Выразительные возможности графических материалов
Оценка 4.9

Выразительные возможности графических материалов

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
27.02.2018
Выразительные возможности графических материалов
1. Обоснование. Урок находится в системе уроков по изобразительному искусству на базе программ общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд” под редакцией Б.М. Неменского. В программе второго класса это урок первой четверти по общей теме “Чем и как работает художник”. Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для развития детей, которое определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления от взаимодействия с окружающим миром. Рисование является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти и мышления. Главная цель художественного образования – формирование духовной культурной личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным наследием. Учебный предмет “Изобразительное искусство” в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения. Для проведения современного урока изобразительного искусства большое значение имеет наличие у учителя учебно – методического комплекса, который в первую очередь включает в себя учебники, рабочие тетради, методическую литературу, плакаты, технические средства обучения, информационные технологии
Выразительные возможности графических материалов.doc
Выразительные возможности графических материалов 1. Обоснование. Урок находится в системе уроков по изобразительному искусству на базе программ  общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд”  под редакцией Б.М. Неменского. В программе второго класса это урок первой четверти по  общей теме “Чем и как работает художник”. Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для развития детей, которое  определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания,  чувства, впечатления от взаимодействия с окружающим миром. Рисование является одним  из средств развития наблюдательности, воображения, памяти и мышления. Главная цель художественного образования – формирование духовной культурной  личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным наследием. Учебный предмет “Изобразительное искусство” в общеобразовательной школе достигает  этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения. Для проведения современного урока изобразительного искусства большое значение имеет  наличие у учителя учебно – методического комплекса, который в первую очередь включает в себя учебники, рабочие тетради, методическую литературу, плакаты, технические средства  обучения, информационные технологии. 2. Идея урока. Можно выразить через эпиграф: “Мир вдохновенный, мир чудесный” или через высказывание К.Д.Ушинского: “Дети мыслят  формами, звуками, ощущениями…”. 3. Концепция урока. Рисунок или графика является одним из видов изобразительного искусства, с которым  ребята встречаются на протяжении всех годов обучения. В основе изобразительной деятельности лежит зрительное восприятие мира. Одним из  наиболее важных предметов в художественном воспитании детей является рисунок,  который способствует художественному освоению реального мира, развивает эстетическое  отношение к предметам и явлениям действительности, раскрывает перед детьми их  богатство и неповторимость, учит детей видеть, изучать и передавать характерные  особенности строения форм предмета. Так уже в первом классе в первой четверти ребята знакомятся с возможностями линий в  рисунке, изображение линией на плоскости. Во втором классе эта тема углубляется. В первой и четвертой четвертях занятия связаны с  выразительными возможностями графических материалов, красотой и выразительностью  линий. В шестом классе, когда уроки посвящены собственно изобразительному искусству, его видам и жанрам, дается понятие, что рисунок является основой изобразительного искусства и  этому посвящены занятия первой и других четвертей. Углубляется понятие типов линий, их  свойства, характера и ритма. Поэтому тема данного урока актуальная и важная. Тема урока: “Выразительные возможности графических материалов. “Изображение осеннего леса” (по памяти и впечатлению). Цель общая: развитие культурной личности, расширение зоны понимания ребенком  окружающего мира и умение отобразить его в своем творчестве. Вид урока: комбинированный. Форма урока: диалог, беседа и практическая деятельность. Вид деятельности: индивидуальная, рисование карандашом, восковыми мелками . Дидактическая модель обучения: продуктивная, объяснительно­иллюстративная. Цель и задачи урока. Образовательные: раскрыть понятия графики и рисунка, показать выразительные возможности линия и штриха; познакомить с конструкцией деревьев разных пород. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. Развивающие: развивать у учащихся чувство прекрасного, учить понимать красоту окружающей действительности, расширять кругозор. Учащиеся должны знать вид изобразительного искусства – графику, жанр  изобразительного искусства ­ пейзаж. Уметь: ­ сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись): ­ применять средства художественной выразительности в рисунке. Оборудование урока: простые мягкие карандаши, восковые мелки, белая ватманская  бумага, учебник по изобразительному искусству для 2­го класса Е.И. Коротеевой “Ты и  искусство”, рабочая тетрадь по изобразительному искусству. Демонстрационный материал: DVD диск “Азбука искусств”. DVD диск “Школа рисунка и живописи”. Плакаты с графическими изображениями. Репродукции с картин. Работы учителя. Музыкальный ряд: Песня В.Я . Шаинского “Учат в школе” (слова переработанные). П.И. Чайковский “Осень .Октябрь” (из цикла “Времена года”). Литературный ряд: А.С Пушкин “Осень”. План урока 1. Организационная часть. 2. Повторение пройденного материала (мотивация урока). 3. Сообщение новых знаний (организация целевого пространства). 4. Практическая работа учащихся (организация рефлексивного пространства). 5. Окончание урока Ход урока 1. Мотивация урока (повторение пройденного материала). Эмоциональное вступление. Слово учителя об уроке. (Затем звучит музыка М.  Пляцковского песни “Учат в школе”. Ребята ее исполняют.) Карандаш в руках держать И мелками рисовать,  Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Как накладывать мазки, И наброски от руки Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Рисовать квадрат и куб,  Красоту увидеть вдруг, Учат в школе, учат в школе, учат в школе, Как штриховку наложить,  И картинку получить,  Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Учитель подводит детей к мысли, что на уроке обязательно должны быть учебники, рабочие  тетради и другие предметы. (Входят двое учеников в костюмах учебника и рабочей тетради по изобразительному  искусству). Учитель их представляет. Затем эти ребята задают загадки про инструменты, необходимые  на уроке. Черный Ивашка – Деревянная рубашка, Где носом поведет,  Там штрих кладет. (Карандаш) Жмутся в узеньком домишке, Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю –  Где была пустота, Там, глядишь, ­ красота. (Восковые мелки) Если ей работу дашь –  Зря трудился карандаш. (Резинка) Вот это те предметы, которые нужны нам будут на уроке. Кроме них рисовать можно  фломастером, постелью, углем, сангиной и т.д. (Учитель показывает все эти предметы для рисования). 2. Организация целевого пространства. (Сообщение новых знаний) Объявляется тема урока. “Выразительные возможности графических материалов”. Рисунок чаще всего называют графикой. Выясняем, что такое рисунок и что такое графика.  (Открываем учебник и на странице 41 находим определение графики). Графика ­ рисунок тушью, карандашом или углем. Графика ­ (графо­пишу), вид изобразительного искусства, где рисунок является  самостоятельной областью (изображение карандашом, углем, или другим материалом,  выполненное штрихами, линиями без красок.) (На доске плакаты с различными видами штрихов) (Cмотрим небольшой отрывок по ДВД “Азбука искусств” об отличии графики от живописи). Затем закрепляем понятия рисунок и графика. Рисунок ­ вид графики, изображение предметов и явлений, выполненное от руки  графическими средствами( линия, светотень и т.д.) одним цветом или разными цветами  (например фломастерами, акварельными или восковыми мелками). Графика – (греч.grapho – пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, включающий  рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюр),  основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными  средствами и выразительными возможностями. Кроме контурной линии в графике используется штрих, пятно, также контрастирующие с  белой (редко цветной или черной ) поверхностью бумаги ­ основного материала графики. По технике графику различают на рисунок и печатную графику. По назначению графика бывает станковая, книжная, газетно ­ журнальная, прикладная  графика и плакат. 3. Организация содержательного пространства (сообщение новых знаний). На доске две фотографии с изображением деревьев ­ это дуб и береза. Даем характеристику деревьям. Дуб высокий, раскидистый, могучий, толстоствольный ит.д.  Береза стройная, высокая, белоствольная ит.д. Затем смотрим изображения нарисованных деревьев. По таблице “ Как дерево  растет”(Рисунок 1) объясняем, что на разных деревьях у каждой породы свое расположение ветвей, каждая часть дерева ( корни, ствол, ветви, листья) имеет свою определенную  форму. Отсюда, каждая часть дерева и рисуется по ­ разному. (Разбираем, какие линии и  штрихи применяются в рисунке. Рисунок 2, 3,   4, “Линии и способы штриховки”). Уясняем, что  линии бывают разные: толстые, тонкие, большие, маленькие, прямые и наклонные,  волнистые и ровные и т.д. Линии эти применяются при изображении разных частей дерева  (Рисунок 5, 6, 7,. 8, 9).   4. Практическая работа учащихся (организация рефлексивного пространства). Выясняем с ребятами, что такое пейзаж. Пейзамж (фр. Paysage, от pays  — страна, местность)  ­ жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения  является природа. Открываем рабочую тетрадь “Твоя мастерская”, где на странице 38­39 и делаем  упражнение: дорисовываем дуб корявой и сильной линией, а березу – нежной и тонкой, так,  как написано в задании Этим самым видим, что линии исполнения рисунка  разнохарактерные . Второе задание, изображение осеннего леса, выполняется на листе формата А3 восковыми  мелками. В учебнике на странице 38­39 показаны примеры работы восковыми мелками. Восковые мелки ­ графический материал, твердые разноцветные палочки, которыми можно рисовать, как цветными карандашами. Учитель объясняет ребятам, что рисовать деревья будем лиственные, так как осенью их  крона более живописная, чем у хвойных деревьев. Изображать деревья будем в полный  рост, крупно и во весь лист. (Для примера учитель показывает работу, как она должна выглядеть ). Напоминаю, чтобы работа была красивой, надо использовать разные цвета мелков. Черный  цвет не используем Для изображения кроны применяем и зеленый, и желтый, и красный, и  оранжевый цвета, смешивая их друг с другом. Обращаем внимание на то, что для осени характерно изменение цвета в природе, особенно  красивы листья у деревьев.. Для создания образа осени читаем отрывки из стихотворений А.С. Пушкина “Осень”. Делается акцент на описание леса. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса­ Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. Или такие слова: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила читатель дорогой,  Красою тихою, блистающей смиренно. В том и другом отрывке есть слово красота, которое и должно быть главным определением  в работе. Она должна быть красивая, радующая глаз. Требование к работе: ­ удачная композиция на листе; ­ аккуратное штрихование; ­ красочность штрихов; ­ строение деревьев. Работа над заданием. Ребята выполняют работу. (Тихо звучит музыка П.И. Чайковского “Осень, Октябрь” из цикла  “Времена года”.) 5. Окончание урока. На доске небольшая выставка работ учащихся, превращенная в коллективную работу в виде  фриз. Рассматриваем и анализируем их . Итоги урока. В конце урока ребятам выдается карточка достижений, на которой они  отвечают на поставленные вопросы . Затем подводятся итоги. Карточка достижений Фамилия, имя Понравился ли тебе урок? Понравилась ли тебе практическая часть Какие знания ты можешь использовать урока? в жизни? Как я сегодня работал на уроке? (Самооценка) Цель: изучить правила выполнения мира вещей, чтобы научится создавать свой натюрморт. У.В.З.: 1. научить рисовать натюрморт с натуры, с помощью градации светотени для передачи  объема на плоском листе бумаги. 2. развить стремление к успеху, в передачи наглядного изображения 3. воспитывать чувство сотрудничества между учащимися Зрительный ряд: наглядный материал для постановки (муляжи фруктов, ткань). Литературный ряд: 1. стихотворение М. Яснова «Натюрморт» 2. легенда о двух художниках: «Белый обман» Материалы: карандаш, кисть, краски акварельные, альбом, рамка­видоискатель, тетрадь по  изо. Задание: нарисовать постановку из предметов, с помощью красок. Задание на дом: репродукции разных натюрмортов, карандаш, альбом, рамка­видоискатель, тетрадь по изо. Ход урока Орг. момент: 1­2 мин настроить ребят на урок, проверка готовности к уроку Повторение опорных знаний: 1. с каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлом уроке?  (НАТЮРМОРТ) 2. когда он возник? (18 век) 3. что означает слова от фр. «мертвая природа»? (НАТЮРМОРТ) Изучение нового материала: Художники всегда любили изображать что­то необычайное, но гораздо больше их волновало изображение окружающей жизни. Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально – мертвая  природа), жанризобразительного искусства (главным образом станковой живописи и  графики), посвященный изображению вещей, окружающих человека, размещенных, как  правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.  Объектом изображения в натюрморте могут быть также цветы, овощи, фрукты, "дары моря" и т.п.; как дополнение к основному мотиву в композицию натюрморта иногда включаются  люди, животные, птицы, насекомые. Воссоздание предметного мира в натюрморте имеет,  как правило, самоценное художественное значение, хотя за изображением вещей часто  скрывается сложное символическое или аллегорическое содержание, стремление к  созданию цепи ассоциаций, так или иначе характеризующих стоящего за набором предметов человека. Тенденции к возникновению жанра натюрморт возникли в искусстве итальянского и  нидерландского Возрождения, в котором культивировалось внимание к конкретно­ чувственному воссозданию предметного мира (первый, точно передающий облик предметов  "Натюрморт" выполнен в 1504 итальянским живописцем Якопо де Барбари). Легенда о двух художниках: “Белый обман» Около двух с половиной тысяч лет назад, как гласит легенда, два греческих художника из  города Афины поспорили между собой – кто из них лучше рисует. Одного звали Зевксис,  другого Паррасий. Через год они закончили свои картины. На картине Зевксиса был изображен крупный, с матовым налетом, ярко блестящий на солнце виноград. Словно на ветру дрожали его зеленые листья. Птицы в саду, увидев гроздь  винограда, подлетели к картине и начали клевать виноград. После этого Паррасий показал свою картину. На ней был изображен белый занавес, за  которым, казалось, было скрыто изображение. Зевксис быстро подошел к картине и  попытался отодвинуть этот занавес, решив, что он настоящий. Победителем состязания признали Паррасия, сумевшего обмануть острый глаз художника. Стихотворение: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, Или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт! Поэт М. Яснов На прошлом уроке вы учились в технике аппликации создавать натюрморт. Сегодня мы  продолжим тему мира вещей и попробуем изобразить этот мир готовой постановке из разных предметов, с помощью красок. РАБОТА В ТЕТРАДИ: 1. определяем плоскость, на которой стоят предметы 2. ограничьте свое видимое пространство, с помощью рамки­видоискателя 3. передача объема, с помощью градации светотени 4. зарисовать схему: «Выразительные возможности в натюрморте» 5. словарь терминов (свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень) Советы учителя: Для того чтобы грамотно составить натюрморт, сначала определи его тематику, в  соответствии с которой бери ряд предметов. Но это еще не все, необходимо в какой­то  последовательности расставить их, а это сложный и ответственный этап. Здесь полезно  сделать несколько небольших, примерно в размер спичечного коробка, эскизов, попробовать изобразить в разных вариантах отобранные предметы без детализации, найти, прежде  всего, наиболее удачное решение композиции. Разрабатывая эскиз, нужно учитывать также  и точку зрения, ее отдаленность, высоту, то есть место, с которого рисуется натюрморт.  Таких точек может быть много, но не все из них удачны. Предметы иногда закрывают друг  друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в  плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при  работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету, против света). Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист  прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько  эскизов­вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и  достоин дальнейшей разработки. Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и  последовательность. Нельзя, например, лишь начав рисунок, заниматься штудированием  незначительных мелочей, если не определена еще основная, большая форма, не решена  тональная и цветовая идея постановки. Это может привести к дробности рисунка, к ошибкам в пропорциональных и тонально­цветовых отношениях между предметами. Поэтому в  художественной практике существует метод последовательной работы над постановками,  основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному  деталями общему. Применение приобретенных знаний: Сегодня вам предстоит выполнить трудное задание: нарисовать с натуры группу предметов,  а это требует передачи пространственных отношений между изображаемыми предметами.  Кроме сравнения конструкции и светотени предметов, нужно провести анализ цвета  предметов по тем вопросам, которые мы с вами повторили на прошлом уроке. Выполнить с натуры натюрморт, применяя правильное соотношение этих светлотных фаз,  уложить каждый тон точно на место, через краски и воду. С чего начинаем рисунок? Расположим лист вертикально или горизонтально ­ в зависимости  от того, как мы видим натурную постановку со своей точки зрения. Наметим высоту и ширину  всего натюрморта и отдельных предметов. (давайте вспомним) 1. С помощью, каких художественных средств можно передать объем предметов в  рисунке? (С помощью перспективы, светотени, штриха, пятна, а в живописи ­ мазка.) 2. Чего достигает художник с помощью светотени? (Объема.) 3. Какие градации светотени вы знаете? (Свет, тень, полутень, рефлекс, падающая  тень, блик.) 4. Какие бывают тени? (Собственные, падающие.) 5. От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета.) 6. Что такое блик? (Самые светлые места на поверхности предмета, те места, где лучи  света падают на него вертикально и отражаются от поверхности.) 7. Что такое рефлекс? (Отражение, отсвет от другого предмета.) Желаю успеха! Итог урока: Домашнее задание, выставка работ учащихся. ­ С чем сегодня познакомились на уроке?

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов

Выразительные возможности графических материалов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018