Выступление-доклад (обобщение опыта работы)
Тема «Откуда берутся успешные ученики? Или эффективные способы обучения»
Автор В.С. Шлыкова, учитель истории и обществознания МБОУ «Сивинская СОШ»
Дата 27.08.2019
Место: районная августовская педагогическая конференция
Добрый день, уважаемые коллеги! «Откуда же берутся успешные ученики, которые могут хорошо учиться, хорошо (удовлетворительно) сдавать ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, результативно выступать на олимпиадах?» - наверняка хоть один да раз в год любой педагог задаётся этим вопросом. Я не исключение.
«Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забыто» - эти слова Энштейна с недавних пор стали моим девизом в профессиональной деятельности. Почему? Один мой хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет, однажды на очередное мое высказывание – жалобу о том, что мои ученики не запоминают материал, не воспроизводят его так как бы мне хотелось, через день/неделю/месяц/год не могут вспомнить ни одной даты или события, посмотрев на меня, спросил: «А ты, собственно, чего хочешь-то? Хочешь, чтобы твои ученики на 100% знали весь учебный материал – это невозможно. Или всё же хочешь, чтоб твои ученики могли и умели в любой ситуации решать разные задачи, высказывать своё мнение, аргументировать ответы». Я, конечно же, выбрала второе. «Тогда научи их этому! Не старайся запихнуть в их голову как можно больше информации, покажи им методы, приёмы, алгоритмы, как можно им самостоятельно эту информацию добыть. Обрати внимание на навыки».
В большинстве случаев в своей работе мы сталкиваемся с детьми сегодня, которые ничего делать не желают или они уже устали, когда пришли к вам на урок, а хочется, чтобы твои ученики были успевающими, улыбающимися, довольными. И поверьте, превратить ученика во второй вариант гораздо сложнее, чем в первый.
В своей работе я делаю ставку на два показателя:
1) отработка навыков работы с текстом, примерами, эссе, планами и т.д.;
2) «настойчивость» учителя (т.е. меня самой).
За три года работы в школе я убедилась, что эти показатели работают и на меня, и на учеников: ОГЭ по обществознанию и ЕГЭ успешно сдаётся, ВПР успешно выполняется на 78%, олимпиады приносят первые и призовые места не только на уровне школы, но и муниципалитета, региона. И если с настойчивостью всё понятно – это личностная компетенция педагога, то как же происходит отработка навыков учеников. Некоторые из них раскрою.
1. Борьба с опозданиями на урок. Опоздавший ученик должен ответить на пять вопросов по предыдущим темам (вопросы формулирует сам учитель по своему усмотрению), причём, если опоздавших более 2-х, тогда они отвечают письменно на эти вопросы для экономии времени при изучении темы урока (особенно важно это правило в 8-11 классах).
2. «Пятиминутки» - пять вопросов по вариантам с открытым ответом. Эта работа проводится с целью проверки знаний терминов и понятий (опрос домашнего задания), позволяет на уроке экономить время, охватывать всех учеников, отрабатывать навык формулирования и определения понятий и терминов. При этом существует алгоритм формулирования понятий и терминов – метод трёх вопросов: что? какое? для чего?
3. «Договор»:
3.1.9 класс – определяемся с учениками с ответом на вопрос «зачем ты сдаёшь обществознание/историю?»:
А) «лишь бы сдать», «по другим предметам я вообще ничего не знаю» - уровень «3» - консультации в основном для этих учеников по базовому уровню «чтобы сдать»;
Б) «мне пригодится/нужно для поступления в будущем в вуз», «мне нужны 4/5 – я работаю на аттестат» - для этих ребят консультации проводятся, направленные на работу со сложным материалом – текст, план, аргументация.
3.2. 10-11 класс: в начале учебного года требую от учеников ответа на вопрос «Сколько баллов тебе нужно для поступления? В какой вуз/колледж планируешь поступить? Каков средний балл по обществознанию для поступления на выбранную тобой специальность?» Если ученики сразу же не могут определиться, еще в сомнениях, даю им обычно 2-3 недели на поиск информации, а затем всё равно требую ответа на поставленные вопросы. Как только ответ получен договариваемся о том, что все полученные на ЕГЭ учеником баллы распределяются между моей и его работой: 20% работы ученика – мои – это работа учителя научить (или 42 балла на ЕГЭ – минимум для сдачи ЕГЭ), 80% его работы – это самостоятельная работа самого ученика, т.е. все те баллы, которые он набирает за вычетом 42 – это и есть его заслуга, его труд.
4. «Устный зачёт» - 8-11 класс по изучаемым разделам согласно тематического планирования за курс (отработка умений и навыков формулирования терминов, понятий, т.к. в обществознании это самое сложное).
Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забыто. Навыки – залог успеха. Поэтому в ответе на вопрос «Откуда же берутся успешные ученики?» фраза «успешный учитель – успешные дети», мне кажется не совсем верной в современных реалиях нашей жизни. Фраза же «Настойчивость учителя в стремлении обучить навыкам – это и есть залог успеха его учеников» вполне подходит для ответа на этот вопрос. Быть настойчивым или не быть? Вот в чём вопрос. Для себя я ответила – быть!!! Ответьте и вы для себя, сделав собственный выбор.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.