ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕАЛИЗАЦИЯ СФОРМИРОВАННЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ.
Оценка 4.9

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕАЛИЗАЦИЯ СФОРМИРОВАННЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
дефектология
1 кл—11 кл
11.12.2023
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕАЛИЗАЦИЯ СФОРМИРОВАННЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ.
опыт работы с детьми с нарушениями слуха над ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ И РЕАЛИЗАЦИЯ СФОРМИРОВАННЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ.
работа над выразительностью усной речи обучающихся с нарушением слуха.docx

Выразительность речи детей с нарушением слуха и реализация сформированных навыков через участие в конкурсах.

В отечественной сурдопедагогике разработана система формирования у школьников с недостатками слуха устной речи (ее восприятие и воспроизведение) в условиях интенсивного развития слухового восприятия (Е.П. Кузьмичева, 1991; Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, 1989 и др.).

Для формирования выразительности речи важным разделом является развитие у глухих детей восприятия речи и воспроизведения ее интонационной структуры.

Речь глухих обычно резко отличается от речи нормального человека. Ей недостает внятности, выразительности, благозвучности: она монотонна, часто неестественно груба. Глухой, подобно речевой машине, произносит звук за звуком, не связывая элементы в единое целое. Никакое искусство обучения не заменит глухому недостающего слуха, его речь не будет такой, какая свойственна слышащим. Однако это не значит, что речь глухого нельзя все же сделать более естественной, свободной, более благозвучной, выразительной и внятной.

Рассмотрим отдельно несколько компонентов, входящих в состав выразительности речи.

Словесное ударение. Работа над словесным ударением

Данная методика и приемы работы взяты из разработок К.А. Волковой, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной.

Словесное ударение является одним из трех элементов фонетической системы русского языка. Оно вместе с числом слогов, является носителем его ритма. Благодаря ударению осуществляется выделение слов в речи, а также различению слов и их форм. Поэтому правильное словесное ударение - существенное условие выразительности, разборчивости, естественности звучания. При словесном ударении один из слогов произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука. В русском языке словесное ударение выступает также в качестве одного из смыслоразличительных средств. Часто мы встречаемся со словами, которые имеют одинаковый звуковой состав. Разное значение таких слов определяется местом ударения. Словесное ударение характеризуется следующими особенностями. Прежде всего, оно разноместно. В разных словах оно может приходиться на разные слоги. Второй его особенностью является подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой.

При овладении ударением глухие учащиеся будут испытывать известные трудности. Работая над этой темой, сурдопедагогу необходимо, прежде всего, научить детей технике выделения ударного слога. И правильной постановке ударения в словах. Глухой ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно - первый, второй или третий. Следует добиться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.

К отработке техники и правильной постановке словесного ударения приступают с первых лет пребывания детей в школе. Подвижностью ударения они овладевают с IV класса. Обучение технике выделения ударного слога начинается на слоговом материале. Школьники учатся правильному воспроизведению разных ритмов. Прежде всего, внимание школьников обращается на более интенсивный голос и на длительное произнесение гласного звука. При этом следует опираться на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, его зрительное восприятие и слуховые ощущения. Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемый ритм отхлопывается, при этом ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование.

Отработка технике выделения ударного слога на определенном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов, соответствующему данному ритму: тА-та - пАрта, шкОла. Берется словарь, которым дети уже владеют. Начинать надо со слогов, а потом переходить к словам.

Логическое ударение в работе над выразительностью устной речи.

Овладение логическим ударением предполагает умение выделять его с помощью усиления громкости произнесения соответственного слова. Обучение логическому ударению иметь целью сообщить речи глухих элементарную выразительность и отчасти облегчить им владение сознательным чтением, поскольку, приучившись отыскивать в предложение ударное слово, они легче улавливают смысл читаемого.

Работа над логическим ударением осуществляется двумя путями. С одной стороны, дети чисто практически, следую указаниям учителя, приучаются произносить те или иные фразы, заучиваемые на память стихи и прозаические тексты с правильным логическим ударением. При этом они руководствуются готовым образом. Овладение умением выделять ударное слово во фразе достигается тем же способом, которым используется над словесным ударением. В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху глухих школьников, с помощью которого они легко усваивают усиление громкости произношения слов, несущих на себе логическое ударение. Кроме того, учащиеся могут воспринимать логическое ударение и с помощью тактильно-вибрационных ощущений.

С другой стороны, глухие школьники учатся и самостоятельному выделению во фразах логического ударения, и, прежде всего, в вопросах и ответах. Во время упражнений полезно выделять ударные слова не только голосом, но и подчеркиванием их в тексте. Например: Какая сегодня погода? Сегодня пасмурно. Хорошим приемом работы над логическим ударением является постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителя в вопросе и учеников в ответе. Можно воспользоваться и написанным текстом. Указанные приемы работы могут проводиться на основе зрительно-слухового, зрительно-тактильно-слухового восприятия фразы, произносимой учителем устно или устно-дактильно.

Полезной разновидностью упражнений служит подчеркивание логического ударения в связных прозаических текстах, воспринятых учащимися слухо-зрительно и только на слух. Очень полезно вести работу над логическим ударением в связи с упражнениями в диалогической речи.

Значение интонации и работа над ней.

Целенаправленная работа по формированию у глухих школьников восприятия и воспроизведения интонационной структуры - один из важнейших путей совершенствования их устной речи.

Работа над речевой интонацией предполагает формирование у глухих детей все более дифференцированного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур (темпа, слитности и пауз, мелодического контура фраз). Также развитие у учащихся умений предавать смысл и эмоциональное содержание высказывания сочетанием речевых и неречевых средств, способствующих коммуникации, - соответствующим выражением лица, позой, естественными жестами, принятыми в речевом этикете. Формирование у учащихся интонационной структуры осуществляется как в свободном общении (прежде всего при подражании речи слышащих, выразительность, эмоциональность, соответствующей нормам произношения), так и на специальных занятиях - индивидуальных, музыкально-ритмических, в слуховом кабинете, а также во время фонетических зарядок на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях.

Подготовительная работа по обучению основным элементам интонации включает упражнения по развитию восприятия на слух и воспроизведения модуляций голоса по высоте (ровная интонация, повышение, понижение голоса в пределах основного диапазона), силе, по формированию слитности речи и пауз, изменений темпа, ударения (словесного и логического). При работе над интонацией большое внимание уделяется формированию у учеников умений произносить один и тот же речевой материал, придавая ему разное эмоциональное звучание в соответствии и новой ситуацией (весело, грозно, строго, печально, радостно).

Также дети учатся на материале одной фразы по-разному комбинировать элементы интонации: изменять логическое ударение (“пойдем гулять”, “пойдем гулять”), темпа речи, менять интонационную конструкцию (вопросительная, утвердительная, восклицательная формы). При проведении таких упражнений особенно важно осознание учеником речевой ситуации.

В 1 классе подготовительные упражнения включают обучение восприятию (на слух и слухо-зрительно) и воспроизведению:

слитности и пауз,

краткого и долгого произнесения гласных звуков,

силы голоса,

ударения в двух-, трехсложных словах; логического ударения,

темпа речи,

высоты голоса.

Первоклассники учатся говорить эмоционально, в темпе, приближающемся к нормальному, произносить короткие фразы слитно, делить более длинные фразы паузой на смысловые синтагмы, выделять логическое и синтагматическое ударение. Дети побуждаются по подражанию учителю воспроизводить элементы мелодического контура фраз.

Во 2 классе эти навыки закрепляются и расширяются. Второклассники учатся говорить эмоционально и выразительно, произносить фразы в нормальном темпе, слитно или деля паузой на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, воспроизводя доступные элементы мелодического контура, а также адекватно использовать выразительную мимику.

В 3 классе основное внимание уделяется развитию навыков восприятия на слух и воспроизведения ритмико-мелодической структуры фраз в повествовательных и вопросительных предложениях, а также в оценочных предложениях со значением предельно высокой степени признака, действия, состояния. Третьеклассники самостоятельно используют при общении адекватные паралингвистические средства (выразительная мимика, естественные жесты, в соответствии с речевым этикетом).

Работа по формированию интонации проводиться с использованием различных методических приемов и технических средств. На занятиях широко применяется подражание образцу речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и на слух (с помощью слуховых аппаратов), обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух основных элементов интонации, фонетическая ритмика. Также используются вибро-тактильные ощущения, графические средства, инсценирование типичных ситуаций речевого общения и др. Эффективной работе над интонацией способствует использование визуальных приборов, помогающих ученикам самостоятельно осуществлять контроль за воспроизведением в речи основных интонационных структур. Организация обучения глухих школьников восприятию и воспроизведению интонации предполагает преемственность в разных формах работ. Планирование осуществляется совместно учителем класса, учителями, ведущими индивидуальные и музыкально-ритмические занятия, и воспитателя.

Орфоэпия как часть выразительности речи.

Орфоэпией - свод правил произношения применительно к какому-либо языку.

Сюда относится произношение: безударного О как А (вода, окно); звонких согласных на конце слов и перед глухими как глухих (ноШ, глаС, лоШка, юПка); сочетаний тся и ться в глаголах как ЦА; двойного согласного как одного долгого звука (клаС); окончаний прилагательных -ОГО, - ЕГО как -ОВА; -ЕВА.

Нормы русской орфоэпии складывались в течение длительного времени. При обучении глухих нормам орфоэпии необходимо решать две основные задачи:

дать детям знание правил,

научить сознательно применять их в устной речи.

Роль правильного орфоэпического оформления речи огромна, и только орфоэпически правильная речь глухого может служить ему надёжным средством общения (Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, К.А. Волкова и др.).

Программа школы для глухих детей требует, чтобы уже с 3 класса у учащихся было выработано умение произносить слова самостоятельно с соблюдением орфоэпических норм.

В процессе обучения глухих нормам орфоэпии необходимо использовать различные виды работ:

Чтение речевого материала. Материал считывается с доски, плакатов, карточек. Первоначально используется надстрочный знак в виде буквенного обозначения, а потом в виде черточки.

Называние конкретных предметов и картинок. На картинках могут быть изображены ситуация, отдельные предметы, действия.

Расстановка учащимися надстрочных знаков в словах, записанных на доске или в тетрадях.

Придумывание школьниками примеров на то или иное правило орфоэпии.

Большое место (особенно на старших годах обучения) должно быть отведено такому виду работы, как самостоятельное рассказывание: о прочитанной книге, о просмотренной кинокартине, по заданной теме или по картине и т. Это, как правило, способствует полной автоматизации ряда орфоэпических навыков.

Особое внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона, а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике.

 Должно быть так: Работа над выразительностью речи должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Учитель класса проводит специальные фронтальные упражнения по автоматизации интонационных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях и на уроках ритмики и в слуховом кабинете, в ходе речевых зарядок. Учитель слухового кабинета и учитель ритмики, прежде всего, ведут работу не над звуковой стороной речи, а над ритмико-интонационной; при этом дается уже хорошо знакомый детям материал. Только при работе единой командой, вместе отвечающей за результат работы, в которой у каждого члена свои особые функции, можно добиться хороших результатов в работе над выразительностью речи школьников с нарушенным слухом, что в дальнейшем обеспечит использование ими устной речи как средством общения в обществе слышащих людей.

Вот наши результаты:

Стараемся принимать участие в конкурсах чтецов ежегодно.

Планирую далее развивать и реализовывать навыки выразительности речи через участие в проектах и театральной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.     Андреева Е.И. “Психологические основы обучения глухих детей произношению” Л., 1977г. 2.      Бельтюков В.И. “ Взаимодействие анализаторов в процессе воспитания и усвоения устной речи ” М., 1977г. .        Бондарко Л.В. “Звуковой строй современного русского языка” М., 1977г. .        Брызгунова Е.А. “Звуки и интонация русской речи” М., 1969г. .        Волкова К.А. “Методика обучения глухих произношению” М., 1980г. .        Головин Б.Н.. “Основы культуры речи”. Издательство "Высшая школа", 1980г. .        Леонтьев А.А. “Слово в речевой деятельности” М., 1965г. .        Леонгард Э.И. “ Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих школьников” М., 1971г. .        Логопедия / под редакцией Л.С. Волковой М., 1989г. .        Матусевич М.И. “Современный русский язык. Фонетика.” М., 1976г. .        Развитие слухового восприятия и обучения произношения детей с недостатками слуха / сост.: Е.П. Кузьмичева, Н.Ф. Слезина, М., 1986г. .        Рау Ф.Ф. “О механизме восприятия устной речи при нормальном и нарушенном слухе” // Дефектология 1972год № 6 стр. 23 .        Рау Ф.Ф. “Обучение глухонемых произношению” М., 1960г. .        Рау Ф.Ф. “Руководство по обучению глухонемых произношению” М., 1960г. .        Рау Ф.Ф. “Формирование устной речи у глухих детей” М., 1981г. .        Рау Ф.Ф. “Устная речь глухих” М., 1973г. .        Рау Ф.Ф. , Слезина Н.Ф.“Методика обучения произношению в школе глухих” М., 1981г. .        Салахова А.Д. “Развитие звуковой стороны речи ребенка” М., 1973г. .        Слезина Н.Ф. “Формирование произношения у глухих школьников” М.,1984г. .        Слезина Н.Ф. “Применение технических средств в обучении глухих произношению” М., 1975г. .        Сурдопедагогика / под ред. М.И. Никитиной, М., 1989г. . 


 

Выразительность речи детей с нарушением слуха и реализация сформированных навыков через участие в конкурсах

Выразительность речи детей с нарушением слуха и реализация сформированных навыков через участие в конкурсах

Обучение технике выделения ударного слога начинается на слоговом материале

Обучение технике выделения ударного слога начинается на слоговом материале

Работа над речевой интонацией предполагает формирование у глухих детей все более дифференцированного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур (темпа, слитности и пауз, мелодического контура фраз)

Работа над речевой интонацией предполагает формирование у глухих детей все более дифференцированного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур (темпа, слитности и пауз, мелодического контура фраз)

В 3 классе основное внимание уделяется развитию навыков восприятия на слух и воспроизведения ритмико-мелодической структуры фраз в повествовательных и вопросительных предложениях, а также в оценочных…

В 3 классе основное внимание уделяется развитию навыков восприятия на слух и воспроизведения ритмико-мелодической структуры фраз в повествовательных и вопросительных предложениях, а также в оценочных…

Называние конкретных предметов и картинок

Называние конкретных предметов и картинок

Салахова А.Д. “Развитие звуковой стороны речи ребенка”

Салахова А.Д. “Развитие звуковой стороны речи ребенка”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2023