучение ­ это такая форма познавательной деятельности, которая  создает комфортные условия для обучения, при которых обучающийся чувствует  свою необходимость, развивает свои способности и таланты, обретает уверенность, вырабатывает навыки совместной работы в группе, коллективе, формирует  коммуникативные компетентности. Технологий интерактивного обучения  существует огромное количество. Интерактивное творчество учителя и ученика  безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных  учебных целей. Использование в работе технологии интерактивного обучения дает  ученику: ∙ развитие личностной рефлексии; ∙ осознание включенности в общую работу; ∙ становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; ∙ развитие навыков общения; ∙ принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; ∙ повышение познавательной активности классу: ∙ формирование класса как групповой общности; ∙ повышение познавательного интереса; ∙ развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; учителю: ∙ нестандартное отношение к организации образовательного процесса; ∙ формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не  только в учебных, но и иных ситуациях. 3. Использование компьютерных технологий на уроках химии      Компьютер занял прочное место в нашей жизни, и было бы весьма странным, если  бы учителя упустили возможность использования столь совершенного технического  средства в учебном процессе. Перед образованием в наше время стоит одна из важнейших задач – это овладение  информационным и телекоммуникационными технологиями для формирования  общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.      В практике информационными технологиями называют все технологии,  использующие специальные технические и информационные средства (PC, видео,  аудио, кино).       Использование новых информационных технологий в учебно­воспитательном  процессе позволяет учителям реализовывать свои педагогические идеи, представить  их вниманию коллег и получить оперативных отклик, а также решить проблему  интенсификации и повышения эффективности учебного процесса путем усиления  индивидуального подхода. В ходе диалога с машиной, в которую заложен курс по  одному из разделов изучаемого предмета, учащиеся контролируют свои  теоретические знания, знакомятся со строением того или иного вещества, с деталями структуры сложной молекулы, рассматривает тот или иной химический процесс в  динамике, отвечает на вопросы, поставленные в программе. Каждую ошибку,  допущенную учащимся, машина разъясняет. [6] Компьютерные технологии направлены на достижение следующих целей:  формирование умений работать с информацией;  максимальное усвоение учебного материла;  формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать  оптимальные решения.      Конечным результатом внедрения информационных технологий в процессе  обучения химии, является овладение учащимися компьютером в качестве средства  познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в  практической деятельности. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи  изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете,  ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя  параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.  Так, задавая разные значения концентрации реагирующих веществ (в программе  моделирующей зависимость скорости химической реакции от различных факторов),  учащийся может проследить за изменением объема выделяющегося газа и т.д.      Второе направление использования компьютера в обучении химии – программная  поддержка курса. Содержание программных средств учебного назначения,  применяемых при обучении химии, определяется целями урока, содержанием и  последовательностью подачи учебного материала. В связи с этим, все программные  средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения химии,  можно разделить на программы:  справочные пособия по конкретным темам;  решения расчетных и экспериментальных задач;  организация и оценка знаний. [7]      Среди различных типов педагогических программных средств выделяют  использование компьютерных моделей. Все модели, используемые в преподавании  химии, можно разделить на две группы: модели микромира и макромира. С  объектами микромира учащиеся сталкиваются уже с первых уроков, например, при  изучении строения атомов, типов химической связи, строения вещества, теории  электролитической диссоциации, механизмов химической реакции и т.д. Все эти  перечисленные модели реализованы в программах « 1С: Репетитор. Химия»,  ChemLand, « Химия для всех», CS Chem3D Pro, Crystal Designer.[8] Модели химической реакции, лабораторных работ, химических приборов  (компьютерные модели макромира) реализованы в следующей программе: «Химия  для всех­2000». Подобные модели используются мной в тех случаях, когда нет  возможности по каким­либо причинам осуществить лабораторные опыты в реальных  условиях и нет возможности в реальности познакомиться с изучаемыми  технологическими процессами.      Использование перечисленных выше программных средств на уроках химии имеют следующие достоинства:  значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса  школьной химии;  улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;  наличие демонстрации тех химических опытов, которые опасны для здоровья  детей (например, опыты с ядовитыми веществами);  ускорение на 10­15% темпа урока за счет усиления эмоциональной  составляющей;  учащиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал  (повышается качество знаний). При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера,  исходя из особенностей химии как науки. Например, сегодня в связи с сокращением  часов на изучение химии, трудностями с реактивами и оборудованием нет  возможности показать учащимся даже те опыты, которые предусмотрены школьной  программой. Последствия этого очевидны и проявляются в формализации знаний  учащихся. Один из возможных способов устранить или хотя бы ослабить эту  негативную тенденцию – использование мультимедийных технологий. [9] 3.1. Направления использования компьютерных технологий Использование компьютерных технологий может осуществляться по следующим  направлениям: 1) тематическое планирование уроков; 2) накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету; 3) освоение и использование новых технических средств обучения; 4) уроки; 5) внеклассные мероприятия; 6) проектная и творческая работа учащихся; 7) разработка программ предпрофильных, элективных курсов, занятий  факультативов; 8) участие учащихся в профессиональных и творческих конкурсах; 9) обобщение педагогического опыта на различных уровнях. 3.2.    Какие возможности для изучения химии дают ИКТ?      Организация работы на уроке с применением компьютерных технологий в  современной школе помогает решить проблемы, связанные с мотивацией учения,  подготовкой учащихся к сдаче итоговой аттестации, подготовкой к олимпиадам и  конкурсам и др. Кроме того, компьютерные технологии дают возможность: • найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся; • шире использовать аудиовизуальные средства для улучшения наглядности  материала, понимания его учениками; • сопровождать учебный материал динамическими рисунками; • моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести; • воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми  реактивами; • проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся; • осуществлять индивидуальные траектории обучения учащихся, обеспечивающие  возможность их роста и развития ; • организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, осуществлять  самоподготовку к ГИА, урокам контроля, подготовку к собственным исследованиям  и т.д.; • проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других  причин; • размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на  различных сайтах.      Опыт применения компьютерных технологий в школе позволяет заключить, что  для получения высокого обучающего эффекта важно их систематическое  использование, как на стадии изучения материала, так и на стадии оперативного  контроля за усвоением знаний.       Однако нельзя сказать, что компьютер массово используется на всех уроках в  школе. Этому можно найти много объяснений. Использование компакт­дисков для  обучения школьников определяется, с одной стороны возможностями техники и  материальной базой школы, а с другой стороны, той информацией, которая на ней  записана. Не секрет, что сценарии многих дисков разработаны вузовскими  преподавателями химии или даже программистами, и в результате компакт­диски содержат много фактических ошибок и неточностей; большая часть информации  представлена в виде необъятных текстов; содержание компьютерной обучающей  программы не соответствует содержанию химического образования в современной  школе, так например, в программе: «1С: Репетитор. Химия» отсутствует диалог  ученика с компьютером при усвоении им учебного материала. Это ограничивает  использование данной программы.  На мой взгляд, программа «Химия 8 класс» лишена многих недостатков. Данное  мультимедийное пособие разработано специально для учащихся 8 классов, то есть  для тех, кто только приступает к изучению химии и ничего не знает об этой науке.      За время работы с программой я не заметила фактических ошибок или  неточностей в формулировках. На каждой странице материал дозирован небольшими четкими порциями, каждое следующее вытекает из предыдущего. Большое внимание  уделяется практическому применению химических знаний, используются сведения  экологического характера, много исторических справок. Замечательные фрагменты,  выполнены очень качественно и в современном стиле.      Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей  (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, множество  интерактивных заданий и т.д.) процесс обучения становится эффективным,  интересным и привлекательным для учащихся. Исключительно высокая степень  наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курса,  комплексность и интерактивность делают пособие незаменимым помощником  образовательного процесса.      Это то, что касается содержательного компонента программы – достоинства  очевидны. Несомненным плюсом является сетевая версия компакт­диска. Учитель  может направлять весь урок, контролировать действия учащихся. Однако есть и  недостатки применения программных средств. Проведение каждого занятия с программой «Просвещение» требует с моей стороны большой подготовки. Я заранее  просматриваю уроки, отбираю нужное содержание и составляю инструкционную  карту на урок, где все шаги учащихся прописаны. Такая организация урока наиболее  оптимальна для учителя (у него появляется возможность выступать в роли  индивидуального консультанта) и больше всего понравилась ребятам. Данная новая  технология, используемая на уроке, сама по себе является стимулом к изучению  предмета. Но действие этого стимула недолговечно: как только компьютер станет  таким же привычным элементом урока, как например, мел и доска, он перестанет  «подгонять» ученика к новому знанию.      Поэтому, следующим новшеством на уроках химии для себя я вижу в  сотрудничестве с учителем информатики. На уроках информатики учащиеся изучают различные информационные технологии, например, программу PowerPoint, могут уже сами создать презентацию (мини­учебник в виде слайдов) по отдельному материалу  учебника химии.      Отдельно следует остановится на возможностях, которые открывает перед  учителем Интернет. Одни из самых простых заданий может стать поиск конкретной  химической информации, которая в дальнейшем будет использована.  Другая форма работы может предусматривать посещение сайтов различных  культурно­просветительских, научных учреждений, производственных предприятий,  химических факультетов вузов; это могут быть музеи, имеющие химическую  экспозицию, научно­исследовательские институты и лаборатории, связанные с  химической отраслью (фармацевтические, парфюмерные фирмы), предприятия  химической промышленности.      Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому одной из форм  организации уроков и использованием компьютерных технологий обучения должно быть создание учениками собственных страниц, которые могут содержать авторские  разработки таблиц, схем, заданий, а также творческие работы: доклад, тематические  газеты и т.д. В настоящее время реализуется многопредметный проект по  дистанционному обучению «Интернет – школа». Важным воспитательным аспектом  такой сетевой деятельности является осознание чувства ответственности за свою  работу, ведь результат могут оценить миллионы пользователей сети Интернет.  Используя Интернет, я уже сегодня учащимся даю следующие задания: Соберите  информацию для выпуска газеты «Химия на службе использовании материалов, в  состав которых входит железо (Тема: «Металлы», 9 класс); Найдите в компьютерной  базе данных сведения о распространенности в природе химических  элементов; Найти в компьютерных сетях сведения о состоянии озонового слоя Земли и на её основе составить информационное сообщение и т.д.      Все сказанное выше говорит о неограниченных возможностях использования  компьютерных технологий при обучении химии. 4. Мониторинг В своей многолетней практической деятельности ставила и ставлю перед собой  задачу учить обучающихся логически мыслить, анализировать, объяснять,  сравнивать. Убеждена, что глубокие знания по такому предмету, как химия, нужны  не каждому обучающимуся, ведь с этой наукой свяжут свою жизнь не все. Поэтому и  изучать неорганические и органические вещества следует на более практическом  уровне, необходимом им для жизни, значит формировать у обучающихся на уроках  химии жизненные компетентности. Все эти меры, изменения в деятельности учителя отразились на количественных и  качественных результатах. В начале 2014 ­ 2015 учебного года в результате диагностики было выявлено, что  обучающиеся 11 класса могут иметь следующие учебные достижения:  Средний уровень ­ 10%,  достаточный уровень ­ 53%,  высокий уровень ­ 16%. Реальные учебные достижения обучающихся:  Средний уровень ­ 34%,  достаточный уровень ­ 37%,  высокий уровень ­ 8%. После использования ИКТ, методов интерактивного обучения и индивидуальной  самостоятельной работы с учащимися успеваемость 11 класса на высоком уровне  увеличилась на 3%, на достаточном ­ на 12%, на среднем ­ на 2%. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю  необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его  стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том,  что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике  какую­либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует  всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают  педагогический эффект только будучи целостными.     Новое качество образования определяется результативностью образовательной  деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника  образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично  меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой  суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными  способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование,  проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с  ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества  образовательных услуг, я считаю необходимо использование интерактивных  образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которые  активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроках химии. [10] И в заключении хочу подчеркнуть, что научиться чему­либо можно, только делая то,  чему учишься. Нельзя помочь ученику, выполняя за его работу. Поэтому всегда  останутся актуальными слова великого Каменского: «Учащемуся положено  работать, учителю – руководить этой работой». СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под  ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. 2. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. М.: Флинта,  1999. 3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 4. Арцев М.Н. Учебно­исследовательская работа учащихся. Завуч, 2005, № 6. 5. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие. М.,  2004. 6. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. СПб: КАРО, 2003. 7. Платонова Т.И. Об использовании электронных презентаций. Химия в школе,  2007, № 9. 7. Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям»  СПб., 1996, 66 стр. 8. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей»  М., 2004 9. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М.,  1996, 268 стр. 10. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»

Выпускная работа «Использование интерактивных технологий на уроках химии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018