Вышивка бисером верха унтов (билэ)
Цели:
• Образовательная: формирование умений и навыков вышивки билэ.
• Развивающая: развитие интереса к прикладному искусству.
• Воспитательная: привитие уважения и любви к искусству северного народа.
Оборудование: лоскуток ткани (сукно, черный); нитка № 20 (белый); иголки (тонкий № 0, толстый); наперсток; ножницы; трафарет; зубная паста; кисточка; бисер (белый); блюдце;
План занятия:
1. Организационная часть
Класс украшен меховыми изделиями, вышитыми бисером и рисунками детей. Звучит музыка.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня узнаете много о бисере и научитесь вышивать бисером верх унтов, которое называется на якутском языке «билэ».
Вышивка бисером верха унтов (билэ)
Цели:
Образовательная: формирование умений и навыков вышивки билэ.
Развивающая: развитие интереса к прикладному искусству.
Воспитательная: привитие уважения и любви к искусству северного народа.
Оборудование: лоскуток ткани (сукно, черный); нитка № 20 (белый); иголки (тонкий № 0,
толстый); наперсток; ножницы; трафарет; зубная паста; кисточка; бисер (белый); блюдце;
План занятия:
1. Организационная часть
Класс украшен меховыми изделиями, вышитыми бисером и рисунками детей. Звучит музыка.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня узнаете много
о бисере и научитесь вышивать бисером верх унтов, которое называется на якутском языке
«билэ».
2. Теоретическая часть «Из истории бисера»
– Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. А само слово «бисер» произошло
от арабского «бусра», что означает бусинки с отверстиями – круглые или многогранные, из
цветного стекла или металла. Мелкие бусины, по форме напоминающие бисер, встречались
на Руси в IX веке, а в XVIII веке М.В.Ломоносов основал производство бисера в России.
Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в XIX столетии. Бисером
отделывали дворцовые интерьеры, декорировали мебель, оклады окон, предметы быта.
Бисером и стеклярусом украшали народные костюмы и бальные платья, сумочки, кошельки,
шкатулки, кисеты и разные другие мелкие вещицы.
К началу XX века интерес к бисеру постепенно ослабел, но традиции выполнения украшений
передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Если вы хотите научиться вышивать бисером и впервые беретесь за такую работу, лучше
начинайте с простых вещей, например, с шитья билэ – верха унтов. Мы с вами сегодня на
этом занятии попробуем вышить верх унтов – билэ. Для этого нам нужно работать очень
внимательно и аккуратно (показываю готовое изделие)
3. Практическая часть
На столе у детей лоскуток ткани (сукно, черный); нитка №20 (белый); иголки ( тонкий №0,
толстый); наперсток; ножницы; трафарет; зубная паста; кисточка; бисер(белый); блюдце.
– Перед тем как начнем работать, вспомним технику безопасности при работе с ножницами и
иголкой:
Нельзя передавать ножницы острием;
При шитье, на правый указательный палец, надеть наперсток.
Не держи ножницы кольцами верх;
Не оставляй их в раскрытом виде;
Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперед;
При вышивании не бери в рот иголку;
Работай с игольницей.– А теперь, ребята, давайте наденем фартуки и нарукавники. Приступаем к работе.
1. На лоскуток ткани наносим рисунок через трафарет с помощью зубной пасты и
кисточки.
2. Снимаем трафарет с ткани.
3. Пока рисунок сохнет, подготовим к работе иголки с ниткой (тонкую «вводящая» и
толстую «рабочая»).
4. В белое блюдце (без рисунка) отсыпаем бисер.
5. На левую руку берем ткань и с изнаночной стороны на начало рисунка
нанизываем вводящуюиголку с ниткой.
6. На иголку с ниткой набираем бисер.
7. Рабочей иголкой зашиваем каждую бусинку.
4. Итог занятия
– Мы сегодня славно поработали. Кто не закончил – дома доделаете. На следующем занятии
продолжим вышивание бисером, ознакомимся с разными узорами и видами бисера.
На этом наше занятие окончено. До свидания!