Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств. Средства выразительности. Тестовая работа
Оценка 5

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств. Средства выразительности. Тестовая работа

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
06.11.2022
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств. Средства выразительности. Тестовая работа
Занятие по внеурочной деятельности
внеур Средства выразительности.docx

Тема: Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств. Средства выразительности. Тестовая работа

Цели: познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

 

I. Мотивация

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, - явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое..

II. Постановка проблемы

 Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

III. Повторение-обобщение средств выразительности.

Терминологический диктант (через презентацию идёт повторение терминов и их запись в тетради).

  1. Гипербола.
  2. Гротеск.
  3. Ирония.
  4. Литота.
  5. Метафора.
  6. Метонимия.
  7. Олицетворение.
  8. Перифраза.
  9. Синекдоха.
  10. Сравнение.
  11. Эпитет.
  12. Анафора.
  13. Антитеза.
  14. Градация.
  15. Инверсия.
  16. Лексический повтор.
  17. Оксюморон.
  18. Риторический вопрос, риторическое обращение.
  19. Синтаксический параллелизм.
  20. Умолчание.
  21. Эллипсис.
  22. Эпифора.
  23. Звукопись, звукоподражание.

 

IV. Закрепление.

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи" (Презентация)

https://urok.1sept.ru/articles/615932/Image5991.gif

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

По горизонтали:

Градация

Антитеза

Параллелизм

Эпифора

Оксюморон

Инверсия

Умолчание                            По вертикали: анафора

 

Задание 2. Кроссворд 2 (Презентация)

https://urok.1sept.ru/articles/615932/Image5992.gif

По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 2. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 3. Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

По горизонтали:

Метонимия

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

Перифраза

Аллегория

Гипербола

Литота                       По вертикали: метафора

Задание 2. "Солнышко" (презентация)

Приложение 3

  1. Перифраза.
  2. Ирония.
  3. Олицетворение.
  4. Сравнение.
  5. Эпитет.
  6. Перифраза.
  7. Сравнение, гипербола.

V. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

VI. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры" Тестовые задания на применение знаний.

Тест по теме: “Изобразительные средства языка”. (Приложение 1)

1. Определите средство выразительности: Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.

1) гипербола, 2) литота, 3) перифраза, 4) олицетворение.

2. Найдите оксюморон.

1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

3) Простите, простите, простите меня!

4) С наглой скромностью смотрит в глаза.

3. Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки!

1) гипербола, 2) риторический вопрос, 3) литота, 4) антитеза.

4. Найдите предложение с фразеологизмом.

1) Смотри, ей весело грустить,
    Такой нарядно обнажённой.

2) Он обязательно будет кривить душой перед другими.

3) Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

4) Стонет он по полям, по дорогам,
    Стонет он по тюрьмам, по острогам…

5. Определите средство выразительности: “Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели”.

1) сравнение, 2) олицетворение, 3) антитеза, 4) анафора.

6. Определите средство выразительности: “Отколе, умная, бредешь ты, голова?” - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

1) риторический вопрос, 2) ирония, 3) антитеза, 4) градация.

7. Найдите “четвёртое лишнее”.

1) Уж близок полдень. Жар пылает.
    Как пахарь, битва отдыхает.

2) Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

3) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

4) Как вышки, елочки темнеют.

8. Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован?

1) градация, 2) лексический повтор, 3) риторический вопрос, 4) инверсия.

9. Найдите олицетворение.

1) Плачут вербы, шепчут тополя.

2) В сто сорок солнц закат пылал.

3) Октябрь серебристо-ореховый.

4) Страна восходящего солнца.

10. Определите, в каком отрывке использована перифраза.

1) Слухи действительно пошли. И самые фантастические.

2) Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном?

3) Ученье – свет, а неученье – тьма.

4) Солнце русской поэзии.

VII. Обобщение

– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…

Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М. Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?

VIII Работа с текстом.  (Приложение 2)

1. Выразительное чтение текста:

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.

(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

Д.С. Лихачёв

2. Что вам известно об авторе данного текста?

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 - АН СССР). Имеет негласный титул “совести нации”.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов.

IX. Фронтальная беседа

 

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1) 5, 2) 11, 3) 9, 4) 15.

 

2. Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте.

1) рассуждение и описание,

2) рассуждение и повествование,

3) рассуждение,

4) повествование.

 

3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.

1) 3, 2) 2, 3) 6, 4) 8.

X. Работа с заданием 26

 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В этом письме из цикла “Цель и самооценка” Д. Лихачев рассуждает о цели в жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого _________(предложения 3, 4) и _______ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о самооценке ему помогают _____(предложение 2), а также ________ (предложение 15).

Список терминов:

1) анафора,

2) ирония,

3) лексический повтор,

4) метафора,

5) литота,

6) вопросно-ответная форма изложения,

7) парцелляция,

8) однородные члены предложения,

9) антонимы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Выразительность русской речи

Тема: Выразительность русской речи

Риторический вопрос, риторическое обращение

Риторический вопрос, риторическое обращение

По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту

По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту

Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди

Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди

Что вам известно об авторе данного текста?

Что вам известно об авторе данного текста?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022