Выразительность музыкального произведения
Оценка 4.7

Выразительность музыкального произведения

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство
5 кл—6 кл
06.01.2023
Выразительность музыкального произведения
Данный конспект открытого урока построен на разборе произведения С. Слонимского "Принцесса, не умевшая плакать" и посвящён обобщению знаний детей по теме "Музыкально-выразительные средства"
Открытый урок по выразительности .doc

Райкова Лариса Сергеевна,

 преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин ГПОАУ АО

«Амурский педагогический колледж»

 

Открытый урок по музыке по теме

«Выразительность музыкального произведения».

 

Здравствуйте, дети! В течение первой четверти мы с вами изучили очень большую и важную тему – «Средства музыкальной выразительности». Теперь нам надо научиться применять эти знания на любых примерах из музыки. Если это у нас получится, то это будет означать, что вы стали более профессиональными музыкантами. Ведь профессия музыканта – это не только умение играть на каком-либо музыкальном инструменте, но и уметь слушать музыку и понимать её.

До сих пор мы выискивали в музыкальных отрывках какое-нибудь одно музыкально-выразительное средство, о котором говорили в данный момент. Теперь задача посложнее: услышав произведение целиком, нужно разобраться, какие средства использовал автор, чтобы получился именно тот музыкальный образ, который мы услышали. Поэтому сегодняшний наш урок – тренировочный. Вы знаете, что и для любого спортсмена, и для любого художника или музыканта – тренировка – это, пожалуй, самое главное занятие, ведь благодаря регулярным тренировкам мы оттачивает своё мастерство. А чтобы нам было интереснее тренироваться, тренировать наши уши – мы обратимся к сказке. Немецкий поэт и сказочник Баумбах написал сказку «Принцесса, не умевшая плакать». А современный петербургский композитор Сергей Слонимский написал по этой сказке музыкальную сюиту.

Французское слово «сюита» означает «ряд, последовательность». Значит сюита – это ряд музыкальных пьес. Но не любых, а чем-нибудь связанных между собой. Здесь они связаны содержанием сказки. Сюита, о которой сегодня пойдёт речь, состоит из 7 пьес. Каждая пьеса имеет не только название, но и краткий пересказ, который добавил в ноты сам композитор.

 

№1 «Принцесса-плакса».

Жила-была юная принцесса. Она была плакса: плакала по каждому пустяку. (играю).

В этой пьесе композитор хотел изобразить плачущую принцессу. Как вы думаете, удалось ли это ему? Вы заметили, что это очень жалобная музыка. В начале с темпом Анданте (что обозначает?) выставлено довольно редкое обозначение «пьянджендо», что означает «плаксиво». Но этим обозначением нельзя было воспользоваться, если бы сама музыка не плакала. Каким же образом она плачет? Какие средства этому способствуют?

Во-первых обратите внимание на лад. Какой он? (минорный). Но не всякий минор плачет! Минор бывает спокойным, созерцательным, мечтательным, умиротворённы. А какой здесь минор? Какова тональность пьесы? (фа минор). Посмотрите: в первой же фразе нам встречается ми бекар (какая ступень? На какой вид минора указывает?), а почти следом – ми-бемоль, как в натуральном. Поэтому с самого начала создаётся очень неустойчивая интонация, как интонация настоящего плача.

Обратим внимание на регистр основной мелодии. В каком регистре она находится? Она находится на условной границе верхнего и среднего регистра. Её в одно и то же время можно спеть, а в другое – это сделать трудно, потому что в ней попадаются довольно высокие звуки. Поэтому мелодия находится в напряжении, как голос плачущего человека.

         Каким штрихом исполняется вся пьеса? (легато) – этот штрих оказывается естественным для плача. Многие музыковеды даже утверждают, что певческое легато происходит от плача (а как вы думаете, откуда происходит певческое стаккато? – от смеха). Также родство пения и плача композитор подчёркивает обозначением кантабиле, то есть напевно.

Теперь определим склад этой пьесы – полифонический. Есть такое выражение: «лить слёзы в три ручья». Здесь три голоса, которые переплетаются между собой.

И, наконец, прислушайтесь к ритму этой пьесы. Он очень изменчивый, всё время как бы расплывается вокруг основного размера. Поэтому написать диктант в таком ритме очень сложно. Такой ритм можно было назвать капризным. Поэтому он особенно хорошо передаёт особенности плача.

 

№2 «Колдовство ведьмы».

По приказу короля нашли старую ведьму. Она заколдовала принцессу, чтобы та перестала плакать. (играю)

В этой очень короткой, но довольно выразительной пьесе мы словно видим эту злую старуху и слышим её колдовское бормотание. Почему именно злую? И почему старуху?

Прислушаемся к созвучиям, которые образуют два голоса пьесы. В начале первого такта мы видим «ля» большой октавы в басу и «соль» малой в верхнем голосе. Какой при этом образуется интервал? (м7) и тут же появляется ещё более напряжённый интервал – тритон. Музыка этой пьесы вся пронизана септимами, секундами, тритонами. А что это за интервалы? – это диссонансы. Это очень неприятные, колючие интервалы. И ещё более устрашающими делает их низкий регистр – это противный голос этой старухи.

А теперь послушаем её бормотание. Своё колдовское заклинание она бормочет скороговоркой (на это указывает темп пьесы – аллегро), и обозначение динамических оттенков (вначале бормотание еле слышно из-за нюанса рр, а постепенно оно выливается в форте). А самый последний звук ассоциируется с ударом в какой-нибудь колдовской гонг. Слышите?

Догадайтесь: как композитор изобразил, что она бормочет именно заклинание, а не просто говорит что-нибудь? Подсказка: обратите внимание на ритм пьесы – настойчивый, вкрадчивый, повторяющийся.

И вот колдовство подействовало – принцесса разучилась плакать…

 

№3 «Принцесса разучилась плакать»

Теперь принцесса совсем разучилась плакать. Разбилась её любимая кукла, а принцесса только засмеялась. Заболела тяжело королева – мама – а принцесса равнодушно собирала цветы. Она была очень красива и очень спокойна и никогда не плакала. (играю)

Перед композитором стояла здесь интересная и непростая задача: создать музыкальный портрет, внешне очень похожий на нашу принцессу-плаксу, но совсем другой по характеру.

Как это можно сделать? Помните, мы говорили о главных средствах выразительности, из которых складывается «лицо» произведения, и о дополнительных, ведающих разными выражениями этого лица. Среди главных средств самое главное – это мелодия. Сравним мелодии первой и третьей части. Они ведь очень похожи. Можно даже сказать, что это одна и та же мелодия, только немного изменённая. И какие изменения в ней заметнее всего? (пытаются ответить)

Прежде всего изменения касаются лада и фактуры. Здесь печальный до этого минор обернулся весёлым и беззаботным мажором (фа мажор). И уже нет мелодий – ручьёв, потому что фактура стала какой? (гомофонно-гармонической). Мелодия сопровождается аккомпанементом, который напоминает ритм вальса. Но в обычном вальсе идёт бас и два аккорда, а здесь наоборот – аккорд и 2 баса. Причём, эти басы исполнены не в низком, а среднем регистре. И поэтому получается немного механический, игрушечный вальс, который могла бы исполнить заведённая кукла. А ведь заколдованная принцесса и в самом деле стала похожей на куклу.

В целом можно сказать, что эта часть – вариации на тему первой части (где одна и та же мелодия подвергается различным изменениям).

 

№4 «Приказ короля».

Обеспокоенный король приказал: тот, кто растрогает принцессу, заставит её плакать, женится на ней. О приказе короля узнала вся страна. (играю)

 

Как вы думаете, если бы композитор задумал написать это произведение для симфонического оркестра, то какие бы инструменты исполняли его? (отвечают). Мне кажется, что это должны быть медные духовые инструменты. Представьте: на главной площади этого сказочного государства появляются придворные музыканты: сначала раздался зычный голос тромбона, потом ему вторит пронзительная труба, и вот уже громкие звуки духового оркестра гвардии Его величества, сотрясая стены города, собирают народ: не проходите мимо! Сейчас будет оглашён важный, очень-очень важный приказ короля!

Почему именно так мы можем представить картину? Да потому что в этой пьесе сначала мы слышим один голос, звучащий в низком регистре. Громко, с подчёркиванием каждого звука (какой здесь используется штрих? – маркато) исполняется мелодия в чётком маршевом ритме. Кстати, какой здесь размер? (2/2). Это квадратный размер, в то же время необычный, редкий, старинный. Композитор тем самым больше подчёркивает значимость и важность персоны короля.

Затем вступает следующий голос – высокий и звонкий, поэтому его можно было поручить трубе. А когда появляются аккорды, то тут уже звучит весь оркестр.

Вы согласны со мной, что даже исполняя пьесу на одном фортепиано, можно представить собой звучание различных инструментов? Поэтому обращайте на это внимание и распределяйте как-бы «по ролям» различные пьесы, в том числе пьесы, которые вы сами играете.

 

№5 «Полька Белой лошади».

Вы видите, что это очень простая пьеска, поэтому я попрошу, чтобы её исполнил кто-нибудь из вас. И мы вместе потом разберёмся в ней. (выходит играет).

Несмотря на то, что пьеска маленькая и незатейливая, в ней можно найти много деталей. Какой темп в пьесе? (быстрый), ритм? (танцевальный). Эта полька – танец, а танцы, как правило, имеют гомофонно-гармонический склад, в котором мелодия сопровождается ритмичным танцевальным аккомпанементом. Но в данном случае мы видим отдельно мелодию и аккомпанемент? Нет! Здесь от начала до конца выдержан аккордовый склад. Это слегка утяжеляет музыку, и эта тяжесть ещё подчёркивается штрихами (какими? – портаменто – подчёркивая). Как вы думаете, зачем это делает композитор? (потому что польку танцует лошадь!). однако, при этом музыка написана в высоком, я бы даже сказала в очень высоком регистре (мне кажется, что этим композитор подчёркивает что-то игрушечное, ненастоящее). Лошадь ведь наша не простая, а волшебная! Послушайте, как звонко и переливчато цокают её серебряные копытца (выразительные форшлаги в мелодии).

А ещё в нотах мы видим повторение четырёхтакта, при этом композитор указывает нам, что при повторении динамику с форте надо изменить на пиано. Как вы думаете, для чего это нужно? (лошадь наша поплясала и ускакала, поэтому динамика форте создаёт ощущение того, что она находится вначале близко, а затем с помощью динамики пиано композитор отдаляет её от нас).

Вот сколько нам удалось обнаружить даже в такой, казалось бы, элементарной музыке.

 

№6 «Любовь принцессы и охотника»

Это самая большая и значительная пьеса в этой сюите. Её можно назвать кульминацией всей сюиты. Помните, мы говорили о кульминации – высшей точке мелодии? Но такая точка бывает не только в мелодии, но и в целой сюите, где несколько пьес. Кульминация – это самое значительное событие. Любовь расколдовала принцессу, вернула её в нормальное состояние, поэтому её встреча с охотником – самое важное событие в сказке.

Музыка этой пьесы не только изображает героев сказки, но и выражает их чувства.

Уже в первых четырёх тактах слышится взволнованность. А ведь это ещё не мелодия, а вступление. Если мы соберём все звуки вместе, то получатся красивые, стройные аккорды.

Очень выразительны паузы между этими всплесками, в них слышится взволнованное дыхание влюблённых. С чем ещё ассоциируется такие переливы? (с журчанием ручья). И как часто бывает в лирической поэзии, образы природы сливаются с чувствами героев.

Наконец вступает основная мелодия. Чувство её ещё не ясно, ему ещё нет имени, поэтому такой призрачно-высокий регистр у мелодии. Но всё равно чувство очень сильное (форте). Обратите внимание на выразительные интервальные скачки в серединах фраз – они подчёркивают волнение.

Второе предложение повторяется, но теперь звучит в среднем регистре и не так громко (мено – не очень громко). Волнение выдается ещё довольно подвижным темпом музыки.

 

№7 «Принцесса плачет».

Эта часть – финал. Финалом называется последняя часть многочастного произведения – сюиты, сонаты, симфонии. Финалом также называют заключительную сцену оперы или балета.

Перед нами ещё одна вариация на тему первой пьесы. И конечно, эта вариация больше подходит на первую пьесу, потому что принцесса вернулась к своему прежнему состоянию. Но плачет она совсем по-другому, и эти изменения отражены в музыке. Например, появился дополнительный – третий голос. И добавился заключительный раздел – кода. Ещё какие изменения?

 


Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Посмотрите: в первой же фразе нам встречается ми бекар (какая ступень?

Посмотрите: в первой же фразе нам встречается ми бекар (какая ступень?

Принцесса разучилась плакать»

Принцесса разучилась плакать»

Композитор тем самым больше подчёркивает значимость и важность персоны короля

Композитор тем самым больше подчёркивает значимость и важность персоны короля

Уже в первых четырёх тактах слышится взволнованность

Уже в первых четырёх тактах слышится взволнованность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.