Выразительные средства музыки
Оценка 5

Выразительные средства музыки

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
03.11.2017
Выразительные средства музыки
Обучающая: Познакомить учащихся с выразительными средствами музыки. Развивающая: Развитие навыка работы с выразительными средствами музыки на уроках музыки Воспитательная: Воспитание творческого отношения к работе с выразительными средствами музыки. Задачи: Знание выразительных средств музыки Умение самостоятельно работать с выразительными средствами музыки Умение определять выразительные средства музыки Умение анализировать произведение
выразительные средства музыки.doc
Дата: 16.12.15 План­конспект урока музыки в 3 классе: "Выразительные средства музыки "разработала учитель музыки МБОУ СОШ № 9 Кателик Светлана Борисовна Тип урока: урок комплексного применения знаний Цель: Обучающая: Познакомить учащихся с выразительными средствами музыки. Развивающая: Развитие навыка работы с выразительными средствами музыки на уроках  музыки Воспитательная: Воспитание творческого отношения к работе с выразительными  средствами музыки. Задачи: Знание выразительных средств музыки Умение самостоятельно работать с выразительными средствами музыки Умение  определять выразительные средства музыки Умение анализировать произведение ХОД УРОКА Вход: “Марш” Шуберта. Приветствие: “Сейчас музыкальный начнется урок”. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке, который продолжит наше  путешествие в страну Музыки. Сегодня, мы продолжим знакомиться с развитием музыки.  И узнаем о помощниках, которые помогают ей изменяться, развиваться, звучать интересно,  ярко, красочно, выразительно. А сейчас скажите мне, ребята, музыкальное произведение какого жанра звучало при входе  в класс? Дети: Марш. Учитель: В каком характере был исполнен марш? Дети: Бодрый, веселый, праздничный и т.д. Учитель: Давайте послушаем и сравним, одинаково ли звучит марш от начала до конца? Звучит “Марш” Шуберта (повторно). Дети: Нет, не одинаково. В произведении происходит изменение, развитие. В начале  музыка звучала тише в конце громче. Учитель: Как же называется громкость в музыке? Дети: ДИНАМИКА. Учитель: А как называется в музыке чередование долгих и коротких длительностей? Дети: Средство музыкальной выразительности помогающее “Маршу” Шуберта  развиваться, ритм. Учитель: Хорошо! Молодцы, ребята! Что же у нас получилось? Кто помог произведению  Шуберта звучать так ярко и выразительно? С чьей помощью в музыке марша мы  почувствовали изменения? Дети: Музыке развиваться помогли средства музыкальной выразительности динамика,  ритм. Учитель: Умнички! А сейчас, внимание! Я прочитаю вам стихотворение. В музыку какого  композитора оно нас приведет? С болота поросшего рясой С полей из лесного дупла, Певучая, добрая сказка По нотным тропинкам сошла К тесовому дому под ели тропинка Тебя приведет. Расскажет о Пете и волке Квартет и кларнет и фагот, Упрятаны в нотных страницах: Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы У сказки свои голоса. Пичугою флейта просвищет Закрякает уткой фагот А злого презлого волчищу Валторны заменят собой. Однако к чему торопится? Твоя эта сказка ­ бери. Волшебные двери ­ страницы В нее поскорей отвори. Дети: В этом стихотворении идет речь о симфонической сказке С. С. Прокофьева “Петя и  волк”. Учитель: А что вы можете рассказать об этой сказке С.С. Прокофьева? Дети: Эта сказка необычная, все действующие лица этой сказки представлены  музыкальными инструментами симфонического оркестра. С.С. Прокофьев написал ее специально для нас. С ее помощью композитор знакомит нас с инструментами, которые  входят в состав симфонического оркестра. ( Плакат “Симфонический оркестр”) С  помощью какого выразительного средства отличается звучание инструмента Дети: ТЕМБР. Учитель: Давайте вспомним героев сказки, инструменты которыми они представлены? (Просмотр фрагмента мультфильма “Петя и волк”). И так какие же инструменты представляют героев сказки?     “Тема дедушки” из симфонической сказки Прокофьева “Петя и волк”. Ответы детей. Петя ­ струнные инструменты. Птичка — флейта. Утка — гобой. Кот — кларнет. Дедушка — фагот. Волк — 3 валторны. Охотники — литавры. Учитель: Сегодня мы поговорим о дедушке и волке. (На доске иллюстрация) Дедушка  представлен фаготом. Слушаем:   Какая интонация у дедушки? Дети: Ворчливая. Учитель: А изменяется ли она на протяжении всего фрагмента или остается без  изменений? Дети: Не изменяется. Учитель: Молодцы! Конечно, это единственная тема в сказке, которая не изменяется. Тему волка исполняют 3 валторны. (Обращаюсь к иллюстрации на доске). Слушаем: “ Тема волка”. Анализ: • Изменялась ли музыка изображающая волка? (Да) • Встречался ли волк, с другими героями? (Да, с кошкой, с уткой, с птичкой.) • Как звучит музыка волка в начале, когда он только появляется? (Медленно, громко,  грозно, страшно.) • Как звучит музыка, когда птичка дразнит волка? (Он злится, прыгает, пытается достать  птичку.) • Какие интонации звучат в теме волка? (Резкие, злобные, яростные.) • Когда волк пойман, как изображает его музыка? Учитель: Ребята стояла ли музыка на месте или все время изменялась? Дети: Изменялась. Учитель: А кто нам помог услышать и понять характер героев? Дети: Тембр. Учитель: Но не только тембр помогает в развитии музыки, развиваться ей помогают и  другие средства музыкальной выразительности. Звучит попевка “ Игра в слова”. Учитель: Одинаково звучала музыка? Дети: Нет, музыка звучала изменяясь, первая часть звучала громко, вторая часть ­ тихо.  Такое изменение в музыке называется динамическим. Учитель: Что еще изменялось в этой попевке? Дети: Музыка как бы потемнела во второй части попевки, когда пелось про мышек  живущих в темных норках. А в начале, когда мы пели о грозе, она была яркой. “Дружбу звуков говорят называют Словом ­ лад. Светлый, мир просторный Рисует нам лад ­ Мажорный. А мир в темноту погруженный лад нам рисует Минорный.  Учитель: И так, в этой попевке изменяется лад. 1 ч. Мажор. 2 ч. Минор Как называют в музыке чередование долгих и коротких звуков? Дети: РИТМ. Учитель: Опять мы встретились с ритмом, который помогает нашему музыкальному  произведению развиваться. Давайте простучим ритм этой попевки. Вспоминаем счет. Работаем над попевкой. Поем по нотам, поем со словами в характере: 1 ч. Громко, в мажорном ладу. 2 ч. Тихо, в минорном ладу. Учитель: Хорошо, молодцы! Если бы не было средств музыкальной выразительности то  мы не могли бы так выразительно, ярко исполнить попевку “Игра в слова”. Какие же  средства музыкальной выразительности помогли нам интересно исполнять музыкальные  произведения? Дети: Лад, динамика, ритм. Учитель: Замечательно! Мы с вами так расшумелись, исполняя песенку про гром. Что наш старый знакомый проснулся. Играю начало песни “Почему медведь зимою спит” Книппера. Узнали? Кого же мы разбудили? Музыкально педагогический анализ. Вопросы: 1. Почему медведь зимою спит? 2. Что случилось с медведем, когда он шел к себе домой? 3. Что сделала лисица, когда медведь наступил лисе на хвост? 4. С кем еще встретился медведь в лесу? 5. Что сказал дятел медведю, когда тот влез на сосну 6. Правильно ли поступила лиса, закричав на медведя? 7. А что должен был сказать медведь лисе? 8. Почему медведь наступил лисе на хвост? 9. Сколько куплетов? 10. Каким изображен медведь? 11. Каким изображен дятел? 12. Какой изображена лиса? 13. Одинакова ли мелодия во всех куплетах? 14. Куплеты исполняются одинаково? Учитель: Как же мы исполним песню, чтобы она прозвучало интересно, увлекательно,  выразительно? Дети: В песне “Почему медведь зимою спит” 1 куплет надо петь медленно, тяжело,  спокойно, тихо, быстро. А в конце куплета замедляя. 2 куплет ­ быстрее, громко, взволнованно и т.д. 3 куплет – мягко, спокойно, тихо и т.д.  (составляем исполнительский план песни). Учитель: Ребята вы в своих ответах употребляли такие слова как: медленно, быстро,  замедляя, ускоряя. А знаете ли вы, что в музыке существует скорость. Кто отвечает за  скорость в музыке, как называется скорость в музыке? Дети:  Темп. .Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Оценки за урок  получили... Домашнее задание: Слушать музыку, распознавая средства музыкальной  выразительности. Наш урок окончен. “До свидания” Выход: под “Марш” Шуберта.

Выразительные средства музыки

Выразительные средства музыки

Выразительные средства музыки

Выразительные средства музыки

Выразительные средства музыки

Выразительные средства музыки

Выразительные средства музыки

Выразительные средства музыки

Выразительные средства музыки

Выразительные средства музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2017